По результатам проверки соблюдения лицензионных требований прокурором района в арбитражный суд было подано заявление о привлечении владельца аптеки (индивидуального предпринимателя) к административной ответственности по п. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Предприниматель не согласна с выводами, сделанными по результатам проверки, в частности:
- о нарушении требований п. 2.9 ОСТа*(1) - в связи с отсутствием на одежде фармацевта на момент проверки бейджа с указанием ФИО и должности;
- о нарушении п. 3.8 ОСТа - в связи с отсутствием в аптечном пункте приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, отсутствием в аптечном пункте системы канализации.
В последнем случае под водопроводным краном имелось сточное ведро, которое регулярно опорожнялось.
Разъясните, обоснованны ли выводы о необходимости привлечения предпринимателя к административной ответственности и имеется ли у владельца аптеки шанс выиграть дело в суде?
Согласно п. 4 Положения о лицензировании*(2) лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям; соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований ст. 32 Закона о лекарственных средствах*(3), правил продажи лекарственных средств и установленных предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства и др.
Правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств (ст. 32 Закона о лекарственных средствах). Таким нормативным актом, в частности, является ОСТ; в соответствии с п. 1.2 ОСТа его применение является обязательным для всех аптечных учреждений независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами.
Согласно п. 2.9 ОСТа в аптечной организации в удобных для ознакомления местах торгового зала должны быть размещены предусмотренные законодательством документы, в том числе информация о сотрудниках аптечной организации, непосредственно обслуживающих население (таблички, бейджи и пр. с указанием ФИО и должности).
Отсутствие в момент проверки бейджа у фармацевта (провизора) не является достаточным основанием для привлечения предпринимателя к административной ответственности. Однако данное нарушение (как видно из заданного вопроса) приведено в совокупности с иными административными правонарушениями, повлекшими привлечение предпринимателя к административной ответственности.
В соответствии с п. 3.8 ОСТа аптечные организации должны иметь централизованные системы электроснабжения, отопления, водоснабжения, приточно-вытяжную вентиляцию, канализацию. При организации аптечных пунктов при лечебно-профилактических учреждениях они могут быть оснащены системой кондиционирования; административно-бытовые помещения могут быть общими. В аптечных организациях, расположенных вне городов, возможно наличие автономного отопления, канализации и водоснабжения.
Анализируя положения п. 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, применительно к установленным понятиям "водопроводные и канализационные устройства и сооружения для присоединения к системам коммунального водоснабжения и канализации (водопроводный ввод или канализационный выпуск)", "водоотведение", "канализационная сеть", "локальные очистные сооружения", "сточные воды" нельзя сделать вывод о том, что ведро, предназначенное для бытовых нужд, может быть признано канализационной сетью.
Согласно п. 3.7 Инструкции по санитарному режиму аптечных учреждений, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 21.10.1997 N 309, системы вентиляции должны отвечать действующим СНиПам.
Более того, в соответствии с п. 2.5 Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 13.11.1996 N 377, для поддержания чистоты воздуха помещения в соответствии с действующей нормативно-технической документацией (СНиП, методические рекомендации и т.д.) следует оборудовать приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением.
Таким образом, выводы, сделанные в акте прокурора, обоснованны, поскольку предпринимателем были нарушены требования ОСТа, иных нормативных правовых актов, обязательных для соблюдения.
Что касается привлечения к ответственности, анализ арбитражной практики показывает: суды при наличии данных фактов делают выводы о доказанности вины нарушителя, поэтому шансов выиграть дело очень мало (см. Постановление ФАС ЗСО от 05.08.2010 по делу N А67-1289/2010). Относительно привлечения к ответственности непосредственно по ст. 14.1 КоАП РФ можно сказать, что меру наказания будет определять суд.
М.Р. Зарипова,
эксперт журнала
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение"
1 сентября 2010 г.
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отраслевой стандарт "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях", утв. Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80.
*(2) Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 N 416.
*(3) Федеральный закон от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах". Обратите внимание: документ утратил силу с 1 сентября 2010 года в связи с принятием Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"