Контроль за новой полицией
Чего нет в проекте федерального закона "О полиции".
В законопроект "О полиции" необходимо внести существенные изменения, которые позволили бы улучшить работу этого органа по сравнению с деятельностью той милиции, которую мы имеем сейчас.
Интенсивный развал системы МВД и резкое снижение уровня профессионализма милиционеров совпали с началом распада СССР. В этот период начались массовые увольнения сотрудников из МВД. Их с удовольствием брали на работу коммерческие структуры, где заработная плата была в разы выше, чем в милиции. Это привело к тому, что кадровые аппараты МВД в начале 90-х гг. прошлого столетия вынуждены были без надлежащей проверки набирать на должности следователей и оперативных сотрудников бывших учителей, военных, инженеров.
Получилось так, что впервые в истории отечественной милиции была нарушена преемственность поколений, поскольку вновь принятые на работу в органы внутренних дел были лишены возможности набираться профессиональных навыков от старослужащих. Теперь сотрудники милиции не способны решать задачи по защите граждан от преступных посягательств, выявлять и раскрывать преступления, надлежащим образом охранять собственность и общественный порядок.
Закрытость от населения и неподотчетность обществу - вот главная причина сегодняшнего состояния милиции.
Поэтому, во-первых, необходимо изгнать из рядов милиции сотрудников, занимающихся фальсификацией доказательств, рукоприкладством, вымогательством денежных средств и совершением других преступлений. Во-вторых, следует морально и материально поддержать профессиональных, грамотных и порядочных сотрудников милиции. Государство должно дать таким милиционерам льготы, поскольку именно им предстоит каторжная работа по восстановлению престижа милиции.
В-третьих, надо установить надлежащий государственный и общественный контроль за деятельностью милиции. Без него милиционеры и после реорганизации будут использовать свое служебное положение для незаконного личного обогащения.
Новая полиция для новой полиции
В главе 10 проекта федерального закона "О полиции" сказано о контроле и надзоре за деятельностью полицейских. В статье 51 говорится о государственном контроле за деятельностью полиции. Полагаю, что в этом разделе должно быть прописано, какие специальные органы осуществляют подобный контроль. Сейчас контролирующими органами для милиционеров являются созданные в 1995 г. в составе МВД РФ, МВД республик, ГУВД, УВД краев и областей подразделения собственной безопасности.
Необходимо признать, что сотрудники этих служб не справились с поставленной задачей, что подтверждается возросшим за последние годы количеством правонарушений среди милиционеров и высокой степенью их коррумпированности. Это произошло по причине того, что руководители таких служб находятся в подчинении у региональных милицейских начальников. Поэтому совершенные милиционерами преступления фильтруются: какие-то регистрируются, какие-то - прячутся от учета и регистрации.
По названным причинам назрела необходимость создания на базе Департамента собственной безопасности МВД службы по контролю за деятельностью милиции, руководитель которой назначался бы на должность Президентом России и не находился бы в подчинении у министра внутренних дел. Сотрудники названной службы прежде всего должны сконцентрировать свои усилия на проведении в отношении коррумпированных полицейских прослушивания телефонных переговоров, наблюдении за исполнением ими профессиональных обязанностей, негласной видеозаписи в служебных кабинетах. Уместно также оперативно внедрять своих сотрудников в полицейские подразделения в целях выявления так называемых "оборотней в погонах".
Именно на указанную службу необходимо возложить обязанности по установлению видеокамер в служебных помещениях полиции, поскольку большая часть недозволенных методов раскрытия и расследования преступлений совершается в зданиях и помещениях правоохранительных органов.
Прокурорская перезагрузка
В проекте закона отдельно упоминается государственный контроль за полицией со стороны судебных органов и прокурорский надзор. Однако не конкретизировано, каким образом будет улучшен судейский контроль и прокурорский надзор за полицией по сравнению с существующими сейчас в отношении милиции.
Сейчас прокуратура фактически расписалась в своей беспомощности по надлежащему надзору за законностью в органах внутренних дел. А в судах сложилась порочная практика признания преимущественного значения доказательств, представляемых милиционерами, и отвода по надуманным основаниям доказательств, представляемых стороной защиты. Поэтому граждане должны видеть в проекте закона "О полиции" конкретные методы и способы эффективного и повсеместного прокурорского надзора и судебного контроля за деятельностью полиции. Сами же полицейские должны знать, что их деятельность по-настоящему контролируется государством и обществом.
Функции общественности
В отличие от закона "О милиции" проект нового закона предусматривает и общественный контроль за деятельностью полиции. В частности, в п. 9 ст. 8 указано, что для улучшения взаимодействия граждан с полицией в целях учета потребностей и интересов населения, защиты прав и свобод при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органах образуются общественные советы.
Безусловно, общественный контроль за сотрудниками органов внутренних дел необходим. Однако осуществлять его уместно не только с помощью общественных советов. Следует прямо сказать, что модное нововведение - создание в последние пять лет общественных советов при Министерстве внутренних дел РФ, ГУВД, УВД и территориальных органах внутренних дел - ощутимой пользы в деле наведения порядка в милицейских рядах не дало. В эти общественные советы руководителями милицейских подразделений включены в большей части представители СМИ, которые нужны милиции для освещения их деятельности в хвалебном ключе. И наоборот, минимально представлены правозащитники, которые неудобны милицейским начальникам по причине принципиальности позиции и открытой критики.
В этой связи нельзя согласиться с предложенной редакцией п. 11 ст. 8 проекта закона "О полиции" в той части, где говорится о том, что общественные советы при территориальных органах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел образуются в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Вопросы создания и функционирования общественных советов при полицейских подразделениях - прерогатива общественности. Только при таких условиях можно ждать эффективной работы членов общественных формирований.
Представляется, что в проекте предлагаемого закона помимо общественных советов должно быть предусмотрено участие общественности на совещаниях личного состава полиции, посвященных совершенствованию ее работы. В своих выступлениях представители граждан давали бы реальную оценку состояния преступности, вносили бы конкретные предложения по улучшению охраны общественного порядка.
Запрет фальсификаций
Одним из существенных недостатков проекта закона "О полиции" является отсутствие статьи, в которой бы конкретно перечислялось, чего нельзя делать полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей. В числе других запретов обязательно должно быть указано, что полицейские не имеют никакого права:
- подстрекать, склонять, побуждать лиц к совершению противоправных действий (т.е. осуществлять провокации);
- фальсифицировать доказательства и результаты оперативно-розыскной деятельности;
- воспрепятствовать законной деятельности адвокатов по оказанию юридической помощи доверителям.
Принуждение к прогрессу
В проект закона "О полиции" включена ст. 11 об использовании достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем. Изложенные в статье положения являются только пожеланиями для полицейских и не обязывают их применять при осмотре места происшествия, задержании преступников, проведении следственных действий технические средства, в том числе фото- и видеоаппаратуру, а также криминалистическую технику для отыскания, например, отпечатков пальцев рук предполагаемых преступников.
Считаю, что формулировка положений этой статьи должна быть изложена в приказном порядке, поскольку полицейские просто обязаны использовать доступные технические средства в своей работе. Данное требование необходимо для того, чтобы полицейские не унаследовали от милиционеров имеющуюся в последние годы тенденцию к умышленному неприменению технических средств при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. Это делается сегодняшними сотрудниками органов внутренних дел для того, чтобы, в частности, не фиксировать на электронные носители допущенные фальсификации доказательств, факты незаконного физического воздействия на задержанных и другие правонарушения.
Е. Черноусов,
адвокат АП г. Москвы,
полковник милиции в отставке, к.ю.н.
"Новая адвокатская газета", N 19, октябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Новая адвокатская газета"
"Новая адвокатская газета" - корпоративное издание нового типа, появление которого обусловлено коренными переменами, произошедшими в адвокатском сообществе России после принятия Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Являясь органом Федеральной палаты адвокатов РФ, издание не преследует цель выступать в роли указующего или направляющего перста, представляя интересы той или иной части корпорации или группы лиц, а позиционирует себя как выразитель интересов всей российской адвокатуры. Принципиальное значение при этом имеет закрепленная Законом организация адвокатского сообщества, основанная на обязательном членстве каждого адвоката в адвокатской палате субъекта Федерации, являющейся в свою очередь членом ФПА РФ. Рассматривая в качестве высших ценностей адвокатского сообщества заложенные в Законе принципы независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов, газета оценивает события государственной и общественной жизни и действия тех или иных лиц с точки зрения соответствия данным принципам. Выступая органом корпорации юристов-профессионалов, газета рассматривает профессионализм как главное качество адвоката и уделяет первостепенное внимание проблемам учебы и практического опыта коллег в различных отраслях права.
Основными направлениями издания являются:
- оперативное информирование о деятельности и решениях ФПА;
- освещение взаимоотношений адвокатуры с государственными и общественными институтами;
- освещение корпоративной жизни адвокатских палат;
- рассказ о созданных адвокатами прецедентах в национальной и международной судебной практике, публикация наиболее интересных решений судов;
- ответы на вопросы, волнующие адвокатов и адвокатские образования;
- взаимодействие с информационными изданиями адвокатских палат;
- поддержка общественно значимых инициатив адвокатов и адвокатских образований;
- информирование о наиболее важных событиях из жизни иностранной адвокатуры, о сотрудничестве российских и зарубежных адвокатских образований и адвокатов.