Учет облигаций на балансе эмитента, или Давайте называть счета своими именами
Обязательства по облигациям, по существу, представляют собой не что иное, как облигации в обращении. В этой связи кажется логичным показывать их на соответствующем счете обязательств так, чтобы их текущая оценка отражала и номинал, и ту стоимость, по которой они были проданы, с учетом последующей амортизации премии/дисконта на протяжении всего срока обращения облигаций. И хотя это противоречит общепринятой практике, в соответствии с которой премия/дисконт подлежит учету на счетах доходов/расходов (внереализационных или будущих периодов), а не на счетах обязательств, автор, ссылаясь на авторитетный источник - Международные стандарты (в частности, IAS 39), все же берется отстоять собственную точку зрения.
Долговые ценные бумаги - а к таковым принадлежат и облигации - реализуются эмитентом по справедливой (текущей рыночной) стоимости. Справедливая стоимость облигации на момент ее размещения на рынке практически никогда не равна номиналу: она либо выше его в случае, когда объявленный эмитентом процент оказывается выше рыночной ставки, либо - если, наоборот, рыночная процентная ставка превышает объявленный процент, - ниже на определенную величину. Величина превышения рыночной стоимости облигации над ее номиналом - это премия, уплачиваемая эмитенту. Величина, на которую ее стоимость при продаже снижается, - скидка (дисконт), предоставляемая инвестору.
Премия/дисконт представляет собой ту часть справедливой стоимости облигации, которая до погашения должна достигнуть нулевого значения, то есть амортизироваться. Отсюда логика оценки обязательств по облигациям: первоначально их оценивают по справедливой стоимости, то есть с учетом премии - если облигации были проданы по цене, превышающей номинал, или дисконта - если они на момент продажи были оценены ниже номинала.
Здесь нелишне сделать небольшое отступление, чтобы устранить одно недоразумение, почему-то повторяющееся из публикации в публикацию. Так, принято считать, что на первичном рынке облигации продаются по номиналу, а по текущей рыночной цене - только на вторичном. Нередко даже приводятся примеры того, как эмитенту следует учитывать операции по продаже собственных облигаций "на первичном рынке" и "на вторичном рынке". Это абсолютно неверное утверждение, можно сказать, системная ошибка.
Во-первых, для эмитента облигаций существует только первичный рынок. На вторичном рынке облигации продают только их держатели, эмитенты же - если так случилось, что облигации выкуплены досрочно, - не могут второй раз разместить их от своего имени. Выкупая досрочно собственные облигации, эмитент тем самым их погашает или, если государственная регистрация отчета об итогах их выпуска еще не состоялась, держит до погашения на внебалансовом счете*(1).
К сведению. Пункт 10.2.4.3 Инструкции N 128-И*(2) прямо запрещает вновь выпускать в обращение выкупленные облигации. И хотя Инструкция N 128-И издана для кредитных организаций, нет оснований полагать, что для всех остальных эмитентов облигаций существует другое правило.
Собственно же обязательств по выкупленным облигациям на балансе уже нет - они закрылись проводкой, которой отражалось изъятие облигаций из обращения (выкуп). Списание с баланса финансовых обязательств (к каковым относятся и облигационные займы на балансе эмитента) осуществляется на дату их выкупа (погашения), аннулирования или отмены (в том числе и по истечении срока действия). В терминах IAS/IFRS списание с баланса активов или обязательств называется прекращением их признания (derecognition). А списание с баланса финансовых активов (к каковым относятся и облигации, удерживаемые на балансе инвестора) осуществляется на дату, когда или истекает срок договорных прав на денежные потоки по этим активам, или эти права передаются третьей стороне. Облигации на балансе эмитента - финансовые обязательства, на балансе держателя они же - финансовые активы, а это уже совсем другой учет.
Во-вторых, облигации, даже в момент их размещения, практически никогда не продаются по номиналу - по той простой причине, что от момента принятия решения о выпуске облигаций до момента их размещения на рынке проходит достаточно много времени (примерно два месяца), чтобы рыночная ставка процента оставалась неизменной. А ведь именно текущая процентная ставка и является тем фактором, который определяет текущую рыночную цену облигаций.
Это легко объяснить. Так, если рыночная ставка процентов по кредитам на момент выпуска облигаций оказалась выше, чем объявленная по облигациям, понятно, что инвесторы (кредиторы) такими облигациями не заинтересуются. Следовательно, эмитент вынужден продавать их с дисконтом. И наоборот, если рыночная ставка оказалась ниже, облигации продаются с премией, так как желающих их приобрести будет достаточно.
Пример 1
Компания А эмитировала облигации номиналом 10 000 руб. за штуку со ставкой 10%. Срок обращения - 5 лет.
Если за время, прошедшее от выпуска до размещения облигаций, рыночные ставки по кредитам или аналогичным ЦБ возросли, компания продает свои облигации со скидкой (дисконтом). Например, по 9 500 руб. за штуку. В дальнейшем эта разница амортизируется, и таким образом на дату погашения стоимость облигаций достигает номинала - 10 000 руб.
Если за время, прошедшее от выпуска до размещения, рыночные ставки по кредитам или аналогичным ЦБ снизились, компания продает свои облигации с премией. Например, по 10 500 руб. за штуку. В дальнейшем эта разница амортизируется, и таким образом на дату погашения стоимость облигаций достигает номинала - 10 000 руб.
Однако не все так просто. Премия - это не дополнительная выгода эмитенту, а всего лишь дополнительный источник покрытия расходов на выплату процентов. Доходом как таковым премия по облигациям не является. Примерно то же и с дисконтом: являясь скидкой, которая предоставляется покупателям как бы в компенсацию за то, что проценты по облигациям на момент их продажи оказались ниже рыночных, дополнительных выгод держателю он не приносит. Это не хорошо и не плохо, это нормально. Разберемся.
Премия или дисконт? Все равно!
И премия, и дисконт с точки зрения бухгалтерского учета - это величины, которые оказывают влияние на сумму ежегодных расходов эмитента на уплату процентов по облигациям: премия эти расходы со временем снижает, дисконт - увеличивает. Эмитент облигаций является заемщиком, а у заемщика никаких доходов от такой операции быть не может - только расходы на выплату процентов, но в случае продажи облигаций с премией эти расходы оказываются ниже, в случае же продажи облигаций с дисконтом - выше. А если учесть то обстоятельство, что в первом случае объявленный процент оказался выше рыночного, а во втором - ниже, то в итоге получается, что эмитент не только не получает никаких выгод, но и не несет никаких дополнительных расходов (потерь). Премия и дисконт - не более чем инструменты "выравнивания" процента в момент размещения облигаций на рынке, способ приближения условий займа к текущим рыночным условиям. И наконец, премия и дисконт - это не доход и расход, а амортизируемая часть рыночной стоимости облигации. Соответственно, положительная или отрицательная. И учитывать эти величины есть смысл, соответственно, на пассивном и контрпассивном счетах, жестко привязанных к основному счету учета облигаций в обращении (он же счет обязательств по выпущенным облигациям - соответствующий субсчет счета 66 или 67, в зависимости от срока обращения).
Премия по облигациям - это реализационная надбавка к номинальной стоимости облигаций, то есть сумма, которую покупатели таких облигаций готовы заплатить за то, что объявленные проценты по ним выше аналогичных рыночных. Полученные эмитентом в результате продажи облигаций премии постепенно списываются на уменьшение расходов эмитента по выплате процентов кредиторам (держателям облигаций). Это постепенное списание называется амортизацией премии.
Амортизация премии заключается в следующем: сумма премии постепенно, по мере начисления процентов держателям, направляется на покрытие расходов на выплату процентов. В результате такого списания сумма премии из года в год сокращается, снижая, соответственно, текущую балансовую стоимость облигаций. В связи с этим амортизация премии на протяжении всего периода должна распределиться таким образом, чтобы на дату погашения облигаций их текущая балансовая стоимость равнялась номинальной, а значит, сумма премий по ним должна достигать нулевого значения.
Дисконт по облигациям является понятием, противоположным премии. Это сумма превышения номинальной стоимости облигаций над стоимостью, по которой продаются ЦБ. Проще говоря, дисконт является скидкой, которая предоставляется покупателям как бы в компенсацию за то, что проценты по облигациям на момент их продажи оказались ниже рыночных. В дальнейшем дисконт подлежит амортизации. Амортизация дисконта, так же как и любая другая амортизация в упрощенном понимании, - это "постепенное списание расходов".
Амортизация дисконта заключается в следующем: сумма дисконта постепенно, по мере начисления процентов держателям, увеличивает расходы на выплату процентов. В результате такого списания сумма дисконта из года в год сокращается, в то время как текущая балансовая стоимость облигаций (номинальная минус дисконт), соответственно, увеличивается. В связи с этим амортизация дисконта на протяжении всего периода должна распределиться таким образом, чтобы на дату погашения облигаций их текущая балансовая стоимость равнялась номинальной, а значит, сумма дисконта по ним должна достигать нулевого значения.
Несмотря на то что продажа облигаций с дисконтом приносит меньшую сумму выручки против той, какую ожидалось получить от продажи этих облигаций по номиналу, обязательства эмитента перед держателями к дате их погашения должны быть доведены до их номинального значения и, соответственно, погашаться (выкупаться) по номиналу. Механизм учета обязательств по облигациям, проданным с дисконтом, таков, что, соблюдая интересы их держателей, эмитент вместе с тем не ущемляет собственные интересы. Убедиться в этом помогут примеры, приведенные ниже.
Расчет амортизации премии/дисконта проводится методом эффективной ставки процента.
Эффективная ставка процента
Метод эффективной ставки процента (Effective interest method) определен IAS 39.9 как способ расчета амортизируемой стоимости финансового инструмента и начисления в течение определенного периода процентного дохода (для финансовых активов) или расходов на выплату процентов (для финансовых обязательств).
Под эффективной ставкой процента, согласно тому же параграфу, следует понимать ставку, которая обеспечивает точное дисконтирование ожидаемой в будущем суммы выплат или поступлений по финансовому инструменту вплоть до наступления срока его погашения. Собственно, эти общие определения означают то же, что было сказано выше об амортизации премии/дисконта.
Эффективная ставка процента - постоянная для каждого отчетного периода норма финансового дохода или расхода (для кредитора или заемщика соответственно). Она позволяет равномерно распределять эти суммы на непогашенную часть стоимости финансового инструмента в течение всего срока его обращения и таким образом обеспечивает возможность перехода от текущей суммы к будущей (в данном случае от справедливой стоимости облигаций к их номиналу) при заданных значениях этих сумм.
По существу, эффективная ставка процента - это внутренняя норма доходности финансового инструмента (Internal Rate of Return), и вычисляется она по той же, весьма громоздкой ("многоэтажной") формуле, по которой рассчитывается показатель внутренней нормы доходности, так как, помимо номинального процента, в ней учтены и другие факторы, влияющие на величину платежей заемщика*(3), а потому нет смысла останавливаться на вычислениях подробно, для этого есть Excel*(4).
Собственно же эффект ставки заключается в обеспечении поддержания пропорционального соотношения между величиной процентов за период и величиной непогашенной стоимости финансового инструмента. Сумма процентов за период равна произведению эффективной ставки процента и остатка непогашенной суммы.
В нижеприведенных примерах расчет (а равно и применение) эффективной ставки процента намеренно, во избежание излишней детализации, опускается.
Облигации на балансе эмитента
На балансе эмитента переданные держателям облигации являются облигациями в обращении и учитываются как обязательства - долгосрочные или краткосрочные, в зависимости от запланированного срока их обращения. Как правило, облигации выпускаются в обращение на длительный срок и, соответственно, учитываются эмитентом на счетах долгосрочных обязательств по кредитам и займам.
Текущая балансовая стоимость облигаций, проданных с премией, определяется сложением их номинальной стоимости и величины недоамортизированной премии. Такую премию на балансе эмитента целесообразно отражать по кредиту субсчета, отдельно открытого к счету 67 (например, 67-2 "Премия по выпущенным облигациям"). Сальдо этого субсчета должно показывать надбавку к номинальной стоимости облигаций в обращении, увеличивая стоимость облигаций до уровня их текущей балансовой оценки.
Текущая стоимость облигаций, проданных с дисконтом, определяется как разность между их номинальной стоимостью и величиной недоамортизированного дисконта. Поэтому дисконт на балансе эмитента целесообразно отражать дебетовым сальдо на отдельном субсчете счета 67 (например, 67-3 "Дисконт по выпущенным облигациям"). То есть этот субсчет должен быть контрпассивом, потому что сальдо, в целях достоверности учета и отчетности, должно уменьшать номинальную стоимость облигаций до уровня их текущей балансовой оценки.
Финансовые обязательства, как и финансовые активы, при первоначальном признании оцениваются по справедливой стоимости плюс затраты по сделке, прямо связанные с их приобретением или выпуском, в случае если финансовые активы или финансовые обязательства не учитываются по справедливой стоимости (IAS 39.43). Иначе говоря, затраты по сделке прибавлять к справедливой стоимости таких активов или обязательств не следует уже хотя бы потому, что активы ни при каких обстоятельствах не могут оцениваться выше их справедливой стоимости: это противоречило бы всем IAS/IFRS, их целям и задачам. А поскольку стоимость финансовых активов, удерживаемых до погашения на балансе инвестора, должна симметрично отражать стоимость соответствующих финансовых обязательств на балансе эмитента, справедливую оценку данных инструментов завышать на сумму затрат по сделке было бы нелогично. Этим простым выводом автор будет руководствоваться и в дальнейшем, в том числе при составлении схемы проводок по учету облигаций.
На самом деле все гораздо сложнее, и нелишне было бы изложить расчеты в деталях, в отдельной статье. В данной же теме - а мы говорим сугубо о методологии бухгалтерского учета облигаций - ограничимся общим замечанием: в учете облигаций затраты по сделке в конечном итоге становятся, в зависимости от обстоятельств, или частью дисконта, или суммой, которая "поглощает" премию (целиком или частично). Это достигается грамотным расчетом эффективной ставки процента (см. выше).
Прежде чем перейти к примерам, скажем несколько слов собственно о затратах по сделке, в частности о признаке, позволяющем безошибочно их определять.
Затраты по сделке
Затраты по сделке (Transaction costs) - это дополнительные расходы, которые непосредственно относятся к приобретению, выпуску или выбытию финансового инструмента (актива или обязательства) и включают, кроме прочего: вознаграждения агентам, консультантам, брокерам, биржам, а также невозмещаемые налоги и сборы (см. п. AG13 приложения A к IAS 39).
Если внимательно прочесть п. AG13, нетрудно заметить, что к затратам по сделке IAS 39 позволяет относить только платежи третьим лицам, то есть лицам, которые хотя и помогают осуществить намеченную сделку, но не являются в ней ни покупателем, ни продавцом.
Обратите внимание! Комиссионные, уплаченные агентам по продаже, вознаграждение брокерам, биржевые сборы, государственная пошлина - все это платежи третьим лицам, их следует относить к затратам по сделке.
Премии и скидки по долговым инструментам, финансовые расходы (проценты), административные расходы, затраты на управление активами - все это внутренние расходы компании или выгоды противоположной стороны сделки, относить их к затратам по сделке не следует.
Бухгалтерский учет облигаций на балансе эмитента
Традиционно (и в соответствии с Инструкцией к действующему Плану счетов) обязательства по выпущенным облигациям отражаются по номинальной стоимости на счете 67 (или 66, если срок их обращения не превышает 12 месяцев, что бывает нечасто). При этом премия/дисконт относится на счет доходов/расходов будущих периодов (счета 98 и 97 соответственно). Ничего плохого в таком подходе нет, но есть некоторая некорректность. Ведь ни дополнительных доходов (от премии), ни дополнительных расходов (от дисконта) на самом деле не предвидится. Ни в ближайшем будущем, ни в сколь угодно отдаленном. Почему так происходит - покажут примеры.
Кроме того, отражение облигаций в номинальной оценке не согласуется с принципом осмотрительности, который предостерегает от завышения оценки активов и занижения оценки обязательств. В итоге валюта баланса может оказаться незавышенной и незаниженной*(5), так как недоамортизированные части стоимости облигаций на нем отражены. Но, поскольку отражены они не по статье обязательств, а по статье доходов или расходов будущих периодов, анализ такого отчета будет весьма затруднительным, причем не только для внешних пользователей. Если же вспомнить о цели учета - а она заключается в предоставлении пользователям финансовой отчетности правдивой, полной и достоверной информации - то получается, что такой учет не отвечает своей цели.
Поэтому для учета обязательств по выпущенным облигациям автор рекомендует выделить следующие субсчета:
- 67-1 "Облигации в обращении";
- 67-2 "Премия по выпущенным облигациям";
- 67-3 "Дисконт по выпущенным облигациям (контрпассивный счет)"*(6).
На субсчете 67-1 облигации отражаются, как обычно, по номиналу: кредит - выпуск в обращение, дебет - выкуп (погашение). По кредиту субсчета 67-2 рекомендуется отражать премию, по дебету - амортизацию премии до полного списания суммы. Соответственно, по дебету субсчета 67-3 отражается дисконт, по кредиту - амортизация дисконта до полного списания. На балансе сальдо этих счетов надлежит показывать в свернутом виде, чтобы статья обязательств всегда отражала текущую оценку займа.
Приведем пример отражения получения и погашения займа путем выпуска облигаций с дисконтом.
Пример 2
Компания для привлечения заемного капитала выпустила облигации номиналом 1 000 руб. в количестве 10 000 шт. со сроком погашения 3 года. Процентная ставка по облигациям составляет 10% годовых (допустим, она же и есть эффективная). Облигации проданы по цене 980 руб. за штуку*(7).
Традиционно такие операции отражаются следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Получены деньги от продажи облигаций и отражены обязательства (облигации в обращении) | 9 800 000 | ||
Отражен дисконт по проданным облигациям | 200 000 | ||
Начислены проценты к выплате держателям облигаций (в течение трех лет по 1 000 000 руб. ежегодно или по 83 333 руб. ежемесячно) | 3 000 000 | ||
Выплачены проценты держателям (по 1 000 000 руб. ежегодно) | 3 000 000 | ||
Дисконт по облигациям списывается на прочие расходы (равномерно, по месяцам, в течение трех лет)* | 200 000 | ||
Выкуплены и погашены облигации (по истечении срока обращения) | 10 000 000 | ||
* Списание дисконта и есть его амортизация. |
В итоге получается, что на балансе статья обязательств не будет отражать текущую оценку займа. Обязательства по облигациям будут показаны в течение всего срока их обращения не в текущей балансовой оценке, а только по номиналу - 10 млн. руб. Это объясняется тем, что другая составляющая их стоимости (в части недоамортизированного дисконта) учтена по статье расходов будущих периодов, с которой постепенно, по мере списания (амортизации дисконта), переносится на счет прочих расходов.
Рекомендуемая схема проводок такова:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Получены деньги от продажи облигаций | 9 800 000 | ||
Отражен дисконт по проданным облигациям | 200 000 | ||
Начислены проценты к выплате держателям облигаций (в течение трех лет по 1 000 000 руб. ежегодно или по 83 333 руб. ежемесячно) | 3 000 000 | ||
Выплачены проценты держателям (по 1 000 000 руб. ежегодно) | 3 000 000 | ||
Начислена амортизация дисконта (это начисление ежегодно, в течение трех лет, увеличивает расходы на уплату процентов) | 200 000 | ||
Расходы на уплату процентов (в состав которых входит и амортизированная часть дисконта) переносятся (ежемесячно соответствующими частями) на уменьшение доходов от деятельности, с которой был связан выпуск этих облигаций. | 3 200 000 | ||
Выкуплены и погашены облигации (по истечении срока обращения) | 10 000 000 |
Как видно из примера, сальдо по счету 67 в свернутом виде в течение всего периода обращения облигаций будет отражать их текущую балансовую оценку - номинал минус недоамортизированная часть дисконта. И никаких расходов будущих периодов. Счет называется так, как он должен называться: дисконт по выпущенным облигациям. Он амортизируется в течение всего срока обращения и таким образом списывается на счет прочих расходов каждого месяца в каждом отчетном периоде.
Здесь настало время ответить на вопрос: почему выше утверждалось, что, продавая облигации с дисконтом, эмитент на самом деле никаких дополнительных потерь не несет, ведь пример показывает завышение расходов как раз на сумму дисконта?
Для начала надо вспомнить, в каком случае эмитент вынужден продавать свои облигации с дисконтом. Это происходит, когда рыночная процентная ставка в момент размещения облигаций оказывается выше объявленной. Значит, случись эмитенту заранее угадать, какой будет рыночная ставка в день, когда облигации будут готовы к размещению на рынке, объявленные проценты будут выше. А это, в свою очередь, означает, что эмитенту пришлось бы платить своим держателям именно такие проценты, которые в итоге представляли бы ту абсолютную величину, которая получилась (в нашем примере она составила 3,2 млн. вместо 3 млн. руб.). Дело в том, что дисконт, как правило, рассчитывается так, чтобы он представлял как раз ту величину, которой недостает, чтобы в показателе доходности своих облигаций эмитент сравнялся с доходностью, актуальной на рынке.
Вот почему мы утверждаем, что, продавая облигации с дисконтом, эмитент никаких дополнительных расходов не несет. На эти цели он тратит не больше, чем в тот же период другие заемщики, с той лишь разницей, что у других эта сумма расходуется на выплату процентов, а в случае, подобном показанному на примере, она ушла в пользу держателей сразу - в виде скидки (уступки) в момент продажи. В конце концов, нельзя же называть дополнительными расходами то, что другие платят в порядке вещей!
С другой стороны, по той же причине никаких дополнительных выгод от приобретения облигаций с дисконтом не получает и держатель: полученная им при приобретении облигаций скидка (дисконт) уравновешивается низким против рыночного процентом.
Приведем пример отражения получения и погашения займа путем выпуска облигаций с премией.
Пример 3
Воспользуемся условиями предыдущего примера, но пусть облигации будут проданы по цене 1 020 руб. за штуку.
Традиционно эти операции отражаются следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Получены деньги от продажи облигаций | 10 200 000 | ||
Отражена премия по проданным облигациям | 200 000 | ||
Начислены проценты к выплате держателям облигаций (в течение трех лет по 1 000 000 руб. ежегодно или по 83 333 руб. ежемесячно) | 3 000 000 | ||
Выплачены проценты держателям (по 1 000 000 руб. ежегодно) | 3 000 000 | ||
Премия по облигациям списывается на прочие доходы (равномерно, по месяцам, в течение трех лет) | 200 000 | ||
Выкуплены и погашены облигации (по истечении срока обращения) | 10 000 000 |
Следует отметить, что по Инструкции к Плану счетов первые две проводки нужно отражать немного иначе, а именно:
1) Дебет 51 Кредит 67 - 10 000 000 руб.;
2) Дебет 51 Кредит 98 - 200 000 руб.
Однако дело в том, что в потоке платежей, поступающих от размещения облигаций на бирже, определить при разноске, какая сумма относится к номиналу, а какая - к премии, практически невозможно. Ту часть выручки от продажи облигаций, которая представляет собой премию, отделить от суммы, которая представляет собой номинал, возможно только после разноски оборотов по дебету счета 51.
В целом схема имеет те же недочеты, что были указаны в комментариях к "традиционной" схеме учета операций по получению и погашению займа путем выпуска облигаций с дисконтом (пример 2). А именно: она также делает невозможным отражение на балансе текущей стоимости облигаций в обращении (текущую балансовую оценку займа) по аналогичной причине: другая составляющая их стоимости (в части недоамортизированной премии) учтена по статье доходов будущих периодов, с которой постепенно, по мере списания (амортизации премии), переносится на счет прочих расходов. Премия же должна (путем той же амортизации) служить источником начисления и выплаты процентов держателям. И лишь в недостающей для таких выплат части эти начисления относятся на прочие расходы (а точнее, остаются там до списания таких расходов на субсчет 90-1 или 91-1, в зависимости от деятельности, с которой был связан выпуск облигаций).
Рекомендуемая схема проводок такова:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Получены деньги от продажи облигаций | 10 200 000 | ||
Отражена премия по проданным облигациям | 200 000 | ||
Начислены проценты к выплате держателям облигаций (в течение трех лет по 1 000 000 руб. ежегодно или по 83 333 руб. ежемесячно) | 3 000 000 | ||
Одновременно с начислением сумма процентов к выплате распределяется: - на счет премии (амортизация премии) - на уменьшение доходов от той деятельности, с которой был связан выпуск этих облигаций | 200 000 | ||
2 800 000 | |||
Выплачены проценты держателям (по 1 000 000 руб. ежегодно) | 3 000 000 | ||
Выкуплены и погашены облигации (по истечении срока обращения) | 10 000 000 |
Как видно из примера, сальдо по счету 67 в свернутом виде в течение всего периода обращения облигаций будет отражать их текущую балансовую оценку - номинал плюс недоамортизированная часть премии. И никаких доходов будущих периодов! Счет называется так, как он должен называться: премия по выпущенным облигациям. Он амортизируется в течение всего срока обращения и таким образом списывается на счет прочих доходов каждого месяца в каждом отчетном периоде.
Преимущество учета облигаций по такой схеме состоит еще и в том, что его данные являются готовыми показателями для анализа. Так, если при учете облигаций традиционным способом - поскольку уменьшения расходов на выплату процентов за счет премии там не показано - для того, чтобы провести достоверный анализ результатов деятельности, с которой связан выпуск облигаций, необходима предварительная довольно кропотливая работа по выделению определенных сумм из оборотов по счетам прочих доходов и доходов будущих периодов для сопоставления соответствующих доходов и расходов, то в рекомендуемой схеме учета они уже выделены, всегда и в любой день. Сказанное в равной степени относится и к рекомендуемой схеме учета облигаций, проданных с дисконтом (пример 2).
Что касается налогового учета, предложенная схема бухгалтерского учета никак не ломает привычные подходы к выборке сумм, в целях налогообложения ограниченных нормативами, установленными п. 1 ст. 269 НК РФ. Все эти суммы по-прежнему столь же нетрудно определить исходя из соответствующих оборотов по счету 76 (Дебет 91-2 Кредит 76) путем умножения на коэффициент, определенный по формуле, которая выводится эмитентом самостоятельно и индивидуально по отношению к тем или иным выпускам облигаций.
Осталось объяснить, почему от продажи/покупки облигаций с премией эмитент не получает дополнительных доходов и не несет дополнительных расходов в связи с тем, что процент по ним выше рыночного, а также почему от такой сделки покупатель (держатель) облигаций ничего дополнительно не приобретает.
Приняв условия о получении от эмитента процентов, превышающих рыночные ставки, держатель таких облигаций в итоге получает доходы, которые по своей абсолютной величине оказываются ничуть не выше тех, которые он мог бы получать по необлигационным займам или по облигациям других эмитентов, невзирая на то, что проценты по ним ниже. Это потому, что часть завышенных процентов он, образно говоря, уплатил из собственного кармана - в виде премий продавцу за приобретение у него таких облигаций. А говоря еще проще, к держателям облигаций, купивших ЦБ с премией, возвращаются их же собственные деньги, только под другим названием - "проценты".
Как уже было сказано, это не хорошо и не плохо, это нормально. Премия и дисконт - не более чем инструменты "выравнивания" процента в момент размещения облигаций на рынке, способ приближения условий займа к текущим рыночным условиям.
Р.Е. Грачева,
эксперт журнала
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения"
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 19, октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Обязательство прекращается совпадением должника и кредитора в одном лице (ст. 413 ГК РФ).
*(2) Инструкция ЦБР от 10.03.2006 N 128-И "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации".
*(3) Комиссионные и другие платежи, которые наряду с процентами взимаются с заемщика в пользу кредитора.
*(4) В англоязычной версии это функция XIRR.
*(5) Валюта может оказаться незавышенной только в случае, если облигации проданы с премией. Если же с дисконтом - валюта баланса непременно будет завышена, поскольку сальдо счета расходов, на котором отражен дисконт, показывается в активе, в то время как для правильной оценки баланса его следовало бы отразить как контрпассив.
*(6) Разумеется, это могут быть и другие субсчета, если первый, второй и третий "заняты" под другие, необлигационные, обязательства по кредитам и займам.
*(7) Здесь и далее (опять-таки ради упрощения) применяется линейный метод начисления амортизации премии/дисконта и линейный метод начисления процентов. На самом деле эти величины не являются постоянными.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"