Проведение выездных проверок ПФР: изучаем Временные рекомендации
В целях установления единообразной правоприменительной практики и оказания методической помощи территориальным органам ПФР по проведению контрольных мероприятий в рамках действия Федерального закона N 212-ФЗ*(1) Правлением ПФР было издано Распоряжение от 11.05.2010 N 127р, которым утверждены Временные методические рекомендации по проведению выездных проверок плательщиков страховых взносов (далее - Временные рекомендации).
Выездная проверка проводится на основании решения территориального органа ПФР по месту нахождения плательщика страховых взносов или по месту жительства физического лица.
При наличии у организации обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, расчетный счет и начисляющего выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, налоговая проверка такого подразделения проводится на основании решения территориального органа ПФР по месту его нахождения.
Обратите внимание! Выездную проверку плательщика страховых взносов рекомендуется проводить не чаще чем один раз в три года. При определении количества выездных проверок плательщика страховых взносов не учитывается количество проведенных выездных проверок его обособленных подразделений.
Составление и утверждение плана-графика проведения выездных проверок
План-график проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов (далее - план-график) формируется в IV квартале года, предшествующего году, в котором планируется проводить выездные проверки плательщиков страховых взносов. В плане-графике рекомендуется отражать:
- наименование плательщика страховых взносов, идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН), код причины постановки на учет (далее - КПП);
- период, за который проводится выездная проверка;
- срок проведения выездной проверки;
- структурное подразделение территориального органа ПФР (должностное лицо), ответственное за проведение выездной проверки.
В случае включения в план-график выездных проверок плательщиков страховых взносов, имеющих обособленные подразделения, специалисту территориального органа ПФР за 10 дней до 25 декабря рекомендуется сообщать в территориальный орган ПФР по месту нахождения обособленного подразделения о необходимости включения его в план-график.
План-график утверждается приказом руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ПФР в срок не позднее 25 декабря каждого текущего года на каждый последующий год (в соответствии с Соглашением о взаимодействии Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации по осуществлению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов от 28.10.2009 N АД-30-35/10сог, N 02-43/07-2205П).
В течение года в план-график могут быть внесены коррективы:
- об исключении плательщика из плана-графика;
- об изменении сроков проведения проверки;
- о включении плательщика в план-график.
Основанием для внесения изменений в план-график является служебная записка, подготовленная специалистом структурного подразделения территориального органа ПФР и представленная руководителю (заместителю руководителя) территориального органа ПФР.
Внесение изменений в план-график оформляется приказом руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ПФР.
Вынесение решения о проведении выездной проверки
Решение о проведении выездной проверки принимается руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР на основании плана-графика и в срок, указанный в нем.
Решение принимается по форме 9-ПФР, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов"*(2) (далее - Приказ N 957н).
В решении о проведении выездной проверки обособленного подразделения рекомендуется указывать реквизиты головной организации.
В решении о проведении выездной проверки головной организации с одновременной проверкой обособленных подразделений, кроме полного и сокращенного наименования головной организации, рекомендуется указать наименования (при наличии) и адреса мест нахождения обособленных подразделений, подлежащих одновременной проверке, их ИНН, КПП и регистрационный номер в ПФР, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, территориальном фонде обязательного медицинского страхования.
Обратите внимание! Решение выносится в двух экземплярах. Первый экземпляр вручается плательщику страховых взносов (уполномоченному представителю плательщика страховых взносов), второй экземпляр приобщается к материалам выездной проверки.
Информация о вынесении решения заносится в журнал, формируемый средствами соответствующего программно-технического комплекса (ПТК).
Место проведения выездной проверки
Выездная проверка плательщика страховых взносов проводится на территории (в помещении) плательщика страховых взносов.
Доступ на территорию или в помещение плательщика страховых взносов специалистов территориального органа ПФР, непосредственно проводящих выездную проверку осуществляется при предъявлении служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) территориального органа ПФР о проведении выездной проверки плательщика страховых взносов.
В случае воспрепятствования доступу должностных лиц, проводящих выездную проверку, к месту проведения выездной проверки на территории плательщика страховых взносов (за исключением жилых помещений) составляется акт по форме 13 к Приказу N 957н, в котором отражается данный факт с указанием времени, даты, места, состава участников и описание фиксируемого события. Акт подписывается специалистами территориального органа ПФР и плательщиком страховых взносов (уполномоченным представителем).
При отказе плательщика страховых взносов (уполномоченного представителя) подписать составленный акт специалистом территориального органа ПФР делается соответствующая запись об отказе в подписании.
Акт приобщается к материалам проводимой выездной проверки.
В случае если у плательщика страховых взносов отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, выездная проверка может проводиться по месту нахождения территориального органа ПФР.
Период проведения выездной проверки
В рамках выездной проверки целесообразно проверять период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки.
Период, за который проводится проверка, рекомендуется рассчитывать исходя из целого числа расчетных периодов. При этом выездную проверку рекомендуется назначать не ранее наступления сроков представления расчетов за последний расчетный период.
Выездную проверку, осуществляемую в связи с реорганизацией или ликвидацией плательщика страховых взносов, целесообразно проводить независимо от времени проведения предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году в котором вынесено решение о проведении проверки.
Сроки проведения выездной проверки
Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев.
При проведении выездной проверки обособленного подразделения срок проверки не может превышать одного месяца.
Срок проведения выездной проверки целесообразно исчислять со дня вынесения решения о проведении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке по форме 12-ПФР к Приказу N 957н.
Приостановление проведения выездной проверки оформляется решением руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ПФР по форме 10 к Приказу N 957н.
Возобновление выездной проверки оформляется решением руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ПФР о возобновлении проведения выездной проверки по форме 11 к Приказу N 957н.
Приостановление проведения выездной проверки целесообразно осуществлять по следующим основаниям:
- для истребования документов (информации), относящихся к предмету проверки;
- для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
- для перевода на русский язык документов, представленных плательщиком страховых взносов на иностранном языке.
Приостановление проведения выездной проверки для истребования документов (информации), относящихся к предмету проверки, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого потребуются документы.
По общему сроку приостановления проведения выездной проверки не рекомендуется превышать шесть месяцев. В случае если выездная проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ и в течение шести месяцев территориальный орган ПФР не смог получить запрашиваемую информацию, срок приостановления указанной проверки целесообразно увеличить на три месяца.
Проведение выездной проверки
В ходе проведения выездной проверки специалисту территориального органа ПФР рекомендуется проверять, анализировать, сопоставлять документы и информацию, имеющую значение для формирования выводов о правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также для принятия обоснованного решения по результатам проверки.
Какие документы могут затребовать для проверки? В ходе выездной проверки специалистам рекомендуется ознакомиться с такими документами, как:
- учредительные документы (устав и (или) учредительный договор);
- приказы об утверждении учетной и (или) кредитной политики, действовавшей в проверяемом периоде;
- лицензии, действовавшие в проверяемом периоде;
- расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинское страхование за проверяемые периоды;
- книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций за проверяемый период;
- бухгалтерская отчетность плательщика страховых взносов за проверяемый период, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения;
- регистры бухгалтерского и налогового учета за проверяемый период, в том числе главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости;
- трудовые, гражданско-правовые договоры (контракты) с физическими лицами, действовавшие в проверяемом периоде;
- банковские и кассовые документы за проверяемый период;
- первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие факты осуществления плательщиком хозяйственной деятельности.
Что рекомендовано изучить в ходе проведения проверки документов? Временными рекомендациями предусмотрено, что следует проверить:
- полноту устранения выявленных предыдущей выездной проверкой нарушений законодательства об обязательном пенсионном и медицинском страховании*(3), а также наличие в проверяемом периоде нарушений, аналогичных нарушениям, выявленным предыдущей проверкой (в случае, если такие нарушения имели место);
- соответствие показателей, отраженных в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинское страхование, данным бухгалтерского учета;
- полноту и правильность отражения в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, влияющих на формирование базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское страхование.
Обратите внимание! В ходе проведения выездной проверки специалисту территориального органа ПФР рекомендуется истребовать у проверяемого плательщика страховых взносов необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов по форме 14 к Приказу N 957н.
При представлении плательщиком страховых взносов в течение 10 рабочих дней истребуемых документов, заверенных подписью руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью организации, специалисту территориального органа ПФР рекомендуется принять представленные документы по описи, заверяемой обеими сторонами.
Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в территориальный орган ПФР, а также изъятие подлинников документов.
Ознакомление специалистов территориального органа ПФР с подлинниками документов осуществляется на территории (в помещении) плательщика страховых взносов, за исключением случаев проведения выездной проверки по месту нахождения территориального органа ПФР.
К сведению. В случае если плательщик страховых взносов не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 рабочих дней, в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, он вправе письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в обозначенные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых плательщик страховых взносов (его представитель) может представить истребуемые документы.
В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) территориального органа ПФР вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении указанных сроков, о чем выносится отдельное решение по форме 15 к Приказу N 957н (ч. 6 ст. 37 Федерального закона N 212-ФЗ).
В ходе проведения выездной проверки специалисту территориального органа ПФР рекомендуется, в случае необходимости, вызывать на основании письменного уведомления плательщиков страховых взносов для дачи пояснений по вопросам уплаты (перечисления) ими страховых взносов, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о страховых взносах.
В случае выявления в ходе проводимой выездной проверки нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды специалисту территориального органа ПФР рекомендуется:
- осуществить подбор документов, подтверждающих отдельно каждый факт выявленных нарушений законодательства РФ об обязательном социальном страховании;
- произвести доначисление сумм страховых взносов;
- сформировать предложения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения, а также об устранении выявленных нарушений законодательства об обязательном социальном страховании.
Копии документов по каждому выявленному факту нарушения законодательства приобщаются к материалам проверки.
В случае отказа плательщика страховых взносов допустить специалистов территориального органа ПФР на территорию (в помещение) плательщика страховых взносов, отсутствия учета объектов обложения страховыми взносами или ведения такого учета с нарушением установленного порядка, приведшим к невозможности исчислить страховые взносы, специалисту территориального органа ПФР рекомендуется определять суммы страховых взносов, подлежащие уплате (перечислению) плательщиком страховых взносов, расчетным путем, на основании имеющейся у него информации о плательщике страховых взносов, а также данных об иных аналогичных плательщиках страховых взносов.
Оформление результатов выездной проверки
По окончании выездной проверки (в последний ее день) специалист территориального органа ПФР составляет справку о проведенной проверке по форме 12-ПФР к Приказу N 957н в двух экземплярах:
- первый экземпляр справки вручается (направляется) плательщику страховых взносов (уполномоченному представителю);
- второй экземпляр справки приобщается к материалам проведенной выездной проверки.
Информация о справке заносится в журнал регистрации, формируемый средствами соответствующего ПТК.
Обратите внимание! В течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной проверке специалист территориального органа ПФР, проводивший проверку, составляет акт выездной проверки по форме 17-ПФР к Приказу N 957н в двух экземплярах.
Акт выездной проверки подписывается специалистами территориального органа ПФР, проводившими проверку, и плательщиком страховых взносов (его представителем), в отношении которого проводилась проверка.
В случае отказа лица, в отношении которого проводилась проверка (его представителя), подписать акт выездной проверки специалисту территориального органа ПФР рекомендуется сделать соответствующую запись в акте выездной проверки.
Информация об акте выездной проверки заносится в журнал регистрации, формируемый средствами соответствующего ПТК (ч. 1 ст. 38 Федерального закона N 212-ФЗ).
Первый экземпляр акта вручается плательщику страховых взносов (его представителю) в течение пяти рабочих дней с даты его подписания под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
В случае если плательщик страховых взносов (его представитель) уклоняется от получения акта проверки, этот факт целесообразно отразить в акте проверки и направить его по почте заказным письмом с уведомлением по месту нахождения плательщика страховых взносов (обособленного подразделения) или по месту жительства физического лица. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма (ч. 4 ст. 38 Федерального закона N 212-ФЗ).
Второй экземпляр акта приобщается к материалам проведенной выездной проверки.
Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов выездной проверки
В случае представления плательщиком страховых взносов письменных возражений по акту проверки в целом или по ее отдельным положениям, а также документов (их заверенных копий), подтверждающих обоснованность этих возражений и фактов, указывающих на смягчающие обстоятельства при их наличии, специалисту территориального органа ПФР рекомендуется принять данные документы и приобщить их к материалам проведенной выездной проверки.
Рассмотрение акта выездной проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании, других материалов проверки, а также представленных плательщиком страховых взносов (его представителем) письменных возражений руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР и принятие решения по ним рекомендуется осуществить в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока, указанного в п. 8.1 Временных рекомендаций.
Руководителю (заместителю руководителя) территориального органа ПФР следует письменно известить о времени и месте рассмотрения материалов проверки плательщика страховых взносов (его представителя).
Плательщик страховых взносов участвует в процессе рассмотрения материалов проверки лично или через своего представителя.
Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением случаев, когда участие проверяемого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР обязательным.
При рассмотрении материалов проверки целесообразно исследовать представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась проверка, документы, представленные при проведении камеральных или выездных проверок, и иные документы, имеющиеся у территориального органа ПФР.
В ходе рассмотрения материалов проверки руководителю (заместителю руководителя) территориального органа ПФР рекомендуется:
- установить, совершал ли плательщик страховых взносов, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства РФ о страховых взносах;
- установить, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного гл. 6 Федерального закона N 212-ФЗ;
- установить, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного Федеральным законом N 212-ФЗ;
- выявить обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного Федеральным законом N 212-ФЗ.
В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства РФ о страховых взносах или отсутствия таковых руководителю (заместителю руководителя) территориального органа ПФР следует вынести решение об истребовании необходимых документов по форме 18 к Приказу N 957н.
На основании этого решения выставляется требование о представлении документов по форме 14-ПФР к Приказу N 957н, которые впоследствии приобщаются к материалам выездной проверки.
Информация о таком решении и требовании заносится в журнал регистрации, формируемый средствами соответствующего ПТК.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководителю (заместителю руководителя) территориального органа ПФР рекомендуется вынести одно из следующих решений:
- о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах по форме 19-ПФР к Приказу N 957н;
- об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ по форме 20-ПФР к Приказу N 957н.
В решении о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах рекомендуется изложить установленные выездной проверкой обстоятельства правонарушения, совершенного привлекаемым к ответственности лицом, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые плательщиком страховых взносов (его представителем) в свою защиту, смягчающие обстоятельства при их наличии, указать применяемые меры ответственности со ссылкой на статьи нормативных актов, предусматривающих данные правонарушения, а также при наличии отразить размер выявленной недоимки, соответствующих пеней, подлежащего уплате штрафа.
В решении об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ рекомендуется изложить обстоятельства, послужившие основанием для отказа в привлечении к ответственности, смягчающие обстоятельства, а также при наличии указать сумму недоимки и соответствующую сумму пеней.
Следует отметить, что решения составляются в двух экземплярах:
- первый экземпляр решения о привлечении (об отказе в привлечении) плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ в течение пяти рабочих дней после дня его вынесения вручается лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его представителю), под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения. В случае направления по почте заказным письмом решение считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления заказного письма;
- второй экземпляр решения приобщается к материалам проведенной выездной проверки.
Информация о решении, принятом по результатам рассмотрения материалов проведенной выездной проверки, заносится в журнал регистрации, формируемый средствами соответствующего ПТК.
Материалы выездной проверки приобщаются в наблюдательное дело плательщика страховых взносов.
Ю.В. Абросимова,
эксперт журнала
"Оплата труда в бюджетном учреждении:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
*(2) Зарегистрирован в Минюсте РФ 22.12.2009 N 15786.
*(3) Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (действует в редакции от 27.12.2009); Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (действует в редакции от 24.07.2009).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"