Инвентаризация сумм НДС по приобретенным ценностям показала, что на счете 19 учтены суммы налога, которые организация вправе была заявить к вычету в I квартале 2008 года. В этой связи в январе 2010 года ею была представлена в налоговый орган уточненная налоговая декларация за I квартал 2008 года с заявленной к вычету суммой НДС, предъявленной подрядчиком в стоимости выполненных работ, которые были приняты к учету до 01.01.2006 и оплачены посредством передачи подрядчику собственных простых векселей.
После проведения камеральной налоговой проверки представленной уточненной декларации налоговые органы отказали в заявленном вычете, обосновав свое решение тем, что в случаях, когда в оплату приобретенных товаров (работ, услуг) в договоре предусматривалась передача собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) или использование в этих целях собственного векселя покупателя, кредиторская задолженность не должна была учитываться при определении суммы кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2006 и не подлежала включению в справку о кредиторской задолженности в целях применения п. 9 ст. 2 Федерального закона N 119-ФЗ*(1), поскольку норма п. 2 ст. 172 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2006, не изменилась и после вступления в силу Федерального закона N 119-ФЗ.
Правомерен ли отказ налоговых органов и есть ли возможность оспорить его в суде, если до 01.01.2008 векселя не были погашены?
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона N 119-ФЗ по состоянию на 01.01.2006 плательщики НДС обязаны провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 31.12.2005 включительно. По результатам инвентаризации определяются дебиторская задолженность по реализованным, но не оплаченным товарам (работам, услугам), имущественным правам и кредиторская задолженность по неоплаченным товарам (работам, услугам), имущественным правам, принятым к учету до 01.01.2006, в составе которой имелись суммы НДС, предъявленные к оплате продавцами товаров (работ, услуг) и имущественных прав и подлежащие налоговому вычету в соответствии с гл. 21 НК РФ.
Пункт 8 ст. 2 Федерального закона N 119-ФЗ предусматривает, что плательщики НДС, считающие до вступления в силу данного закона моментом определения налоговой базы день оплаты товаров (работ, услуг), включая основные средства и нематериальные активы, принятых на учет, производят налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, в порядке, установленном ст. 172 НК РФ, при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Согласно п. 9 ст. 2 Федерального закона N 119-ФЗ, если до 01.01.2008 налогоплательщик не уплатил суммы налога, предъявленные ему продавцами товаров (работ, услуг) и имущественных прав, которые были приняты им на учет до 01.01.2006, налоговые вычеты таких сумм налога производятся в первом налоговом периоде 2008 года, то есть I квартале. При этом указанный пункт не ограничивает право налогоплательщика на применение в I квартале 2008 года вычетов неоплаченных сумм налога в зависимости от форм оплаты приобретенных товаров (работ, услуг), предусмотренных договором. Единственным условием является принятие товаров (работ, услуг) на учет до 01.01.2006.
Следовательно, п. 8 и 9 ст. 2 Федерального закона N 119-ФЗ предусмотрено, что при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату НДС поставщику (в данном случае - подрядчику), у налогоплательщика возникает право на налоговый вычет в периоде такой уплаты, а при отсутствии доказательств уплаты - в первом налоговом периоде 2008 года - I квартале 2008 года.
Поскольку у организации по состоянию на 01.01.2008 имелась непогашенная кредиторская задолженность по оплате выполненных подрядчиком работ, результат которых принят к учету до 01.01.2006, в силу прямого указания п. 9 ст. 2 Федерального закона N 119-ФЗ суммы налога, предъявленные в стоимости данных работ, необходимо было включить в состав налоговых вычетов в I квартале 2008 года.
В отношении нормы п. 2 ст. 172 НК РФ в части необходимости фактической уплаты сумм налога по выданным налогоплательщиком собственным векселям отметим, что при указанных обстоятельствах она не подлежит применению, поскольку данные правоотношения регулируются специальными нормами Федерального закона N 119-ФЗ.
Таким образом, если организация до 01.01.2006 применяла метод расчетов с бюджетом по НДС "по оплате", то решение налогового органа об отказе в заявленном организацией налоговом вычете неправомерно. Что касается возможности его оспорить, в данном случае считаем, что арбитры, вероятнее всего, вынесут решение в пользу налогоплательщика. Примером тому может служить Постановление ФАС СЗО от 15.02.2010 N А42-3260/2009*(2), в котором был рассмотрен налоговый спор, возникший при схожих обстоятельствах.
От редакции. В рассмотренной ситуации организация заявила о своем праве на вычет НДС до истечения трех лет, о которых говорится в п. 2 ст. 173 НК РФ и по истечении которых право на вычет налога утрачивается. Однако пропуск указанного срока не препятствует налогоплательщику обратиться в суд в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства с иском о возврате соответствующей суммы из бюджета, и в таком случае будут действовать общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ). Такой вывод содержится в Определении КС РФ от 01.10.2008 N 675-О-П.
О.А. Мазур,
эксперт журнала "НДС: проблемы и решения"
1 сентября 2010 г.
"НДС: проблемы и решения", N 9, сентябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".
*(2) Определением ВАС РФ от 01.07.2010 N ВАС-7867/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"