Проверки ФСС
Что проверяет ФСС?
После того как с 1 января 2010 г. был отменен ЕСН, и, что естественно, у налоговых органов отняли функцию проверки правильности исчисления и уплаты страховых взносов, контрольные функции по этому вопросу перешли к Фонду социального страхования РФ (ФСС России). По своей сути проверки ФСС ни чем не отличаются от проверок, проводимых налоговыми органами. Называются они: камеральные и выездные. Основные объекты проверки ФСС - это правильность исчисления и уплаты страховых взносов на:
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
расходование страхователями средств Фонда на выплату пособий (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за ребенком и др.);
приобретение путевок.
Камеральные проверки
Если поводом для проведения камеральной налоговой проверки налоговым органом является подача налогоплательщиком декларации, то поводом для начала осуществления камеральной проверки ФСС является поступление в отделение Фонда от страхователя следующих документов:
расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма "4-ФСС" РФ, утв. постановлением ФСС России от 22.12.2004 г. N 111);
отчет по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей (форма "4 а-ФСС" РФ, утв. постановлением ФСС России от 25.04.2003 г. N 46). В частности, этот отчет заполняется теми страхователями, которые применяют специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД и ЕСХН) и добровольно уплачивают страховые взносы в ФСС на случай временной нетрудоспособности работников, по правилам ФЗ N 190-ФЗ.
Вместе с одной из названных выше форм в ФСС страхователю следует представлять документы, которые подтверждают начисление расходов по обязательному социальному страхованию или (и) по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, то есть, "первичку".
Обратите внимание, здесь никаких принципиальных расхождений с подачей документов в налоговые органы не наблюдается.
Камеральная проверка ФСС России проходит по местонахождению проверяющего органа. Проверка по уплате страховых взносов проводится без специального разрешения руководителя органа контроля (органа ФСС). Срок проверки - три месяца со дня представления плательщиком расчета.
Особенность камеральных проверок ФСС состоит в том, что в процессе проведения проверки контролеры вправе одновременно проводить камеральную проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по определенному виду страхования.
Если ошибок в начислении и уплате страховых взносов в процессе проверки обнаружено не было, то акт проверки не составляется и страхователя о результатах проверки не информируют.
Если в процессе проведения камеральной проверки ФСС были выявлены ошибки в заполнении отчетности, противоречия между сведениями в представленных документах, то страхователя уведомляют об этом и предлагают внести соответствующие исправления в отчетность в течение пяти дней или представить соответствующие пояснения. Вместе с пояснениями страхователь может представить выписки из регистров бухучета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет по начисленным и уплаченным взносам. Если страхователь этого не делает, то ФСС составляет акт проверки в течение десяти дней после ее окончания, а также у контролеров появляется основание для привлечения его к ответственности и причина для внесения его в план документальных выездных проверок.
Страхователь может выразить свое несогласие с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями контролеров. Срок для предъявления возражений - 15 дней со дня получения акта проверки. Прилагать к письменным возражениям дополнительные документы так же, как и в случае с камеральными налоговыми проверками, не возбраняется.
Выездные проверки
С 1 января 2010 г. выездные проверки проводятся сотрудниками ФСС совместно с ПФР. В соответствии с п. 3 ст. 33 Закона 212-ФЗ, график проверок на следующий год утверждается фондами совместно до 25 декабря текущего года. Помимо плановых выездных проверок проводятся и внеплановые. Они назначаются при обращении застрахованного лица с жалобой, в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, а также при обращении страхователя за выделением средств. Эти проверки ФСС проводит уже без участия ПФР.
Правила, по которым проводятся выездные проверки, установлены в ст. 35 ФЗ N 212-ФЗ, а также в ином федеральном законодательстве. Проверка назначается и проводится на основании решения руководителя отделения (филиала отделения) ФСС о проведении документальной выездной проверки страхователя.
В процессе выездной проверки проверяется:
расходования страхователем средств на цели обязательного социального страхования - выплат пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременных и ежемесячных пособий на детей и т.д.;
начисления и уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за расходами страхователя в счет уплаты этих взносов.
Кроме того, в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве проверяют тех страхователей, у которых:
имеются задолженности по уплате страховых взносов и других обязательных платежей в Фонд;
произошло резкое изменение начисленных сумм работникам, если их численность не поменялась;
страхователь нерегулярно представляет расчетную ведомость (п. 2 "Указаний" N 82).
Выездная проверка (ревизия) проходит на территории (в помещении) плательщика страховых взносов. Однако если у организации нет возможности предоставить помещение, проверка может проводиться по местонахождению органа контроля, т. е. в ФСС России (ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
Выездная проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля по местонахождению организации. Но в случае, если выездная проверка касается обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, расчетный счет и начисляющего выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, то решение принимает орган контроля за уплатой страховых взносов по местонахождению такого подразделения (п. 3 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
В решении должны быть указаны:
- полное и сокращенное наименования организации;
- предмет проверки;
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы работников контролирующего органа, которым поручается проведение проверки.
Срок выездной проверки не может превышать двух месяцев, а срок проверки обособленного подразделения - одного месяца. Проверять обособленные подразделения ФСС может как в рамках выездной проверки головной организации, так и отдельно. Срок выездной проверки исчисляется с даты вынесения решения до составления справки о проведенной проверке.
В процессе проведения выездной проверки возможно ее приостановление. Для этого руководитель (его заместитель) контролирующего органа должен вынести соответствующее решение. Основаниями для приостановления проверки могут быть:
- истребование документов (информации), относящихся к предмету проверки;
- получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
- перевод на русский язык документов, представленных плательщиком страховых взносов на иностранном языке.
Приостанавливать проверку можно по одному разу по каждому из вышеназванных оснований (п. 16 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
Срок приостановления не может превышать шести месяцев. В исключительных случаях, в частности, когда контролирующий орган не смог в указанный срок получить от иностранного государства запрашиваемую информацию, срок приостановления проверки может быть продлен до девяти месяцев. Возобновить проверку контролирующий орган может путем вынесения отдельного решения руководителя (его заместителя).
Выездная проверка может охватывать три календарных года, предшествующих году вынесения решения о ее проведении (п. 9 ст. 35 Закона N 212-ФЗ). Выездная проверка одного страхователя может назначаться не чаще, чем раз в три года, но при этом не учитываются проверки обособленных подразделений.
Выездная проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.
ФЗ N 212-ФЗ не предусматривает возможности проведения повторных проверок для ФСС. Этот закон позволяет контролирующим органам проводить следующие мероприятия в рамках выездной проверки:
- доступ на территорию организации или в помещение для проведения выездной проверки;
- истребование документов при проведении проверки;
- непосредственно проверка представленных документов.
Обратите внимание, что перечень мероприятий налогового контроля значительно шире, чем перечень мероприятий контроля ФСС. В частности, чиновники ФСС в процессе проведения выездных проверок не могут опрашивать свидетелей, осматривать помещения, территорию страхователя, требовать документы у контрагентов организации, изымать документы и предметы, проводить экспертизу, привлекать переводчиков и понятых. Кроме того, что очень важно, специалисты ФСС даже при наличии серьезных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены страхователем, не имеют права производить выемку этих документов.
В последний день проверки контролирующий орган составляет справку о проведенной выездной проверке. В ней фиксируют предмет проверки, сроки и результаты. Потом справка должна быть вручена страхователю или его уполномоченному представителю.
В течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке контролирующим органом должен быть оформлен акт выездной проверки (ст. 38 Закона N 212-ФЗ). Акт подписывают все участники выездной проверки - представители контролирующего органа, которые эту проверку проводили непосредственно, и руководитель страхователя (или его представитель). Если страхователь отказывается подписать акт, об этом делается соответствующая запись.
Проверяемый страхователь может выразить свое несогласие с выводами контролирующего органа и представить свои возражения на акт выездной проверки. Срок предоставления возражений составляет 15 дней со дня получения акта. Так же, как и при камеральной проверке, организация вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в ФСС документы, подтверждающие его правоту.
По истечении срока, отведенного на предъявление возражений на акт выездной проверки, материалы по ней передаются на рассмотрение руководителю контролирующего органа. Это чиновник имеет право изучать материалы проверки десять дней. Это срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Далее материалы проверки должны быть рассмотрены. Страхователь вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов лично или через своего уполномоченного представителя (п. 5 ст. 39 Закона N 212-ФЗ).
По итогам рассмотрения материалов выездной проверки руководитель (заместитель руководителя) контролирующего органа выносит решение:
- о привлечении к ответственности за совершение правонарушения. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф;
- об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
В решении должен быть указан срок и порядок его обжалования в вышестоящий орган, наименование этого органа, его местонахождение и другие необходимые сведения. Решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня его вручения страхователю. На основании уже вступившего в силу решения ФСС направляет организации требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.
Ответственность
Закон N 212-ФЗ в гл. 6 предусматривает три вида правонарушений в области законодательства о страховых взносах: непредставление расчета; неуплата или неполная уплата страховых взносов; непредставление документов, необходимых для осуществления контроля.
Наказание за эти нарушения будет таким же, как за аналогичные налоговые правонарушения (имеются в виду ст. 46, 47, 48 Закона N 212-ФЗ и ст. 119, 122, 126 НК РФ). Исключение в данном случае составляет только минимальный штраф за задержку со сдачей расчета более чем на 180 дней, который равен 1 000 руб. (за такую же просрочку с представлением налоговой декларации минимального размера санкции не установлено).
Необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство: контролеры из фондов могут без суда взыскать с нарушителя не только страховые взносы и пени, но и санкции. Также важный момент состоит в том, что Закон N 212-ФЗ не разрешает сотрудникам фондов приостанавливать расходные операции по счетам.
Важные моменты
Приведем несколько важных моментов, на которые страхователям необходимо обращать внимание в процессе работы. Не стоит забывать, что правильный учет необходимых документов существенно снижает риски привлечения страхователя к ответственности при проверках ФСС.
Больничный лист не будет считаться действительным, если в нем:
неправильно указано ФИО сотрудника или наименование организации;
неправильно рассчитан стаж сотрудника;
нет подписи руководителя или кадрового работника, или расчетчика;
нет отметки ВК, если больничный лист выдан по беременности и родам, или больничный лист по сроку превышает 30 календарных дней.
Для того чтобы выплата пособия на погребение умершего работника его родственникам была правомерна, необходимы следующие документы:
заявление родственника;
справка о смерти - оригинал;
копия Свидетельства о смерти.
Чтобы выплата пособия по рождению ребенка была правомерна, необходимы следующие документы:
заявление о выплате пособия;
справка о рождении (ф. 25 - есть оба родителя, или ф. 24 - только мать) - оригинал;
копия Свидетельства о рождении;
справка второго родителя о том, что он не получал это пособие круглой печатью с места работы другого родителя, если он работает (или из Управления соцзащиты или Центра занятости, если родитель не работает).
Чтобы выплата пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет была правомерна, необходимы следующие документы:
заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком;
приказ;
копии Свидетельств о рождении на всех детей;
справка второго родителя о том, что он не получал это пособие и не находится в отпуске по уходу за ребенком с круглой печатью (с места работы этого родителя, если он работает, или из Управления соцзащиты или Центра занятости, если родитель не работает).
И. Златопольская
"Клуб главных бухгалтеров", N 9, сентябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Клуб главных бухгалтеров"
ООО "Журнал "Управление персоналом"
Свидетельство о государственной регистрации ПИ N ФС77-36804 от 1 июля 2009 г.
Редакции:
Тел. 542-16-14
E-mail: klub-gb@bk.ru