Особенности российского ремонта
В связи со спадом объемов работ в капитальном строительстве руководители недозагруженных организаций стали обращать внимание на смежный рынок ремонта частного жилья. Как в столице, так и в регионах на нем почти нет крупных организаций. Ремонтный рынок до сих пор остается "диким", поэтому вход на него относительно несложен, а денег здесь имеется немало.
Без крупных соперников
На рынке ремонтно-строительных услуг отсутствуют не только поддерживаемые, раскрученные бренды, но и просто общеизвестные марки (за исключением персональной известности отдельных рабочих, мастеров, архитекторов). Несмотря на привлекательность для инвестиций, в регионах процесс "цивилизации" рынка ремонта частного жилья протекает медленно. В настоящее время здесь преобладают компании, заинтересованные прежде всего в "быстрых деньгах". Значительное развитие получил теневой рынок ремонта, на котором нередки случаи обмана заказчиков, а потому занять существенную часть этого рынка для крупной или средней строительной организации относительно несложно.
Привлекательность ремонтно-строительных услуг обусловлена сразу несколькими факторами. До кризиса российский рынок ремонта жилья рос на 15-20% в год. В 2008 году прирост замедлился примерно до 13%. В связи с кризисом ожидалось серьезное падение рынка, однако оно оказалось не столь значительным, как в строительстве жилья. В дальнейшем аналитики прогнозируют стабильный рост рынка ремонта, обуславливая его тремя факторами:
- значительный объем ремонтных работ приходится на новостройки. Несмотря на то что строительная отрасль переживает непростые времена, Правительство РФ не может позволить объемам возведения жилья упасть на серьезные величины. Эта сфера экономики будет финансироваться и стимулироваться;
- последние годы стабильно увеличивается доля монолитных домов в общем количестве возводимых жилых зданий. Затраты на ремонт в монолитных домах больше, чем стоимость отделки в панельных и кирпичных зданиях, поскольку часто в новых квартирах нет не только перегородок, но даже и разводок электрики и сантехники.
Если в 2003 году на монолитные здания приходилось порядка 15-20% рынка новостроек, то в настоящее время доля монолитных домов в жилищном строительстве России составляет уже более 60%;
- стоимость ремонтно-строительных товаров будет увеличиваться, в том числе за счет роста использования более качественных и дорогих материалов. Анализ ряда сегментов отделочных материалов в начале 2010 года показал, что более дорогие бренды не потеряли своих позиций в период кризиса.
Примечание. Во время кризиса рынок ремонтно-строительных услуг сократился меньше, чем ожидалось. В ближайшие годы он будет только расти.
Конкурентная среда
Количество компаний на рынке ремонтно-строительных услуг не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в любом крупном городе России не поддается подсчету, поскольку большинство ремонтных фирм нигде не регистрируются. Основными факторами, по которым можно сегментировать участников рынка, выступают виды ремонта и его цена. Кроме того, ремонтные предприятия можно сегментировать по их размеру.
Сегмент частных лиц
Как правило, в данном сегменте работают мастера-одиночки или незарегистрированные, случайно организованные для выполнения конкретного заказа бригады. Самые "дешевые" рабочие - выходцы из Узбекистана и Молдовы, за ними следуют рабочие из Украины. В столице их труд может оплачиваться в десять раз ниже, чем труд московских специалистов. В регионах различия в оплате труда не столь значительны, но все же местные работники получают в два - пять раз больше.
Сегмент небольших предприятий
Обычно постоянный состав малых компаний колеблется на уровне пяти - десяти человек. При необходимости нанимаются неквалифицированные помощники или частные мастера по договорам подряда. Значительная часть временных рабочих привлекается на основании устных соглашений, без официального оформления. Основными организационно-правовыми формами для небольших компаний выступают предприниматели без образования юридического лица. Заказчик, как правило, общается с бригадиром, который принимает решение об объеме работ и о привлечении дополнительных специалистов. Как и в сегменте частных лиц, малые компании зачастую привлекают рабочих из ближнего зарубежья, в том числе без опыта работы. Однако для данного сегмента уже можно считать правилом привлечение к чистовым, отделочным работам относительно квалифицированных специалистов.
Подавляющее большинство малых компаний работает без какого-либо проекта. Это выгодно прежде всего самому предприятию: в случае если заказчик будет недоволен качеством работ, нанять нового подрядчика на доделку без проекта будет сложнее.
Примечание. Девять из десяти компаний на рынке ремонтно-строительных услуг нигде не регистрируются и не платят налоги. Работа "в тени" - не только одно из конкурентных преимуществ, но и наиболее уязвимое место нынешних ремонтных компаний.
Большинство маленьких фирм работает, не располагая складом, материалы доставляются с рынка или из магазина напрямую, под конкретный заказ. Но если объемы продаж повышаются, то содержание склада становится рентабельным, поскольку появляется возможность закупать материалы оптом.
На рынке существует тенденция: многие небольшие организации, привлекающие неквалифицированных рабочих, после нескольких выполненных ремонтов доводят расценки на работу до среднерыночных, однако при этом качество работ остается относительно низким. Одним из весомых конкурентных преимуществ таких предприятий является работа без уплаты налогов. По словам самих участников рынка, 90% мелких компаний работают "в тени". Столь высокая цифра объясняется трудностью контроля выполняемых работ со стороны налоговой инспекции - даже в случае обнаружения факта работ практически невозможно учесть производимые наличными расчеты между заказчиком и исполнителями.
Сегмент средних и специализированных компаний
Специализированным строительным компаниям практически целиком принадлежит сегмент дорогого и элитного ремонта. Здесь основной массив работ выполняют квалифицированные сотрудники, имеющие узкую специализацию (электрики, плиточники и т.д.). Кроме того, в таком предприятии обычно присутствует и архитектор, который следит за выполнением проекта. До сих пор данный сегмент считают самым "цивилизованным" на рынке. Именно в нем работают архитектурные и дизайнерские студии.
Аналитики рынка считают, что небольшие предприятия и частные лица выполняют большую долю ремонтных работ на рынке в натуральном выражении, в то же время их доля в денежном выражении намного меньше, что объясняется работой малых и средних компаний в разных сегментах рынка.
Дело в том, что у разных строительно-ремонтных предприятий цены на одни и те же виды работ сильно варьируются. Иногда стоимость некоторых услуг в разных компаниях может различаться в десять - двенадцать раз. Причем разница в рабочей квалификации не может выступать объяснением столь существенного различия цен, так как наивысшая разница в расценках наблюдается в сегменте демонтажных работ (удаление линолеума, снятие паркета, очистка стен от старых обоев и т.п.), то есть самых простых и не требующих квалифицированного труда. Скорее всего, это необоснованное завышение используется потому, что стоимость таких работ в целом невысока и, на первый взгляд, не сильно сказывается на общем бюджете ремонта. Также нередко наблюдается существенный разброс расценок в рамках прайс-листа одной компании. Особенно этим "грешат" фирмы среднего ценового сегмента. Окончательную цену они устанавливают после выяснения финансовых возможностей заказчика.
Ремонт обычно делится на три качественные категории: косметический, экономкласса и люкс.
Ниже всего стоимость косметического ремонта, предполагающего выполнение простейших работ, придающих помещению внешний лоск: поклейка обоев, побелка потолка, замена кафельной плитки: В ходе ремонта класса люкс строители придают абсолютно правильную геометрию стенам, полностью выравнивают потолки и полы и используют для отделки лучшие материалы. "Золотую середину" занимает экономкласс, более низкая стоимость которого образуется за счет снижения трудоемкости операций. Например, выравнивается не вся стена, а только 20 см снизу и сверху, что создает видимость правильной геометрии. Участники рынка утверждают, что наиболее выгодно делать ремонт экономкласса. Времени и трудозатрат он требует в разы меньше, чем люкс, а его стоимость отличается от "люксовой" не настолько значительно.
Примечание. Стоимость одних и тех же работ на рынке может отличаться в разы, что объясняется не столько качеством и разницей квалификации сотрудников, сколько позиционированием компаний.
Проведение маркетинговых исследований
Разумеется, перед принятием решения о выходе на новый рынок нужно провести маркетинговые исследования. Если на полноценные исследования не хватает времени или средств, можно воспользоваться методикой, разработанной какой-либо известной маркетинговой компанией, к примеру агентством ABARUS Market Research. По мнению специалистов ABARUS, при оценке емкости рынка ремонта жилья в рамках одного города удобно отталкиваться от количества ежегодно строящихся квадратных метров жилья.
Примечание. 57% россиян при ремонте жилья "укладываются" в бюджет до 30 тыс. руб., 25% позволяют себе потратить на ремонт квартиры от 30 до 75 тыс. руб. и только 18% жителей страны располагают возможностями осуществить ремонт стоимостью более 75 тыс. руб.
Для Москвы в 2006 году их число равнялось 4 779,7 тыс. кв.м, в 2007 году - 4 821,1 тыс. кв.м, в 2008 году - 3 279,9 тыс. кв.м, в 2009 году - 2 703,5 тыс. кв.м.
Специалисты ABARUS выяснили, что средняя цена ремонта 1 кв.м в Москве составляет около $ 100, поэтому для ремонта новой столичной квартиры требуется не менее $ 7-10 тыс. Поскольку не все вновь построенные московские квартиры сразу подвергаются ремонту (а в городе, напомним, в 2009 году было построено 2 703,5 тыс. кв.м. жилья), объем сегмента ремонта московских новостроек маркетологи оценили в $ 450-500 млн. С другой стороны, ремонт жилья сегментов элитного и бизнес-класса намного превышает $ 10 тыс., что свидетельствует в пользу оценки данного сегмента рынка в $ 600 млн.
После этого исследователи оценили сегмент ремонта вторичного жилья. Согласно данным риелторов, ежегодно меняет хозяев на вторичном рынке в Москве 70 тыс. квартир. (В регионах точные данные о числе сделок можно получить в местном отделении Федеральной регистрационной службы.) Средняя площадь московской квартиры составляет 65 кв.м (она получена путем деления всего жилищного фонда города на число квартир). Имея эти данные, оказалось несложно вычислить, что, вероятнее всего, ежегодный ремонт проводится примерно на 4,5 млн кв.м вторичной жилой площади. Приняв среднюю цену ремонта в $ 100, агентство ABARUS оценило данный сегмент рынка в $ 450-500 млн.
Осталось учесть затраты на текущий ремонт. Они были рассчитаны с использованием следующего метода: из величины жилищного фонда города вычли все категории жилья, в которых делается ремонт при переезде. Затем весь оставшийся жилищный фонд был поделен на средний межремонтный период в 15 лет. В результате получилось, что в Москве текущий ремонт производится примерно на 8 млн кв.м жилья ежегодно. Для этого сегмента маркетологи сочли более логичным занизить оценку стоимости ремонта до $ 50-70, так как текущий ремонт чаще всего выполняется силами самих владельцев и нередко является выборочным, то есть осваивается не вся указанная площадь. Таким образом, стоимость этого сегмента составила примерно $ 400-500 млн. Просуммировав все цифры, специалисты ABARUS оценили объем рынка ремонтных услуг в Москве в 2010 году в $ 1 300-1 600 млн.
Примечание. Максимальное количество заказов на проведение ремонтно-строительных работ поступает от жителей новостроек. Но и владельцы квартир в "хрущевках" и домах массовых серий 70-80-х годов прошлого века часто ремонтируют свое жилье.
Для еще более упрощенной оценки ремонтно-строительного рынка конкретного региона можно воспользоваться соотношением объемов розничной торговли в Москве и других городах России (данные имеются на сайте Росстата). Исходя из данных по торговым оборотам объем розничной торговли Москвы составляет 25% от общероссийского. Наиболее крупными розничными рынками, помимо Москвы, являются Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Новосибирск, Екатеринбург и др.
Как найти клиентов
По данным "игроков" ремонтно-строительного рынка, в крупных городах в последние годы максимальное количество заказов поступает от жителей "хрущевок" и массовых современных новостроек. В "сталинских" домах (построенных в 1947-1954 годах) спрос на ремонтные услуги остается низким: увеличиваются лишь заказы на отделочные работы. Во многом такая ситуация связана с низким качеством изначального строительства. В современной России фактически отсутствуют ГОСТы на ремонтно-строительные работы, используемые материалы, оборудование и т.д. В таких условиях стабильный спрос на ремонтные услуги (как переделку некачественно сделанного) гарантирован.
Основные клиенты отделочников - жильцы, только что въехавшие в новостройки. Именно поэтому свои основные рекламные усилия ремонтники направляют на строящиеся новые районы. По словам владельцев строительно-ремонтных организаций, большинство заказов они получают за счет распространения рекламных буклетов в новых домах. Большую роль в продвижении ремонтной фирмы играет и "сарафанное радио", когда заказчики, довольные качеством услуг, передают контакты компании-подрядчика своим знакомым. В последнее время резко возросла эффективность рекламы в Интернете. А вот от рекламы в прессе пользы нет.
Таким образом, буклеты, Интернет и личные контакты - самые верные способы заявить о себе на этом рынке.
В.П. Буров,
эксперт журнала
"Руководитель строительной организации"
"Руководитель строительной организации", N 9, сентябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Руководитель строительной организации"
В журнале собраны рекомендации специалистов по кадровым, юридическим и экономическим вопросам управления строительной компанией; представлены материалы о состоянии, тенденциях и перспективах развития строительной отрасли, а также профессиональный опыт, идеи и практические рекомендации руководителей строительных предприятий.
Основу материалов издания составляют статьи по актуальным для руководителей вопросам строительной отрасли:
- технические регламенты по строительству,
- строительные нормы и правила;
- производственные мощности и кадровые ресурсы строительной организации;
- организация материально-технического обеспечения строительных работ;
- порядок разработки и утверждения планов капитального строительства;
- основы планирования,
- стратегическое и оперативное планирование;
- бухучет и налогообложение в строительстве;
- порядок составления и согласования бизнес-планов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности строительной организации.