Создание благоприятных налоговых условий для развития инновационной деятельности
Основной задачей государственного регулирования в настоящее время является повышение конкурентоспособности российской экономики, ее модернизация и технологическое обновление. Поэтому налоговое стимулирование научно-технической и внедренческой деятельности компаний признается одним из главных условий формирования инновационной среды. Рассмотрим, какие меры по созданию благоприятных налоговых условий для инновационных компаний предлагает бизнес-сообщество.
Внедрение инноваций требует значительных финансовых затрат, и это является существенным препятствием для организации при принятии решения о внедрении новых технологий и модернизации производства. Более того, зачастую оно служит сдерживающим фактором технологического развития. Таким образом, нужно создавать стимулы к ведению инновационной деятельности, в том числе путем налоговых преобразований в этой области. В настоящее время большой удельный вес в цене создаваемой продукции занимает налоговая составляющая, поэтому следует уменьшить налоговую нагрузку производителей научно-технической продукции. Это позволит снизить цену данной продукции и, как следствие, повысить ее конкурентоспособность.
Кроме того, развитие рынка инновационных технологий невозможно без содействия покупателям результатов научно-технической деятельности. Поэтому комплекс мер должен предусматривать стимулирование не только производства, но и потребления научно-технической продукции. Зарубежный опыт свидетельствует, что именно предоставление беспрецедентных налоговых льгот в таких странах, как Ирландия, Китай и Израиль, стало причиной бурного экономического роста и переориентации их экономик на высокотехнологичные отрасли.
Какую деятельность можно считать инновационной
Основным моментом в создании действенного механизма налогового стимулирования является определение понятия инновационной деятельности. Без четкого понимания сути и субъектов такой деятельности эффективную систему налоговой поддержки инноваций создать не получится.
Хотя задача инновационного развития обсуждается довольно долго, пока нет четкого понимания того, что понимается под инновационной деятельностью. Так, в отношении научной и научно-технической деятельности подобные нормы существуют и закреплены Федеральным законом от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Налоговый кодекс содержит определение понятия НИОКР. Поскольку понятие "инновационная деятельность", на наш взгляд, включает оба названные выше понятия, необходимы дополнительные консультации для выработки консолидированного мнения.
Следует определить и состав субъектов инновационной деятельности. Субъектный состав участников имеет принципиальное значение для реализации мер налогового стимулирования. Субъектами инновационной деятельности могут считаться организации - создатели высокотехнологичного оборудования и научных разработок, а также потребители результатов такой деятельности. Ведь стимулировать необходимо как производителей, так и потребителей.
Российским союзом промышленников и предпринимателей были подготовлены предложения по внесению изменений в налоговое законодательство, направленных на создание благоприятных условий для развития инноваций, и озвучены проблемы холдинговых компаний, которые могли бы стать локомотивами в процессе модернизации российской экономики.
Проблемы холдингов
Особую роль в технологическом развитии страны играют крупные вертикально интегрированные структуры. Положительный эффект достигается, поскольку именно такие компании (группы компаний) обладают возможностью концентрировать значительные ресурсы и направлять их на реконструкцию и техническое перевооружение, освоение передовых технологий, создание крупномасштабного производства наукоемкой продукции и обеспечение конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках.
Безвозмездная передача результатов НИОКР. Мощные вертикально интегрированные компании являются, как правило, и потребителями, и непосредственными создателями результатов научно-технической деятельности. При этом они нередко сталкиваются с несовершенством норм налогового законодательства, которые не позволяют эффективно использовать результаты научной деятельности в рамках холдинга. Например, в российском законодательстве отсутствуют специализированные комплексные нормы, регулирующие деятельность вертикально интегрированных структур. Вместе с тем Налоговый кодекс позволяет осуществлять передачу имущества материнской компанией дочерней без включения его стоимости в налоговую базу по налогу на прибыль. Это действенная мера, которая активно используется на практике. Однако она не решает всего комплекса проблем, поскольку:
- не позволяет передающей организации включить в расходы стоимость переданного имущества;
- предполагает, что стоимость переданного имущества (за исключением денег и ценных бумаг) облагается НДС у передающей стороны;
- может быть использована только в отношении имущества, то есть денег, оборудования, ценных бумаг, и не работает в ситуации, когда передаются права пользования на объекты интеллектуальной деятельности, результаты научных разработок;
- содержит ограничение по доле участия одной организации в другой (более 50%).
Таким образом, необходимо расширить действие данной нормы главы 25 НК РФ, чтобы она приносила эффект именно в области стимулирования инновационной деятельности.
Поясним сказанное на примере конкретной ситуации. Обычно при реализации крупных инвестиционных проектов в рамках холдинга существенную часть затрат на НИОКР осуществляет материнская компания, а пользуются результатами НИОКР одна или несколько ее дочерних фирм. При этом материнская компания не может учесть подобные затраты в целях налогообложения прибыли, так как не пользуется результатами НИОКР, а дочерняя фирма - поскольку она не производит фактических затрат. Более того, организация, передающая результаты НИОКР, обязана исчислить и уплатить в бюджет НДС со стоимости переданного имущества, а получающая - включить стоимость полученного имущества в налогооблагаемый доход (в том случае, если передается не имущество, а, например, право пользования программным продуктом или если доля участия материнской компании составляет не более 50%).
В рассматриваемой ситуации финансирование НИОКР фактически осуществляется за счет чистой прибыли. В результате происходит дестимулирование инновационной деятельности вследствие дополнительной налоговой нагрузки и удорожания инновационных проектов. Для решения этого вопроса целесообразно предусмотреть в Налоговом кодексе возможность учета в целях налогообложения прибыли расходов на НИОКР, осуществленных одной компанией в интересах других компаний внутри холдинга или в интересах холдинга в целом. Итак, предлагается:
- разрешить материнской компании сумму произведенных затрат на НИОКР учитывать при налогообложении прибыли;
- не облагать налогом на прибыль результаты НИОКР, безвозмездно полученные дочерней компанией от материнской (если ее доля участия не более 50%);
- освободить от обложения НДС операции по передаче результатов НИОКР, совершенные в рамках холдинга.
Названные меры можно было бы распространить и на других налогоплательщиков. Это позволит, в частности, снизить налоговую нагрузку при безвозмездной передаче результатов НИОКР от создавших их отраслевых и межотраслевых фондов организациям, отчисляющим средства на их финансирование. Ведь согласно действующему налоговому законодательству при безвозмездной передаче фондом результатов НИОКР финансирующей его организации получающая сторона уплачивает налог на прибыль с рыночной стоимости полученного имущества, а фонд обязан исчислить НДС с указанной стоимости.
Мнение эксперта
Д.Г. Черник, президент ЗАО "МЦФЭР-консалтинг", президент Палаты налоговых консультантов, доктор экон. наук:
"Руководство страны говорит о поддержке инноваций. Что такое инновации? Такого научного термина не существует. Научная деятельность - это деятельность по добыванию новых знаний. Научно-техническая деятельность - применение на практике сведений, добытых наукой. Инновационную деятельность можно определить как деятельность по модернизации производства, внедрению новой высокопроизводительной техники и технологий, основанных на научных достижениях.
Следовательно, любая организация, обновляющая свою производственную базу, применяющая на практике результаты научных исследований, занимается инновационной деятельностью. Именно такую деятельность необходимо стимулировать посредством введения налоговых льгот и преференций. Деление организаций на инновационные и не инновационные по каким-то иным признакам с соответствующим предоставлением льгот никакой пользы развитию экономики страны не принесет.
Налоговые льготы должны быть доступны всем организациям, занимающимся модернизацией производства, а не каким-то отдельным субъектам бизнеса, зарегистрированным на отдельных небольших закрытых территориях, например в Сколково. Во многих развитых странах мира для всех организаций льготируются затраты на научные разработки, внедрение новой техники и технологий".
Порядок списания затрат на НИОКР. Действующее законодательство не позволяет в полной мере учитывать затраты на НИОКР, на консультационные и информационные услуги научно-технического характера при исчислении налога на прибыль. Рассмотрим примеры конкретных ситуаций.
Во-первых, особое место среди затрат на НИОКР составляют расходы, связанные с приобретением результатов исследований, используемых для определения путей дальнейшего технологического развития и принятия стратегических решений в области долгосрочного развития холдинга. Действующее налоговое законодательство предполагает списание данных затрат за счет чистой прибыли, так как доказать факт использования таких результатов в текущей деятельности, приносящей доход, не представляется возможным. В связи с этим предлагается установить в налоговом законодательстве возможность относить на расходы в целях налогообложения прибыли затраты на НИОКР, по которым отсутствует непосредственная связь с деятельностью, приносящей текущий доход.
Во-вторых, существует неопределенность в отношении правомерности списания расходов на НИОКР, которые используются налогоплательщиком по истечении года после их завершения. Подобные ситуации нередки. Так, при реализации крупного проекта от момента его разработки и планирования до начала фактического внедрения может пройти значительный промежуток времени. Поэтому целесообразно прописать в Налоговом кодексе, что расходы на НИОКР могут быть списаны даже в том случае, если они начинают использоваться в период более поздний, чем получены результаты научных исследований и разработок. Данная норма будет способствовать прогнозируемости экономического эффекта от реализации инновационных проектов, поскольку налогоплательщик будет уверен в том, что произведенные затраты он сможет учесть в составе расходов. Кроме того, применение налогоплательщиком данной нормы уменьшит сроки окупаемости проекта.
Проблемы инновационного развития в области добычи углеводородного сырья
Одной из насущных задач организаций нефтедобывающей отрасли является повышение нефтеотдачи пластов. Для ее решения требуется применение дорогостоящих инновационных технологий и оборудования (основных средств). Этим обусловлены длительные сроки окупаемости проектов по повышению нефтеотдачи пластов. Сложившаяся ситуация служит мощным сдерживающим фактором для приобретения новых технологий.
Мнение эксперта
Д.Г. Черник, президент ЗАО "МЦФЭР-консалтинг", президент Палаты налоговых консультантов, доктор экон. наук:
"Какие меры можно предложить для стимулирования инновационной деятельности? Все новое - это хорошо забытое старое. Речь идет о так называемой инвестиционной льготе по налогу на прибыль, которая существовала до введения 25-й главы Налогового кодекса. Напомню, что до 2002 года предприятия могли не облагать налогом до 50% полученной прибыли, если данные суммы направлялись на обновление основного капитала. То есть, если предприятие активно вкладывало средства в обновление производства и работало с прибылью, реальная ставка налога для него могла быть снижена до 17,5% (35% : 2), что ниже даже сегодняшней сниженной из-за кризиса ставки налога (20%). Кроме того, перестал существовать и льготный режим налогообложения прибыли по вновь созданным производствам, когда до момента окупаемости инвестиционного проекта (но не более трех лет) прибыль не облагалась налогом.
Полагаю, сегодня нужно вернуться к инвестиционной льготе. Все предприятия, которые вкладывают деньги в свое производство и развитие, должны освобождаться от уплаты налога на прибыль. Предоставляя налоговую льготу, государство берет на себя часть затрат на научные исследования и внедрение их результатов в производство. Однако затем оно компенсирует вложенные средства, так как у модернизированных предприятий растет производительность, прибыль, а значит, и платежи по налогу на прибыль в бюджет.
Причем деление организаций на инновационные и неинновационные никакой пользы не принесет. Нельзя льготировать конкретные организации, необходимо стимулировать деятельность по обновлению оборудования, внедрению новых технологий и результатов научных исследований. Только переход от адресных льгот к категорийным реально будет способствовать развитию экономики и модернизации производства".
Действенной мерой поддержки в данной ситуации может стать предоставление льгот по НДПИ и пересмотр амортизационной политики в части основных средств, используемых в целях повышения нефтеотдачи пластов. Полученную в результате применения налоговых льгот экономию добывающие организации смогут направить на приобретение высокотехнологичного оборудования и научных разработок.
Стимулирование производителей научно-технической продукции
Как уже говорилось, специфика инновационной деятельности в том, что она является капиталоемкой и основанной на риске. Данная особенность служит сдерживающим фактором в развитии этой деятельности. Значит, нужно создавать стимулы к внедрению нового оборудования и технологий, содействующих модернизации экономики.
Применение повышающих коэффициентов амортизации. Отметим, что поддержку следует оказывать как организациям, занимающимся научными разработками, так и компаниям, осуществляющим массовое производство нового оборудования. Для решения этой задачи предлагается использовать оправдавший себя на практике механизм применения повышающих коэффициентов амортизации в отношении имущества, используемого организациями для создания нового оборудования и внедрения передовых технологий.
Применение повышающих коэффициентов позволит в более короткий период высвободить денежные средства на пополнение основных фондов, используемых при производстве наукоемкой продукции. Данная мера будет эффективной как в отношении специализированных научно-технических организаций, так и тех предприятий, которые занимаются созданием и модернизацией такого оборудования самостоятельно.
Льгота по налогу на имущество для оборудования, участвующего в производстве инновационной продукции. Стимулировать производство высокотехнологичной продукции возможно путем повышения конкурентоспособности данной продукции. Важнейшим показателем конкурентоспособности считается цена продукции. Таким образом, одной из налоговых преференций для инновационной деятельности является снижение налоговой составляющей в стоимости производимой продукции. Для этого предлагается освободить от обложения налогом на имущество основные средства, используемые при производстве нового оборудования и технологий. Также можно рекомендовать разрешить научным и инновационным организациям:
- включать единовременно в состав расходов до 50% стоимости приобретенных основных средств и иных расходов на капитальные вложения - амортизационная премия в размере 50%;
- относить к средствам целевого финансирования, не учитываемым при налогообложении прибыли, средства, полученные ими на осуществление научной и инновационной деятельности, независимо от источника финансирования;
- увеличить долю отчислений в специализированные отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР, учитываемую в расходах при расчете налога на прибыль, с 1,5 до 5% доходов (валовой выручки).
Повышение спроса на научно-техническую продукцию. Уже отмечалось, что, помимо поддержки разработки и создания научно-технической продукции, нужно стимулировать также массовое производство нового оборудования и технологий. Один из путей решения данной задачи - содействовать повышению спроса на такую продукцию. Создание стимулов к приобретению новых технологий позволит не только поддержать их производство, но также потребление и использование в производственной деятельности, что в конечном итоге будет содействовать модернизации экономики. Причем ранее уже были рассмотрены меры, предлагаемые в области поддержки спроса на оборудование и технологии, используемые в нефтегазодобывающей отрасли.
Кроме того, необходимо принятие ряда дополнительных мер, стимулирующих приобретение новых технологий и современного оборудования. Например, предложенные в отношении производителей меры амортизационной политики и меры по освобождению от уплаты налога на имущество целесообразно применять также и в отношении приобретенных результатов научно-технической деятельности.
Что касается содействия приобретению организациями передовых технологий, отметим следующее. Значительную часть расходов при реализации инновационных проектов составляют расходы на приобретение компьютерных программ. При этом организации, реализующие программные продукты, полученную выручку включают в доход единовременно. Однако для организаций, которые приобретают право пользования программой на срок более одного года, порядок признания расходов четко не прописан.
Как правило, организации - покупатели программных продуктов расходы производят единовременно, а уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль на данные затраты равномерно исходя из срока действия договора на пользование программным продуктом - два, три года, пять лет и более.
В целях повышения спроса на компьютерные программы, используемые в рамках инновационной деятельности, предлагается предусмотреть в Налоговом кодексе возможность уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму затрат на приобретение программного продукта непосредственно в период осуществления расхода.
Указанный подход позволит избежать неоправданного отвлечения оборотных средств, создавая тем самым дополнительный стимул к использованию дорогостоящих программных продуктов, способствующих инновационному развитию экономики как конкретной организации, так и страны в целом.
Участие представителей бизнеса в реализации предложенных мер по поддержке инноваций
Представителям бизнес-сообщества нужно принимать самое активное участие в разработке предложений по внесению изменений в налоговое законодательство и их обсуждении. Основная задача - выработка конкретных предложений, подкрепленных действенным механизмом их реализации на практике. Ведь решение задачи налогового стимулирования инноваций напрямую зависит от создания четкой, однозначно понимаемой всеми участниками налоговых правоотношений методики, как на практике применять положения налогового законодательства для инновационной деятельности.
Например, сегодня налоговое законодательство содержит нормы, касающиеся налогообложения затрат, связанных с осуществлением НИОКР. В частности, с 2009 года положения статьи 262 НК РФ позволяют организациям списывать в расходы часть указанных затрат с коэффициентом 1,5. Вместе с тем эта норма только продекларирована, она сегодня практически не работает. Нет однозначного понимания налогоплательщиками и налоговыми органами, как применять данную норму.
Так, Минфин России неоднократно высказывал мнение, что для подтверждения права на применение коэффициента 1,5 налогоплательщикам следует обращаться в Минобрнауки России. Однако данное ведомство считает, что такой порядок законодательством не предусмотрен.
Указанный факт свидетельствует, что при соответствующем изменении налогового законодательства необходимо соблюдать следующее правило. Вновь введенные нормы должны быть разработаны таким образом, чтобы их применение не вызывало проблем на практике. Ведь положения законодательства, не подкрепленные действенным механизмом реализации, никогда не дадут ожидаемого положительного эффекта.
Сегодня при Комитете по энергетической политике и энергоэффективности РСПП создан подкомитет по налогообложению в нефтегазовом комплексе, который готов принимать участие в совершенствовании налогового законодательства как путем подготовки своих экспертных предложений, так и путем обсуждения предложений, высказанных органами государственной власти.
Н.В. Васильев,
председатель подкомитета по налогообложению
в нефтегазовом комплексе Комитета по
энергетической политике и энергоэффективности РСПП,
начальник главного налогового управления ОАО "ЛУКОЙЛ"
"Российский налоговый курьер", N 17, сентябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99