Плюсы и минусы налоговых поправок для предприятий связи
Как это часто бывает, придя из отпуска, бухгалтер узнает об очередных изменениях в налоговом законодательстве. Это лето, к сожалению, не исключение. В Федеральном законе от 27.07.2010 N 229-ФЗ (далее - Закон N 229-ФЗ) можно обнаружить много интересной информации, касающейся обеих частей НК РФ. Отраслевых поправок в нем операторы связи не найдут, но от этого документ не теряет актуальности, ведь они платят налоги наравне со всеми и должны быть в курсе изменений в порядке налогообложения.
Счета-фактуры - в новый формат
Успешно проведенный в столичном регионе эксперимент по составлению счетов-фактур в электронном виде дал зеленый свет реализации этой идеи на всей территории РФ. Начало положено п. 4 ст. 2 Закона N 229-ФЗ, которым предусмотрено право налогоплательщика составлять счет-фактуру в электронном виде. При этом продолжает действовать общепринятый способ оформления счетов-фактур на бумажном носителе, то есть налогоплательщик может выбрать один из названных вариантов. Большинство операторов связи относится к категории налогоплательщиков, заинтересованных в том, чтобы воспользоваться преимуществами электронного документооборота.
По новым правилам счета-фактуры составляются в электронном виде по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки данных счетов-фактур в соответствии с установленными форматами. Но даже те, у кого есть эти возможности, пока не могут составлять счета-фактуры в таком виде. Финансовому и налоговому ведомствам нужно разработать ряд подзаконных документов, чтобы налогоплательщики смогли воспользоваться правом составлять счета-фактуры в электронном формате. В частности, Минфину предстоит утвердить порядок их выставления и получения в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи. Это нужно для выполнения требования закона: счет-фактура, составленный в электронном виде, подписывается электронной цифровой подписью руководителя либо иных лиц, уполномоченных на то приказом (другим распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством. За ФНС остается утверждение форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж в электронном виде (абз. "е" п. 4 ст. 2 Закона N 229-ФЗ).
В законе не установлены сроки, когда уполномоченные органы должны разработать и утвердить необходимые документы для реализации налогоплательщиком права на составление счетов-фактур в электронном виде. В любом случае у организаций и предпринимателей нет причин для паники, за ними сохраняется право выписывать счета-фактуры на бумажном носителе, а значит, никто не останется без налогового вычета по НДС.
Электронный обмен документами
Помимо счетов-фактур в электронный вид будут переведены многие документы, которыми обмениваются налогоплательщики и налоговые органы (пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ). Среди документов, которые будут передаваться по телекоммуникационным каналам связи, можно выделить акт совместной сверки по налогам и сборам, платежное поручение, направляемое в банк для взыскания недоимки по налогу (п. 2 ст. 46 НК РФ). Требование о представлении документов в ходе выездной проверки также может быть направлено налогоплательщику в электронном виде, но сами документы проверяемому лицу пока придется представлять на бумаге, за исключением счетов-фактур. Для того чтобы получить документы от налоговиков, необходимо оборудование и программное обеспечение, позволяющее получать документы в читаемом и понятном формате. У операторов связи, думаем, с этим проблем не возникнет, а если и будут нестыковки, за налогоплательщиком сохраняется право получать от инспекторов документы по почте или лично (под расписку).
За разработку и утверждение форм и форматов представления документов в электронном виде будет ответственна ФНС. В то же время с Минфина снимаются полномочия по утверждению форм налоговых деклараций и расчетов. Таким образом, налогоплательщиков может ожидать новая волна обновленных форм налоговой отчетности.
Изменение стоимости амортизируемого имущества
С 2011 года в два раза повышается стоимостный ценз амортизируемого имущества (основных средств) для целей расчета налога на прибыль. Поправки, увеличивающие порог до 40 000 руб., внесены в абз. 1 п. 1 ст. 256 и 257 НК РФ. Очевидно, что применять их нужно ко вновь вводимому в эксплуатацию амортизируемому имуществу. По имуществу, введенному в эксплуатацию до 01.01.2011, следует продолжать начислять амортизацию до полного погашения первоначальной стоимости*(1). Подобный вывод следует из предыдущих разъяснений ведомства, относящихся к увеличению стоимости амортизируемого имущества с 10 000 до 20 000 руб. (Письмо от 28.08.2008 N 03-01-15/10-317).
Отметим, изменение по стоимости основных средств внесено в правила налогообложения, а в отношении бухучета аналогичная норма абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01 осталась без перемен. Это значит, что в интервале стоимости имущества от 20 000 до 40 000 руб. между бухучетом и налогообложением возможны расхождения. Для целей налогообложения стоимость имущества, не являющегося амортизируемым, будет списываться на текущие расходы, в бухгалтерском учете - в виде амортизации основных средств. Разница - налогооблагаемая, формирующая отложенное налоговое обязательство.
Пример 1
Организация приобрела оборудование за 30 000 руб. (без НДС). В бухгалтерском учете оно включено в состав объектов основных средств со сроком полезного использования два года. Для целей налогообложения его стоимость входит в состав материальных расходов текущего периода. Для удобства и наглядности не рассматриваются вычеты по НДС.
Когда оборудование войдет в состав ОС, в налоговом учете его стоимость уже спишется, в результате чего будет начислено отложенное обязательство в размере 6 000 руб. (30 000 руб. x 20%). Оно будет списываться ежемесячно по мере начисления амортизации (30 000 руб. / 24 мес.). Сумма списания отложенного обязательства составит 250 руб. в месяц (1 250 руб. x 20%).
В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражено приобретенное оборудование | 30 000 | ||
Произведены расчеты с поставщиком имущества | 30 000 | ||
Имущество включено в состав основных средств | 30 000 | ||
Отражено отложенное налоговое обязательство | 6 000 | ||
Отражена амортизация по оборудованию | 1 250 | ||
Списано отложенное налоговое обязательство | 250 |
В интервале стоимости имущества до 20 000 руб. расхождений между учетом и налогообложением можно избежать (если отнести ценности в состав МПЗ), то же самое следует сказать про имущество, стоимость которого более 40 000 руб. (его можно считать объектом ОС как для целей учета, так и для целей налогообложения). Хотя, если организация применяет в налоговом учете амортизационную премию, временные разницы между учетом и налогообложением неизбежны, они также будут формировать отложенное налоговое обязательство, списываемое по мере начисления амортизации на объекты стоимостью свыше 40 000 руб.
Повышен ценз на уплату квартальных платежей
Право рассчитываться с бюджетом по итогам квартала сейчас предоставлено коммерческим организациям, выручка которых за предыдущие четыре квартала в среднем не превысила 3 млн. руб. (за каждый квартал). С 2011 года этот порог планируется увеличить до 10 млн. руб. (п. 31 ст. 1 Закона N 229-ФЗ), то есть за предыдущие четыре квартала выручка не сможет превысить 40 млн. руб. или колебание показателя в месяц должно происходить вблизи пограничной отметки 3,3 млн. руб. (в пределах 100 000 руб. в день). Для небольших фирм, оказывающих услуги, это вполне приемлемый показатель, позволяющий надеяться на уплату квартальных авансовых платежей по налогу на прибыль.
Валютные уточнения
Из подпункта 7 п. 4 ст. 271 НК РФ и пп. 6 п. 7 ст. 272 НК РФ исключены доходы в виде положительной и расходы в виде отрицательной курсовых разниц, которые могут возникнуть по авансам. В порядке признания внереализационных доходов и расходов, связанных с расчетами в иностранной валюте, это не первое уточнение. Оно лишний раз подтверждает, что в налоговом учете, как и в бухгалтерском авансы (предоплата) не переоцениваются. Но остается неясность в части признания самой выручки и стоимости товаров (работ, услуг), которая, как и раньше, пересчитывается в рубли на дату реализации (приобретения) товаров (работ, услуг) (абз. 3 ст. 316, п. 8 ст. 271, п. 10 ст. 272 НК РФ).
К сожалению, приходится констатировать, что вопрос о признании для целей налогообложения доходов (расходов) на дату получения (перечисления) аванса (предоплаты) или на дату их фактического осуществления остается открытым. Чтобы его решить, нужно внести в гл. 25 НК РФ дополнительные изменения, исключающие для правоприменителей двоякое толкование законодательства, о чем сказано в Письме ФНС РФ от 12.01.2010 N 3-2-06/1.
Уточнены налоги, сборы и взносы
Суммы налогов и сборов, таможенных пошлин, начисленных в установленном законодательством порядке, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией и учитываемым при расчете налога на прибыль. Такая общая формулировка пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ вызывает у налогоплательщиков и налоговиков разночтения, к тому же в данном подпункте не принимается во внимание то, что с 2010 года вместо ЕСН введены страховые взносы во внебюджетные фонды. Финансовое ведомство рекомендовало учитывать страховые взносы в составе прочих расходов (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, Письмо от 25.05.2010 N 03-03-06/2/101). В обновленной редакции пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ разрешено учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, страховые взносы:
- в Пенсионный фонд на обязательное пенсионное страхование;
- в Фонд социального страхования на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды медицинского страхования на обязательное медицинское страхование.
В перечне нет взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, их можно отнести на прочие расходы по другому основанию - в силу пп. 45 п. 1 ст. 264 НК РФ, в котором непосредственно указаны данные взносы в ФСС. При этом нужно иметь в виду, что все перечисленные взносы учитываются при налогообложении прибыли независимо от того, на какие выплаты и вознаграждения работникам они начисляются (на учитываемые или не учитываемые при расчете налога). Статья 270 НК РФ, запрещающая признавать отдельные расходы, не содержит норм, не позволяющих учесть при налогообложении взносы, начисленные на выплаты, исключаемые из расчета налога на прибыль (Письмо Минфина РФ от 13.04.2010 N 03-03-06/1/260).
Расходы обслуживающих хозяйств
До внесения Законом N 229-ФЗ изменений в Налоговый кодекс учитывать такие расходы в полном объеме (даже если получен убыток) могли градообразующие организации. В новой формулировке фактические расходы на содержание указанных объектов могут также учитывать плательщики, численность работников которых - не менее 25% работающего населения населенного пункта и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда (абз. "а" п. 28 ст. 1 Закона N 229-ФЗ). Этим правом могут воспользоваться и организации с указанной численностью, в состав которых входят подразделения по эксплуатации объектов ЖКХ и объектов социально-культурной сферы. О том, что именно относится к таким объектам, сказано в ч. 3 и 4 ст. 275.1 НК РФ.
Кстати, утратили силу ч. 8 и 9 ст. 275.1 НК РФ, которые закрепляли право субъектов РФ (городов Москвы и Санкт-Петербурга) устанавливать нормативы по учету расходов на содержание объектов обслуживающих производств, если налогоплательщики получали убыток и на их территории отсутствовали специализированные организации для сравнения (абз. "б" п. 28 ст. 1 Закона N 229-ФЗ).
В итоге у операторов связи, имеющих обслуживающие производства и хозяйства, остается два варианта учета полученных ими убытков: либо включение в состав расходов в полной сумме при выполнении установленных в ст. 275.1 НК РФ условий, либо перенесение на срок, не превышающий десяти лет. При этом организация вправе направить на их погашение только прибыль, полученную при осуществлении соответствующих обслуживающих видов деятельности. Если такой прибыли не будет, то убытки будут лишь копиться и не учитываться при налогообложении.
Изменены ограничения для налогового учета процентов
В статью 269 НК РФ внесены очередные изменения, касающиеся налогообложения процентов по кредитам и займам. Во-первых, за налогоплательщиком сохранено право выбора налогового учета процентов (исходя из уровня сопоставимых обязательств или по фиксированной ставке, кратной ставке рефинансирования ЦБ), во-вторых, установлено два временных интервала: 2010 год (с 1 января по 31 декабря) и 2011-2012 годы, в течение каждого из которых будет применяться своя фиксированная ставка.
Основные поправки "процентного" налогообложения | |
С 1 января по 31 декабря 2010 года | С 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года |
Предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% по долговым обязательствам в валюте | Предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке, установленной соглашением сторон, но не более ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования ЦБ РФ и коэффициента 0,8 по долговым обязательствам в иностранной валюте |
В отношении процентов по обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 года | |
При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу), с 1 января по 30 июня 2010 года включительно принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в два раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% по долговым обязательствам, выраженным в иностранной валюте |
Нужно заметить, что положение о нормировании процентов с 1 января по 31 декабря 2010 года, по сути, вводится задним числом. Для пояснения напомним, что действие абз. 4 п. 1 ст. 169 НК РФ приостанавливалось несколькими нормативными актами. Последние среди них: Федеральный закон от 19.07.2009 N 202-ФЗ, который удваивал по рублевым обязательствам для налогообложения учетную ставку ЦБ РФ до 31.12.2009, и Федеральный закон от 27.12.2009 N 368-ФЗ, который распространил это правило на расходы в виде процентов по обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 года. Следовательно, в отношении иных долговых обязательств (возникших после 01.11.2009) налогоплательщику с 01.01.2010 пришлось применять ставку ЦБ РФ, увеличенную в 1,1 раза, то есть возобновить действие абз. 4 п. 1 ст. 169 НК РФ. В пользу названной позиции говорит хотя бы тот факт, что после подписания Закона N 229-ФЗ данная норма формально еще действует, но фактически уже утратила силу.
Дело в том, что законодатель, так и не признав абз. 4 п. 1 ст. 169 НК РФ недействующим (вероятно, с прицелом на непредсказуемое будущее), дополнил его важным уточнением: если иное не предусмотрено пунктом 1.1 настоящей статьи. То, что предусмотрено этим пунктом, приведено в таблице выше. Как можно заметить, правила, введенные на 2010-2012 годы, не предполагают применение формально действующего абз. 4 п. 1 ст. 169 НК РФ, поэтому в данном периоде налогоплательщикам следует все же исходить из норм нового п. 1.1 ст. 169 НК РФ, введенного абз. "б" п. 23 ст. 2 Закона N 229-ФЗ.
Итак, с приоритетом норм разобрались, остается выяснить, нужно ли корректировать для целей налогообложения проценты, начисленные за период с 01.01.2010 по 30.06.2010 и нормируемые исходя из абз. 4 п. 1 ст. 169 НК РФ? Если экономия на налогообложении не существенна, то можно этого не делать. Если же оператор использует значительные кредитные ресурсы и уплачивает немалые проценты, ему нет интереса переплачивать налог и он представляет в инспекцию уточненный расчет за прошедшие налоговые (отчетные) периоды. Правда, с учетом изменений, внесенных другим законом, можно обойтись без "уточненки".
Напомним, что с 2010 года вступила в силу поправка к Федеральному закону от 26.11.2008 N 224-ФЗ, согласно которой можно произвести пересчет налоговой базы в текущем периоде за ошибки (искажения) прошлых периодов, если они привели к излишней уплате налога. Согласитесь, это как раз наш случай: расходы, нормированные по ставке ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, меньше тех же расходов, нормированных в размере 1,8 ставки рефинансирования, что привело к завышению базы за первое полугодие 2010 года. Таким образом, бухгалтер вправе произвести перерасчет в следующем или текущем периоде.
Пример 2
Организация взяла в 2010 г. кредит в размере 12 млн. руб. на год с нефиксированной ставкой и с ежемесячным погашением части основного долга и процентов. В первом полугодии проценты учитывались в уменьшение прибыли не более 1,1 ставки ЦБ РФ. По итогам девяти месяцев в связи с вступлением в силу поправок в НК РФ в учетную политику внесены изменения, согласно которым за девять месяцев в уменьшение прибыли учитываются проценты в пределах ставки ЦБ РФ, увеличенной в 1,8 раза. Ставка кредита в I и II кварталах составила 16%, в III квартале - 14%. Суммы долга и процентов за пользование кредитом приведены в таблице, кредит взят на пополнение оборотных средств и финансирование текущих затрат.
Реквизиты договора | Сумма долга, руб. | Период | Количество дней | Ставка | Проценты по договору, руб. | Ставка ЦБ РФ, увеличенная в 1,1 раза* | Налоговые проценты, руб. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Договор от 2010 года | 12 000 000 | Январь 2010 года | 31 | 16% | 163 068 | 9,63% | 98 096 | |
11 000 000 | Февраль 2010 года | 28 | 135 014 | 9,35% | 78 899 | |||
10 000 000 | Март 2010 года | 31 | 135 890 | 9,08% | 77 075 | |||
9 000 000 | Апрель 2010 года | 30 | 16% | 118 356 | 8,80% | 65 096 | ||
8 000 000 | Май 2010 года | 31 | 108 712 | 8,80% | 59 792 | |||
7 0000 000 | Июнь 2010 года | 30 | 92 055 | 8,53% | 49 048 | |||
* В расчет принимается ставка рефинансирования, действовавшая на конец месяца (для января - 8,75% (Указание ЦБ РФ от 25.12.2009 N 2369-У), для февраля - 8,5% (Указание ЦБ РФ от 19.02.2010 N 2399-У), для марта - 8,25% (Указание ЦБ РФ от 26.03.2010 N 2415-У), для апреля и мая - 8% (Указание ЦБ РФ от 29.04.2010 N 2439-У), для июня - 7,75% (Указание ЦБ РФ от 31.05.2010 N 2450-У)). В доказательство можно привести Письмо ФНС РФ от 09.03.2010 N ШС-22-3/170@. В нем указано, что при определении предельной величины процентов, например, за I квартал 2010 года необходимо принимать ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшие на конец января, февраля и марта. |
В итоге за I квартал будут отражены проценты в сумме 433 972 руб., из них учитываемые для целей исчисления налога - только 254 070 руб., разница в 179 902 руб. будет формировать постоянное налоговое обязательство (ПНО) - 35 980 руб. (179 902 руб. x 20%), за II квартал проценты будут отражены в сумме 319 123 руб., из них учитываемые для целей исчисления налога - 173 936 руб., разница в 145 187 руб. будет формировать ПНО - 29 037 руб. (145 187 руб. x 20%).
В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
В I квартале 2010 г. | |||
Отражена в учете сумма начисленных процентов | 433 972 | ||
Оплачены проценты за месяц | 433 972 | ||
Отражено ПНО с части неучитываемых процентов | 35 980 | ||
В II квартале 2010 г. | |||
Отражена в учете сумма начисленных процентов | 319 123 | ||
Оплачены проценты за месяц | 319 123 | ||
Отражено ПНО с части неучитываемых процентов | 29 037 |
В III квартале нужно будет скорректировать расходы по предыдущим кварталам.
Реквизиты договора | Сумма долга, руб. | Период | Количество дней | Ставка | Проценты по договору, руб. | Ставка ЦБ РФ, увеличенная в 1,8 раза | Налоговые проценты, руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Договор от 2010 года | 12 000 000 | Январь 2010 года | 31 | 16% | 163 068 | 15,75% | 160 521 |
11 000 000 | Февраль 2010 года | 28 | 135 014 | 15,30% | 129 107 | ||
10 000 000 | Март 2010 года | 31 | 135 890 | 14,85% | 126 123 | ||
9 000 000 | Апрель 2010 года | 30 | 16% | 118 356 | 14,40% | 106 521 | |
8 000 000 | Май 2010 года | 31 | 108 712 | 14,40% | 97 841 | ||
7 000 000 | Июнь 2010 года | 30 | 92 055 | 13,95% | 80 260 | ||
6 000 000 | Июль 2010 года* | 31 | 14% | 71 342 | 13,95% | 71 088 | |
5 000 000 | Август 2010 года* | 31 | 59 452 | 13,95% | 59 240 | ||
4 000 000 | Сентябрь 2010 года | 30 | 46 027 | 13,95% | 45 863 | ||
* В III квартале исходим из предположения, что ставка ЦБ РФ неизменна и равна 7,75%. |
Произведем перерасчет процентов с применением нового ограничения - ставки ЦБ РФ, увеличенной в 1,8 раза. По I кварталу учитываемые при налогообложении прибыли проценты составят 415 751 руб., разница с фактически начисленными процентами - 18 221 руб. (433 972 - 415 751), ПНО нужно скорректировать до величины 3 644 руб. (18 221 руб. x 20%). По II кварталу учитываемые при налогообложении прибыли проценты составят 284 622 руб., разница с фактически начисленными процентами - 34 501 руб. (319 123 - 284 622). ПНО нужно скорректировать до размера 6 900 руб. (34 501 руб. x 20%). За III квартал проценты будут отражены на сумму 176 821 руб., из них учитываемые для целей исчисления налога - 176 191 руб., разница в 630 руб. будет формировать ПНО - 126 руб. (630 руб. x 20%).
В бухгалтерском учете за III квартал будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Корректировки по предыдущим (I и II) кварталам 2010 г. | |||
Сторно ПНО по процентам I квартала (35 980 - 3 644) руб. | (32 336) | ||
Сторно ПНО по процентам II квартала (29 037 - 6 900) руб.* | (22 137) | ||
Проценты за текущий (III) квартал 2010 г. | |||
Отражена в учете сумма начисленных процентов | 176 821 | ||
Оплачены проценты за месяц | 176 821 | ||
Отражено ПНО с части не учитываемых процентов | 126 | ||
* В бухгалтерском учете произведены корректирующие проводки в текущем периоде. То же самое можно сделать в налоговом учете при заполнении налоговой декларации, увеличив внереализационные расходы за III квартал на разницу процентов, ограниченных старыми и новыми правилами, за I квартал - 161 681 руб. (415 751 - 254 070) и за II квартал - 110 686 руб. (284 622 - 173 936). В итоге за III квартал процентов будет больше на 272 367 руб., что, в свою очередь, подтверждается данными бухгалтерского учета, в котором ПНО скорректирован на 54 473 руб. ((32 336 + 22 137) руб. или (272 367 руб. x 20%)). |
Обратим внимание на долговые обязательства, возникшие до 1 ноября 2009 года. Если кредит не погашен на 01.01.2010, то по процентам продолжает применяться ограничение (см. Федеральный закон от 27.12.2009 N 368-ФЗ) в размере двойной ставки рефинансирования до 30.06.2010. После этой даты проценты рассчитываются исходя из ставки ЦБ РФ, увеличенной в 1,8 раза. Причем за прошедшее полугодие 2010 года проценты для целей налогообложения пересчитывать не нужно, так как для данных обязательств в указанный период приоритет имеет специальная норма об ограничении двойной ставкой рефинансирования, установленная Законом N 229-ФЗ.
В заключение - о нарушениях налогового законодательства
Законом N 229-ФЗ предусматривается значительное увеличение действующих штрафов за нарушение налогового законодательства. Так, в частности, повышаются штрафы за непредставление нулевой отчетности с 100 до 1 000 руб. Кроме того, закон предусматривает введение штрафа за несдачу отчета в электронном виде, если организация обязана его представлять (200 руб.). Вводятся штрафы за отсутствие налоговых регистров (раньше штраф был предусмотрен только за отсутствие бухгалтерских регистров). Проиндексирован с 50 до 200 руб. штраф за непредставление документов по требованию налоговиков. Увеличен штраф за нарушение порядка постановки на учет в инспекции с 5 до 10 тыс. руб. Повышена до 40 тыс. руб. минимальная санкция за ведение деятельности организацией или предпринимателем без постановки на учет в инспекции (независимо от срока ведения незаконного бизнеса).
В КоАП РФ вводится ст. 19.7.6, устанавливающая ответственность за незаконный отказ в доступе, а равно незаконное воспрепятствование доступу инспектора, проводящего налоговую проверку, к осмотру производственных, складских и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения. Штраф, налагаемый на должностных лиц, составит порядка 10 тыс. руб. (ст. 6 Закона N 229-ФЗ).
* * *
Итак, мы рассмотрели основные нововведения Закона N 229-ФЗ, затрагивающие налогообложение деятельности операторов связи. Порядок применения новшеств будет еще не раз уточняться в разъяснениях финансового и налогового ведомств. С этими изменениями мы постараемся своевременно ознакомить читателя на страницах журнала.
Ю.А. Васильев,
д.э.н., генеральный директор КГ "Аюдар",
автор многочисленных книг,
статей и публикаций
по бухгалтерскому учету и налогообложению
"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, сентябрь-октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См., например, Письмо Минфина РФ от 28.08.2008 N 03-01-15/10-317.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"