Проблемы информационного обеспечения государственного кадастра недвижимости сведениями о лесных участках в целях государственного управления земельными ресурсами
В данной статье рассматриваются способы информационного обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления сведениями о лесных участках в целях государственного управления земельным фондом. Обосновывается необходимость предоставления в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, сведений государственного лесопатологического мониторинга, лесного реестра, а также государственного и муниципального лесного контроля и надзора. При этом определяется роль этой информации для обеспечения и ведения государственного кадастра недвижимости, а также перспективы развития аренды лесных участков, при осуществлении их кадастрового учета на примере Тверской области.
Государственное управление земельными ресурсами является частью государственного управления и представляет собой целенаправленную деятельность государственных органов по организации рационального использования и охраны земель. Объектом управления в данном случае выступает весь земельный фонд России.
Земля представляет собой единый природный объект, однако отдельные ее составляющие части обладают различными природными качествами и свойствами, предопределяющими соответствующий хозяйственный интерес.
Вследствие этого государственное управление земельными ресурсами представляет собой совокупность действий, осуществляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления в области организации и обеспечения рационального использования и охраны земель различных категорий.
Управление землями лесного фонда, а также землями иных категорий, на которых располагаются леса, осуществляется в порядке управления лесным хозяйством. Управление осуществляется путем реализации полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области лесных отношений, предусмотренных Лесным кодексом РФ.
Деятельность органов управления в данной сфере напрямую зависит от актуальности и достоверности сведений об объекте управления. В целях обеспечения органов управления информацией о качественном и количественном состоянии земель лесного фонда и земель иных категорий, в границах которых располагаются лесные участки, ведется мониторинг лесов и государственный кадастровый учет лесных участков.
Мониторинг лесов определяется законодательством как лесопатологический мониторинг, который включает проведение сбора, анализа и использования информации о лесопатологическом состоянии лесов, в том числе об очагах вредных организмов.
Лесопатологический мониторинг является информационной основой государственного контроля за санитарным состоянием лесов и лесопатологической обстановкой на территории лесного фонда Российской Федерации и лесов, не входящих в лесной фонд Российской Федерации.
Полномочиями по организации и обеспечению лесопатологического мониторинга в лесах, расположенных на землях лесного фонда, наделено Федеральное агентство лесного хозяйства РФ. Мероприятия по осуществлению лесопатологического мониторинга проводятся региональными Центрами защиты леса - филиалами ФГУ "Российский центр защиты леса" (Рослесозащита) в соответствии с Порядком организации и осуществления лесопатологического мониторинга, утвержденным приказом МПР России от 09.07.2007 N 174.
В отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности, проведение лесопатологического мониторинга обеспечивается соответствующими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны, безопасности, а в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления соответственно. Документированная информация, получаемая при осуществлении этих мероприятий, в установленном порядке представляется для внесения в государственный лесной реестр.
Сведения лесопатологического мониторинга в основном используются при осуществлении государственного управления лесным хозяйством, в целях защиты лесов и обеспечения санитарной безопасности в лесах, однако в определенных случаях могут быть использованы при осуществлении государственного управления земельным фондом. Так, например, при предоставлении заинтересованным субъектам лесных участков, в том числе путем заключения договора аренды, для определенных целей важную роль играет информация о состоянии лесов, необходимости осуществления мероприятий по защите лесов и т.д.
При осуществлении функций управления оборотом лесных участков за систематизированной информацией о количественном состоянии лесов, правообладателях лесных участков, ограничении и обременении прав на них органы власти должны обращаться в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости. В Лесном кодексе РФ отмечено, что органы государственной власти используют информацию государственного лесного реестра для осуществления функций управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. При регулировании имущественных отношений, связанных с оборотом лесных участков, используются сведения государственного кадастра недвижимости.
Информация о лесных участках, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, должна обеспечиваться двумя путями:
- из государственного лесного реестра;
- в порядке кадастрового учета лесных участков и регистрации прав на них.
Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.
Ведение лесного реестра осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в границах территорий этих субъектов Российской Федерации. На территории субъектов Российской Федерации, плотность населения которых в 15 раз превышает среднюю плотность населения страны, в отношении лесничеств и лесопарков, расположенных в границах территорий этих субъектов РФ, ведение реестра осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства, за исключением случаев, когда осуществление таких полномочий передано в установленном порядке органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В реестр включаются данные государственного учета лесного фонда по состоянию на 1 января 2007 г., ведение которого осуществлялось в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1997 г. N 611 "О ведении государственного учета лесного фонда".
В нормативных правовых актах, регулирующих отношения по поводу предоставления сведений государственного лесного реестра, предусматривается предоставление оперативной информации в органы кадастрового учета объектов недвижимости в случаях осуществления кадастрового учета лесных участков. При этом отсутствуют нормы, устанавливающие необходимость предоставления более полной информации о лесах, содержащейся в государственном лесном реестре для обеспечения задач государственного кадастра недвижимости.
Положением о ведении государственного лесного реестра, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.05.2007 N 318, определен состав сведений данного информационного ресурса, круг лиц и условия предоставления таких сведений. К сведениям, которые должны передаваться из государственного лесного реестра для формирования государственного кадастра недвижимости, следует отнести:
1. из раздела "Леса и лесные ресурсы":
- о составе земель лесного фонда и составе земель иных категорий, на которых расположены леса;
- о лесничествах, лесопарках, об их лесных кварталах и о лесотаксационных выделах;
- о защитных лесах, об их категориях, эксплуатационных лесах и о резервных лесах;
- об особо защитных участках лесов и о зонах с особыми условиями использования территорий;
- о лесных участках;
2. из раздела "Использование лесов":
- о видах разрешенного использования лесов в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации и лесохозяйственными регламентами и видах фактического использования лесов;
- о предоставлении лесов гражданам и юридическим лицам.
Информация о лесных участках, предоставляемая заинтересованным лицам, определена приказом МПР России от 20.07.2007 N 190 и включает:
- площадь и перечень кварталов и (или) выделов лесных участков, предоставленных в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование;
- сведения о государственном учете лесного участка в составе земель лесного фонда.
В Приложении к Перечню видов информации, предоставляемой в обязательном порядке заинтересованным лицам, и условиям ее предоставления, утвержденном приказом МПР России от 20.07.2007 N 190, предусматривается:
- номер государственного учета в лесном реестре;
- кадастровый номер (при наличии);
- условный номер (при наличии);
- предыдущий кадастровый (условный) номер;
- адрес (местоположение) - указывается субъект Российской Федерации, муниципальное образование, лесничество или лесопарк, квартал и (или) выдел;
- сведения о правообладателе;
- площадь лесного участка;
- документы - основания пользования лесным участком.
На оборотной стороне данного Приложения располагается Карта-схема расположения и границы лесного участка.
В перечень лиц, которым документированная информация, включаемая в реестр, представляется в обязательном порядке на безвозмездной основе, помимо лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, органов государственной власти, осуществляющих управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, необходимо указать органы кадастрового учета земельных участков и иных объектов недвижимости.
Данная информация должна иметь статус периодической и представляться в органы кадастрового учета один раз в год по состоянию на 1 января текущего года. Такие сведения не включаются в государственный кадастр недвижимости, однако предназначены для обеспечения кадастрового учета лесных участков.
Информация, которая поступает в порядке кадастрового учета лесных участков, определяется как оперативная и подлежит занесению в государственный кадастр недвижимости.
Необходимость осуществления кадастрового учета лесных участков в порядке кадастрового учета объектов недвижимости вызвана отнесением лесных участков к земельной недвижимости и исключением леса из перечня видов недвижимого имущества. Однако при осуществлении кадастрового учета лесных участков не должны игнорироваться особенности их создания и правового режима, которые определяются лесным законодательством. Документы, необходимые для государственного кадастрового учета лесных участков, подготавливаются в порядке осуществления лесоустройства.
Осуществление в отношении лесного участка государственного кадастрового учета является одним из обязательных признаков лесного участка как юридической категории лесного законодательства. С наличием или отсутствием данного условия могут быть связаны определенные юридические последствия. Так, согласно ч. 2 ст. 72 Лесного кодекса РФ, объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В данном случае мы можем говорить о том, что лесной реестр представляет собой информационный ресурс, необходимый при осуществлении кадастрового учета лесных участков. Именно благодаря данным, предоставляемым в ходе информационного взаимодействия между органами, осуществляющими кадастровый учет объектов недвижимости и лесной реестр, происходит формирование этих двух информационных систем.
Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 618, определен следующий состав сведений, подлежащий предоставлению в орган кадастрового учета органом государственной власти, осуществляющий ведение государственного лесного реестра. В документах, предоставляемых в процессе информационного взаимодействия, указываются:
а) кадастровый номер, присвоенный этому земельному участку;
б) наименование лесничества и лесопарка, номера лесных кварталов, к которым относится указанный участок (если такие номера имеются);
в) целевое назначение лесов - защитные леса (категория защитных лесов), эксплуатационные леса и резервные леса.
Для обеспечения четких и конкретных действий по обмену информацией между органами, осуществляющими ведение государственного лесного реестра, и органами кадастрового учета на уровне субъектов РФ необходимо разработать инструкции по организации таких работ. Распоряжением Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 03.09.2008 г. N 53-р/Р/0021 было утверждено Соглашение о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и Федерального агентства лесного хозяйства. Данное Соглашение предполагает подготовку нормативного документа по организации работ по переносу сведений о ранее учтенных лесных участках, рассмотрение и принятие решений по проблемным вопросам, возникающих в процессе проведения работ, определение форматов предоставления в электронном виде сведений государственного кадастра недвижимости и сведений о лесных участках, а также решение иных вопросов.
В качестве оперативной информации, которая может служить обеспечению задач государственного кадастра недвижимости, но которая не подлежит отражению в данном информационном ресурсе, может выступать информация, получаемая в порядке осуществления государственного лесного контроля и надзора.
Целью государственного лесного контроля и надзора является обеспечение соблюдения лесного законодательства.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный лесной контроль и надзор в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Лесничества и лесопарки располагаются на землях:
- лесного фонда;
- обороны и безопасности, на которых расположены леса;
- населенных пунктов, на которых расположены городские леса;
- особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
На землях иных категорий формирование лесничеств и лесопарков не предусматривается.
В отношении земель лесного фонда, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, плотность населения которых в пятнадцать раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации и (или) в случаях изъятия таких полномочий у субъектов РФ лесной надзор и контроль осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения государственный лесной контроль осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования непосредственно и через свои территориальные органы.
Лесным кодексом предусматривается муниципальный лесной контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов на территории муниципального образования, который осуществляются органами местного самоуправления. Данными полномочиями согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделены местные органы поселений и городских округов. Однако их реализация осложняется рядом обстоятельств. Во-первых, согласно ст. 84 ЛК РФ муниципальный лесной контроль осуществляется в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, тогда как в ст. 98 ЛК РФ заложен территориальный принцип - осуществление контроля и надзора органами местного самоуправления за лесами, расположенными на территории муниципального образования. Во-вторых, не урегулирован порядок осуществления муниципального лесного контроля, а также не определены полномочия должностных лиц при осуществлении муниципального лесного контроля, в частности, привлечение нарушителей законодательства к ответственности. В связи с этим необходимо внести в нормы, устанавливающие муниципальный лесной контроль и надзор, дополнения, уточняющие применение института муниципального лесного контроля и надзора, а также использование его сведений при осуществлении управления землями муниципальных образований.
Также законодательно не урегулирован вопрос контроля за землями, на которых расположены леса, находящиеся в собственности субъектов РФ, так как, исходя из норм лесного законодательства, определяющих полномочия органов государственной власти субъектов РФ, данные органы осуществляют свою деятельность в этой сфере в отношении земель лесничеств и лесопарков, располагаемых на определенных законодательством территориях. В отношении земель, на которых располагаются леса, находящиеся в собственности субъектов РФ, формирование лесничеств и лесопарков не предусмотрено. Субъекты РФ, осуществляя функции собственника земель, на которых располагаются леса, наделены полномочиями по владению, пользовании и распоряжению, установлению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов РФ. Проведение контроля и надзора за такими землями Лесным кодексом РФ не предусмотрено. Очевидно, субъекты РФ, заинтересованные в полной информации о землях, на которых располагаются леса, принадлежащие им на праве собственности, за счет собственных средств должны будут организовать данные мероприятия в целях обеспечения функций управления земельным фондом, в частности лесными участками, находящимися в региональной собственности.
При осуществлении лесного контроля необходима информация, обеспечивающая его проведение. Необходимые сведения содержатся как в лесном реестре, так и в государственном кадастре недвижимости. Использование того или иного информационного ресурса, в определенном объеме определяется задачей и направлением контрольных мероприятий. В то же время результаты деятельности органов лесного контроля позволят актуализировать сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости и лесном реестре.
Наличие актуальной, полной и достоверной информации в органах кадастрового учета, в том числе о лесных участках, будет способствовать решению ряда задач, поставленных перед государственным кадастром недвижимости, а именно:
- формирование полного и актуализированного информационного ресурса о всех земельных, в том числе лесных участках;
- предоставление качественной информации органам государственной власти, органам местного самоуправления в целях осуществления государственного управления земельными ресурсами;
- обеспечения прав граждан, юридических лиц, государства, органов местного самоуправления на земельные (лесные) участки;
- управление органами государственной власти, органами местного самоуправления имущественными отношениями, объектами которых выступают земельные (лесные) участки;
- контроль за оборотом земельных (лесных) участков и др.
Решение данных задач зависит не только от четко организованных процессов сбора необходимых сведений, но и от организационно-правового механизма обмена информацией между всеми органами и организациями, уполномоченными на это законодательством.
Создание информационного взаимодействия в рассматриваемых сферах деятельности позволит решить две важнейшие и взаимосвязанные задачи - повышение эффективности использования лесов при одновременном сохранении их средообразующих, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций, поскольку лесные экосистемы являются основным компонентом природной среды и обеспечивают естественное регулирование большинства протекающих в экологической системе Земли процессов. Россия является крупнейшей лесной державой. Леса в ней занимают площадь 779 млн. га, что составляет почти половину территории России и около одной четверти мировых лесных ресурсов. Лесные ресурсы оказывают существенное влияние на экономику более 40 субъектов Российской Федерации, в которых продукция лесной промышленности составляет от 10 до 50% общего объема промышленной продукции. Следует обратить внимание на то, что около 94% лесов произрастает на землях лесного фонда.
Однако вклад лесного сектора в экономику страны не соответствует огромному ресурсному потенциалу лесов. Доля лесной продукции в валовом внутреннем продукте не превышает 3%. Расчетная лесосека используется менее чем на четверть. Россия, имея самые большие в мире лесные ресурсы, значительно отстает в торговле продукцией глубокой переработки древесины от ведущих стран мира.
Например, в Тверской области при наличии более 70 млн. перестойной древесины остро стоит проблема обеспечения сырьем лесопромышленных предприятий.
Расчетная лесосека (лес, предназначенный к вырубке) используется в области менее чем на треть. Практически все предприятия лесопромышленного комплекса испытывают сырьевой голод.
Федеральным законом от 14.03.2009 N 32-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в п. 8 ст. 29 Лесного кодекса РФ, отменившие возможность осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка, а только на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Заготовка древесины гражданами и юридическими лицами осуществляется на основании договора аренды лесного участка за исключением заготовки древесины гражданами для собственных нужд. В этом случае Лесным кодексом допускается заключение договора купли-продажи лесных насаждений.
Причем объектом аренды после 1 января 2010 г. может быть только лесной участок, прошедший государственный кадастровый учет. В связи с этим интегрированное взаимодействие органов, осуществляющих ведение лесного реестра, лесопатологического мониторинга, кадастровый учет лесных участков, становится реальной необходимостью.
В связи с организацией и осуществлением на территории Тверской области мероприятий по созданию и ведению системы государственного кадастрового учета земельных участков и иных объектов недвижимости, а также в связи с реализацией лесного законодательства Российской Федерации и субъекта РФ на территории региона начинает формироваться институт аренды лесных участков.
Площадь лесного фонда на территории Тверской области в 2008 г. составляла 2679,9 тыс. га, или 32% от общей площади области. Из них 8,1 тыс. га - сельскохозяйственные угодья, 2337,6 тыс. га отнесены к лесным землям, а 334,2 тыс. га - определяются в качестве других угодий.
2166,8 тыс. га лесных земель учитываются в категории земель сельскохозяйственного назначения.
Лесные земли в категории земель лесного фонда и в категории земель сельскохозяйственного назначения закреплены за 11 лесничествами Управления лесами Департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области.
В соответствии с Лесным кодексом РФ все земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Постановлением администрации Тверской области от 15 февраля 2005 г. N 28-па "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки отдельных категорий земель Тверской области" утверждена кадастровая стоимость лесных земель на первом этапе в размере 2730 руб./га. На данном этапе определяется кадастровая стоимость лесных земель в пределах оценочных зон и территорий субъектов РФ. На втором этапе - в пределах территорий единиц управления - лесничеств и лесопарков. На третьем этапе определяется стоимость лесных участков в пределах лесничеств и лесопарков. При определении кадастровой стоимости лесных участков в расчет принимался один вид лесопользования - заготовка древесины.
С 2008 г. на территории Тверской области осуществляются работы по межеванию лесных участков специалистами Тверского филиала ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ и ЗАО "Геоид".
В ходе выполнения этих работ выявился целый ряд проблем, требующих оперативного решения.
Во-первых, межевание лесных участков осуществлялось картограмметрическим методом, где за основу брался устаревший картографический материал, который во всех районах области давно не обновлялся и не соответствует современному состоянию территорий.
Во-вторых, в связи с использованием не актуализированного материала возникало наложение на местности лесных участков земель лесного фонда на земли иных категорий. В основном это происходило в отношении земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей собственности граждан. В таких случаях, если в материалах кадастрового учета имеются сведения о координатах поставленных на учет земельных участках, то границы лесных участков подлежат корректировке.
Однако при отсутствии подобных сведений срабатывает правило: "кто первый, тот и прав". К сожалению, в этом случае в первую очередь пострадавшей стороной становятся сельские и городские поселения, городские округа, на землях которых произрастают или ранее произрастали леса, о чем имеется информация в устаревшей документации.
В данном случае "гонка на опережение" совершенно недопустима, так как при этом пострадают в первую очередь граждане, которым органы местного самоуправления ранее предоставляли земельные участки на различенном праве, в том числе на праве собственности. В порядке проводимых в настоящее время мероприятий может выясниться, что данные земли по имеющимся материалам должны быть учтены как земли лесного фонда и, следовательно, на них распространяется право собственности Российской Федерации. Такая ситуация породит нарушение прав граждан и юридических лиц и, следствие, огромный поток судебных споров.
Преодоление подобной ситуации возможно путем параллельно проводимых мероприятий по установлению границ земель лесного фонда и земель муниципальных образований. Для этого необходимо создание картографической схемы границ сельских и городских поселений, очерченных специалистами по материалам аэрофотосъемки на компьютерной карте. При осуществлении межевания земель лесного фонда и земель поселений должны проводиться согласительные процедуры.
На территории Тверской области до 1996 года были созданы базовые кадастровые карты земель масштаба 1:10 000 в системе координат СК-63. В целях формирования единого координатного пространства на территории области проводились работы по созданию опорной межевой сети.
Опорная межевая сеть на территории Тверской области создается с 1996 года. Технические характеристики сетей соответствуют требованиям Инструкции по межеванию земель (Роскомзем) и Основным положениям об опорной межевой сети (Росземкадастр).
Сохранность межевой сети по состоянию на 1 января 2009 г. составляет 95-98%. В качестве опорных межевых знаков используются на межселенной территории пункты государственной геодезической сети, а в сельских поселениях - пункты опорно-межевой сети, в городах и поселках городского типа - пункты полигонометрии.
В 2008 г. в Тверской области выполнялись работы по созданию опорной межевой сети (ОМС) за счет средств местного бюджета в Весьегонском и Торопецком районах. Было заложено 67 межевых знака в 18 населенных пунктах.
Работы по созданию ОМС за счет средств областного бюджета не проводились, так как с 2007 г. в Тверской области ведутся работы по созданию Спутниковой системы точного позиционирования на основе сети референцных спутниковых станций ГЛОНАСС/GPS (СТП). В 2007 г. выполнены работы по созданию 1-й очереди спутниковой Системы точного позиционирования (СТП) - сети референцных спутниковых станций ГЛОНАСС/GPS.
Референцные станции 1-й очереди размещены: одна в Твери, три в районных центрах области: Кашин, Спирово, Старица. Полностью оборудован вычислительный центр в Твери в помещении ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тверской области.
В 2008 г. выполнены работы по созданию второй очереди спутниковой Системы точного позиционирования (СТП) - сети референцных спутниковых станций ГЛОНАСС/GPS.
11 референцных станции второй очереди размещены в районных центрах: Бологое, Лесное, Весьегонск, Красный Холм, Максатиха, Осташков, Кувшиново, Оленино, Рамешки, Западная Двина, Андреаполь.
СТП предназначены для создания государственного кадастра недвижимости, мониторинга земель и землеустройства, в том числе:
- определения координат поворотных точек границ земельных участков и объектов недвижимости;
- границ муниципальных образований и в целом региона;
- подготовки кадастровой информации для заполнения базы данных автоматизированной системы ведения государственного кадастра недвижимости и государственного учета объектов недвижимости, информационных систем других органов государственной власти Тверской области.
В соответствии с предназначением СТП позволяет корректировать существующие границы, определять и закреплять границы новых земельных и лесных участков и вычислять их площади. Благодаря этому создается информационная основа для государственного кадастрового учета земельных участков и иных объектов недвижимости, мониторинга земель и землеустройства и тем самым обеспечиваются условия для реализации следующих задач:
- формирование и ведение государственного кадастра недвижимости;
- регистрации прав на земельные участки и недвижимость;
- обоснованного и полного расчета земельного налога и арендной платы за землю;
- государственного контроля за землепользованием и охраной земель;
- государственного управления земельными ресурсами;
- развитие рынка земли.
Проводимые мероприятия в Тверской области дали положительный эффект в сфере стабилизации и развитии рынка земли в данном субъекте РФ.
В соответствии с Лесным кодексом РФ и приказом Минсельхоза России от 24.02.2009 N 75 "Об утверждении Методических указаний по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78-80 Лесного кодекса Российской Федерации" на территории Тверской области началось становление института аренды лесных участков.
Постановлением администрации Тверской области от 28.08.2007 г. N 253-па "Об определении уполномоченного органа по организации торгов на право пользования природными ресурсами или права купли-продажи природных объектов и о внесении изменений в отдельные постановления администрации Тверской области" организатором аукционов по продаже права аренды лесных участков является Департамент государственного заказа Тверской области. Продавцом права на заключения договора аренды лесного участка выступает Департамент управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области.
В период с 23 ноября по 1 марта 2010 г. было организовано и проведено 7 аукционов по продаже права аренды лесных участков. Для выставленных на аукцион лесных участков определялись следующие виды лесопользования:
- осуществление рекреационной деятельности;
- ведение сельского хозяйства (пчеловодство);
- заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
- выращивание посадочного материала для воспроизводства лесов;
- заготовка древесины.
Результаты аукционов по продаже права аренды лесных участков за данный период в регионе показаны в табл. 1.
Таблица 1
Результаты аукционов по продаже права аренды лесных участков в Тверской области с 23.11.2009 по 01.03.2010 г.
Дата проведения аукциона | Виды использования | Выставленны на торги | Заключено договоров аренды | ||||
Площадь, га | Кол-во лотов | Кол-во уч. | Площадь, га | Кол-во лотов | Кол-во уч. | ||
23.11.2009 | Рекреационная деятельность | 81,7 | 4 | 4 | 57,3 | 3 | 3 |
09.12.2009 | а) ведение с/х (пчеловодство) | 2,9 | 2 | 2 | 2,9 | 2 | 2 |
б) заготовка пищ. лесных ресурсов и сбор лек. растений | 43,6 | 2 | 2 | 43,6 | 2 | 2 | |
10.12.2009 | а) выращ. посад. материала для лесовоспроизводства | 102 | 1 | 3 | 102 | 1 | 3 |
б) рекреационная деятельность | 101,5 | 4 | 101,5 | 4 | |||
23.12.2009 | Рекреационная деятельность | 26,21 | 6 | 6 | 26,21 | 6 | 6 |
31.12.2009 | а) заготовка древесины | 380 015,2 | 13 | 94 | 380 015,2 | 13 | 94 |
б) рекреационная деятельность | 14,2 | 3 | 3 | 4,2 | 1 | 1 | |
26.02.2010 | Заготовка древесины | 128 822 | 5 | 28 | 94 192 | 4 | 24 |
1.03.2010 | а) заготовка древесины | 106 988 | 5 | 30 | 26 862 | 2 | 4 |
б) рекреационная деятельность | 11,4 | 2 | 2 | 11,4 | 2 | 2 | |
Всего | 616 208,71 | 43 | 178 | 501 418,31 | 36 | 145 |
Во время проведения торгов 23 ноября 2009 г. аукционные действия проводились в отношении только одного лота. Однако в отношении еще двух лотов заявки были поданы, но участники не приняли участие в аукционе. Организатором торгов в отношении этих лотов аукцион был признан не состоявшимся в связи с участием менее двух участников (п. 1 ч. 7 ст. 80 Лесного кодекса РФ. Согласно ч. 8 ст. 80 Лесного кодекса РФ в этом случае единственный участник аукциона не позднее чем через десять дней после дня проведения аукциона обязан заключить договор купли-продажи лесных насаждений или договор аренды лесного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, не вправе отказаться от заключения с единственным участником аукциона соответствующего договора по начальной цене предмета аукциона (начальному размеру арендной платы или начальной цене заготавливаемой древесины).
Аналогичная ситуация произошла и на аукционе, состоявшемся 31 декабря 2009 г. Из 13 выставленных на аукцион лотов с видом использования лесного участка - заготовка древесины - торги проводились лишь по одному лоту. Однако в отношении остальных 12 были поданы заявки, но торги были признаны несостоявшимися в связи с участием менее двух участников аукциона.
Признание торгов не состоявшимися по причине участия менее двух участников выгодно для их участников. В этом случае они заключают договор арены лесного участка без покупки права аренды. При этом продавец и организатор торгов не получают предполагаемый доход от продажи права аренды. В таком случае доход будет поступать только в качестве арендной платы.
Необходимо подчеркнуть, что на аукционе покупается лишь право на заключение соответствующего договора.
В табл. 2 показан результат дохода от проведения аукционов в период с 23 ноября по 1 марта 2010 г. в Тверской области.
Таблица 2
Результаты дохода от продажи права аренды лесных участков и в виде арендной платы за первый год, полученные при проведении аукционов в Тверской области (руб.) с 23.11.2009 по 01.03.2010 г.
Виды использования | Предполагаемый доход от продажи права аренды | Полученный доход от продажи права аренды | % дохода | Предполагаемый доход от арендной платы за 1-й год аренды | Полученный доход от арендной платы за 1-й год аренды | % дохода |
Рекреационная деятельность | 13 605 850 | 9 928 845 | 73 | 13 605 850 | 10 677 650 | 78 |
Ведение с/х (пчеловодство) | 31 014 | 31 014 | 100 | 31 014 | 31 014 | 100 |
Заготовка пищ. лесных ресурсов и сбор лек. растений | 17 665 | 17 665 | 100 | 17 665 | 17 665 | 100 |
Выращ. посад. материала для воспроизводства лесов | 183 500 | 183 500 | 100 | 183 500 | 183 500 | 100 |
Заготовка древесины | 98 956 101 | 27 835 975 | 28 | 98 956 101 | 78 179 308 | 79 |
Всего | 112 794 413 | 37 996 999 | 34 | 112 794 413 | 89 089 137 | 79 |
Данные показатели свидетельствуют о том, что институт аренды лесных участков в Тверской области имеет обоснованные перспективы развития. Лесные участки являются достаточно востребованными объектами арендных правоотношений.
Особенность данных мероприятий заключается в том, что объектом аренды с 1 января 2010 г. может быть только лесной участок, поставленный на кадастровый учет в соответствии со ст. 72 Лесного кодекса РФ.
Исполнение данной нормы стало возможным в результате проведения большого объема работ по межеванию земель лесного фонда Тверской области, постановки на кадастровый учет лесных участков и регистрации права собственности Российской Федерации.
Учитывая, что рассмотренные аукционы являются первым опытом проведения торгов в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, а также Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", можно делать вывод о том, что проделанная работа органов кадастрового учета земельных участков, органов управления лесным фондом, иных участников формирования сведений о лесных участках дает положительные результаты в целях развития земельных и лесных отношений.
Литература
1. Быковский В.К. Использование лесов в Российской Федерации: правовое регулирование / В.К. Быковский [текст] - М.: Волтерс Клувер, 2009.
2. Васильева М.И. Природоохранные полномочия органов местного самоуправления: проблемы реализации и правового регулирования. Статья. / М.И. Васильева [текст] // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 19.
О.Б. Раевская,
старший преподаватель кафедры земельного права, ГУЗ
"Землеустройство, кадастр и мониторинг земель", N 8, август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проблемы информационного обеспечения государственного кадастра недвижимости сведениями о лесных участках в целях государственного управления земельными ресурсами
Автор
О.Б. Раевская - старший преподаватель кафедры земельного права, ГУЗ
"Землеустройство, кадастр и мониторинг земель", 2010, N 8
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru