Правовой режим осуществления предпринимательской деятельности
в особой (свободной) экономической зоне
Раскрывается содержание особого правового режима осуществления предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ в России и других странах. Он носит преференциальный характер и может включать в различном сочетании льготный налоговый, таможенный, валютный режимы, упрощенный порядок банковского регулирования; режим коммерческой тайны; отмену количественных и иных ограничений на осуществление инвестиционной деятельности; упрощенный порядок регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей.
Как известно, основной характеристикой особой (свободной) экономической зоны (ОЭЗ, СЭЗ) в России и других странах выступает специальный (преференциальный) правовой режим осуществления предпринимательской деятельности на ее территории. На эту особенность указывают, в частности, ст. 2 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"*(1) (далее - ФЗ об ОЭЗ), ст. 2 Федерального закона от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"*(2) (далее - ФЗ об ОЭЗ в Калининградской области) и ст. 3 Федерального закона от 31 мая 1999 г. N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области"*(3) (далее - ФЗ об ОЭЗ в Магаданской области). Однако они не содержат какого-либо определения такого режима.
Данную дефиницию можно встретить в законодательстве других стран. К примеру, согласно ст. 2 Закона Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. N 213-З "О свободных экономических зонах"*(4) это совокупность правовых норм, устанавливающих особый порядок и условия налогообложения, валютного, таможенного и иного регулирования в свободных экономических зонах (СЭЗ). Совокупность предусмотренных прав и обязанностей резидентов подобных зон, в том числе перечень предоставляемых льгот, имеет ярко выраженные межстрановые различия и может включать: упрощение административных процедур для инвестирования, создания коммерческих организаций и осуществления производственной деятельности; беспошлинный импорт машин и оборудования, сырья, материалов и полуфабрикатов, необходимых для производства экспортной продукции; налоговые льготы; особые условия ведения валютных операций и т.д. Рассмотрим их подробнее.
Начнем с анализа ФЗ об ОЭЗ. Согласно данному Закону порядок функционирования ОЭЗ в Российской Федерации имеет ряд особенностей.
Во-первых, резиденту ОЭЗ предоставляется на правах аренды имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности и необходимое для ведения им промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной или портовой деятельности. При этом управляет и распоряжается таким имуществом орган управления ОЭЗ - Федеральное агентство по управлению ОЭЗ и его территориальные органы (п. 8 ч. 1 ст. 8).
Во-вторых, данный орган выполняет функции заказчика по подготовке документации по планировке территории в границах ОЭЗ и созданию инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур этой зоны, обеспечивает проведение экспертизы проектной документации и экспертизы результатов инженерных изысканий, выдает разрешения на строительство, ввод объектов в эксплуатацию, а также получает технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения и осуществляет передачу этих условий и разрешений на строительство индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, осуществляющим строительство или реконструкцию (пп. 7, 9-11 ч. 1 ст. 8).
В-третьих, налогообложение резидентов ОЭЗ имеет особенности и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 36).
В-четвертых, на территории ОЭЗ действует таможенный режим свободной таможенной зоны (ст. 37).
Наконец, в-пятых, акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков-резидентов ОЭЗ, за исключением актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров, не применяются в отношении резидентов ОЭЗ в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой ОЭЗ (ст. 38).
Существуют особые условия для осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях.
В частности, на территории ОЭЗ в Калининградской области действует таможенный режим свободной таможенной зоны в отношении товаров, ввозимых на территорию Калининградской области и вывозимых с ее территории, и применяется особый порядок уплаты налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций резидентами, установленный ст. 288.1 и 385.1 Налогового кодекса РФ (ч. 10 ст. 4, ст. 8-17 ФЗ об ОЭЗ в Калининградской области).
При осуществлении хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ в Магаданской области резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальной сферы Магаданской области, а российские и иностранные товары, ввозимые резидентами ОЭЗ на территорию ОЭЗ, ввозятся, размещаются, используются на территории ОЭЗ и вывозятся с нее в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны (ст. 5 и п. 1 ст. 6 ФЗ об ОЭЗ в Магаданской области).
В целом российское законодательство об ОЭЗ предусматривает следующие основные их особенности:
1) управление ОЭЗ самостоятельными органами управления с определенными полномочиями;
2) льготный налоговый режим;
3) таможенный режим свободной таможенной зоны;
4) применение особого режима осуществления предпринимательской деятельности только в отношении лиц, получивших статус резидентов ОЭЗ;
5) гарантия резидентам ОЭЗ при неблагоприятном изменении законодательства.
Вместе с тем практика создания и функционирования ОЭЗ, СЭЗ и оффшорных зон в других странах свидетельствует о предоставлении более широкого круга льгот и преимуществ для резидентов соответствующих зон. В этом плане более показательным является Федеральный закон от 30 января 1996 г. N 16-ФЗ "О Центре международного бизнеса "Ингушетия"*(5), утративший в настоящее время силу. Он предоставлял согласно ст. 28 на территории данного Центра компаниям международного бизнеса следующие льготы:
1) ускоренный и упрощенный порядок регистрации в Центре в качестве компаний международного бизнеса в течение трех дней после представления в Регистр всех правильно оформленных регистрационных документов;
2) полное освобождение от уплаты всех налогов Российской Федерации, за исключением регистрационного и годового сборов;
3) валютная автономия компаний международного бизнеса и освобождение от валютного контроля РФ операций компаний международного бизнеса, а также право открытия и ведения банковских счетов в банках-агентах, в уполномоченных российских и зарубежных банках;
4) освобождение от таможенных пошлин и сборов товаров, ввозимых на нужды содержания секретарских компаний;
5) сохранение анонимности владельцев компаний международного бизнеса;
6) сохранение коммерческой тайны и конфиденциальности коммерческой деятельности компаний международного бизнеса, зарегистрированных в Центре, за исключением случаев нарушения ими законодательства РФ и других государств;
7) гарантия перерегистрации в Центре международных компаний, зарегистрированных в других государствах.
Именно эти и другие черты обеспечили широкое распространение и жизнеспособность оффшоров (налоговых гаваней) на многих островных и других территориях иностранных государств, которые не смогли бы стимулировать предпринимательскую деятельность иначе.
Законодательная практика стран СНГ аналогична российской и предоставляет схожие льготные таможенные, валютно-финансовые, налоговые, трудовые и другие условия экономической деятельности национальных и иностранных юридических и физических лиц, направленные на привлечение инвестиций, стимулирование развития предпринимательства и социально-экономического развития зоны*(6).
К примеру, в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 25 апреля 1996 г. N 220-I "О свободных экономических зонах"*(7) в СЭЗ, создаваемых решением Олий Мажлиса по представлению Кабинета министров Республики Узбекистан, могут быть установлены:
1) особый таможенный режим, предусматривающий: отмену или снижение таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров; отмену или смягчение нетарифных ограничений на экспорт или импорт; упрощенный порядок перемещения товаров через таможенную границу СЭЗ с их обязательным декларированием в установленном порядке (ст. 12);
2) особый валютный режим, допускающий свободное обращение и конвертацию национальной и иностранных валют (ст. 13);
3) налоговые льготы участникам хозяйственной деятельности (юридическим и физическим лицам), назначаемые Положением о СЭЗ исходя из равных условий для отечественных и иностранных инвесторов (ст. 14);
4) упрощенный режим въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 18).
Кроме того, СЭЗ имеет самостоятельный бюджет (ст. 17), ее деятельность координируется Административным советом зоны, органом оперативного управления СЭЗ является Генеральная дирекция зоны (ст. 20).
Другие иностранные государства, которые не являются островными или небольшими по территории, в целом предоставляют аналогичный режим осуществления предпринимательской деятельности*(8), в первую очередь широкий круг налоговых льгот*(9), освобождение от импортных пошлин, упрощенные системы административных процедур*(10), получения прав на землю и разрешения на строительство, процедур иммиграции, возможности использовать иностранную профессиональную рабочую силу*(11) (например, Индонезия, Мексика, Польша) и т.д.
В юридической и экономической литературе можно также встретить множество точек зрений на суть ОЭЗ и СЭЗ (С.И. Бахтин, А.П. Белов, М.М. Богуславский, А.В. Брызгалин, В.Г. Вишняков, П.Н. Зубов, Р.Ф. Кабиров, С.Н. Ковалев, О.А. Ковалевская, И.Н. Лебединец, К.В. Павлов, Л.Н. Рубцова, Н.А. Черкасов, Ю.А. Чернявская, Н.Г. Швыдак, В.М. Шумилов и др.). Тем не менее все они в целом схожи.
Н.Г. Швыдак выделяет такие общие черты СЭЗ, как: 1) льготный таможенный режим и упрощенный порядок пересечения границы; 2) освобождение от квот и лицензий при экспорте и импорте товаров; 3) снятие ограничений на бартерные и посреднические операции; 4) освобождение от некоторых налогов; 5) оставление иностранной валюты в распоряжении резидентов; 6) предоставление налоговых (бюджетных) кредитов*(12).
И.Н. Лебединец полагает, что на территории СЭЗ существуют особые условия привлечения иностранного капитала, для чего устанавливаются в частности, но не исключительно: 1) упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями; 2) льготный налоговый режим для такого рода предприятий; 3) пониженная арендная плата за землю и другие природные ресурсы; 4) особый таможенный режим; 5) упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан, в том числе безвизовый*(13).
Н.А. Черкасов к общим принципам функционирования зон относит: 1) независимое управление экономикой в зонах, включая экспортно-импортные операции; 2) беспошлинный импорт товаров и услуг; 3) освобождение от налогов экспорта; 4) льготную плату за землю; 5) льготное налогообложение предпринимательской деятельности; 6) активное привлечение иностранного капитала, в том числе открытие филиалов иностранных банков и компаний*(14).
Таким образом, на территории СЭЗ и ОЭЗ резиденты пользуются дополнительными по сравнению с иными лицами льготами и преимуществами. В.М. Шумилов выделяет четыре основные группы подобных льгот: таможенные (внешнеторговые), налоговые, финансовые и административные*(15). М.М. Богуславский к числу льгот относит: 1) упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями; 2) льготный налоговый режим; 3) пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами; 4) особый таможенный режим; 5) упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан*(16).
На предоставление специфических (исключительных) льготных таможенных, финансовых, налоговых и иных условий предпринимателям, инвестирующим капиталы в СЭЗ и ОЭЗ, указывают и другие исследователи (М.М. Амирханов, П.Н. Зубов, Нгуен Тхань Бинь, Ю.А. Чернявская и др.)*(17). Более детально в литературе раскрывается содержание таких льгот в оффшорных зонах (С.И. Бахтин, А.П. Белов, А.В. Брызгалин, Р.И. Зименков)*(18). Помимо освобождения от налогообложения другими основными стимулами для ведения бизнеса в оффшорах справедливо называются: возможность вложения оффшорной компанией средств в любые ценные бумаги; конфиденциальность; защита собственности; менее строгие правила юрисдикции оффшорной зоны*(19). Кроме того, к ним следует отнести политическую стабильность, надлежащую инфраструктуру, простоту и быстроту регистрации организации, отсутствие валютного контроля, полную защиту банковской тайны и отсутствие визовых требований.
Существуют и другие характеристики СЭЗ и ОЭЗ, которые отмечают исследователи:
1) максимальная компактность (локальность) территории (Р.Ф. Кабиров)*(20);
2) наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре (О.А. Ковалевская, В. Моргачев, К.В. Павлов, Л.Н. Рубцова, Ю.А. Чернявская)*(21);
3) упрощение государственного регулирования и внутрифирменного администрирования (М.М. Амирханов, Ю.А. Барзыкин, П.П. Чуваткин и др.)*(22);
4) принцип "одного окна" для получения разрешений и совершения иных действий (Д. Мадани)*(23);
5) всесторонняя поддержка центральной государственной властью (О.А. Ковалевская, К.В. Павлов, Л.Н. Рубцова, Ю.А. Чернявская)*(24);
6) открытость зоны (Р.Ф. Кабиров)*(25);
7) самостоятельность и самофинансирование как всех резидентов СЭЗ, так и зоны в целом (Нгуен Тхань Бинь)*(26);
8) платность пользования режимом ОЭЗ (М.М. Амирханов, Ю.А. Барзыкин, П.П. Чуваткин и др.)*(27);
9) экстерриториальность зоны (контраст территории в экономическом плане с остальной частью территории страны) (Р.Ф. Кабиров)*(28);
10) благоприятный инвестиционный климат (Р.Ф. Кабиров, О.А. Ковалевская, К.В. Павлов)*(29);
11) комплексное инфраструктурное обустройство территории зоны (Д. Мадани, В. Моргачев, Нгуен Тхань Бинь)*(30);
12) наличие особого режима, регулирующего использование рабочей силы (О.А. Ковалевская, К.В. Павлов)*(31).
Не вызывает сомнения, что все перечисленные черты в той или иной степени характеризуют ОЭЗ и СЭЗ. Особенно это справедливо в отношении их отдельных видов (типов). Тем не менее некоторые из них, как видно, пересекаются (в частности, это касается упрощения государственного регулирования и принципа "одного окна") либо представляют собой условия экономического характера, необходимые для создания и успешного функционирования рассматриваемых зон. К последним следует отнести максимальную компактность (локальность) территории, благоприятный инвестиционный климат, комплексное инфраструктурное обустройство территории зоны и т.д.
Как показал анализ, мнения ученых (юристов и экономистов) довольно похожи и подтверждают позицию о том, что в отношении резидентов ОЭЗ и СЭЗ действует особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности. При этом последний может в различных сочетаниях предусматривать:
1) льготный режим налогообложения, прежде всего в отношении уплаты налогов на прибыль организаций и на доходы физических лиц;
2) льготный таможенный режим (как правило, режим свободной таможенной зоны), предполагающий: отмену или снижение таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров; отмену или смягчение нетарифных ограничений на экспорт или импорт; упрощенный порядок перемещения товаров через таможенную границу;
3) льготный валютный режим, обычно устанавливающий: свободное обращение и конвертацию иностранной и национальной валют; отмену ограничений на совершение валютных операций;
4) упрощенный порядок банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций;
5) сохранение банковской тайны: о вкладах, счетах, банковских операциях;
6) сохранение коммерческой тайны и конфиденциальности информации об участниках организации и ее коммерческой деятельности;
7) отмену количественных и иных ограничений на осуществление внешнеэкономической деятельности;
8) отмену ограничений на осуществление инвестиций, в том числе: по доле в уставном капитале организаций; обязательному приобретению местной продукции; обязательному привлечению местной рабочей силы; экспорту производимой продукции;
9) ускоренный и упрощенный порядок регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей для осуществления предпринимательской деятельности;
10) упрощенный порядок въезда, пребывания (в том числе трудоустройства) и выезда иностранных граждан;
11) единый специальный и самостоятельный орган административного управления с определенными полномочиями;
12) самостоятельный бюджет зоны;
13) предоставление государственного имущества (в частности, земельных участков, нежилых помещений, бюджетных средств) на льготных условиях;
14) запрет экспроприации иностранных инвестиций (национализации, реквизиции, конфискации и иных мер, аналогичных по последствиям);
15) гарантию от неблагоприятного изменения законодательства.
В.Н. Лисица,
кандидат юридических наук, доцент,
заведующий кафедрой правоведения экономического факультета
Новосибирского государственного университета (Новосибирск)
"Российский юридический журнал", N 5, сентябрь-октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) СЗ РФ. 2005. N 30. Ст. 3127.
*(2) Там же. 2006. N 3. Ст. 280.
*(3) Там же. 1999. N 23. Ст. 2807.
*(4) Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. 1999. N 1. Ст. 2.
*(5) СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 491.
*(6) См., например: ст. 1 Закона Украины от 13 октября 1992 г. N 2673-XII "Об общих началах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон" // Ведомости Верховного Совета Украины. 1992. N 50. Ст. 677; п. 4 ст. 1 Закона Республики Молдова от 27 июля 2001 г. N 440-XV "О зонах свободного предпринимательства" // Мониторул Офичиал ал Р. Молдова. 2001. N 108/109; ст. 11 Закона Туркменистана от 8 октября 1993 г. N 893-XII "О свободных экономических зонах" // Ведомости Меджлиса. 1993. N 9/10. Ст. 90; Сулейменов М.К. Правовое регулирование иностранных инвестиций и недропользования в Казахстане (Избранные труды). Алматы, 2006. С. 13; Швыдак Н.Г. Правовое регулирование хозяйственной деятельности в свободных экономических зонах по законодательству Молдавии // Журн. рос. права. 1999. N 3-4. С. 154-156.
*(7) Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 1996. N 5/6. С. 58.
*(8) Подробнее см.: Положение о специальных экономических зонах провинции Гуандун, утвержденное Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей 26 августа 1980 г. // Закон. 1992. N 11. С. 32-36; Закон Республики Южной Кореи от 1 января 1970 г. N 2180 "Об учреждении свободной экономической зоны" // Там же. С. 39-42; Закон Турецкой Республики от 6 июня 1985 г. N 3218 "О зонах свободной торговли" // Там же. С. 42-44 и др.
*(9) См., например: Неклюдова Е. О специальных экономических зонах в Польше // Инвестиции в России. 2001. N 4. С. 17-20.
*(10) См., например: Гордеева Н. Внешнеэкономические связи Мексики // Внешняя торговля. 1995. N 5. С. 29-30.
*(11) См., например: Doing Business in Indonesia // Pricewaterhouse Coopers. 1996. P. 41.
*(12) Швыдак Н. Правовое регулирование хозяйственной деятельности в свободных экономических зонах // Право и экономика. 1994. N 17/18. С. 90-91.
*(13) Лебединец И.Н. Международно-правовые гарантии иностранных инвестиций: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. С. 38-39.
*(14) Черкасов Н.А. Свободные экономические зоны и зоны свободного предпринимательства в стратегии интеграции стран-участниц СНГ // Журн. рос. права. 1999. N 9. С. 139.
*(15) Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право: учеб. пособие. М., 2001. С. 79.
*(16) Богуславский М.М. Международное частное право. М., 2002. С. 205.
*(17) Зубов П.Н. Административно-правовые основы деятельности органов внутренних дел в условиях свободных экономических зон: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1995. С. 13; Нгуен Тхань Бинь. Опыт и перспективы функционирования свободных экономических зон (на примере Китая и Вьетнама): автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2002. С. 8-9; Амирханов М.М., Барзыкин Ю.А., Чуваткин П.П. и др. Свободные экономические зоны и развитие туризма. Сочи, 2006. С. 12; Чернявская Ю.А., Рубцова Л.Н. Место и роль особых экономических зон в современных условиях. Липецк, 2007. С. 11-12.
*(18) Подробнее см.: Бахтин С.И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах России и оффшорных зонах: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 19; Белов А.П. Международное предпринимательское право: практ. пособие. М., 2001. С. 214-215; Брызгалин А.В. Оффшорные механизмы в международном налогообложении: основные положения // Законодательство и экономика. 1998. N 1. С. 18-19; Зименков Р.И. Свободные экономические зоны: учеб. пособие. М., 2005. С. 39.
*(19) Neal T.L. The Offshore Solution: Privacy, Asset Protection, Tax Shelters, Offshore Banking and Investing. Reno; N. Y., 2001. P. 21.
*(20) Кабиров Р.Ф. Теоретические основы создания и функционирования свободных экономических зон: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Уфа, 2007. С. 6, 16.
*(21) См., например: Чернявская Ю.А., Рубцова Л.Н. Указ. соч. С. 11-12.
*(22) Амирханов М.М., Барзыкин Ю.А., Чуваткин П.П. и др. Указ. соч. С. 13-14.
*(23) Madani D. A Review of the Role and Impact of Export Processing Zones. Washington, 1999. P. 5; Idem. Export Processing Zones // PREM-notes. Economic Policy. 1998. N 11.
*(24) См., например: Чернявская Ю.А., Рубцова Л.Н. Указ. соч. С. 11-12.
*(25) Кабиров Р.Ф. Указ. соч. С. 6, 16.
*(26) Нгуен Тхань Бинь. Указ. соч. С. 6.
*(27) Амирханов М.М., Барзыкин Ю.А., Чуваткин П.П. и др. Указ. соч. С. 13-14.
*(28) Кабиров Р.Ф. Указ. соч. С. 6, 16.
*(29) См., например: Ковалевская О.А., Павлов К.В. Организация и функционирование свободных экономических зон в России. Белгород, 2005. С. 12-13.
*(30) См., например: Моргачев В. Зарубежный опыт СЭЗ // Закон. 1992. N 11. С. 45.
*(31) Ковалевская О.А., Павлов К.В. Указ. соч. С. 12-13.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в особой (свободной) экономической зоне
Автор
В.Н. Лисица - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой правоведения экономического факультета Новосибирского государственного университета (Новосибирск)
"Российский юридический журнал", 2010, N 5