Готовимся к выездной проверке страховых взносов
Выездные проверки в отношении социальных взносов до 2010 года курировали сотрудники налоговых органов. С принятием Закона о страховых взносах*(1) функции контроля за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов перешла, в частности, к специалистам ПФР. С 2011 года они смогут проводить выездные проверки компаний на основании специальных рекомендаций*(2).
Минздравсоцразвития России отмечает*(3), что проверки проводятся не ранее 2011 года и только за расчетный период 2010 года. ФНС России до 2010 года являлась единственным контролирующим органом страховых платежей. Часть 5 Методических рекомендаций устанавливает период проведения проверки, который рассчитывается исходя из целого числа расчетных периодов. Ревизию назначают не ранее наступления последних сроков представления отчетности. Наиболее поздний из них - расчет в ПФР, то есть 1 февраля. Следовательно, органы контроля не должны прийти с проверкой на предприятие ранее 1 февраля 2011 года.
Кому ждать проверки?
В свое время налоговые органы разработали концепцию системы планирования выездных налоговых проверок*(4), в рамках которой были установлены критерии самостоятельной оценки рисков для предприятий. Ввиду открытости информации каждая фирма могла соотнести показатели предпринимательской деятельности с зонами риска и оценить свои шансы попадания в план налогового контроля.
На сегодняшний день в отношении предприятий, которым предстоит пройти ревизию фонда, не существует конкретных "открытых" источников оценки зон риска. Но то, что планы будут утверждаться, сомнений нет. Этот вывод подтверждают Методические рекомендации*(5).
Приказом уполномоченного лица территориального органа ПФР не позднее 25 декабря утверждается план на следующий год. В нем отражаются: наименование предприятия, ИНН/КПП, период, сроки ревизии. ПФР имеет право в течение всего года вносить уточнения в план: производить исключение (включение) компании, изменять сроки.
Руководитель ПФР (его заместитель) выносит решение о проведении выездной проверки. Оно должно быть в 2 экземплярах (один из них вручается под роспись руководителю компании или представителю по доверенности, второй остается в материалах проверки). Решение должно содержать: полное и сокращенное название компании; предмет и период проверки (правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов и взносов по обязательному пенсионному страхованию*(6)); ФИО инспектора, его должность. Документы, сопутствующие ревизии, составляются в соответствии с установленными приказом Минздравсоцразвития России формами*(7).
Инспектор вправе запросить у компании заверенные копии документов*(8), вручив представителю организации требование. В установленный срок копии под опись передаются проверяющему*(9). Настоятельно рекомендуем бухгалтерам не пожалеть времени и составить реестры переданных бумаг. Эта процедура сбережет ваше время.
Что делать, если в силу определенных причин предприятие не может исполнить требование? Компания вправе письменно уведомить проверяющих о невозможности представить документы с обязательным указанием причин*(10). Целесообразно назвать конкретные сроки исполнения требования. Руководитель территориального органа ПФР (или его заместитель) в течение 2 дней с момента получения письменного обращения выносит решение о продлении сроков или об отказе.
Законом N 212-ФЗ установлено, что проверку проводят на территории компании или по месту нахождения ПФР. Фирме скорее всего придется письменно пояснить причины невозможности предоставления помещения инспекторам. Решение компании вручается сотрудником органа контроля при предъявлении служебного удостоверения*(11). Если предприятие воспрепятствует доступу на территорию, о данном факте составляется акт. Он подписывается представителем организации и инспектором. При отказе от подписи делается соответствующая запись.
Если руководство компании не допустит на свою территорию органы контроля, не представит в установленные сроки документы или скроется в момент проведения проверки, это не будет являться основанием для прекращения ревизии. По имеющейся информации об аналогичных предприятиях (вид деятельности, численность, уровень заработной платы и др.) инспектор произведет расчет страховых взносов*(12).
Законом N 212-ФЗ четко установлено, что ревизия проводится один раз в 3 года*(13). Однако Методические рекомендации устанавливают рекомендательный срок "не чаще чем один раз в три года"*(14). Возникает вопрос: значит ли это что инспекторы смогут приходить с проверкой в компанию, например, 2 раза в год? На основании каких показателей и критериев? По запросу какого контролирующего органа? Следует учитывать, что закон имеет большую юридическую силу по сравнению с подзаконными актами, к которым относятся и Методические рекомендации. Следовательно, подзаконный акт не может противоречить закону либо толковать его расширительно. Обратите внимание, что проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией предприятия проводится независимо от сроков предыдущей*(15).
Сроки проведения проверки
Срок проведения ревизии не должен превышать 2 месяцев. При этом он может быть увеличен не более чем на один месяц, если у фирмы есть обособленное подразделение. Окончание контрольных мероприятий оформляется соответствующей справкой.
Решением уполномоченного ПФР допускается приостановление проверки, но не более чем на 6 месяцев по следующим основаниям: истребование документов, получение информации от иностранных государственных органов, перевод документов на русский язык. Такое решение может издаваться неоднократное количество раз, за исключением одного: истребование документов возможно не более раза в отношении каждого лица, у которого они изымаются*(16). Если орган контроля нарушит это положение, компания имеет право обжаловать данное решение. Приостановка не дает право инспектору требовать новые документы у компании, все подлинники должны быть возвращены фирме*(17). По окончании приостановления выносится решение о возобновлении. Оно также подписывается руководителем контролирующего органа (его заместителем) и вручается под роспись руководителю (представителю) компании.
Оформление результатов проверки
В течение 2 месяцев со дня изготовления справки инспектор составляет акт, который должен соответствовать требованиям, установленным приказом Минздравсоцразвития России N 957н. Документ подписывают лица, проводившие ревизию. В течение 5 дней с даты подписания акт вручается компании. В случае отказа представителя компании завизировать его делается соответствующая запись. Вместе с актом вручается извещение о дате, времени и месте рассмотрения возражений. Свои доводы, а также документы, их подтверждающие, фирма подает в письменном виде в течение 15 дней со дня получения акта*(18). Отметим, что законом не запрещено давать устные пояснения в отношении акта. Организации разрешено знакомиться с материалами проверки*(19). Возражения рассматривает уполномоченный представитель территориального ПФР. В рамках их рассмотрения устанавливаются факт совершения и состав правонарушения; основания для привлечения к ответственности; обстоятельства, исключающие вину компании.
В течение 10 дней с последнего дня подачи возражений на акт ПФР выносит решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности). В решении излагаются обоснованные доводы, которые привели к нарушениям, а также суммы недоимки, штрафных санкций и пеней. Отражаются обстоятельства, которые стали причиной отказа в привлечении к ответственности (отсутствие состава правонарушения, смягчающие обстоятельства). Срок вступления решений в силу - 10 дней с момента получения фирмой документа.
В случае несогласия с доводами ПФР компания имеет право обжаловать решение через апелляционную жалобу в вышестоящий орган контроля. Законом не запрещено одновременно подать исковое заявление в арбитражный суд*(20). По истечении одного месяца со дня получения жалобы ведомство, получившее апелляцию, выносит одно из постановлений: оставить жалобу без удовлетворения, отменить или изменить решение.
Пример
Было принято решение от 14.02.2011 N 1 о проверке ООО "Актив" за 2010 г. по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты страховых взносов. Инспектор составил требование от 14.02.2011 N 1-Т. Решение и требование вручены лично руководителю предприятия под роспись 15.02.2011. Срок выездной проверки начинает течь с 14.02.2011.
ООО "Актив" представило документы 02.03.2011. Компании вручено дополнительное требование от 04.03.2011 N 2-1. На основании полученных документов уполномоченное лицо принимает решение о приостановлении от 22.03.2011 N 3-п. В нем указываются причина и дата приостановки. В нашем примере эти даты совпадают. После проведения всех контрольных мероприятий выносят решение о возобновлении от 29.06.2011 N 3-В.
По истечении 2 месяцев со дня начала ревизии (исключая дни приостановки) инспектор выносит справку об окончании от 22.07.2011 (с 14 февраля по 22 марта - 36 дн.; с 29 июня по 22 июля - 24 дн.).
Проверяющие 22.09.2011 издают акт и вручают его под роспись в течение 5 рабочих дней, т.е. 29.09.2011. Возражения назначены на 21.10.2011. Организацией возражения поданы 20.10.2011.
Решение о привлечении к ответственности (об отказе) вынесено 03.11.2011. Вручено организации 10.11.2011 в течение 5 рабочих дней. Возможной датой вступления в силу будет 25.11.2011, т.е. через 10 дней с момента получения компанией документа. В этот период организация имеет право подать апелляционную жалобу в вышестоящий контролирующий орган, а также исковое заявление в арбитражный суд.
Несем ответственность за нарушения
Ответственность за нарушение законодательства об уплате страховых взносов предусмотрена главой 6 Закона N 212-ФЗ. Законодатель разработал Методические рекомендации*(21), из которых следует, что нарушения могут быть выявлены как в рамках камеральных и выездных проверок, так и при анализе других документов о деятельности компании. Правда, Методические рекомендации не содержат перечень таких документов. Эта норма отсутствует и в Законе N 212-ФЗ. Законодатель четко установил, что компания привлекается к ответственности, если вступило в силу решение, которое оставляется только в рамках проверок. Следовательно, не ясно, как ПФР будет привлекать к ответственности "по другим имеющимся документам".
Основные положения Методических рекомендаций*(22), которыми следует руководствоваться сотрудникам фонда при привлечении к ответственности, таковы:
территориальные органы ПФР возлагают на себя функции по выявлению фактов нарушения;
предприятие не может быть привлечено к ответственности повторно;
основанием для привлечения к ответственности является вступившее в силу решение;
компания не освобождается от административной, налоговой или уголовной ответственности;
при выявлении нарушений фирма не освобождается от уплаты сумм недоимки страховых взносов, штрафов и пеней.
Предприятие обязано своевременно представлять в органы контроля расчеты, связанные с начислением и уплатой страховых взносов*(23). Факты нарушения по уплате страховых взносов отражаются в акте камеральной или выездной проверки.
Рассмотрим основные нарушения и предусмотренную законодательством ответственность в таблице.
Алгоритм ревизии страховых взносов схож с выездными налоговыми проверками (период, сроки, регламентирующие документы, оформление и порядок оспаривания). Для большинства сотрудников ПФР возложенные обязанности - новые. Требуется время для приобретения опыта, методов и навыков проведения проверок. Если использовать эти недостатки в свою пользу, то компания пройдет ревизию с минимальными претензиями.
Нарушения и ответственность за них
Нарушение, основание | Предусмотренная ответственность | Примечание |
Нарушение срока представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам до 180 календарных дней (180-й день включительно) (п. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ) | Налагается штраф в размере 5% суммы страховых взносов, подлежащей уплате за каждый полный (неполный) месяц просрочки, но не более 30% от указанной суммы и не менее 100 руб. | Нарушение должно подтверждаться документами: актом проверки; расчетом компании по страховым взносам с отметкой о приеме; документом, подтверждающим доставку расчета. Если компания представила нулевой расчет, то штраф будет равен 100 руб. Наличие переплаты по страховым взносам не уменьшает размер штрафа |
Нарушение срока представления расчета более 180 календарных дней (п. 2 ст. 46 Закона N 212-ФЗ) | Налагается штраф в размере 30% суммы страховых взносов, подлежащей уплате за период по 181-й день включительно, и 10% суммы страховых взносов, за каждый последующий полный (неполный) месяц просрочки но не менее 1000 руб. | |
Неуплата (неполная уплата) сумм в результате занижения базы или иного неверного исчисления взносов (п. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ) | Налагается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы страховых взносов | Факт неуплаты или неполной уплаты страховых взносов может быть выявлен камеральной и (или) выездной проверкой. Размер штрафа рассчитывается от суммы, в результате которой произошло занижение базы для начисления взносов. При этом следует помнить, что состав правонарушения отсутствует, если штраф наложен на неуплату страховых взносов, по которым у предприятия была переплата |
Неуплата (неполная уплата) сумм в результате занижения базы или иного неправильного исчисления взносов, совершенная умышленно (п. 2 ст. 47 Закона N 212-ФЗ) | Налагается штраф в размере 40% от неуплаченной суммы страховых взносов | |
Отказ или непредставление в органы контроля в установленные сроки документов (копий документов), необходимых для осуществления контроля (ст. 48 Закона N 212-ФЗ) | Штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный (несвоевременно представленный) документ | Инспектор в рамках проверки вправе истребовать документы у предприятия, которые должны относиться к предмету проверки. Срок представления - 10 дней с момента получения требования. Привлечение к ответственности по ст. 48 Закона N 212-ФЗ осуществляется после завершения камеральной либо выездной проверки и оформляется отдельным актом, который рассматривается в те же сроки, что и акт выездной проверки |
И.С. Гривцова,
эксперт журнала
Экспертиза статьи:
О.С. Ястребкова,
ведущий юрисконсульт компании "Кузьминых, Евсеев и партнеры"
"Актуальная бухгалтерия", N 10, октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ)
*(2) утв. распоряжением правления ПФР от 11.05.2010 N 127р (далее - Методические рекомендации по организации выездных проверок)
*(3) письмо Минздравсоцразвития России от 26.05.2010 N 1344-19
*(4) утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@
*(5) подп. 2.1-2.5 ч. 2 Методических рекомендаций по организации выездных проверок
*(6) Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ
*(7) приказ Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н
*(8) ст. 37 Закона N 212-ФЗ
*(9) п. 5 ст. 37 Закона N 212-ФЗ
*(10) п. 6 ст. 37 Закона N 212-ФЗ
*(11) п. 1 ст. 36 Закона N 212-ФЗ
*(12) подп. 7.3 ч. 7 Методических рекомендаций по организации выездных проверок
*(13) п. 10 ст. 35 Закона N 212-ФЗ
*(14) подп. 1.5 ч. 1 Методических рекомендаций по организации выездных проверок
*(15) п. 20 ст. 35 Закона N 212-ФЗ
*(16) п. 16 ст. 35 Закона N 212-ФЗ
*(17) п. 19 ст. 35 Закона N 212-ФЗ
*(18) п. 5 ст. 38 Закона N 212-ФЗ
*(19) пп. 3, 4 ст. 39 Закона N 212-ФЗ
*(20) п. 1 ст. 54 Закона N 212-ФЗ
*(21) утв. распоряжением правления ПФР от 05.05.2010 N 120р (далее - Методические рекомендации по организации работы территориальных органов ПФР по привлечению к ответственности)
*(22) подп. 1.3 ч. 1 Методических рекомендаций по организации работы территориальных органов ПФР по привлечению к ответственности
*(23) п. 3 ст. 28 Закона N 212-ФЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.