Комментарий к Приказу Минфина РФ от 07.07.2010 N 69н
В 13 номере нашего журнала мы опубликовали документы, которые призваны регулировать взимание косвенных налогов в таможенном союзе. В комментарии к этим документам мы отмечали, что Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25.01.2008 и протоколы к нему в значительной части основаны на нормах Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг", приложения "Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь" к данному соглашению и Протокола между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 23.03.2007 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг".
Примечание. По новой декларации по косвенным налогам необходимо было отчитаться уже за июль 2010 года.
То же самое можно сказать и о новой декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам) при импорте товаров на территорию РФ с территории государств - членов таможенного союза. То есть Приказ Минфина России от 07.07.2010 N 69н, которым утверждена эта декларация и порядок ее заполнения, в основе содержит положения Приказа Минфина России от 27.11.2006 N 153н, посвященного декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам) при ввозе товаров на территорию РФ с территории Республики Беларусь и порядку ее заполнения*(1).
Но есть определенные отличия от "белорусской" декларации, на которые мы и обратим ваше внимание.
Так, уточнено, что по договорам (контрактам) лизинга декларация представляется в налоговые органы не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем срока платежа, предусмотренного договором лизинга.
Несколько упростилось заполнение декларации за счет того, что из нее, по сравнению с "белорусской" декларацией, исключены несколько форм. Во-первых, отсутствует аналог раздела 2, в котором производился расчет НДС по товарам, ввезенным с территории Республики Беларусь, отдельно по облагаемым по ставке 10% и отдельно по облагаемым по ставке 20%. Итог этого раздела переносился в раздел 1.1.
Теперь в аналогичном разделе новой декларации (N 1) сразу указывается итоговая сумма, но далее она подразделяется в отношении:
- приобретенных товаров;
- продуктов переработки;
- товаров, являющихся результатом выполнения работ;
- товаров, полученных по договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей);
- товаров (предметов лизинга), ввозимых по договору (контракту) лизинга.
Кроме того, в отдельной строке надо указать общую стоимость импортированных товаров, не подлежащих обложению НДС (освобождаемых от налогообложения).
Эта строка заменяет собой весь раздел 3 "белорусской" декларации, которого в новой декларации тоже нет. В указанном разделе надо было перечислить по отдельным кодам операции, не облагаемые НДС, а итог перенести в раздел 1.1.
Во-вторых, в "белорусской" декларации был раздел 4, в котором делался расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет в отношении подакцизных товаров, ввезенных в РФ с территории Республики Беларусь, отдельно по каждому их виду. Итог по этому разделу переносился в раздел 1.2. В новой декларации расшифровка по видам (кодам) подакцизных товаров прямо включена в раздел 2.
В число документов, которые прилагаются к декларации, входит заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. В новой декларации отсутствует его форма и порядок его заполнения. Надо обращаться к приложениям 1 и 2 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009*(2).
В отличие от "белорусской" декларации, в новой требование об обязательном представлении декларации в электронном виде почему-то распространено только на крупнейших налогоплательщиков и на тех, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превысила 100 человек. То есть ничего не сказано о вновь созданных (в том числе реорганизованных) организациях, если численность их работников сразу превысила этот предел.
Однако такая норма есть в ст. 80 НК РФ, присутствие ее в порядке заполнения декларации можно считать лишь напоминанием о ней. Следовательно, этой нормой надо руководствоваться именно в том виде, в котором она содержится в указанной статье. Значит, вновь созданные (в том числе реорганизованные) организации, численность работников которых превысила 100 человек, должны обязательно представлять декларацию по косвенным налогам при импорте товаров с территории государств - членов таможенного союза в электронном виде.
Следует отметить, что общие требования к порядку заполнения данной декларации, а также порядок заполнения титульного листа во многом отличаются от общих требований к заполнению "белорусской" декларации. Но они отражают новый взгляд Минфина на эту процедуру и практически идентичны тем требованиям, которые ведомство начало предъявлять к такой процедуре с одной из последних утвержденных им деклараций - по НДС*(3). Об этих требованиях мы рассказывали в статье "Изменения в обложении НДС - изменения в декларации", опубликованной в журнале "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 14, 2009.
В частности, обратите внимание на то, что декларация на бумажном носителе представляется только в виде утвержденной машиноориентированной формы, заполненной вручную либо распечатанной на принтере.
М.В. Подкопаев,
редактор журнала "Акты и комментарии для бухгалтера"
"Акты и комментарии для бухгалтера", N 18, сентябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Пока нет специального распоряжения о том, что Приказ N 153н не действует, но с момента вступления в силу Приказа N 69н Приказ N 153н применяться не должен.
*(2) Данные приложения также опубликованы в N 13 журнала.
*(3) Утверждена Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"