Порядок постановки на учет организаций и их обособленных подразделений: новшества Федерального закона N 229-ФЗ
В статье рассмотрены изменения, внесенные Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) в порядок постановки на учет российских организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей. Данные изменения вступили в силу с 02.09.2010.
Изменились понятия и термины
Изменения претерпели не только правила постановки на учет и снятия с учета организаций и индивидуальных предпринимателей, но и основные понятия, применяемые в данной области, - свидетельство о постановке на учет, уведомление о постановке на учет в налоговом органе, место нахождения обособленного подразделения российской организации.
Термин | Прежняя формулировка | Формулировка в редакции Федерального закона N 229-ФЗ |
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе | Документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу при постановке на учет в налоговом органе соответственно по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица | Документ, подтверждающий постановку на учет российской организации, иностранной организации, физического лица в налоговом органе соответственно по месту нахождения российской организации, месту нахождения международной организации, по месту осуществления иностранной организацией деятельности на территории РФ через свое обособленное подразделение, по месту жительства физического лица |
Уведомление о постановке на учет в налоговом органе | Документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, при постановке на учет в налоговом органе по иным основаниям, за исключением оснований, по которым НК РФ предусмотрена выдача свидетельства о постановке на учет в налоговом органе | Документ, подтверждающий постановку на учет в налоговом органе организации или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, по основаниям, установленным НК РФ, за исключением оснований, по которым НК РФ предусмотрена выдача свидетельства о постановке на учет в налоговом органе |
Место нахождения обособленного подразделения российской организации | Место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение. При отсутствии у физического лица места жительства на территории РФ по просьбе этого физического лица для целей НК РФ место жительства может определяться по месту пребывания физического лица. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно, определяемое адресом (наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством РФ | Место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение |
Электронный документооборот
Как указано в пояснительной записке к Федеральному закону N 229-ФЗ, данный закон призван обеспечить более широкое использование в налоговых правоотношениях электронных документов, в частности, при взаимодействии налоговых органов с налогоплательщиками (статья 23 Кодекса), банками (статьи 46, 76, 86 Кодекса), регистрирующими органами (организациями), нотариусами, адвокатами (статья 85 Кодекса), лицами, представляющими информацию в соответствии со статьей 93.1 Кодекса. Соответствующие изменения были внесены в ст. 23 НК РФ.
Так, в прежней редакции данной статьи было сказано, что налогоплательщики-организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ. В новой редакции из текста данного положения слово "письменно" исключено. При этом представлен в новой редакции п. 7 ст. 23 НК РФ: сообщения, предусмотренные п. 2 и 3 настоящей статьи*(1), могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанные сообщения переданы в электронном виде, такие сообщения должны быть заверены электронной цифровой подписью лица, представившего их, или электронной цифровой подписью его представителя. Формы и форматы сообщений, представляемых на бумажном носителе или в электронном виде, а также порядок заполнения форм указанных сообщений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Порядок представления сообщений, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 23 НК РФ, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Нормы об электронном документообороте появились и в ст. 84 НК РФ, которая дополнена новым п. 5.1. Так, согласно новой норме заявление о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе, уведомление о выборе налогового органа для постановки на учет организации по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанное заявление (уведомление) передано в налоговый орган в электронном виде, оно должно быть заверено электронной цифровой подписью лица, представляющего это заявление (уведомление), или его представителя.
По запросу организации или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, налоговым органом может быть направлено заявителю свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе (уведомление о снятии с учета в налоговом органе) в электронном виде, заверенные электронной цифровой подписью лица, подписавшего эти документы, по телекоммуникационным каналам связи.
Когда и о чем надо сообщать в налоговый орган?
До вступления в силу Федерального закона N 229-ФЗ налогоплательщики обязаны были сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ. Для представления такого сообщения организации давался срок - один месяц со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения).
В новой редакции случаи, когда налогоплательщик должен сообщать в налоговый орган об обособленных подразделениях, конкретизированы.
Событие | Срок сообщения в налоговый орган |
Создание на территории РФ обособленного подразделения российской организации (за исключением филиалов и представительств) и изменение ранее сообщенных в налоговый орган сведений о таких обособленных подразделениях | |
Создание обособленного подразделения российской организации | Один месяц со дня создания обособленного подразделения |
Изменение сведений, ранее сообщенных в налоговый орган об обособленном подразделении | Три дня со дня изменения соответствующих сведений об обособленном подразделении российской организации |
Прекращение деятельности российской организации через обособленное подразделение на территории РФ (закрытие обособленного подразделения) | |
Принятие российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытие филиала или представительства) | Три дня со дня принятия решения |
Прекращение деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытие иного обособленного подразделения) | Три дня со дня прекращения деятельности через обособленное |
Порядок постановки на учет и снятия с учета
Изменения претерпели ст. 83 и 84 НК РФ, определяющие основные положения по учету организаций и физических лиц, а также порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц.
Ранее ст. 83 НК РФ содержала положение о том, что организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ. В новой редакции данное положение звучит иначе: организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Уточнен перечень случаев, когда постановка на учет осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (ЕГРИП). Если ранее на основании данных сведений постановка на учет осуществлялась в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей по месту нахождения (месту жительства), то с вступлением в силу Федерального закона N 229-ФЗ в данном порядке будут ставиться на учет:
- российские организации по месту их нахождения;
- российские организации по месту нахождения их филиалов;
- российские организации по месту нахождения их представительств;
- индивидуальные предприниматели по месту жительства.
В новой редакции изложен и п. 4 ст. 83 НК РФ.
Формулировка в прежней редакции | Формулировка в новой редакции |
При осуществлении организацией деятельности в РФ через обособленное подразделение заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения, если указанная организация не состоит на учете по основаниям, предусмотренным НК РФ, в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение. В иных случаях постановка на учет организации в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений осуществляется налоговыми органами на основании сообщений в письменной форме, представляемых этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ | Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ |
В случае если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно | В случае если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения, иностранной организацией - в выбранный ею налоговый орган |
Пункты 1-5 статьи 84 НК РФ изложены в новой редакции. Приведем коротко основные положения.
Постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц, а также внесение касающихся их изменений осуществляются в порядке, установленном Минфином.
Определены сроки, в течение которых налоговый орган обязан осуществить постановку на учет, а также документы, на основании которых налоговый орган действует в таких случаях.
Объект постановки на учет | Документ-основание | Срок постановки на учет | Документ, выдаваемый налоговым органом |
Физическое лицо | Заявление физического лица | Пять дней со дня получения заявления налоговым органом | Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, уведомление о постановке на учет в налоговом органе |
Российская организация по месту нахождения ее обособленного подразделения (за исключением филиала, представительства) | Сообщение, предусмотренное п. 2 ст. 23 НК РФ | Пять дней со дня получения сообщения | Уведомление о постановке на учет в налоговом органе |
Российская организация по месту нахождения ее филиала, представительства | Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ | Пять дней со дня внесения изменений в ЕГРЮЛ | Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе |
Организация по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и (или) транспортных средств | Сведения, сообщенные налоговыми органами, указанными в ст. 85 НК РФ* | Пять дней со дня получения сведений | Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомление о постановке на учет (уведомление о снятии с учета) в налоговом органе** |
Организация или физическое лицо по иным основаниям, предусмотренным НК РФ | Заявление или сведения, сообщенные органами, указанными в ст. 85 НК РФ | Пять дней со дня получения заявления или сведений | Уведомление о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе |
* Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств. ** Выдается или направляется по почте заказным письмом. |
Изменения в сведениях об организациях (их обособленных подразделениях) подлежат учету налоговым органом в следующем порядке.
Объект изменений | Кто учитывает изменения | Основание для учета изменений |
Сведения о российских организациях | - налоговый орган по месту нахождений российской организации; - налоговый орган по месту нахождения филиала, представительства российской организации | Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ |
Сведения об индивидуальных предпринимателях | Налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя | Сведения, содержащиеся в ЕГРИП |
Сведения об обособленных подразделениях (за исключением филиалов и представительств) российских организаций | Налоговый орган по месту учета такого подразделения | Сообщения, представляемые российской организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ |
Снятие с учета осуществляется в следующем порядке.
Объект снятия с учета | Кто осуществляет снятие с учета | Основание для снятия с учета |
В случаях изменения места нахождения | ||
Российская организация (филиал, представительство) | Налоговый орган по месту нахождения российской организации (филиала, представительства) | Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ |
Физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя | Налоговый орган по месту жительства физического лица | Сведения, содержащиеся в ЕГРИП |
Иное обособленное подразделение российской организации | Налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения российской организации | Сообщение, представляемое российской организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ |
В случаях прекращения деятельности | ||
Российская организация* | Налоговый орган по месту нахождения организации | Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ |
Физическое лицо - индивидуальный предприниматель | Налоговый орган по месту жительства физического лица | Сведения, содержащиеся в ЕГРИП |
Филиал или представительство российской организации** | Налоговый орган по месту нахождения филиала (представительства) | Сведения содержащиеся в ЕГРЮЛ*** |
Иное обособленное подразделение российской организации**** | Налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения | Сообщение, полученное в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ***** |
* В случае прекращения деятельности российской организации при ликвидации, в результате реорганизации, в иных случаях, установленных федеральными законами. ** В случае прекращения российской организацией деятельности через филиал или представительство (закрытие филиала или представительства). *** Не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения. **** В случае прекращения деятельности (закрытия) иного обособленного подразделения российской организации. ***** Снятие с учета осуществляется в течение 10 дней со дня получения сообщения, но не ранее окончания выездной налоговой проверки организации в случае ее проведения. |
Обязанность органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков
Не обошли стороной изменения и органы и учреждения, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков.
Так, если раньше органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны были сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, то сейчас к этой обязанности добавилась обязанность представлять данные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Кроме того, ст. 85 НК РФ дополнена новыми положениями. Так, органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
Органы местного самоуправления обязаны ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, по состоянию на 1 января текущего года.
О.А. Ларин,
эксперт журнала
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган сведения об открытии (закрытии) счетов, участии в российских и иностранных организациях, обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, о реорганизации и ликвидации организации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"