Временные рекомендации ФНС по электронному документообороту
В одном из предыдущих номеров журнала был прокомментирован Приказ ФНС РФ от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@, утвердивший Методические рекомендации по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) по каналам связи. Сегодня речь пойдет о другом аналогичном документе - Временных рекомендациях по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками*(1) (далее - Временные рекомендации). Документ будет небезынтересен операторам связи, которые могут оказаться по обе стороны баррикад: в роли плательщика, получающего от инспекторов документы о состоянии расчетов с бюджетом в электронном виде, и в роли специализированного оператора, занимающегося доставкой сообщений.
Что представляет собой новый документ?
Временные рекомендации разработаны в целях реализации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками (представителями налогоплательщиков) при информировании последних и предоставлении им информационных услуг в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в соответствии с Административным регламентом Федеральной налоговой службы*(2).
Новый документ определяет последовательность электронного документооборота с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП). Также налоговики прописали требования к программным продуктам, применяемым участниками электронного взаимодействия в части программного модуля, осуществляющего проверку представленных налогоплательщиками (их представителями) документов на соответствие требованиям, установленным законодательством о налогах и сборах. Есть предписания по взаимодействию налоговиков и налогоплательщиков при возникновении внештатных ситуаций.
По сути, Временные рекомендации пока дополняют так и не вступившие в силу Методические рекомендации по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) по каналам связи (Приказ ФНС РФ от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@). До сих пор не отдано распоряжение о внедрении в промышленную эксплуатацию программного обеспечения участников информационного взаимодействия в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Как только это будет сделано, вступят в силу оба вышепоименованных документа.
Следует учитывать, что пока не утратили силу Методические рекомендации о представлении налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде, утвержденные Приказом МНС РФ от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@, и отдельный раздел Регламента организации работы с налогоплательщиками*(3), касающийся организации приема, регистрации и выдачи документов отделами работы с налогоплательщиками. Перечисленными документами можно воспользоваться для прояснения того или иного спорного вопроса, на который нет ответа во Временных рекомендациях или названных Методических рекомендациях по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) по каналам связи.
О состоянии каких расчетов информируют налоговики?
Начнем с того, что информационная услуга - это индивидуальное информирование налогоплательщика о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам, а также предоставление иной информации, содержащейся в информационных ресурсах налогового органа, в электронном виде. Данная услуга оказывается налоговым органом по запросу налогоплательщика и (или) его уполномоченного представителя. Информационные услуги, оказываемые налогоплательщикам (их представителям), включают предоставление налоговыми органами в электронном виде следующих документов:
- справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам*(4);
- выписки операций по расчетам с бюджетом (приложение 7 к Временным рекомендациям);
- перечня налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности, представленной в отчетном году (приложение 8 к Временным рекомендациям);
- акта сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам*(5).
Как видим, в списке поименованы документы, которыми обычно обмениваются налогоплательщики и инспекторы, за исключением деклараций и бухгалтерской отчетности (их электронный формат утвержден отдельными приказами ФНС).
Для того чтобы осуществить прием-передачу любого из перечисленных документов, участникам информационного взаимодействия (налогоплательщикам (их представителям), налоговым органам, специализированным операторам связи) нужны сопутствующие обмену документы, которые также предоставляются в электронном виде:
- запрос*(6), обращение, информационное сообщение о доверенности (приложение 1 к Приказу ФНС РФ от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@);
- квитанция о приеме, уведомление об отказе в приеме (приложения 5, 6 к Временным рекомендациям);
- подтверждение даты отправки (приложение 2 к Приказу ФНС РФ от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@), подтверждение даты получения (приложение 4 к Временным рекомендациям), извещение о получении (приложение 2 к Приказу ФНС РФ от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@);
- ответ на запрос, письмо налогового органа, рассылка, сообщение об ошибке.
Эти электронные документы шифруются отправителем (за исключением подтверждения даты отправки, извещения о получении и сообщения об ошибке, в которых не содержатся конфиденциальные сведения о налогоплательщике, поэтому обмен ими происходит в открытом виде). Если поступивший электронный документ не поддается расшифровке, получатель формирует открытое сообщение с описанием выявленной ошибки - электронный документ (без вложений), информирующий отправителя о получении электронного документа, содержащего ошибки, или о невозможности расшифровывания данного документа.
Если налогоплательщик (его представитель) в установленное время не получил указанный документ от спецоператора или налогового органа, он обращается к ним для выяснения причин. При этом не исключено, что причиной может служить банальный отказ налогового органа в предоставлении информационных услуг.
В каком случае в предоставлении информационных услуг может быть отказано?
Информация по запросу (обращению) не предоставляется налогоплательщику (его представителю) по следующим основаниям (п. 2.15 Временных рекомендаций):
- направление запроса (обращения) налогоплательщиком (его представителем) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит предоставление информации по запросу (обращению);
- несоответствие запроса (обращения) налогоплательщика (его представителя) установленному формату;
- направление представителем налогоплательщика запроса (обращения) без приложения к нему информационного сообщения о доверенности, подтверждающего в установленном порядке полномочия представителя на получение информации по запросу;
- дата, по состоянию на которую запрашивается информация, позднее даты запроса;
- ЭЦП налогоплательщика (его представителя) отсутствует, не соответствует полномочиям лица, подписавшего запрос (обращение), или не соответствует документу.
В любом из перечисленных случаев налогоплательщику (его представителю) направляется уведомление об отказе в приеме данного документа с указанием причины.
Правила оказания информационных услуг
Налоговиками прописаны действия всех участников информационного взаимодействия в трех наиболее распространенных вариантах предоставления информационных услуг:
- предоставление информационных услуг по запросу в электронном виде по ТКС;
- индивидуальное информирование плательщиков на основании письменных обращений, переданных в электронном виде по ТКС;
- публичное информирование плательщиков посредством информационной рассылки в электронном виде по ТКС.
Во Временных рекомендациях четко выделена последовательность действий (по шагам), которая производится с использованием программного обеспечения налогоплательщика (его представителя) и спецоператора, осуществляющего доставку отчетности в электронном виде. Не забыты и налоговые органы: их действия также регламентированы на каждом этапе информационного взаимодействия, что немаловажно для получения общего представления о работе всей системы электронного документооборота при оказании налоговиками информационных услуг.
Проверки в ходе обмена электронными документами
Временными рекомендациями предусмотрено два типа контрольных мероприятий:
- проверки, осуществляемые приемным комплексом налогового органа;
- проверки, осуществляемые программным комплексом налогового органа, осуществляющего налоговое администрирование.
В первую группу проверок входят действия, в ходе которых проверяется взаимодействие всех участников обмена электронной отчетностью:
- подтверждение абонента-отправителя и типа вложения;
- проверка абонента-отправителя в наименовании файла;
- проверка ЭЦП абонента-отправителя;
- проверка идентификации файла;
- проверка реквизитов представителя-отправителя.
Во вторую группу проверок входят несколько этапов налогового администрирования:
- проверка правомочности представления запроса в данный налоговый орган (поставлен ли налогоплательщик на учет в инспекции и на каком основании);
- проверка полномочий подписи запроса (обращения) (вправе ли должностное лицо подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в запросе (обращении)).
- проверка запроса (обращения) на информационное обслуживание на соответствие утвержденным требованиям формата (анализируется синтаксис и структура поступившего файла на соответствие установленным требованиям);
- проверка соответствия открытых налоговых обязательств запрашиваемым (по каким налогам у плательщика есть задолженность).
Все указанные контрольные мероприятия проводятся в автоматическом режиме программным обеспечением налоговиков, человеческий фактор здесь практически исключен, что имеет свои плюсы и минусы как в стандартных, так и во внештатных ситуациях.
Как выйти из внештатных ситуаций?
К внештатным относятся следующие ситуации:
- несогласие участника информационного взаимодействия с решением о результате процедур электронного документооборота;
- невозможность в установленные сроки выявить и устранить причины нарушения сроков исполнения электронного документооборота;
- нарушение работоспособности средств криптографической защиты информации.
Есть еще одна ситуация, которая не является внештатной, но может иметь место: невозможность отправки электронных документов на протяжении всего срока, определенного Временными рекомендациями. В таком случае налоговый орган совместно со спецоператором в течение суток (без учета выходных и праздничных дней) выявляет причины и принимает меры по разрешению данной ситуации.
Когда внештатную ситуацию не удается разрешить в рамках сроков представления электронных документов, налоговый орган создает комиссию, в состав которой включает представителей налогоплательщика, спецоператора и налогового органа, а также, при необходимости, представителей разработчика используемого программного обеспечения. Результатом деятельности комиссии по рассмотрению последствий внештатной ситуации является акт, утверждаемый руководителем налогового органа. Но не это главное. Важно, чтобы по результатам проведенной работы были сделаны выводы и возобновлено функционирование системы электронного документооборота в штатном режиме.
* * *
В целом можно сказать, что Временные рекомендации во многом повторяют нормы Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) по каналам связи. Разница лишь в том, что Временные рекомендации регламентируют обмен документами о состоянии расчетов с бюджетом, а не обмен формами налоговой и бухгалтерской отчетности, поэтому указанные документы имеют одинаковый приоритет и рекомендованы ФНС к применению одновременно с внедрением в промышленную эксплуатацию программного обеспечения по организации электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи.
С.В. Булаев,
редактор журнала
"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, сентябрь-октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Направляются налоговикам для ознакомления Письмом ФНС РФ от N МН-37-6/6275@.
*(2) Утвержден Приказом Минфина РФ от 18.01.2008 N 9н.
*(3) Утвержден Приказом ФНС РФ от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@.
*(4) Форма документа утверждена Приказом Минфина РФ от 18.01.2008 N 9н (приложения 8, 9 к Административному регламенту Федеральной налоговой службы).
*(5) Форма акта утверждена Приказом ФНС РФ от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@.
*(6) В одном запросе указываются сведения по одному налогоплательщику за один год или за один отчетный период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"