Внимание: дисквалификация!
Поводом к написанию данной статьи послужил вопрос, заданный на одной из консультаций. Руководитель кадровой службы получил сведения о том, что гражданин, с которым ведутся переговоры о приёме на работу (причём речь шла о финансовом директоре), был подвергнут дисквалификации.
Сам претендент эти сведения отвергает. Может ли представитель потенциального работодателя потребовать от претендента документ, подтверждающий, что данное лицо не было дисквалифицировано? Или же есть иные способы проверить этот факт?
Коротко о главном
Применительно к коммерческой деятельности главным является то, что дисквалификация - это лишение физического лица права:
занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица;
входить в совет директоров (наблюдательный совет);
осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом;
осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Назначается дисквалификация судьёй на срок от шести месяцев до трёх лет. Может быть применена, в частности:
к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица;
к членам совета директоров (наблюдательного совета);
к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
к лицам, занимающимся частной практикой.
Наказание в виде дисквалификации установлено, в частности, за следующие правонарушения:
нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ), например:
- за невыполнение окончательного расчёта в день увольнения работника;
- оплату командировочных не в полном объёме;
- выплату заработной платы один раз в месяц;
- выплату заработной платы работникам без выдачи расчётных листов по заработной плате;
- выплату отпускных позже чем за три дня до начала отпуска и т.д.;
незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ст. 5.53 КоАП РФ);
нарушение порядка ценообразования (ст. 14.6 КоАП РФ), т.е. завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям - завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке);
фиктивное банкротство, т.е. заведомо ложное публичное объявление руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица или индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (ст. 14.12 КоАП РФ);
неисполнение руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем обязанности по подаче заявления о признании соответственно юридического лица или индивидуального предпринимателя банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) (п. 5 ст. 14.13 КоАП РФ);
представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ), и т.д.
Примечание. Дисквалификация работника исключает возможность выполнения сотрудником работы, предусмотренной трудовым договором. А назначается она по отношению к работникам, занимающим руководящие должности, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции и т.д.
Суть дисквалификации - в лишении работника права занимать указанные должности или осуществлять указанные функции.
Постановление о дисквалификации должно быть немедленно после вступления постановления в законную силу исполнено самим лицом, привлечённым к административной ответственности (п. 1 ст. 32.11 КоАП), поскольку решение о назначении наказания в виде дисквалификации считается приведённым в исполнение с момента его вступления в законную силу. С указанного момента дисквалифицированное лицо не вправе осуществлять деятельность по управлению юридическим лицом (п. 4 информационного письма Президиума ВАС России от 24.10.06 N 115 "О некоторых вопросах, касающихся исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях").
Копия постановления о дисквалификации (вступившего в законную силу) направляется судом в МВД России и в министерство внутренних дел, управление (главное управление) внутренних дел соответствующего субъекта РФ по месту вынесения соответствующего судебного постановления.
Можно ли потребовать справку у претендента?
Проще всего было бы, конечно, запросить справку об отсутствии дисквалификации у самого претендента. Препятствием этому (самому удобному способу) является статья 65 ТК РФ, которая устанавливает, что при приёме на работу можно потребовать от кандидата:
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
трудовую книжку (если только трудовой договор заключается не впервые или работник не поступает на работу на условиях совместительства);
страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
документы воинского учёта - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
Иные документы по общему правилу требовать запрещается.
Впрочем, работодатель или его представитель может попросить претендента на должность представить соответствующую справку. Однако в случае отказа придётся обращаться в компетентные органы самостоятельно. Кроме того, работодатель обязан это сделать в силу статьи 32.11 КоАП РФ.
Куда обращаться и с чем?
Реестр дисквалифицированных лиц формируется и ведётся МВД России, министерствами внутренних дел, управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов РФ в целях обеспечения учёта лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах (п. 2 постановления Правительства РФ от 11.11.02 N 805 "О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц", далее - постановление N 805).
Этот реестр ведётся в порядке, установленном Инструкцией о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах (утв. приказом МВД России от 22.11.06 N 957, далее - инструкция).
В реестре указываются следующие сведения о дисквалифицированном лице (п. 3 постановления N 805):
фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства;
в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (указывается статья КоАП РФ);
наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;
срок дисквалификации, даты его начала и истечения;
наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;
сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;
основания исключения из реестра дисквалифицированных лиц;
дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц.
Это информация открытая, и заинтересованные лица вправе получить её за плату в виде выписок о конкретном лице. Информация, содержащаяся в реестре дисквалифицированных лиц, предоставляется за плату в размере одного минимального размера оплаты труда (на сегодняшний день - 100 руб., ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ), которая зачисляется в федеральный бюджет (п. 4 постановления N 805).
Непосредственное исполнение запросов на получение информации из реестра в отношении конкретных лиц осуществляется главным информационным аналитическим центром МВД России и информационными центрами МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ.
Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, - не более пяти дней со дня получения указанными центрами соответствующего запроса.
При наличии в реестре сведений о проверяемом лице инициатору запроса выдаётся выписка из реестра, а при отсутствии сведений - справка.
Запросы, направляемые с нарушением предъявленных требований, возвращаются заявителю без исполнения.
Предположим, что претендент, демонстрируя благоразумие и благонадёжность, согласился самостоятельно предоставить сведения об отсутствии его в реестре дисквалифицированных лиц.
В таком случае ему следует подать в информационный центр органа внутренних дел заявление по форме, установленной в приложении N 4 к инструкции. Ниже приведён образец:
Начальнику ИЦ ГУВД
по г. Москве
Заявление
Я, гражданин РФ Сидоренко Владимир Владимирович, 19.01.1972 года рождения, паспорт серия 45 06 N 343212, выдан ОВД МО "Северное Медведково" п/с N 2 11.11.2003, проживающий по адресу: Москва, ул. Полярная, д. 5, кв. 12, прошу сообщить информацию о наличии сведений обо мне в реестре дисквалифицированных лиц.
Информацию прошу выдать на руки (или направить в ОВД по месту регистрации).
Дата | подпись |
Однако, как мы уже выяснили, работодатель не вправе требовать от потенциального сотрудника таких справок.
В случае отказа потребуется обратиться в исследовательский центр внутренних дел с аналогичным запросом (образец утверждён приложением N 7 к инструкции, пример см. ниже). При этом, правда, придётся заплатить один МРОТ и приложить квитанцию об оплате.
Начальнику ИЦ ГУВД
по г. Москве
Запрос
ООО "Красноугольский пищевик", место регистрации: 111210, Москва, ул. Новояблоневая, д. 4, адрес фактического местонахождения тот же, ИНН 4713114570, в лице генерального директора В.И. Маслюк, паспорт серия 45 42 N 343545, выд. ОВД "Свиблово" 23.11.2002, проживающий по адресу: Москва, ул. Вересковая, д. 3, кв. 10, действующий на основании Устава, прошу сообщить информацию о наличии сведений в отношении Сидоренко Владимира Владимировича, 19.01.1972 года рождения, уроженца г. Москвы, в реестре дисквалифицированных лиц.
Квитанция о перечислении в федеральный бюджет платы за предоставление информации, содержащейся в Реестре, и копия документа, подтверждающего полномочия получения информации, прилагаются.
Информацию прошу выдать на руки (направить в ОВД по месту регистрации).
Дата | подпись |
Пренебрежение стоит дорого
Ещё раз напомним, что в силу статьи 32.11 КоАП РФ при заключении договора (контракта) уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц.
Заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия влечёт за собой наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до ста тысяч рублей (п. 2 ст. 14.23 КоАП РФ).
Таким образом, во избежание возможных неприятностей при приёме на работу руководителя необходимо всегда "пробивать" его по реестру дисквалифицированных лиц.
Расторжение договора: особенности
Основание для расторжения договора с дисквалифицированным лицом - пункт 8 части 1 статьи 83 ТК РФ.
Как установлено статьёй 83 ТК РФ, прекращение трудового договора по этому основанию допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учётом его состояния здоровья.
При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
При отсутствии у работодателя соответствующей работы, а также в случае отказа работника от предложенной ему другой работы трудовой договор с ним прекращается со ссылкой на соответствующее основание.
Приложениями к приказу о прекращении трудового договора (увольнении) по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в связи с дисквалификацией работника должны быть:
сам трудовой договор;
соответствующее постановление суда;
письменный отказ сотрудника от перевода на другую должность.
Предлагаемая формулировка приказа: "Расторгнуть трудовой договор в связи с дисквалификацией работника и его отказом от перевода на другую работу (пункт 8 части первой, часть вторая статьи 83 ТК РФ)".
ТК РФ не указывает, в какой срок следует выполнить судебное решение о дисквалификации. Логично предположить, что трудовой договор должен быть прекращён в рабочий день, предшествующий дню вступления в силу соответствующего решения, поскольку днём прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы сотрудника (ст. 84.1 ТК РФ), а сотрудник имеет право занимать руководящую должность только до дня вступления в силу решения о дисквалификации.
Т. Лавренова,
юрист ООО "Терион-А"
"Практический бухгалтерский учет", N 9, сентябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455