Как оценить репутацию компании
Репутация компании является нематериальным активом, способным принести, однако, вполне материальные дивиденды. Она может оказывать влияние на все аспекты бизнеса, привлекая или, наоборот, отталкивая клиентов, поставщиков, партнеров: Как оценить репутацию организации и в каких случаях это необходимо сделать?
Что такое гудвилл?
В последнее время все больше руководителей российских компаний задумываются об управлении, ориентированном на стоимость предприятия (value based management, VBM). Многие вопросы, до недавнего времени интересовавшие лишь профессиональных оценщиков бизнеса, входят в повседневные дела топ-менеджеров и собственников. Современный руководитель, помимо представлений о том, как те или иные решения влияют на стоимость компании, должен знать, в каких именно активах - материальных и нематериальных - заключена ее ценность. Отсюда интерес к такому относительно новому для российских хозяйственных отношений понятию, как нематериальные активы, важнейшим из которых является деловая репутация.
В мировой практике принято определять стоимость деловой репутации организации понятием "гудвилл" (от англ. good will - добрая воля). Одно из наиболее точных определений гудвилла дано Г. Десмондом и Р. Келли в книге "Руководство по оценке бизнеса". Гудвилл определяется "как совокупность тех элементов бизнеса или персональных качеств, которые стимулируют клиентов продолжать пользоваться услугами данного предприятия или данного лица и которые приносят компании прибыль сверх той, которая требуется для получения разумного дохода на все остальные активы предприятия, включая все те нематериальные активы, что могут быть выделены и отдельно оценены*(1).
Значение гудвилла может быть как положительным, так и отрицательным. Положительная деловая репутация складывается благодаря тому, что стоимость предприятия превышает стоимость его активов и пассивов. Это значит, что предприятие обладает неким качеством, мотивирующим клиентов приобретать его товары и услуги. По выражению Льва Баруха, репутация - это гарантия, за которую люди платят деньги*(2).
Примечание. Собственники часто переоценивают стоимость репутации своих компаний, поэтому важно помнить, что репутация должна конвертироваться в доход.
В большинстве случаев собственники бизнеса переоценивают имеющиеся у них нематериальные активы, из-за чего реализационная стоимость бизнеса существенно увеличивается. Важно учитывать, что неосязаемый (нематериальный) капитал должен конвертироваться в доход и показатель этого дохода должен существенно превышать среднерыночный.
Гудвилл будет отрицательным (в этом случае его иногда называют badwill), если рыночная стоимость предприятия окажется ниже балансовой стоимости чистых активов: к примеру, если бренд не выигрывает в конкурентной борьбе и не позволяет продавать товар дороже, чем у конкурента. В этом случае репутация негативно влияет на итоговую стоимость компании, поскольку при сопоставимых материальных активах реализовать продукцию будет сложнее, чем с положительной репутацией.
Вопрос оценки гудвилла российской инвестиционно-строительной компании не так прост. Во-первых, определить рыночную стоимость бизнеса девелопера очень сложно - акции почти всех строительных компаний не торгуются на рынке, не наблюдается и активных сделок слияния-поглощения, которые могли бы дать представление о цене той или иной компании. Во-вторых, сегодня девелоперы в России далеко не всегда получают конкурентное преимущество в силу наличия хорошей и объективной деловой репутации. В условиях дефицита площадей под застройку большое значение имеет близость первых лиц компании к органам местной власти. То есть девелопер может обладать репутацией "имеющего доступ к телу", получать самые привлекательные площадки под застройку - и он уже выигрывает.
Несмотря на очевидную сложность объективной оценки деловой репутации в российских условиях, строительные компании все же предпринимали подобные попытки. Так, в 2005 году строительная группа "ЛСР" первой на рынке Санкт-Петербурга оценила свою деловую репутацию почти в $ 50 млн. и внесла данный показатель в баланс. В то время этот экзотический по меркам российского бизнеса прием, по оценке экспертов, свидетельствовал об амбициозных планах компании, в том числе о ее подготовке к IPO. Руководители других строительных предприятий оценивали шаг "ЛСР" как прогрессивный: западные компании давно поняли, что бренд и репутация являются ценным активом, под который компания, например, может привлекать финансирование.
Можно вспомнить еще один показательный пример. В 2003 году корпорация "Социальная инициатива" в результате выполненных по методике МБРР расчетов оценила свою репутацию в 70% капитализации. То есть при оплаченном складочном капитале, равном $ 270 млн., стоимость гудвилла "Социальной инициативы" составила $ 190 млн. В то время представитель компании Николай Дерябин заявлял в СМИ: оценка репутации свидетельствует о том, что его организация думает не только о настоящем, но и о будущем. Сегодня, зная печальную для семи тысяч отечественных дольщиков историю "Социальной инициативы", эти факты можно воспринимать только как курьез.
Когда нужна оценка?
Одной из важнейших причин, по которой требуется оценить стоимость деловой репутации, является подготовка сделки купли-продажи или слияния-поглощения компании. Если приобретаемая организация генерирует доходы, превышающие норму возврата на ее материальные и идентифицируемые нематериальные активы, то владелец компании вправе требовать надбавку к цене сверх стоимости идентифицированных активов, равную приведенной стоимости этих дополнительных доходов. В данном случае гудвилл выступает в качестве компенсации будущих дополнительных доходов.
Примечание. В российских судах все чаще рассматриваются иски о нанесении ущерба деловой репутации той или иной компании. Но если репутация не была заранее достоверно оценена, невозможно и правильно определить сумму ущерба.
Другой важнейшей причиной проведения оценки деловой репутации является составление финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. МСФО требует проведения ежегодного теста гудвилла на обесценение. Если таковое произошло, в отчетность должны вноситься коррективы. Возрастающий интерес отечественных организаций к МСФО и переход многих из них на эту систему отчетности является одной из причин роста интереса к методам измерения стоимости такого нематериального актива, как гудвилл.
Оценка деловой репутации требуется и в тех случаях, когда необходимо оценить нанесенный ей ущерб. Это может происходить, например, если в СМИ опубликованы материалы, порочащие деловую репутацию компании (подобные публикации могут быть заказаны конкурентами). Самый известный пример причинения ущерба в российской практике - тяжба между ИД "КоммерсантЪ" и ОАО "Альфа-банк" летом 2004 года. Поводом для разбирательства послужила опубликованная в газете "КоммерсантЪ" статья "Банковский кризис вышел на улицу", в которой говорилось о возникших у Альфа-банка трудностях с ликвидностью. Заметка вызвала панику среди клиентов, в результате чего возросшее число требований о возврате вкладов поставило банк на грань краха. Нематериальный ущерб деловой репутации банка был оценен и удовлетворен судом в сумме 270 млн. руб.
Другая категория случаев, когда пострадавшая сторона может обратиться в суд с требованием возмещения ущерба деловой репутации, - это ситуации с незаконным производством продукции и использованием брендов, торговых марок и т.д., принадлежащих другой компании либо схожих с ними. Подобные ситуации характерны и для строительного сектора, когда недобросовестный застройщик присваивает название, сходное до степени смешения с названием добросовестной компании, и таким образом вводит в заблуждение потребителей.
Если российская практика судебных разбирательств по делу об ущербе деловой репутации представлена лишь отдельными прецедентами, то на Западе такие дела весьма распространены, причем величина ущерба нередко составляет десятки миллионов долларов. Впрочем, как показывает пример тяжбы ОАО "Альфа-банк" и ИД "КоммерсантЪ", размер выплат в российской практике уже приближается к западным стандартам.
Количественные методы оценки
Различают два основных подхода к определению стоимости деловой репутации.
Метод избыточной прибыли предполагает оценку гудвилла как источника дополнительных поступлений прибыли. Согласно данной методике происходит прямое противопоставление уровней прибыльности оцениваемого предприятия и его конкурентов (или аналогичных компаний по отрасли) с последующей капитализацией той части, которая не может быть объяснена "материальным" влиянием (активами).
Балансовый метод основывается на учете результатов конкретных торговых операций. Величина приобретаемого гудвилла представляется как разница между суммой, которую уплатили за предприятие, и совокупной стоимостью активов и пассивов этого предприятия, которая зафиксирована в последнем бухгалтерском отчете или балансе.
Рассматривая балансовый метод, нельзя не отметить его громоздкость и неудобство. Сравнительный метод является более надежным, так как оценка гудвилла в бизнесе должна быть материально осязаемой. Ведь именно она объясняет, почему, например, квартиры в строящихся домах именно этого девелопера клиенты покупают по ценам, превышающим среднерыночные.
Известны попытки применения "продвинутых", опционных методов оценки (ROV): зная стоимость бизнеса (капитализацию компании), по формуле Блэка-Шоулза определяют рыночную стоимость активов, а затем вычисляют деловую репутацию как разницу между рыночной ценой активов и их балансовой стоимостью.
Для проведения оценки гудвилла необходимы следующие документы:
- бухгалтерская отчетность за последние три года, а также бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках;
- аудиторские заключения по бухгалтерской отчетности компании (если есть);
- перечень основных материальных средств компании на дату проведения оценки;
- информация обо всех имеющихся активах предприятия (недвижимость, акции сторонних организаций, векселя, запасы, патенты, лицензии и т.д.) с расшифровкой и пояснениями;
- расшифровка дебиторской задолженности компании;
- информация о наличии дочерних компаний и финансовая отчетность по ним.
Качественные методы оценки
Качественный подход к оценке репутации базируется на утверждении о том, что репутация - это образ компании в глазах определенных целевых групп, который не поддается точному количественному определению. Разновидность метода качественного подхода - экспертный подход, который, в свою очередь, подразделяется на рейтинговый и рекомендательный. К первому относится составление рейтингов деловой репутации независимыми организациями. Так, рейтинговое исследование репутации застройщиков в Краснодаре, проведенное компанией "Виллан" в 2008 году, показало, что значимость неценовых факторов репутации застройщика сильно разнится для покупок в целях проживания и в целях инвестирования средств. Покупатели квартир в целях проживания чувствительны к таким факторам, как работа застройщика по Федеральному закону от 30.12.2004 N 214-ФЗ, узнаваемость бренда, качество строительства. Для покупок в инвестиционных целях эти факторы имеют гораздо меньшее значение. В то же время такой фактор, как наличие у застройщика в настоящий момент других реализуемых проектов (одновременно строящихся домов), является решающим для покупателей-инвесторов и практически неважен для покупателей - будущих жильцов.
Рекомендательный метод заключается в обсуждении гудвилла компании экспертами и выработке рекомендаций. Анализ документов и опрос экспертов затрагивают, как правило, блок вопросов, касающихся репутации собственников и топ-менеджеров компании, ее корпоративной стратегии, финансового положения, состава и качества управленческой команды, репутации товара или услуги, а также социальной ответственности организации. Необходимо иметь в виду, что вклад всех этих параметров в создание репутации не одинаков. Особенности репутации как социального явления заключаются в ее непрерывном развитии, дополняются новыми критериями, меняют степень значимости в определении понятия "хорошая репутация бизнеса".
Традиционно в число экспертов, участвующих в репутационном аудите, попадают чиновники разных уровней, представители партнерских компаний, менеджеры финансовых учреждений, аналитики рынка, журналисты. Статус экспертов, опрашиваемых в ходе репутационных аудитов, не всегда определяет качество исследовательской информации. Существует ошибочное мнение, что топ-менеджер будет более ценным экспертом, чем менеджер среднего звена. На практике "рабочая лошадка" - менеджер, отвечающий за регулярное взаимодействие с организацией, может поделиться с интервьюером более полной и осмысленной информацией, нежели его руководитель. Важно помнить, что информативность метода экспертного интервью определяется уровнем погруженности респондентов в исследуемые сюжеты, поэтому необходимо стремиться к разумному балансу между статусом участников исследования и качеством получаемой информации.
Ценность экспертного интервью заключается в возможности перехода с уровня простой фиксации мнений на объяснение источника их формирования. Данное обстоятельство принципиально для дальнейшей работы по выработке эффективных стратегий репутационного менеджмента в организации. При проведении повторных исследований измерению и сопоставлению могут быть подвергнуты такие параметры, как полнота и адекватность представлений экспертов о бизнесе организации, ее стратегии, проектах, достижениях, частотность воспроизведения тех или иных оценок.
Примечание. Практика проведения репутационных исследований показывает, что для географически локализованной компании оптимально проведение 35-37 интервью. Увеличение числа респондентов существенно затягивает и удорожает исследование, практически не повышая его качества.
Эксперты в области репутационного аудита считают, что оптимальным является применение как количественных, так и качественных методов исследований деловой репутации. Проводиться они могут собственными силами компании (бухгалтерия, отдел маркетинга и PR) или с помощью приглашенных консультантов.
Значимость корректной оценки репутации для некоторых сфер бизнеса очень велика. В частности, это относится к сфере торговли и услуг, где стоимость гудвилла является значительной величиной наряду с оценкой материальных активов. Наиболее показательны пока примеры из зарубежной практики. Так, корпорация Philip Morris купила фирму Kraft Foods почти за $ 13 млрд., что было в четыре раза больше ее балансовой стоимости.
О.С. Парамонова,
эксперт журнала
"Руководитель строительной организации"
"Руководитель строительной организации", N 9, сентябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Десмонд Г., Келли Р. Руководство по оценке бизнеса. М.: Российское общество оценщиков, 1996.
*(2) Барух Л. Нематериальные активы. Управление, измерение, отчетность. М., 2003.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Руководитель строительной организации"
В журнале собраны рекомендации специалистов по кадровым, юридическим и экономическим вопросам управления строительной компанией; представлены материалы о состоянии, тенденциях и перспективах развития строительной отрасли, а также профессиональный опыт, идеи и практические рекомендации руководителей строительных предприятий.
Основу материалов издания составляют статьи по актуальным для руководителей вопросам строительной отрасли:
- технические регламенты по строительству,
- строительные нормы и правила;
- производственные мощности и кадровые ресурсы строительной организации;
- организация материально-технического обеспечения строительных работ;
- порядок разработки и утверждения планов капитального строительства;
- основы планирования,
- стратегическое и оперативное планирование;
- бухучет и налогообложение в строительстве;
- порядок составления и согласования бизнес-планов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности строительной организации.