Профилактика профессионального выгорания на предприятии
Рассказано о методах профилактики синдрома профессионального выгорания, описаны симптомы и причины его возникновения. Даны рекомендации для психологов предприятий по проведению тренингов по снижению риска возникновения данного синдрома у сотрудников предприятия.
В настоящее время профессиональное выгорание сотрудников предприятий является весьма острой и актуальной проблемой. Сущность профессионального выгорания состоит в негативном отчуждении (утрачивании связи с близкими, притуплении всех положительных эмоций), которое возникает как защитная реакция психики на хронический стресс. Ведь когда специалист переносит стресс и перегружает себя работой, психика защищается, она автоматически включает механизм отчуждения, действие которого приводит к потере связи с самим собой, другими, жизнью в целом, апатии, а также к физическим болезням. Профессиональное выгорание - это плата за непрофессиональное, безграмотное планирование своей деятельности, а также за отсутствие навыков саморегуляции!
Профилактика и психокоррекция профессионального выгорания значительно снижают риск возникновения психосоматических расстройств и вместе с тем повышают уровень профессионализма. Руководству нашего предприятия, впрочем, как и любому другому, хотелось бы иметь в своем распоряжении подчиненных, которые были бы профессионалами своего дела. Как мы знаем, профессионализм - это далеко не только стаж работы, но это в первую очередь тот багаж знаний и умений, которые позволяют сотруднику эффективно выполнять поставленные задачи. В этом контексте нам видна одна из самых главных характеристик специалиста нашей отрасли - это клиентоориентированость и организованность. На наш взгляд, клиентоориентированость несет в себе основу успешности во взаимодействии с клиентом, она позволяет ему выстраивать доброжелательные и, в то же время, конструктивные взаимоотношения, которые позволяют работнику реже "выгорать". В свою очередь, организованность позволяет сотруднику грамотно распоряжаться своим временем и ресурсами, которыми он располагает.
С учетом тех мероприятий, которые осуществляются на нашем предприятии, хотелось бы отметить, что они подразделяются на два основных направления - это индивидуальная и групповая работа.
Говоря о групповой работе, на первых этапах профилактики профессионального выгорания нами использовались методические пособия, буклеты и короткие эпизодические лекции, но такого рода мероприятия лишь выявили всю сущность проблемы и показали необходимость оказания более существенной помощи сотрудникам. В связи с этим высокую актуальность приобрело проведение регулярных групповых занятий в форме тренинга. Данный цикл занятий, посвященных профессиональному выгоранию сотрудников, должен был затронуть все 12 отделов нашего предприятия. Эти групповые занятия стали проходить два раза в неделю, и в каждом занятии участвовало по одному отделу (12-15 сотрудников). Занятия длились порядка полутора часов и включали в себя короткую лекционную часть (15 мин) о самом профессиональном выгорании, затем активную часть в виде психологического тренинга (1 ч) и, в завершении всего, - релаксационную терапию (15 мин). Такого рода построение групповых занятий позволяло постоянно концентрировать внимание сотрудников, а также способствовало росту мотивации и стремлению помочь самим себе в решении этой проблемы.
На базе данных этих занятий в скором времени был разработан проект "Профессиональное здоровье". Проект предполагал 6 занятий для каждого отдела. Соблюдая очередность, каждый отдел проходил в месяц по 1-2 занятия. Длительность всего проекта на все 12 отделов составила 9 месяцев.
После проведенного цикла занятий нашей следующей задачей стало получение обратной связи от их участников. В первую очередь это необходимо для того, чтобы мы получили представления об их отношении к занятиям по профвыгоранию, а также узнали, каковы перспективы данной работы. В связи с этим мы составили опросник и провели анкетирование для всех тех, кто участвовал в этих тренингах (140 сотрудников). Опрос проводился анонимно и состоял из 6 вопросов.
Первый вопрос данного исследования носил в большей степени социальный характер и определял трудовой стаж работников (рис. 1). Нам было важно узнать, каково количество опытных и молодых сотрудников, как распределились их ответы и как они оценивали необходимость данных мероприятий.
Главным вопросом данного исследования была их оценка проведенных занятий, где были получены следующие результаты (рис. 2):
"Рис. 2. Динамика ответов по вопросу N 2"
Следующий немаловажный вопрос был связан с тем, что им дало участие в подобного рода занятиях, где ответы распределились по четырем направлениям:
- новые знания;
- снижение эмоционального напряжения;
- сплочение коллектива;
- ничего (рис. 3).
"Рис. 3. Динамика ответов по вопросу N 3"
Четвертым вопросом данного исследования было рассмотрение перспектив дальнейшей реализации нашей программы. Ведь одно дело - дана положительная оценка о проведенных мероприятиях, а совсем другое - если сотрудники не считают нужным в дальнейшем принимать в них участие (рис. 4).
"Рис. 4. Динамика ответов по вопросу N 4"
Следующий немаловажный момент касался мнения самих сотрудников об особенностях содержания курса. Мы не были полностью уверены в абсолютной правильности нашей программы, и поэтому нам было важно узнать, чего, по мнению участников, не хватает на занятиях, в каком ключе их продолжать (рис. 5).
"Рис. 5. Динамика ответов по вопросу N 5"
Заключительный вопрос данного исследования должен был прояснить для нас, какой же вид занятий наиболее популярен среди работников предприятия. В дальнейшем результаты данного вопроса повлияли на содержание и организацию работы с персоналом, где мнения сотрудников были учтены.
"Рис. 6. Динамика ответов по вопросу N 6"
Результаты ответов персонала позволяют судить о том, что такие занятия не только снижают уровень профессионального выгорания и дают знания о данной проблеме, но и предоставляют возможность сплачивать коллектив, что в свою очередь весьма важно в специфике нашей работы. Сплочение коллектива значимо по многим моментам, это, в свою очередь, определенным образом влияет на профессионализм сотрудников, так как если отдел разобщен, то уровень обмена информацией об опыте и знаниях весьма низок, в связи с чем снижается уровень качества выполняемой работы. Поэтому одной из задач в нашей работе с профессиональным выгоранием является сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона на предприятии.
В настоящее время проект "Профессиональное здоровье" находится на стадии реализации и пройден на 50%. На данном этапе можно говорить об успешном его проведении, что, в свою очередь, отражается на отношении сотрудников к свой профессии. Многие работники после знакомства с психологом на групповых занятиях пришли к нему индивидуально. По результатам такой работы выяснились трудности и проблемы, связанные с взаимоотношениями в коллективе и в семье. Порядка 15 чел. от общего числа специалистов воспользовались индивидуальной помощью.
В целом, подводя итог проведенного исследования и той психологической работы, которая в настоящее время ведется на предприятии, можно сделать вывод о том, что профилактика и коррекция профессионального выгорания продвигаются весьма успешно и дают заметные результаты.
В.Н. Каменских,
соискатель кафедры социальной и педагогической
психологии МГГУ им. Шолохова
"Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях", N 8, август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях"
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-15720 от 20 июня 2003 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомится на сайте www.panor.ru