Обеспечение качества лекарственных средств посредством внедрения надлежащей производственной практики в фармацевтическую отрасль Российской Федерации
В статье описано внедрение стандарта надлежащей производственной практики (GMP - ГОСТ Р 52249-2009) на фармацевтических предприятиях Российской Федерации как главный способ внедрения качества и стабильности лекарственных средств на фармрынке. Показана необходимость создания государственного инспектората по качеству лекарств для успешного перевода фармацевтической отрасли на новый технический уровень.
Вопросам развития и совершенствования отечественного фармацевтического рынка, а также подтверждению качества лекарственных средств (ЛС) в нашей стране уделяется особое внимание, учитывая социальный и демографический характер проблемы.
Компания "IMS Health" исследовала 17 развивающихся фармрынков по всему миру и разделила их на 3 уровня. К 1-му уровню отнесла Китай - с предположительным увеличением объема рынка страны в 2009-2013 гг. на 40 млрд. долларов США. Российский фармрынок вместе с бразильским и индийским был отнесен ко 2-му уровню (5-15 млрд. долларов США.). К третьему уровню были отнесены 13 стран, у которых фармпродажи не превысят 1-5 млрд. долларов США. (Аргентина, Польша, Турция, Украина и др.).
Несмотря на то, что в 2009 г. ВВП в РФ снизился на 8%., объем фармрынка составил 538 млрд. руб. (17 млрд. долларов США) (включая НДС), что на 18% больше, чем в 2008 г. (данные DSM Group).
Фармацевтический рынок, имеющий 3 сегмента, характеризовался в 2009 г. следующим образом:
1. Коммерческий сегмент оценивался в 290 млрд. руб. (9,1 млрд. долларов США) (рост на 22%).
2. Сегмент нелекарственного ассортимента - 116 млрд. руб. (3,7 млрд. долларов США) (рост на 15%).
3. Государственный сегмент - 133 млрд. руб. (4,2 млрд. долларов США) (рост на 11%).
По прогнозам в 2010 г. рынок вырастет более чем на 11% в рублях и на 16% в долларах, достигнув уровня в 600 млрд. руб. или 20 млрд. долларов США, с дальнейшим ростом в 2011 г.
Лекарственные средства относятся к особому виду товара, у которого покупатель не может самостоятельно определить качество за исключением отдельных случаев их явного несоответствия и не в состоянии защитить себя от некачественной и фальсифицированной продукции (фальсифицированные лекарства обнаружены примерно в 90 странах мира и составляют 6-10% рынка). Именно поэтому возникла потребность в создании правил (стандартов), которые бы обеспечивали наибольшую безопасность и эффективность действия производимых ЛС при соблюдении жесткого контроля на каждом этапе их производства, т.к. любые нарушения технологической цепочки способны изменить свойства выпускаемых препаратов.
С учетом этого во всем мире постепенно сформировались две основные формы контроля за качеством лекарственных препаратов - фармакопея и GMP (Good Manufacturing Practice for medicinal products), обеспечивающие эффективность, безопасность и стабильность лекарств. Подобных форм контроля качества не существует ни в одной другой отрасли.
Фармакопея. Государственная Фармакопея страны представляет собой правовой акт, содержащий необходимые требования к ЛС, фармакопейные статьи ("... свод общих фармакопейных статей и фармакопейных статей" - Федеральный закон от 12.04.2010 N 61 "Об обращении лекарственных средств") и методики контроля качества лекарств. Требования Фармакопеи к ЛС обязательны для всех при производстве, хранении, реализации и контроле препаратов. В каждой стране принимается национальная фармакопея с учетом мирового опыта (американская, английская, стран ЕС или др.). В РФ действует 12-я Фармакопея, но из-за того, что введена только ее 1-я часть, работа ведется также по утвержденной нормативной документации (НД).
GMP (надлежащая производственная практика). Осознав необходимость введения стандарта GMP, в каждой стране начали первоначально создавать национальные стандарты GMP из-за разного уровня развития промышленности и политических институтов. В настоящее время подобные документы имеются почти в 50 странах. В то же время значительно больше стран участвует в Системах удостоверения качества медикаментов в международной торговле, основанной на соблюдении правил GMP.
Ряд стран объединились в своих стремлениях к межгосударственной унификации правил и приняли региональные правила (стандарты) GMP, а именно:
- правила GMP стран Европейского Союза ("European Community" - EC);
- правила GMP стран-участников "Соглашения по фармацевтическому контролю (Конвенция по фармацевтическим инспекциям)" ("Convention for the Mutual Recognition of Inspection on Respect of the Manufacture of Pharmaceutical Products" - PIC) или "Системы (схемы) сотрудничества по фармацевтическим инспекциям (PIC/S)";
- правила GMP ASEAN ("Association of South East Asian Nations" - ASEAN) - стран-членов Ассоциации стран Юго-Восточной Азии;
- международные правила GMP - GMP WHO (ВОЗ).
Основы концепции GMP начали закладываться вскоре после окончания Второй мировой войны, когда в США и Канаде был сформулирован ряд рекомендаций по обеспечению качества лекарственных препаратов в процессе их производства. В 1962 г. в США были приняты поправки Кефовера-Харриса к закону 1938 г. о пищевых, лекарственных и косметических товарах, значительно расширившие сферу контроля за оборотом ЛС; Р. Кеннеди в одном из своих выступлений потребовал от американских фармкомпаний работать в соответствии с надлежащей производственной практикой. После этого специалисты Администрации по пищевым и лекарственным продуктам США (FDA) переработали имевшийся к тому времени в Северной Америке пакет добровольных правил в комплексную систему требований, получившую название "GMP". Одновременно эти требования были кодифицированы, т.е. обрели статус закона. В 1963 г. в США был утвержден стандарт GMP FDA.
Благодаря усилиям ВОЗ американские правила вскоре получили международное признание. Так, в 1968 г. был принят стандарт GMP - WHO. В 1969 г. ВОЗ приняла резолюцию, предписывающую применять правила GMP - WHO всем странам. В 1991 г. появились новые правила GMP стран Европейского сообщества (GMP EU). Сегодня в ЕС действует Директива комиссии 2003/94/ЕС от 8 октября 2003 г., которая юридически закрепила необходимость производства лекарственных средств в соответствии с принципами и руководящими указаниями о надлежащей производственной практике.
Следует особо подчеркнуть, что стандарт GMP, как и любой другой стандарт (ГОСТ Р 52249-2009), не носит сам по себе обязательного характера и принимается производителями на добровольной основе. Однако директивы или законы, принимаемые в государстве, обязывают производителей выполнять его требования. Вместе с тем, вышеупомянутая Директива ЕС в ст. 4 п. 2 гласит, что импортируемые в ЕС лекарства "должны быть произведены в соответствии со стандартами, которые по меньшей мере эквивалентны стандартам надлежащей производственной практики, заложенными Сообществом". Следовательно, GMP - это всего лишь один из стандартов, подтверждающих качество и стабильность выпускаемой фармацевтической продукции. Не случайно у многих успешно работающих западных предприятий отсутствуют сертификаты GMP EU, а применяются национальные стандарты. Существующее заблуждение о необходимости получения подобного регионального (не национального) сертификата для успешного завоевания рынка Европы - иллюзия и один из протекционистских методов по предотвращению продажи импортной (в т.ч. и российской) фармацевтической продукции в Европе. Стандарты, принятые в ЕС и США, различаются.
Государство обязано защитить своих граждан, когда они самостоятельно не в состоянии оценить степень возможной опасности, исходящей от недоброкачественных лекарственных средств. Поэтому уже в 1789 г. в России был принят "Аптекарский устав", официально регламентировавший оборот лекарственных средств, куда в 1836 г. (второе издание) были введены жесткие санкции к недоброкачественным фармацевтам, предусматривающие уголовную ответственность в случаях нанесения вреда здоровью при употреблении неправильно приготовленных лекарств. В конце XIX в. были приняты "Правила об условиях, порядке разрешения и обустройстве фабрик, лабораторий и особых отделений химических заводов для изготовления сложных фармацевтических препаратов", в которых регламентировалась процедура освидетельствования предприятия на соответствие установленным требованиям. Для подобного вида работ была создана специальная комиссия из компетентных экспертов.
Во времена СССР, несмотря на широкое распространение GMP в Европе, Минздрав первоначально заявил о своей незаинтересованности во внедрении подобных правил. Вместо этого, в 1974 г. в СССР были введены рекомендательные правила производства лекарств РТМ 64-7-81-74. Пересмотренные в 1981 г. правила ОМУ 64-33-81 также значительно отличались от правил GMP. В 1991 г. после появления новых правил GMP EU, утвержденных Директивой 356/91, в СССР была сделана попытка гармонизации российских правил с международной практикой путем введения стандарта РД 64-125-91, который имел некоторые принципиальные отличия от GMP EU и GMP WHO. После распада Советского Союза вместо того, чтобы вводить стандарт GMP, в стране начали создавать альтернативные системы подтверждения качества в виде обязательной сертификации, декларирования, предконтроля и др.
В 1998 г. в РФ приняли отраслевой стандарт (ОСТ 42-510-98) "Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств по GMP", который устанавливал, что с 1 июля 2000 г. приемка в эксплуатацию вновь созданных и реконструированных предприятий-производителей лекарственных средств и фармацевтических субстанций, выдача этим предприятиям лицензий на производство, хранение и распространение продукции осуществляются лишь в случае соответствия стандарту GMP в его российском варианте.
Для работающих предприятий был установлен пятилетний срок (до 31 марта 2005 г.) прохождения сертификации по GMP, по истечение которого не сертифицированные компании были бы закрыты. Подобные планы не осуществились. Затем срок ввода стандарта GMP в России был перенесен на 2010 г. Сегодня Минздравсоцразвития России установил конечную дату перехода на стандарт - 1 января 2014 г.
В 2004 г. ввели ГОСТ 52249-2004 "Правила производства и контроля качества лекарственных средств (GMP, гармонизированный с правилами GMP EU).
С 1 января 2010 г. действует ГОСТ 52249-2009 "Правила производства и контроля качества лекарственных средств". Настоящий стандарт идентичен Правилам производства лекарственных средств для человека и животных Европейского Союза по состоянию на 31.01.2009, за исключением приложения 20. Россия выбрала европейский стандарт как менее жесткий в требованиях, да и перспектив выхода отечественных фармпроизводителей на рынок Европы значительно больше. Однако идентично копировать европейский стандарт и переносить его на отечественные предприятия нельзя, т.к. это приведет к большим проблемам (вступает в противоречие с требованиями противопожарной инспекции РФ) и исчезновению дешевых лекарств из-за требований дорогостоящей проверки лекарств перед выпуском с предприятия. Теоретически сегодня в РФ действуют ОСТ и ГОСТ, но главенствующим является общенациональный стандарт (ГОСТ), а не отраслевой стандарт.
По своей сути GMP - это производственная практика, обеспечивающая правильный производственный процесс.
Основные требования GMP:
1) все процессы на производстве должны быть четко регламентированы и пересматриваются с учетом накопленного опыта;
2) выполнение требований GMP обеспечивается наличием:
- квалифицированного персонала (соответствующие образование и квалификация);
- соответствующих требованиям помещений и площадей;
- соответствующего оборудования;
- упаковочных материалов и этикеток;
- утвержденных инструкций;
- надлежащих условий хранения и транспортировки;
- персонала, обученного правильному выполнению утвержденных инструкций и процедур;
- обязательного документирования всех процессов;
- всех протоколов, включая документацию по реализации продукции, которые позволяют прослеживать всю историю каждой серии продукции;
- процесса реализации продукции с минимальным риском снижения ее качества;
- системы отзыва любой серии продукции из продажи или поставки;
- системы рассмотрения рекламаций на качество продукции с соответствующим расследованием и принятием мер.
Подробно вопросы сертификации по GMP представлены в монографии С.В. Болла "Роль обязательного и добровольного подтверждения качества в борьбе с фальсифицированными и недоброкачественными лекарственными средствами в Российской Федерации".
Необходимо обратить внимание на другой стандарт - ISO (Международной организации по стандартизации - ИСО). Часто даже специалисты не понимают, какая существует разница между стандартами GMP и ISO, и какой стандарт необходимо использовать для подтверждения качества и стабильности при производстве лекарственных средств.
Стандарты ISO семейства 9000 - это основные (неспецифические, генерические, межотраслевые, generic management system standards) стандарты, применяемые во всех отраслях промышленности, тогда как GMP - отраслевой стандарт, разработанный только для фармацевтической промышленности.
Стандарты ISO были созданы на основе британского национального стандарта BS 5750. Организация ISO со штаб-квартирой в Женеве была учреждена в Лондоне 14 октября 1946 г. примерно в это же время, как и ряд специализированных организаций системы ООН, например ВОЗ, ВОИС (организация по охране интеллектуальной собственности) и др. Поэтому организацию ISO иногда ошибочно воспринимают как подразделение ООН. На самом деле ISO - независимая неправительственная организация, клуб национальных учреждений стандартизации.
Фармацевтическая промышленность не входит в компетенцию ISO. Но принципы ISO распространяются на всю остальную продукцию и носят межотраслевой характер. GMP устанавливает жесткие требования к организации производства фармацевтической продукции. Лекарственные средства - это особый вид продукции, от которого зависит здоровье человека. Поэтому общеотраслевые принципы контроля хотя и могут быть применимы к фармацевтической промышленности, но недостаточны.
Получив сертификат стандарта ISO, предприятие может выпускать некачественную продукцию, но подобный подход при производстве лекарственных средств недопустим.
Кроме этого в стандартах ISO слишком много формализма, что затрудняет работу даже высококвалифицированных специалистов. Стандарт ISO помогает только в нормализации менеджмента организации и укрепляет ее имидж.
Для сохранения качества выпускаемых лекарств должна проводиться постоянная работа по поддержанию надлежащих условий производства, что обеспечивается только стандартом GMP.
Таблица 1
Сравнительная характеристика стандартов GMP и ISO
N п/п | Характеристика | GMP | ISO | Примечание |
1. | Обязательность применения | Обязательный характер в странах, где введение стандарта (аналога) определено законом (директивой) | Добровольный характер | GMP подходит для государственного регулирования качества производимой фармпродукции |
2. | Область применения | Разработан только для фармацевтической промышленности и носит более конкретный характер | Применяется для всех отраслей промышленности, носит расплывчатый характер | |
3. | Основная цель | Обеспечение стабильности и качества лекарственных средств | Постоянное совершенствование процесса и ассортимента | GMP подразумевает cтабильность производства с однородностью серий |
4. | Применение для подтверждения качества и стабильности лекарственных средств | Основное применение | Не применяется | |
5. | Применение сертификата системы для подтверждения качества лекарственных (декларирование) средств в качестве третьей стороны | Применяется | Не применяется | |
6. | Организации, выдающие сертификаты | С любой формой собственности, имеющие соответствующие аттестаты аккредитации и/или уполномоченные государственными органами власти | С любой формой собственности, имеющие соответствующие аттестаты аккредитации | |
7. | Проверка соответствия производств требованиям стандарта | Проводится органом по сертификации и государственным инспекторатом | Проводится только органом по сертификации | |
8. | Взаимозаменяемость | Отсутствует с ISO | Отсутствует с GMP | Сертификаты ISO могут только дополнять сертификаты GMP, что позволит улучшить хозяйственную, бухгалтерскую, общеадминистративную деятельность |
9. | Цель получения сертификата | Подтверждение стабильности и качества лекарственных средств, конкурентное преимущество | Конкурентное преимущество | |
10. | Возможность производства продукции более низкого качества по сравнению с нормативными требованиями | Невозможно | Возможно | |
11. | Присутствие формализма в стандарте | В меньшей степени | В большей степени |
В табл. 1 дана сравнительная характеристика стандартов GMP и ISO.
В России, как и во всем мире, сертификация по GMP (национальный аналог GMP EU - ГОСТ 52249-2009) проводится только на добровольной основе организациями, имеющими необходимую аккредитацию. Однако государственную инспекцию по соблюдению предприятиями надлежащей производственной практики в нашей стране (в отличие от стран Европы) не проводит никто. В свое время подобную функцию пыталась взять на себя Государственная инспекция по качеству лекарственных средств и медицинской техники Минздрава СССР. Аналогичная структура первоначально имелась и в РФ, но затем исчезла. Далее подобную функцию безуспешно пыталось взять на себя некоммерческое партнерство "Национальная фармацевтическая инспекция". Росздравнадзор до 2010 г. также не смог создать инспекцию.
Сегодня первоочередной задачей является создание государственного инспектората по контролю качества лекарственных средств с утверждением соответствующего положения с надлежащими оперативными процедурами (SOPs) и должностными инструкциями.
Основными задачами инспектората могут стать:
- обследование имеющихся в стране фармпроизводств с составлением соответствующего реестра и рекомендациями по их переводу на новые стандарты;
- контроль за зарубежными производствами, поставляющими ЛС с РФ;
- вступление в PIC/S (через 2-3 года) с процедурой взаимного признания сертификатов и возможностью беспрепятственного экспорта российской продукции;
- внедрение системного способа выявления фальсифицированных и недоброкачественных ЛС в стране через центр мониторинга при ФГУ;
- обследование производственных площадок перед регистрацией нового ЛС;
- участие в подготовке нормативно-правовых актов для обеспечения поступления на фармрынок качественной продукции и др.
Система проведения инспектирования предприятий разрабатывалась уже много раз и на этот счет имеется соответствующая документация. Требуемый штат инспектората не превысит 30-50 сотрудников-инспекторов. Однако потребуется время для приобретения ими необходимого опыта и знаний, чтобы инспекторат оказался дееспособным и зарекомендовал себя не только на отечественном, но и на зарубежном рынках. Без соответствующего международного признания невозможно будет осуществить взаимное признание результатов инспектирования производств российским и зарубежными инспекторатами, что позволит избавиться от двойного дорогостоящего и трудоемкого обследования отечественных и зарубежных производств. Многое будет также зависеть от двусторонних межгосударственных соглашений и многосторонних форм международного сотрудничества в рамках ВОЗ (Система сертификации медикаментов в международной торговле), PIC/S и Евросоюза.
В странах, перешедших на стандарт GMP, повсеместно используется аббревиатура PIC/S - логотип для общего обозначения Pharmaceutical Inspection Convention (PIC) (Конвенция по фармацевтическим инспекциям) и Pharmaceutical Inspection Cooperation Scheme (PIC Scheme) (Схема сотрудничества фармацевтических инспекций), работающих совместно в параллели.
Первоначально Европейской ассоциацией свободной торговли в 1970 г. была создана PIC. Возникновение в 1995 г. PIC Scheme было обусловлено юридическими проблемами между PIC и EU, т.к. законы Евросоюза запрещают европейским странам, которые являются членами PIC, самостоятельно подписывать соглашения с другими странами, располагающимися вне Европы и стремящимися стать членами PIC. Подобным правом наделена только Еврокомиссия, которая в свою очередь не является членом PIC. Менее формальная и более гибкая схема сотрудничества была разработана с целью продолжения и активизации работы PIC. Вместо правового договора между странами был введен договор о сотрудничестве между органами по здравоохранению.
PIC и PIC Scheme, работая вместе как PIC/S, обеспечивают активное и конструктивное сотрудничество стран в области GMP путем создания устойчивых связей, поддержания взаимного доверия, обмена информацией и опытом подготовки инспекторов по GMP.
В табл. 2 приведены основные различия между PIC и PIC Scheme.
В настоящее время в PIC/S входят 37 государств, в т.ч. практически все страны-члены Евросоюза,
Анализ деятельности PIC/S указывает на ее возрастающую важность, в особенности в плане гармонизации требований GMP и подготовки инспекторов по GMP. Участие в схеме сотрудничества укрепляет авторитет национальной контрольно-разрешительной системы и тем самым содействует расширению экспортных возможностей.
Таблица 2
Основные отличительные особенности PIC и PIC Scheme
Показатель | PIC | PIC Scheme |
Принятая форма | Конвенция | Схема |
Форма сотрудничества стран | Формальный договор | Неофициальные договоренности |
Правовой статус | Имеется | Отсутствует |
Объекты сотрудничества | Страны | Органы по здравоохранению |
Основная цель | Взаимное признание проверок по GMP | Обмен информацией |
В государственной службе стран, претендующих на вступление в PIC/S, должен быть создан инспекторат систем качества и контроля соблюдения лицензионных условий (по контролю качества лекарственных средств). В своей работе он должен придерживаться рекомендаций PIC/S, иметь соответствующую нормативно-техническую и нормативно-правовую базу, необходимое количество подготовленных инспекторов, качественно проводящих инспектирование отечественных предприятий.
Основной проблемой для нашей страны является то, что законодательство РФ в сфере лекарственных средств не содержит явной правовой нормы относительно обязательности соблюдения производителями норм GMP, в отличие от законодательства ЕС. Предложение Минздравсоцразвития России перевести все отечественные фармпредприятия на стандарты надлежащей производственной практики до 1 января 2014 г. невозможно претворить в жизнь без создания дееспособного государственного инспектората. При этом необходимо будет решать вопрос подтверждения соответствия зарубежных площадок тем же стандартам. Ни в коем случае нельзя открыть рынок зарубежным компаниям в одностороннем порядке, признав их сертификаты без взаимного признания отечественных.
Даже создав инспекторат и внеся необходимые изменения в законодательные акты, придется потратить годы на вступление в PIC/S, т.к. процедура приема в организацию даже для стран - членов ЕС не является простой и автоматической (Польша потратила на это 8 лет). Россия уже получала отказ в начале процедуры вступления, поскольку к поданным заявкам не были приложены необходимые документы. Вновь начатая в 2009 г. процедура вступления продлится для России не менее 3 лет. Кроме этого следует понимать, что Россию на Западе никто не ждет. Стране целесообразно первоначально отвоевать свой рынок, перевооружив технически отечественную фармотрасль, т.к. единственный путь вступления в PIC/S лежит через внедрение стандарта GMP. А без вступления в PIC/S инспектораты других стран не признают российские сертификаты.
Ассоциация российских фармацевтических производителей (АРФП) и Межгосударственная комиссия по стандартизации, регистрации и контролю качества лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники государств-участников СНГ (МГК СНГ) в 2008 г. выступили инициаторами создания GMP-инспектората стран СНГ с целью проведения инспектирования предприятий-производителей лекарственных средств в странах СНГ с выдачей заключения на предмет соответствия производства требованиям GMP. Подобная инициатива в целом была положительно оценена некоторыми представителями PIC/S, но по сути является промежуточным затратным и бесперспективным путем к вступлению в PIC/S, т.к. условия развития стран разные, и заявки на вступление в организацию рассматриваются по каждой стране отдельно.
Постоянной проблемой во всех странах является подтверждение качества и стабильности ЛС, находящихся в обращении, и выявление фальсификата, что нашло отражение в принятом Федеральном законе от 12.04 2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
Подобную проблему решить нетрудно при внедрении недорогостоящего системного способа выявления фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств. Предлагается 2 варианта внедрения способа на отечественном рынке:
1-й вариант (временный) - через существующие органы по сертификации (временный до момента отмены декларирования):
1. создание каркасной программы оборота лекарственных средств;
2. проведение декларируемых препаратов через дифрактометрию и БИК-исследования с созданием единой базы данных "отпечатков" с их дальнейшей аутентификацией.
2-й вариант (перспективный) - через центр мониторинга при инспекторате контроля качества лекарственных средств:
1. отечественные предприятия при переходе на стандарт GMP сами подтверждают качество производимой продукции, в конце производственного цикла регистрируют дифрактограмму (посерийно) (см. рис. 1) и направляют ее в режиме онлайн по GPRS (система встроена в отечественный дифрактометр) в центр мониторинга для внесения в базу данных. Сегодня уже разработаны приборно-методические комплексы, обеспечивающие как эффективный контроль качества продукции на различных этапах технологической цепочки производства, так и контроль ЛС, находящихся в обращении. Основу комплекса составляют дифрактометры серии "Дифрей" (ЗАО "Научные приборы"), которые могут быть объединены в единую приборно-информационную систему. Информационная система может быть реализована как на уровне отдельного предприятия, так и на федеральном уровне. Дифрактометры серии "Дифрей" реализуют рентгенодифракционный метод анализа, который включен в Европейскую и Американскую фармакопеи, поскольку позволяет получать информацию о фазовом составе препарата, а также об особенностях технологии его изготовления (измельчение, сушка, перемешивание, прессование и т.д.). Общепризнано, что метод рентгеновской дифракции является наиболее эффективным для идентификации и определения состава и структуры твердых веществ по отношению к таким методам, как ближняя инфракрасная спектроскопия (БИК) и рамановская спектроскопия;
2. иностранные производители проводят исследования самостоятельно на соответствующем оборудовании или при ввозе лекарств обращаются в лаборатории, работающие с центром мониторинга (стоимость исследования 10-20 руб., время - 1-2 мин.). Выполнение дифрактометрических исследований не приведет к удорожанию продукции и задержке с поставками;
3. в центре мониторинга ведется единая база данных "отпечатков" и проводится их аутентификация при контрольных проверках.
Решение задачи оперативного выявления фальсифицированных ЛС на федеральном уровне может быть реализовано путем создания специализированной информационно-аналитической системы. Основными компонентами этой системы являются объединенные в единую информационную сеть измерительные приборы серии "Дифрей" и референтная база данных дифрактометрических спектров индивидуальных серий ЛС. Поскольку дифракционный спектр каждой серии препарата является уникальным, то это позволяет однозначно ответить на вопрос, действительно ли проверяемый лекарственный препарат принадлежит серии, указанной на упаковке, сравнив измеренный дифракционный спектр с соответствующим спектром из референтной базы данных. Приборы "Дифрей" обеспечивают очень корректное проведение такого сравнения за счет заложенной в каждом приборе процедуры самокалибровки, что обеспечивает принцип единства дифракционных спектров, измеренных на разных приборах. Легитимность же такого подхода обеспечивается использованием сертифицированной методики сравнительного рентгенодифракционного анализа для определения принадлежности анализируемого вещества к эталонному образцу. Наличие в приборах "Дифрей" модулей GPRS обеспечивает оперативную связь с референтной базой данных и получение ответа на вопрос о подлинности препарата в реальном масштабе времени.
Таким образом, для перевода российской фармацевтической промышленности на выпуск современных и качественных лекарственных средств потребуется проведение в ближайшее время большой комплексной работы по модернизации производств, приведению нормативно-правовой базы к между народному уровню, некоторых административных реформ, созданию новой системы подтверждения качества ЛС и др. Важным элементом реформы будет создание отечественного государственного инспектората по качеству лекарственных средств и подтверждению лицензионных требований, главной задачей которого станет проверка систем качества, являющихся показателем удовлетворительной работы фармпредприятий. Вводимое обязательное требование к предприятиям по переходу их производств на стандарты, обеспечивающие высокое качество лекарственных средств, превратится в важный стимул для перевооружения всей отрасли под контролем инспектората. Развитие добровольной системы сертификации фармпроизводств по GMP с их обязательным государственным инспектированием на соответствие требованиям стандарта по надлежащей производственной практике обеспечат практические шаги по техническому перевооружению отрасли. Все это позволит избавиться от ненужных, неэффективных и слишком затратных отечественных подтверждений качества в виде предконтроля и обязательного подтверждения качества лекарств (обязательная сертификация иммунобиологических препаратов и декларирования лекарств в современном виде). Вместе с тем следует отметить, что декларирование, когда производитель юридически гарантирует качество произведенного лекарства, отменять нельзя до полного перехода отрасли на стандарт GMP и создания компетентной инспекции. В противном случае страна будет безнаказанно наводнена фальсифицированной и некачественной фармпродукцией.
С.В. Болл,
д-р экон. наук, канд. мед. наук,
С.В. Иванов,
канд. техн. наук, гендиректор
ОАО "Мосхимпрепараты им. Н.А. Семашко"
"Главврач", N 8, август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Научно-практический журнал "ГлавВрач"
Некоммерческое партнерство Издательский Дом "ПАНОРАМА",
отраслевое издательство "Медиздат"
Свидетельство о регистрации ПИ N77-14212 от 20 декабря 2002 г.
Периодичность: ежемесячный
Главным редактором журнала "Главврач" является советник председателя Совета Федерации Федерального собрания России, директор НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением, заведующий кафедрой управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова, профессор, академик РАМН А.И. Вялков.
Издание для руководителей и специалистов органов управления здравоохранением и лечебно-профилактических учреждений. В журнале представлена информация по вопросам управления, организации и экономики здравоохранения, проблемам его реформирования, теории и практики деятельности ЛПУ.
Подписаться на журнал можно в любом почтовом отделении по каталогам:
"Роспечать" (полугодовой подписной индекс 80755),
"МАП" (полугодовой подписной индекс 99650),
а также путем прямой редакционной подписки
тел/факс (495) 625-96-11
Сайт: http://gv.glav-vrach.ru
Тел. редакции (495) 236-63-45
Адрес электронной почты:
gv_vop@mail.ru