Рассмотрим, какие изменения вносятся в налоговое законодательство.
- признания задолженности по налогам (сборам), пеням и штрафам безнадежной к взысканию;
- изменения сроков уплаты налогов (сборов), пеней и штрафов по согласованию с налоговыми органами;
- порядка постановки на учет в налоговых органах.
Отменяются отдельные составы правонарушений, и вводится ответственность за нарушение порядка представления налоговой декларации (расчета) в форме электронного документа.
Как видим, новшества носят широкомасштабный характер. Остановимся на этих изменениях в налоговом законодательстве подробнее с учетом того, что непосредственно затрагивает интересы "упрощенцев".
Еще раз напомним, что сам Федеральный закон N 229-ФЗ вступает в силу 2 сентября 2010 года, но отдельные его положения начинают действовать в разные сроки, установленные ст. 10 данного закона.
Изменения в налоговом администрировании: часть первая НК РФ
Значительная часть Федерального закона N 229-ФЗ посвящена изменениям в первой части НК РФ, то есть изменениям порядка налогового администрирования и уплаты налогов. Пойдем по порядку, по статьям Налогового кодекса.
Законодатели начали с внесения изменений в понятия и термины, используемые в НК РФ. В статью 11 НК РФ введено новое понятие "свидетельство о постановке на учет в налоговом органе" - теперь это документ, подтверждающий постановку на учет российской организации, иностранной организации, физического лица в налоговом органе соответственно по месту нахождения российской организации, месту нахождения международной организации, месту осуществления иностранной организацией деятельности на территории РФ через свое обособленное подразделение, месту жительства физического лица.
Кроме этого, переформулированы понятия "уведомление о постановке на учет в налоговом органе", "место нахождения обособленного подразделения российской организации", "место жительства физического лица". В двух последних случаях внесены технические правки.
Изменения, внесенные в ст. 12 "Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов" НК РФ, призваны упорядочить права субъектов по принятию региональных и местных налогов. Согласно новшествам региональные и местные власти, как и раньше, определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, но только в случае, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Это устранит противоречия между федеральным и местным законодательством.
Введен новый подпункт в п. 1 ст. 21 "Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)" НК РФ. Теперь налогоплательщики имеют право в том числе и на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Если у кого и были проблемы при получении акта сверки, то теперь их гарантированно не будет.
Соответствующие изменения внесли в ст. 32 "Обязанности налоговых органов" НК РФ. Теперь налоговые органы обязаны не просто по заявлению налогоплательщика выдать ему распечатку по начисленным и уплаченным налогам, а оформить результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам актом.
В статью 23 "Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)" НК РФ внесены технические правки. Уточнено, куда индивидуальные предприниматели должны представлять налоговые регистры, а организации - бухгалтерскую отчетность: в налоговые органы. Формальность соблюдена, хотя это было понятно и раньше. Также в ст. 23 НК РФ есть изменения, которые будут интересны организациям, имеющим обособленные подразделения. Теперь налогоплательщики обязаны письменно сообщать обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:
- в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;
- в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ).
В пункт 2 ст. 23 НК РФ введен новый пп. 3.1: обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории РФ, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией), необходимо сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации:
- в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);
- в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения).
Тем "упрощенцам", которые имеют обособленные подразделения, надо обратить особое внимание на изменение вышеприведенных сроков.
Зато теперь сообщить об открытии или закрытии счетов, обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях, всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, о реорганизации или ликвидации организации можно как лично или через представителя, так и по почте заказным письмом, а также в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Соответствующие изменения внесены в п. 7 ст. 23 НК РФ. Также прописан порядок представления данных сообщений, в том числе и в электронном виде.
Обязанности налоговых агентов указаны в ст. 24 НК РФ. Теперь эта статья дополнена п. 3.1, которым на налоговых агентов распространяются и другие обязанности, предусмотренные НК РФ.
Федеральный закон N 229-ФЗ узаконивает право налоговых органов требовать документы не только по установленным формам, но и форматам - в электронном виде.
Обязанности налоговых органов по направлению материалов в органы МВД для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в случае неполной уплаты недоимки в определенных случаях теперь распространена и в отношении налоговых агентов (ст. 32 НК РФ).
Согласно внесенным изменениям Минфин теперь не будет утверждать формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения (ст. 34.2 НК РФ). А кто же будет их утверждать? Налоговые органы?
В статью 44 НК РФ внесено уточнение по погашению налоговой задолженности физического лица в связи с его смертью: в данном случае речь идет только о транспортном, земельном налогах и налоге на имущество физических лиц.
Пункт 7 ст. 45 НК РФ дополнен обязанностью налогового органа уведомлять налогоплательщика в течение пяти дней после принятия решения об уточнении платежа при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисление этого налога в бюджетную систему РФ.
В статье 46 НК РФ в новой редакции сказано, что поручения налогового органа на списание денежных средств со счетов налогоплательщиков (налоговых агентов) могут быть направлены в банк как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Кроме этого, убрано ограничение по срокам направления требования налогового органа в банк. Раньше этот срок составлял один месяц со дня принятия решения о взыскании.
Зато при пропуске сроков по взысканию налогов за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (ст. 47 НК РФ).
В новой редакции представлена ст. 52 "Порядок исчисления налога" НК РФ. Принципиальные изменения таковы: в налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам, и налоговое уведомление может быть передано в электронном виде. О том, что в налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким налогам, говорилось давно. В качестве примера можно привести налоговые выплаты физических лиц: отдельно приходят налоговые уведомления на транспортный, земельный налоги, налог на имущество физических лиц. Теперь, по всей видимости, будет приходить одно налоговое уведомление на одно физическое лицо по всем причитающимся с него налогам.
В новой редакции и с новым названием представлена ст. 59 "Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание" НК РФ. Об этих изменениях мы будем говорить отдельно в следующих номерах журнала.
В банки теперь будут направляться требования налоговых органов о перечислении налога также в электронном виде (ст. 60 НК РФ).
Изменениям подверглась и гл. 9 "Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени" НК РФ. Теперь ее действие распространено и на штрафы, соответствующие изменения внесены в название главы. Изменения и дополнения затронули практически каждую статью гл. 9 НК РФ, а ст. 64 "Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора" НК РФ фактически переписана заново. Конкретизирован перечень документов, прилагаемый к заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога. Изменения внесены и в ст. 67 и 68 НК РФ, затрагивающие порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита.
По новым правилам требование об уплате налогов может быть передано налогоплательщику в электронном виде. Такие новшества введены в ст. 69 НК РФ. Кроме этого, требование об уплате налога должно быть исполнено по общему правилу в течение десяти календарных дней с даты получения указанного требования, теперь десять календарных дней заменили на восемь. Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, при этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем (п. 6 ст. 6.1 НК РФ). В принципе, ничего не изменилось, если не считать праздничные дни.
Существенные изменения затронули ст. 76 "Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей" НК РФ. Теперь банки обязаны сообщать в налоговый орган сведения об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, в электронном виде. Пункт 9.2 ст. 76 НК РФ дополнен новым абзацем: в случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение налогового органа, начисляются проценты, подлежащие уплате указанному налогоплательщику-организации за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации. Это положение начнет действовать с 1 января 2011 года.
Ограничение на открытие новых счетов в банке при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика распространено и на индивидуальных предпринимателей и налоговых агентов.
Согласно внесенным изменениям налоговый (таможенный) орган уведомляет налогоплательщика об отмене решения об аресте имущества в течение пяти дней после дня принятия данного решения (п. 13 ст. 77 НК РФ).
Изменения, внесенные в ст. 80 "Налоговая декларация" НК РФ, сводятся к следующему: налоговую декларацию можно представлять в электронном виде и передавать по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи. Что касается форм налоговых деклараций и порядка их заполнения, то, как мы видели выше, Минфин теперь утверждать их не будет. Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Минфином РФ. По всей видимости, таким федеральным органом является Федеральная налоговая служба. Интересно, будет ли ФНС разрабатывать новые формы налоговой отчетности, или пока поживем со старыми, "минфиновскими"?
Согласно внесенным в ст. 83 НК РФ изменениям организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения в любом случае, без всяких условий. Кроме того, теперь при постановке на учет обособленного подразделения российской организации надо подавать сообщение, а не заявление, как это было ранее.
Большие изменения внесены в ст. 84 "Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика" НК РФ. Она переписана заново и существенно увеличилась в объеме. Принципиальным изменением является то, что постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц по основаниям, предусмотренным НК РФ, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Минфином. Значит, Минфин разработает и утвердит отдельный документ, определяющий такой порядок.
Существенные новшества введены также и в ст. 85 "Обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков" НК РФ. Добавлена обязанность специальных органов сообщать в налоговые органы о постановке на учет (снятии с учета) по месту пребывания иностранного работника. Также внесен ряд других обязанностей для различных регистрирующих органов. При этом сведения должны представляться на бумажном носителе или в электронном виде.
А вот банки с 1 января 2012 года обязаны сообщать об открытии и закрытии счетов в налоговый орган только в электронном виде. Такие изменения внесены в ст. 86 "Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков" НК РФ.
Следует обратить особое внимание на изменения в ст. 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ. Согласно изменениям в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. А в пункт 4 данной статьи внесены поправки: в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Таким образом, теперь проверяемый период может быть и больше трех лет.
Уточнен порядок истребования документов при проведении налоговой проверки, соответствующие изменения затронули ст. 93 НК РФ. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или направлено в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты отправки. Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по установленным форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Теперь к акту налоговой проверки будут прилагаться документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок. Статья 100 "Оформление результатов налоговой проверки" НК РФ дополнена новым п. 3.1.
Согласно внесенным в ст. 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ изменениям лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, не только вправе участвовать в процессе рассмотрения ее материалов лично и (или) через своего представителя, но и до вынесения предусмотренного п. 7 ст. 101 НК РФ решения может знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля. Изменения затронули и порядок отмены обеспечительных мер, а также предоставления банковской гарантии.
Изменения внесены в ст. 101.4 "Производство по делу о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях" НК РФ. Они в большей степени касаются должностных лиц налогового органа.
Законодатели не обошли стороной и гл. 16 "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение" НК РФ.
Сразу скажем, все штрафные санкции за различные нарушения налогового законодательство выросли в разы. Появились и новые.
До внесенных изменений в НК РФ действовало две статьи: ст. 116 "Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе" и ст. 117 "Уклонение от постановки на учет в налоговом органе" с соответствующими размерами штрафов. В новой редакции НК РФ осталась одна ст. 116 "Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе" с новым названием. Теперь за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, установлен штраф в размере 10000 руб. А за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе - штраф в размере 10% доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб.
В новой редакции представлена ст. 119 "Непредставление налоговой декларации" НК РФ. Бухгалтеры в старой редакции выучили эту статью наизусть: было деление на непредставление декларации до 180 дней и более 180 дней. Много было разговоров и судебных решений по этому поводу, видимо, это и послужило причиной изменений. Итак, по новым правилам непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей. Так что даже за один день просрочки минимальный штраф за "пустую" декларацию составит 1000 руб.
Кроме этого, в НК РФ появилась совершенно новая ст. 119.1 "Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)": несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.
Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ в электронном виде налоговые декларации обязаны подавать только налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек. "Упрощенцам" это неактуально в силу требований гл. 26.2 НК РФ. Но с учетом общей тенденции по введению электронного документооборота этот критерий может быть изменен в сторону уменьшения в любой момент, и "упрощенцам" надо быть к этому готовыми.
Виды налоговых правонарушений
| Штрафы
|
Старая редакция НК РФ
| Новая редакция НК РФ
|
Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения
|
Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 120 НК РФ
| 5000 руб.
| 10000 руб.
|
Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода
| 15000 руб.
| 30000 руб.
|
Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы
| 10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15000 руб.
| 20% суммы неуплаченного налога, но не менее 40000 руб.
|
Статья 125. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом,
на которое наложен арест
|
Несоблюдение установленного НК РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест
| 10000 руб.
| 30000 руб.
|
Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления
налогового контроля
|
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах
| 50 руб. за каждый непредставленный документ
| 200 руб. за каждый непредставленный документ
|
Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ
| 5000 руб.
| 10000 руб.
|
Статья 129. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода
|
Дача экспертом заведомо ложного заключения, осуществление переводчиком заведомо ложного перевода
| 1000 руб.
| 5000 руб.
|
Статья 129.1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу
|
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ
| 1000 руб.
| 5000 руб.
|
Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года
| 5000 руб.
| 20000 руб.
|
Статья 134. Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента
|
Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента его поручения на перечисление средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством РФ преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему РФ
| 20% суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности
|
При отсутствии задолженности - 10000 руб.
| При отсутствии задолженности - 20000 руб.
|
Статья 135.1. Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган
|
Непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с п. 5 ст. 76 НК РФ, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения
| 10000 руб.
| 20000 руб.
|
Кроме того, согласно внесенным изменениям под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст. 120 НК РФ понимаются теперь не только нарушения в регистрах бухгалтерского учета, но и в регистрах налогового учета. Так что этот пробел законодатели восполнили (п. 3 ст. 120 НК РФ).
В статью 123 "Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов" НК РФ внесли изменения, благодаря которым расширилось ее действие на суммы, подлежащие удержанию, а не только на неперечисленные, как это было ранее. Правда, размер штрафа остался прежним - 20% суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Действие ст. 125 НК РФ расширено на имущество, в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога.
Согласно внесенным изменениям при подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган и принятии решения о приостановлении исполнения акта (действия) руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом лицу, подавшему жалобу, будет сообщено о принятом решении в течение трех дней со дня его принятия (п. 2 ст. 141 НК РФ).
Налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля (в том числе связанные с налоговыми проверками), не завершенные до дня вступления в силу Федерального закона N 229-ФЗ, проводятся в порядке, действовавшем до начала его действия. Оформление результатов указанных налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля осуществляется в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего закона.
Налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, по которым решение налогового органа было вынесено до начала действия Федерального закона N 229-ФЗ, взимаются в порядке, действовавшем до дня его вступления в силу.
В случаях, если часть первая НК РФ (в редакции настоящего закона) устанавливает более мягкую ответственность за налоговое правонарушение или иное нарушение законодательства о налогах и сборах, чем было до начала действия Федерального закона N 229-ФЗ, за соответствующее правонарушение, совершенное до дня вступления в силу данного закона, применяется ответственность, установленная частью первой НК РФ (в редакции Федерального закона N 229-ФЗ). Взыскание ранее примененных налоговых санкций за такое правонарушение со дня вступления в силу Федерального закона N 229-ФЗ может быть произведено лишь в части, не превышающей максимального размера санкций, предусмотренных за такое правонарушение частью первой НК РФ (в редакции Федерального закона N 229-ФЗ) (ст. 10 Федерального закона N 229-ФЗ).