Пособия гражданам Белоруссии, временно пребывающим в РФ
Проблема:
Согласно п. 16 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) страховые взносы на выплаты временно пребывающим иностранцам не начисляются и не назначаются социальные пособия, установленные ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 255-ФЗ) и ст. 1 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ). Однако граждане Белоруссии имеют в Российской Федерации особый статус, поскольку между нашими странами заключен договор о создании Союзного государства, который содержит положения о равных правах граждан России и Белоруссии на его территории.
Вопрос:
Как начислять страховые взносы на выплаты по трудовым договорам с гражданами Республики Беларусь, временно пребывающими на территории Российской Федерации, и выплачивать им социальные пособия?
Мнение
Е.А. Котко,
ведущий эксперт Ассоциации бухгалтеров, аудиторов и консультантов
Согласно ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" иностранцы наравне с россиянами подлежат страхованию от производственного травматизма и профзаболеваний. Мы не будем рассматривать уплату за белорусов этих страховых взносов и выплату им соответствующих пособий в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, а попробуем разобраться с некоторыми аспектами уплаты страховых взносов и предоставления гражданам Белоруссии, работающим на территории РФ, таких гарантий, как пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Отношения в рамках Союзного государства
В соответствии с п. 5 ст. 14 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 граждане Союзного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства-участника, если иное не предусмотрено законодательными актами государств-участников, договорами между ними.
24 января 2006 года между РФ и Республикой Беларусь был заключен Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения, которым, в частности, регулируются вопросы обязательного (государственного) социального страхования и государственного социального обеспечения лиц, проживающих на территориях договаривающихся сторон (т.е. на территориях РФ и Республики Беларусь) и являющихся их гражданами (п. 1 ст. 2 Договора о сотрудничестве в области социального обеспечения).
Согласно ст. 3 Договора о сотрудничестве в области социального обеспечения он распространяется, в частности, на отношения, регулируемые законодательством договаривающихся сторон:
- о государственном социальном обеспечении, в т.ч. связанные с назначением пособий по временной нетрудоспособности и материнству и пособий для семей с детьми (подп. 1 и 5 п. 1 ст. 3 Договора о сотрудничестве в области социального обеспечения);
- об уплате страховых взносов на обязательное (государственное) социальное страхование (п. 2 ст. 3 Договора о сотрудничестве в области социального обеспечения).
Как следует из положений ст. 2, 3 и 4 Договора о сотрудничестве в области социального обеспечения граждане Республики Беларусь, проживающие на территории РФ, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам РФ в отношениях, указанных в ст. 3 этого Договора.
Таким образом, при применении законов об уплате страховых взносов и назначении социального обеспечения граждане Белоруссии, проживающие на территории РФ, приравниваются к гражданам России.
Какие иностранцы подлежат социальному страхованию в РФ
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Согласно этому определению граждане Республики Беларусь являются иностранными гражданами. Все иностранные граждане, законно находящиеся на территории РФ, в зависимости от их правового статуса делятся на три категории:
1) постоянно проживающие в РФ - лица, получившие вид на жительство;
2) временно проживающие в РФ - лица, получившие разрешение на временное проживание;
3) временно пребывающие в РФ - лица, прибывшие в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Как указано в п. 2 ст. 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) к застрахованным лицам относятся иностранные граждане, работающие по трудовым договорам, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
По обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (подп. 1 п. 1 и 2 ст. 2 Закона N 255-ФЗ и ст. 1 Закона N 81-ФЗ) застрахованными лицами, в частности, являются работающие по трудовым договорам иностранные граждане, если они постоянно или временно проживают на территории России. За таких лиц согласно подп. 5 п. 1 ст. 1.2 Закона N 255-ФЗ, подп. 1 п. 1 ст. 5 и п. 2 ст. 2 Закона N 212-ФЗ работодатели уплачивают страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Что касается иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации, то они в качестве застрахованных лиц в Законах N 255-ФЗ и N 81-ФЗ не указаны. Кроме того, согласно подп. 15 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым и гражданско-правовым договорам, в т.ч. по договорам авторского заказа, в пользу этих граждан не подлежат обложению страховыми взносами. Соответственно, таким работникам не выплачиваются рассматриваемые социальные пособия.
Однако возникает вопрос: применимы ли эти положения к гражданам Республики Беларусь? Ведь в соответствии с п. 4 ст. 2 Закона N 212-ФЗ в случаях, когда международным договором РФ установлены правила, отличные от предусмотренных названным законом, применяются правила международного договора РФ.
Таким образом, нам надо определить, являются ли белорусы, временно находящиеся в РФ, застрахованными лицами согласно международному договору, и какие граждане Белоруссии относятся к временно пребывающим.
Как указано в подп. 4 п. 1 ст. 1 Договора о сотрудничестве в области социального обеспечения, лица, проживающие на территориях договаривающихся сторон и являющиеся их гражданами, считаются застрахованными, если относятся к таковым согласно законодательству договаривающихся сторон.
Как определяется статус граждан Республики Беларусь
Во всех нормативных документах, регулирующих право на получение соцобеспечения на территории РФ (как российских, так и международных - между Белоруссией и Россией) говорится о том, что граждане Белоруссии (иностранные граждане) для получения такого права должны "проживать на территории РФ".
Рассмотрим, как законодательство определяет это понятие. Согласно подп. 6 п. 1 ст. 1 Договора о сотрудничестве в области социального обеспечения место жительства (проживания) в РФ - это место постоянного или временного проживания на законных основаниях на территории РФ, определяемое или признаваемое в качестве такового согласно законодательству РФ.
Как следует из п. 1 ст. 2 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006 об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства (далее - Соглашение о равных правах на свободу передвижения) граждане Белоруссии имеют право свободно въезжать, выезжать, пребывать, следовать транзитом, передвигаться и выбирать место жительства на территории РФ без миграционной карты.
Кроме того, согласно ст. 1 Соглашения о равных правах на свободу передвижения гражданам Республики Беларусь, пребывающим на законных основаниях на территории России, гарантируются равные права с гражданами РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
Примечание. Из п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ следует, что иностранный гражданин законно находится на территории РФ, если он имеет действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ. В настоящее время граждане Республики Беларусь въезжают на территорию России в безвизовом режиме и на них не оформляется миграционная карта (п. 1 ст. 2 Соглашения о равных правах на свободу передвижения). Требуется только документ, удостоверяющий личность гражданина Белоруссии (приложение 1 к Соглашению о равных правах на свободу передвижения). При этом в течение 30 дней с даты въезда они освобождаются от регистрации в компетентных органах по месту пребывания (ст. 3 Соглашения о равных правах на свободу передвижения).
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место пребывания - это гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно.
Местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Гражданский кодекс РФ также определяет место жительства как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ст. 20 ГК РФ).
Вывод
Таким образом, невозможно сделать однозначный вывод о том, какие граждане Белоруссии являются временно пребывающими в РФ.
С одной стороны, белорусы как иностранцы для проживания в РФ (постоянного или временного) должны получить соответственно вид на жительство или разрешение на временное проживание. Для контроля за временным пребыванием иностранцев в Российской Федерации используется миграционная карта, а на граждан Республики Беларусь при въезде на территорию РФ такая карта не оформляется.
С другой стороны, белорусы, как и граждане России, имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства. А термин "временное пребывание" для российских и иностранных граждан имеет разный смысл.
Официально эти противоречия в настоящее время пока не разрешены, но в ответах на частные запросы Минздравсоцразвития России приравнивает граждан Белоруссии к иностранцам и придерживается точки зрения, согласно которой за временно пребывающих на территории РФ белорусов страховые взносы в государственные внебюджетные фонды начислять не надо, соответственно, они не имеют права и на получение пособий (письма от 27.02.2010 N 403-19 и от 01.03.2010 N 424-19).
"Налоговый вестник", N 8, август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1