Приглашение в налоговую инспекцию и во внебюджетные фонды
В настоящее время работники ИФНС России в ходе мероприятий налогового контроля всё чаще практикуют личное общение с руководителями и бухгалтерами налогоплательщика. С начала текущего года органы контроля за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды также могут вызывать страхователей для беседы в территориальные отделения фондов.
Вызов в ИФНС
Приглашение в налоговую инспекцию, как правило, вызывает не самые лучшие чувства у руководителей организаций и предпринимателей. Однако у налоговиков право на такое действие имеется, поэтому и вызываются налогоплательщики по самым разным причинам. Одной из причин приглашения в налоговую может быть окончание проводимой в отношении налогоплательщика налоговой проверки. НК РФ определено, что лицо, в отношении которого проводилась такая проверка, извещается о времени и месте рассмотрения её материалов (п. 2 ст. 101 НК РФ).
Оформление приглашения
Налоговые органы вправе вызывать в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов:
- для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо
- в связи с налоговой проверкой, а также
- в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Аналогичные права предоставлены налоговым органам и статьёй 7 Закона РФ от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации". Согласно указанной норме фискалам предоставлено право получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке.
Налоговики в связи с камеральной налоговой проверкой при выявлении:
- ошибок в налоговой декларации (расчёте) и (или)
- противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо
- несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, -
на основании письменного уведомления могут вызвать налогоплательщика для дачи пояснений непосредственно в налоговую инспекцию (п. 3 ст. 88 НК РФ).
К праву налоговых органов, приведённому в упомянутом подпункте 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ, вызывать налогоплательщика напрашивается и "зеркальная" данному праву обязанность налогоплательщика явиться по вызову. Однако среди обязанностей налогоплательщиков, приведённых в статье 23 НК РФ, явка налогоплательщика в налоговый орган по вызову на основании письменного уведомления для дачи пояснений прямо не поименована.
Давая разъяснения по этому вопросу, финансисты сослались на подпункт 7 пункта 1 статьи 23 НК РФ (письмо Минфина России от 09.04.10 N 03-02-08/21). Тем самым явка налогоплательщика в налоговый орган по вызову на основании письменного уведомления для дачи пояснений, по их мнению, подспудно заложена в обязанности налогоплательщика:
- выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также
- не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
Отметим, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на налогоплательщика обязанностей он несёт ответственность согласно законодательству РФ (п. 5 ст. 23 НК РФ).
В упомянутом же письме чиновники напомнили, что частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность граждан, должностных лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.
Оформленное в произвольном виде приглашение налогоплательщика для общения с налоговыми инспекторами само по себе некорректно. Вызов производится на основании письменного уведомления (форма уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) приведена в приложении N 1 к приказу ФНС России от 31.05.07 N ММ-3-06/338).
В уведомлении налоговиками заполняются следующие реквизиты:
- порядковый номер;
- Ф. И. О., должность сотрудника налогового органа, который вызывает налогоплательщика;
- полное и сокращённое наименования организации, ИНН, КПП или полное и сокращённое наименование организации и филиала (представительства) организации, ИНН, КПП; Ф. И. О. физического лица, ИНН (при наличии);
- наименование налогового органа, его адрес, номер комнаты; день и время вызова;
- подробное описание цели вызова налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента);
- подпись должностного лица налогового органа и его телефон.
Специалисты Минфина России неоднократно отмечали, что форма указанного документа не предусматривает подпись руководителя (заместителя руководителя) налогового органа в качестве обязательного реквизита и печать налогового органа.
Судьи КС РФ в своё время констатировали, что подписание требования о представлении документов не руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, а иными принимающими соответствующее решение должностными лицами налогового органа (лицом, проводящим налоговую проверку, которое наделено правом истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы) не меняет правовую природу этого акта как ненормативного, возлагающего на налогоплательщика определённые обязанности (определение Конституционного суда РФ от 04.12.03 N 418-О). Поэтому, независимо от того что в уведомлении обычно отсутствует подпись руководителя (заместителя руководителя) ИФНС России и печать инспекции, налогоплательщику всё же надлежит откликнуться на приглашение.
Уведомление вручается непосредственно налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) или направляется ему по почте.
Налогоплательщик, как известно, может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ, при этом полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами (п. 1, 3 ст. 26 НК РФ).
Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять эту организацию на основании закона или её учредительных документов (ст. 27 НК РФ). Для юридического лица им может быть, например, руководитель, действующий на основании устава или доверенности.
Уполномоченным представителем налогоплательщика признаётся физическое или юридическое лицо, наделённое правом представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, а также иными участниками в рамках законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 29 НК РФ).
Однако не любое физическое лицо может выполнять такие функции. Не могут представлять интересы налогоплательщиков в отношениях с налоговыми органами должностные лица налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры (п. 2 ст. 29 НК РФ).
Для того чтобы полноправно выступать от имени налогоплательщика, представитель обязан иметь доверенность, выданную в порядке, установленном гражданским законодательством РФ (п. 3 ст. 29 НК РФ). В ней и указываются полномочия, которыми он наделяется.
Доверенность от имени юридического лица должна быть подписана его руководителем или иным имеющим на это право лицом и заверена печатью организации (п. 5 ст. 185 ГК РФ). Её можно составить в произвольной форме, но, как правило, рекомендуемая форма доверенности размещается на информационных стендах в налоговых органах.
Исходя из этого, налоговые органы вручают уведомление о вызове налогоплательщика:
- законным представителям налогоплательщика-организации, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН);
уполномоченным представителям налогоплательщика в случае наличия документального подтверждения их полномочий в соответствии с установленным порядком.
В случае вручения уведомления непосредственно соответствующему лицу в нём проставляются подпись и Ф. И. О. руководителя организации (филиала, представительства) или физического лица (представителя), наименование организации (филиала, представительства).
В зависимости от того, кто приглашается, налоговики направляют уведомление:
- по месту нахождения организации;
- по месту нахождения обособленных подразделений организации;
- по месту учёта организации по иным основаниям, предусмотренным НК РФ, в том числе налогоплательщиков, отнесённых в соответствии со статьёй 83 НК РФ к категории крупнейших.
Направление же ненормативных правовых актов и иных документов по месту жительства (месту пребывания) уполномоченного представителя налогоплательщика не является надлежащим. В этой связи руководство налогового ведомства на такое направление наложило запрет (письмо ФНС России от 01.08.08 N ШТ-8-2/320).
Ответственность за неявку
Выше указывалось, что прямой обязанности налогоплательщика явиться по вызову в налоговый орган для дачи пояснений не установлено. Не предусмотрено НК РФ и привлечение налогоплательщика, а также его должностного лица к налоговой ответственности за неявку в налоговый орган по вызову. Тем не менее у налогоплательщика, не откликнувшегося на предложение фискалов явиться в налоговый орган, возникает определённый риск.
Налоговиками в своё время была разработана Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30.05.07 N ММ-3-06/333@). На основании этой концепции были подготовлены Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30.05.07 N ММ-3-06/333).
Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности упомянуто в обоих этих документах (п. 9 общедоступных критериев, п. 9 раздела 4 "Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков" концепции). При этом в общедоступных критериях приведена расшифровка этого критерия: отсутствие без объективных причин пояснений налогоплательщика относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчёте) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, в случае если в целях, предусмотренных пунктом 3 статьи 88 НК РФ, налогоплательщик вызван в налоговый орган на основании письменного уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ, содержащего требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Впоследствии концепция и общедоступные критерии приказом ФНС России от 14.10.08 N ММ-3-2/467 были переутверждены (соответственно приложение N 1 и приложение N 2 к приказу).
Поэтому если получивший уведомление налогоплательщик не явится для дачи пояснений, то у налоговиков появится дополнительный повод для осуществления выездной налоговой проверки. Неоднократное же игнорирование приглашений налоговиков для беседы в совокупности с другими набранными налогоплательщиком "штрафными баллами" по показателям общедоступных критериев эту проверку приближает.
Как было отмечено выше, пунктом 5 статьи 23 НК РФ предусмотрено, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несёт ответственность согласно законодательству РФ.
Пунктом 1 статьи 19.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а также воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей. За данные деяния может быть наложен:
на должностных лиц - административный штраф в размере от 1000 до 2000 руб.;
на граждан - предупреждение или штраф от 500 до 1000 руб.
После выявления факта совершённого административного правонарушения налоговым органом немедленно составляется протокол (п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ).
Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела или сведений о юридическом лице, протокол может быть составлен в течение двух суток со дня выявления правонарушения (п. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).
Если же будет необходимость провести административное расследование, то протокол составляется по его окончании. Срок проведения такого расследования не может быть больше одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении (п. 3 ст. 28.5, п. 5 ст. 28.7 КоАП РФ).
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведётся производство по этому делу. Рассмотрение возможно и в его отсутствие, но только в случаях, если имеются данные о том, что названное лицо надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения дела, а от него не поступило ходатайство отложить рассмотрение дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (п. 2 ст. 25.1 КоАП РФ).
Действия налоговиков, составивших протокол об административном правонарушении в отсутствие законного представителя общества, судьи признают законными, если налогоплательщик был надлежащим образом извещён о времени и месте его составления (постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.07.08 N А56-2245/2008).
Вызов в качестве свидетеля
Нередки случаи, когда фискалы, проводящие налоговую проверку у контрагента, приглашают лиц - партнёров по бизнесу в качестве свидетелей.
Налоговым органам предоставлено право вызывать в качестве свидетелей любых физических лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (подп. 12 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 90 НК РФ).
В Налоговом кодексе не определено, каким образом можно пригласить свидетеля. Поэтому его могут вызвать даже по телефону. Но при неявке свидетеля факт его вызова налоговики подтвердить не смогут. Поэтому обычно приглашение на беседу оформляется официальным документом.
В упомянутом приказе ФНС России N ММ-3-06/338 "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" бланк подобного "приглашения" отсутствует. Поэтому на практике налоговые органы обычно вызывают свидетелей официальным письмом, выполненным на бланке инспекции и подписанным должностным лицом налогового органа. В письме указывают, куда и в какое время надлежит явиться, а также цель, с которой вызывается свидетель.
При получении физическим лицом официального вызова для дачи показаний в качестве свидетеля пренебрегать визитом в инспекцию ему не стоит. Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, признаётся налоговым правонарушением, за которое предусмотрено взыскание штрафа в размере 1000 руб. (ч. 1 ст. 128 НК РФ).
Привлечение к указанной ответственности возможно только при двух условиях:
- у налоговиков есть документальное подтверждение вызова свидетеля на допрос;
- неявка свидетеля не вызвана уважительными причинами.
Неправомерный же отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влечёт взыскание штрафа уже в размере 3000 руб. (ч. 2 ст. 128 НК РФ).
Отказаться от дачи показаний физическое лицо вправе только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (п. 3 ст. 90 НК РФ). Например, в соответствии со статьёй 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Близкими же родственниками являются: родители, дети, усыновители, усыновлённые, родные братья и родные сёстры, дедушки, бабушки, внуки (п. 1 ст. 11 НК РФ, абз. 3 ст. 14 СК РФ, п. 4 ст. 5 УПК РФ).
При допросе свидетеля должны предупредить об ответственности за отказ (уклонение) от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Об этом в обязательном порядке делается отметка в протоколе допроса, под которой он должен поставить свою подпись (п. 5 ст. 90 НК РФ).
Примечание. В последнее время налоговые органы, учитывая сложившуюся арбитражную практику и понимая, что любые отступления от процедур, установленных законодательством РФ, могут лишить их доказательств в ходе судебного разбирательства, стараются быть в рамках закона. Поэтому откровенные нарушения процедуры допроса свидетеля встречаются всё реже.
Если инспектор этого не сделает, то такие свидетельские показания судьи учитывать не будут (постановления ФАС Поволжского округа от 11.03.09 N А12-17314/07, ФАС Западно-Сибирского круга от 10.09.03 N Ф04/4530-627/А75-2003).
Статьями 307 и 308 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за отказ свидетеля от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.
За дачу заведомо ложных показаний в рамках обычной налоговой проверки свидетеля привлечь к уголовной ответственности нельзя. Статья 307 УК РФ сформулирована так, что она применяется только в тех случаях, когда свидетель даёт свои показания в суде, или при проведении предварительного расследования по уголовному делу о налоговом преступлении.
В остальных случаях применяется ответственность по статье 128 НК РФ.
Статья 308 УК РФ, которой установлена ответственность за отказ от дачи свидетельских показаний, сформулирована более широко. Но, по нашему мнению, и её нельзя применять без учёта статьи 128 НК РФ. Ведь в противном случае свидетель должен нести двойную ответственность за одно и то же деяние. С этим соглашаются и некоторые суды (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.12.09 N А43-16761/2009-32-325).
В то же время отдельные суды считают, что свидетель должен быть предупреждён и об уголовной ответственности за дачу ложных показаний (постановления ФАС Поволжского округа от 11.03.09 N А12-17314/07, от 05.02.08 N А65-19109/07, ФАС Московского округа от 21.12.09 N КА-А40/13212-09).
Показания свидетеля заносятся в протокол (п. 1 ст. 90 НК РФ). Общие требования, предъявляемые к протоколу, содержит статья 99 НК РФ, а его форма утверждена упомянутым приказом ФНС России N ММ-3-06/338 (приложение N 3 к приказу). Показания свидетелей, оформленные иным образом, судьи обычно не воспринимают (постановление ФАС Поволжского округа от 17.07.01 N А65-1090/2001-СА1-34).
Свидетелю должны быть разъяснены его права и обязанности, а также объявлено о применении технических средств, если такие используются во время допроса. Это предусмотрено формой протокола допроса.
Свидетелю отвечать на допросе целесообразно только на поставленные вопросы, поскольку его обычно приглашают для выяснения конкретных обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля.
Если допрашиваемый не помнит детали сделки, которая интересует налоговиков, то стоит напрямую сказать об этом. В подавляющем большинстве случаев это не должно их удивить. Проверкой могут быть охвачены три предыдущих года, вспомнить же в мельчайших подробностях событие прошлого не всем дано.
Перед тем как расписаться в протоколе, свидетелю вначале необходимо внимательно прочитать весь его текст. Если изложенные показания были искажены, изменены или дополнены, то обязательно необходимо указать на это. Возникшие же при этом замечания ему следует ненавязчиво попросить внести в протокол.
Примечание. Вполне естественно желание свидетеля иметь на руках копию протокола. Однако с большой вероятностью можно предположить, что ему её не дадут, поскольку требования обязательно предоставлять копию протокола допрашиваемому лицу налоговое законодательство не содержит. Но попытка, как говорится, не пытка.
Вызов на комиссию
В последнее время участились случаи вызовов налогоплательщиков в налоговые органы на заседания комиссий по легализации "теневой" заработной платы.
Единая централизованная система налоговых органов согласно статье 2 упомянутого закона N 943-1 состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, и его территориальных органов. Налоговым законодательством не предусмотрено создание каких-либо комиссий, а также подобных им образований при налоговых органах или в них. Соответственно, все отношения между комиссиями, задачи и функции которых не определены законодательно, и подконтрольными лицами возникают за рамками налоговых правоотношений.
Таким образом, вызов должностных лиц организаций для дачи показаний на комиссии не связан с реализацией налоговыми органами полномочий по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах и происходит вне форм такого контроля, предусмотренных статьёй 82 НК РФ. "Зарплатные" комиссии реализуют предоставленные им полномочия в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, выступающих в данном случае не налогоплательщиками, а работодателями - субъектами трудовых отношений.
Вышеприведённое всё же не исключает права налогового органа вызывать налогоплательщиков в порядке всё того же подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ для дачи пояснений. Требование инспекции явиться по вызову, адресованное организациям и индивидуальным предпринимателям, основано на налоговом законодательстве, но не обязательно для исполнения.
Как было сказано выше, налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов и сборов либо налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах. Следовательно, право инспекторов вызывать налогоплательщиков вне рамок налоговых проверок прямо предусмотрено НК РФ. Но всё же это право не беспредельно и ограничено сферой действия законодательства о налогах и сборах, что явно следует из приведённой выше нормы.
Однако складывающаяся арбитражная практика не столь уж благосклонна для налогоплательщиков. Так, судьи ФАС Дальневосточного округа, рассматривая вопрос о законности действий должностного лица инспекции, выразившихся в требовании явиться на заседание комиссии по легализации "теневой" заработной платы, посчитали, что факт приглашения руководителя организации для дачи пояснений по вопросам расчётов с бюджетом и внебюджетными фондами, выплачиваемой работникам среднемесячной заработной платы и представления документов, обосновывающих её выплату, не может нарушать права и законные интересы общества, так как такие действия предусмотрены законом и совершены налоговым органом в рамках предоставленных ему полномочий (постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.11.07 N Ф03-А51/07-2/4597, определением ВАС России от 18.02.08 N 1218/08 в передаче дела для пересмотра в Президиум ВАС России в порядке надзора отказано).
В то же время обязанность налогоплательщика в силу специфики режима налогово-правового регулирования не может сама по себе вытекать из полномочий налоговых органов. Она должна быть прямо предусмотрена законодательством о налогах и сборах (подп. 9 п. 1 ст. 23 НК РФ). Административный орган (в том числе налоговый) не вправе возложить на налогоплательщика какую-либо обязанность, помимо прямо предусмотренных законодательством РФ. Являться по вызову налоговиков на комиссию с целью пояснить возникновение убытков от деятельности компании и легализовать "теневую" заработную плату НК РФ, а также другими актами законодательства о налогах и сборах в качестве обязанности налогоплательщиков не предусмотрено.
В налоговом законодательстве отсутствует ответственность в отношении налогоплательщиков за неявку на заседание комиссии. Уведомление о вызове в налоговый орган на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ может быть адресовано именно налогоплательщику, а не конкретному должностному лицу организации. Поэтому по вызову налогового органа явиться может не только сам руководитель организации, но и любое лицо, уполномоченное организацией по правилам главы 4 кодекса.
Примечание. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ налогоплательщик вызывается в налоговый орган письменным уведомлением. Если инспекция направит иной документ неустановленной формы, то его впоследствии могут не принять в качестве доказательства по делу на основании части 3 статьи 26.2 КоАП РФ.
Поскольку в законодательстве отсутствует прямо предусмотренная обязанность проверяемого лица исполнять требование явиться в налоговый орган для дачи пояснений, полагаем, что привлечение к ответственности налогоплательщика или его должностного лица за неявку неправомерно. Однако, как показывает практика, определённые негативные последствия всё же имеют место. В частности, отдельные прецеденты привлечения к ответственности руководителей организаций на основании статьи 19.4 КоАП РФ за неявку для дачи пояснений на таких комиссиях встречаются в практике мировых судей. Поэтому руководителям организаций необходимо учитывать ряд моментов, способных повлиять на исход событий.
В случае неявки представителя организации по вызову должен быть составлен протокол об административном правонарушении в пределах срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 28.5 КоАП РФ, то есть немедленно. На основании же пункта 2 этой статьи 28.5 КоАП РФ срок составления протокола может быть продлён до двух суток.
Указанные сроки, по мнению судей ВС РФ, не являются пресекательными, их нарушение само по себе считается несущественным. При этом высшие судьи указали на необходимость установления правильности составления протокола с точки зрения:
- полноты исследования события правонарушения;
- сведений о лице, его совершившем, а также
- соблюдения процедуры его оформления (п. 4 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.05 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). К существенным недостаткам протокола отнесено отсутствие сведений, имеющих значимость для данного конкретного дела об административном правонарушении (ч. 2 ст. 28.1 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении, как было сказано выше, составляется в присутствии лица, привлекаемого к ответственности. Заочно составить протокол можно лишь при наличии доказательств надлежащего уведомления, то есть если указанное лицо лично под расписку или заказным письмом с уведомлением о вручении почтового отправления извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
В деятельности "зарплатных" комиссий факт нарушения (неисполнения законного требования налогового органа) удостоверяется протоколом заседания комиссии. Данный документ, по нашему мнению, не может являться доказательством по делу, поскольку составление такого протокола действующим законодательством не предусмотрено. Он также не может быть признан в качестве повода к возбуждению дела об административном правонарушении согласно части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
Приглашение в фонды
С начала текущего года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.09 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", регулирующий порядок уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС России, ФФОМС и ТФОМС. Функции по администрированию указанных взносов возложены на органы контроля за уплатой страховых взносов, которыми являются:
- ФСС России и его территориальные отделения - в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в этот фонд;
- ПФР и его территориальные органы - в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования (п. 1 ст. 3 закона N 212-ФЗ).
Органам контроля за уплатой страховых взносов дано право вызывать на основании письменного уведомления в территориальные отделения фондов плательщиков страховых взносов:
- для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими страховых взносов либо в связи с проверкой правильности уплаты страховых взносов, а также
- в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства РФ о страховых взносах (подп. 3 п. 1 ст. 29 закона N 212-ФЗ).
Форма уведомления о вызове плательщика страховых взносов (форма 7) утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.09 N 957н (приложение N 11 к приказу). В уведомлении к реквизитам, которые были приведены в уведомлении, применяемом налоговиками:
- порядковый номер;
- Ф.И.О., должность сотрудника органа контроля, который вызывает налогоплательщика;
- полное наименование организации (обособленного подразделения);
- ИНН, КПП;
- наименование органа контроля, его адрес, номер комнаты; день и время вызова;
- подробное описание цели вызова налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента), - добавились ещё:
- регистрационный номер в органе контроля за уплатой страховых взносов;
- адрес места нахождения организации (обособленного подразделения) или адрес постоянного места жительства индивидуального предпринимателя, физического лица.
Плательщики же страховых взносов вправе представлять органам контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате страховых взносов, а также по актам проведённых проверок (подп. 5 п. 1 ст. 28 закона N 212-ФЗ). В их же обязанность входит в том числе:
- выполнение законных требований органа контроля за уплатой страховых взносов об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о страховых взносах, а также
- непрепятствование законной деятельности должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов при исполнении ими своих служебных обязанностей (подп. 5 п. 2 ст. 28 закона N 212-ФЗ).
Законом N 212-ФЗ не предусмотрена ответственность плательщиков страховых взносов и их должностных лиц за непредставление пояснений в соответствии с полученным от территориального органа ПФР уведомлением.
При этом пунктом 3 статьи 40 закона N 212-ФЗ предусматривается возможность привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах в соответствии с КоАП РФ.
Примечание. Протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, привлекаемого к ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 15.33 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством РФ о страховых взносах срок либо отказ от представления в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов, а также их должностным лицам оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.
Таким образом, указанным пунктом 3 статьи 15.33 КоАП РФ прямо не предусмотрена административная ответственность должностных лиц страхователя за непредставление ими пояснений в соответствии с полученным от территориального органа ПФР уведомлением. Фактически этим пунктом установлена ответственность за непредставление именно документов. Вместе с этим полагаем, что на практике могут возникать ситуации, когда должностные лица территориальных органов ПФР и ФСС России будут расценивать непредставление пояснений как непредставление иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов.
В связи с этим в случае непредставления страхователем пояснений на основании полученного от территориального органа фонда письменного уведомления административный штраф для должностных лиц организации может составить от 300 до 500 рублей. Законодательство РФ не предусматривает, что к ответственности может быть привлечён сам плательщик.
Должностным лицам государственных внебюджетных фондов предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.3, 15.4, пунктом 1 статьи 15.6, пунктом 1 статьи 15.7, статьёй 15.8 КоАП РФ (в части административных правонарушений, связанных с перечислением сумм взносов в соответствующие государственные внебюджетные фонды) (подп. 4 п. 5 ст. 28.3 КоАП РФ). Следовательно, в силу упомянутого подпункта 4 пункта 5 статьи 28.3 КоАП РФ они не вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 3 статьи 15.33 КоАП РФ.
Примечание. Подписывает уведомление руководитель (заместитель руководителя) органа контроля. При этом на уведомлении должна быть печать территориального отделения фонда и указан телефон.
Вводя в КоАП РФ рассматриваемую статью 15.33, законодатель не установил круг лиц, уполномоченных составлять протоколы о таком административном правонарушении. Исходя же из действующих положений КоАП РФ возбуждать производство по делу об административном правонарушении по пункту 3 статьи 15.33 КоАП РФ вправе только прокурор (подп. 1 п. 1 ст. 25.11 КоАП РФ), а рассматривать дела по этому пункту вправе судьи (п. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
В связи с этим можно полагать, что для привлечения должностных лиц организации к ответственности по пункту 3 статьи 15.33 КоАП РФ потребуется участие прокурора. Сами же должностные лица территориальных органов ПФР и ФСС России составлять протоколы об административном правонарушении по этому пункту не вправе.
Отметим, что арбитражная практика по возбуждению прокурорами дел в отношении должностных лиц страхователя по пункту 3 статьи 15.33 КоАП РФ в настоящее время отсутствует.
Л. Иоффе,
аудитор
"Практический бухгалтерский учет", N 9, 10 сентябрь, октябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455