Формы внутрифирменного инновационного обучения молодых предпринимателей
В статье рассматриваются формы внутрифирменного инновационного обучения молодых предпринимателей. Цель публикации - обосновать необходимость создания и роста бизнес-школ для развития и становления малого и среднего бизнеса.
В настоящее время многим предпринимателям не хватает профессиональных знаний. Часто основанием причины закрытия фирм становится недостаток знаний и низкий уровень квалификации предпринимателей. Поэтому для бизнесменов, особенно начинающих, актуальна проблема повышения уровня квалификации и получения необходимых деловых и специальных знаний. Внутрифирменное инновационное обучение становится необходимым.
Вместе со всем миром меняется и система образования. Бизнес-школы дают рыночно ориентированные знания. Но собственники не хотят тратить время на то, чтобы работники надолго отрывались от производства, тратили время на дорогу до центра обучения и на учебу в нем.
Внутрифирменное инновационное обучение проводится с целью подготовки конкурентоспособных предпринимателей*(1), оно предназначено для переобучения людей, чтобы те могли работать в фирмах нового инновационного типа.
"Внутрифирменное профессиональное обучение персонала"*(2) - это система подготовки персонала: проводится внутри фирмы или учебного центра, решает специфические для конкретной фирмы проблемы, задействует собственных или внешних преподавателей. "Инновация" - инвестиции в новации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования.
Можно сказать, что "внутрифирменное инновационное обучение" - это вложение средств в обучение персонала конкретной фирмы, проводимое на ее территории.
Все больше выходят на передний план такие формы обучения, как:
1. Обучение на рабочем месте*(3) - организуется обучение по месту работы. Не учащиеся едут в учебное заведение, а преподаватели из бизнес-школы или учебного центра приезжают на предприятие и обучают студентов. Этот метод используется для овладения необходимыми навыками и ознакомления новых работников с тем, как пользоваться оборудованием и инструментами в процессе выполнения профессиональной деятельности. Это делается для того, чтобы не только передать работнику необходимые для работы знания, но и сформировать у него более точные представления о требованиях, предъявляемых работодателем.
2. Дистанционное обучение - обучение, проводимое "в удаленном режиме", непосредственно на рабочем месте*(4), когда люди получают образовательные услуги без посещения вуза, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких, как электронная почта, телевидение и Интернет. Например, преподаватель в аудитории читает лекцию on-line, при этом его видят и слышат многие обучающиеся, находясь у себя на рабочем месте.
3. Инновационные методы обучения*(5) повышают качество подготовки предпринимателей, развивают у них творческие способности, самостоятельность принятия решений. Применяются новейшие достижения науки и информационных технологий. Ниже перечислены основные инновационные методы:
а) развивающее обучение (методы активного обучения, интерактивное), с его помощью за короткое время усваивается большой объем знаний, уделяется внимание практическим навыкам. Проводятся тренинги, программированное и компьютерное обучение, групповые занятия, деловые и ролевые игры, ролевое моделирование, разбор практических ситуаций;
б) контекстное обучение связывает конкретные знания и их практическое применение. Подготовка осуществляется с наибольшим учетом особенностей профессии. Используется имитационная модель специалиста, обеспечивается переход учебного типа деятельности в профессиональный со сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств, предметов и результатов;
в) обучение на основе опыта: анализируются реальные жизненные ситуации в разных областях и разрабатываются соответствующие предложения и решения. Оно неотделимо от других инновационных методов, так как подразумевает возможность анализа собственного опыта и предмета обучения;
г) обучение в команде: развивает творческое мышление, способствует социализации, достижению воспитательных целей учебного процесса, максимально приближает к реальной деятельности. Работа в команде - такая же необходимость, как и сам инновационный путь развития;
д) междисциплинарный подход к обучению: позволяет обучить предпринимателей самостоятельно черпать знания из разных областей науки и отраслей производства, концентрировать их в виде конкретной решаемой задачи.
4. Проблемно-ориентированное обучение: позволяет делать анализ и разрешать конкретную проблему. Самое главное в этом методе - правильно поставить задачу и сформулировать цель.
С помощью таких инновационных рыночно ориентированных методов обучения можно повысить квалификацию молодых предпринимателей, заполнить пробелы в их образовании. Причем это будет происходить на рабочем месте, без особых временных, материальных и человеческих затрат, что наиболее эффективно для фирм, которые не могут позволить себе отрыв от производства. В результате повышается эффективность производства фирм, уменьшаются убытки, а в перспективе - подъем роста экономики регионов и России в целом.
Библиографический список:
1. Коноплев В.А., Васильева Л.Б. Внутрифирменное инновационное обучение молодых предпринимателей. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007.
2. Коноплев В.А., Ващилова О.И., Васильева Л.Б., Корчагина И.В. Введение в современное налогообложение / Под ред. В.А. Коноплева. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2009.
3. Словарь финансово-экономических терминов и определений: Учебно-методическое пособие. М.: ИВЭСЭП, 2008. С. 18, 75
4. Папонова Н.Е. Методы обучения персонала на рабочем месте // Кадры предприятия. 2007. N 5.
5. Шоптенко В. Передний край бизнес-образования: инновации в методах и технологиях // Экономическая политика. 2007. N 4. С. 151.
6. Ярмоленко И.В. Оценка и управление инновационной деятельностью высшего учебного заведения: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. Белгород: Белгородский ГТУ им. В.Г. Шухова, 2008. С. 56.
В.А. Коноплев,
кандидат экономических наук, профессор, заведующий
кафедрой налогообложения, предпринимательства и права
ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет"
Л.Б. Васильева,
преподаватель кафедры налогообложения,
предпринимательства и права ГОУ ВПО
"Кемеровский государственный университет"
Е.В. Глебова,
студентка 6-го курса экономического факультета
ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет"
"Образование и право", N 7, июль 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Коноплев В.А., Васильева Л.Б. Внутрифирменное инновационное обучение молодых предпринимателей. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007.
*(2) Словарь финансово-экономических терминов и определений: Учебно-методическое пособие. М.: ИВЭСЭП, 2008. С. 18, 75.
*(3) Папонова Н.Е. Методы обучения персонала на рабочем месте // Кадры предприятия. 2007. N 5.
*(4) Шоптенко В. Передний край бизнес-образования: инновации в методах и технологиях // Экономическая политика. 2007. N 4. С. 151.
*(5) Ярмоленко И.В. Оценка и управление инновационной деятельностью высшего учебного заведения: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. Белгород: Белгородский ГТУ им. В.Г. Шухова, 2008. С. 56.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Научно-правовой журнал "Образование и право" посвящен актуальным вопросам применения законодательства в сфере образования, правовому мониторингу, инновационным технологиям и реформе юридического образования в России.
В журнале анализируются проблемы современного законодательства в сфере образования, основные направления реформы среднего специального, высшего и поствузовского образования в целом, и юридического образования в частности.