Размещение государственного (муниципального) заказа у субъектов малого предпринимательства
В статье рассмотрены особенности размещения заказов (государственных и муниципальных) у субъектов малого предпринимательства. В частности, освещен порядок действий заказчика, привлекающего к исполнению заказа юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства, при подаче заявки, формировании документации, определении начальной (максимальной) цены контракта.
Обязанность заключения контракта
Статьей 15 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о государственных закупках) регламентированы особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа. Согласно ее нормам государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10% и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, заказы на которые заказчик вправе разместить у субъектов малого предпринимательства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 642 (далее - Перечень N 642). Среди товаров, работ, услуг, поименованных в Перечне N 642, есть мебель, текстильные изделия, одежда, мех и изделия из меха, обувь, канцелярская, бухгалтерская и электронно-вычислительная техника, услуги гостиниц, ресторанов и др. Размещать заказ на приобретение товаров, работ, услуг, не поименованных в этом перечне, у субъектов малого предпринимательства нельзя.
Цена контракта
Положениями Закона о государственных закупках определено, что при размещении заказа заказчик обязан указать начальную (максимальную) цену государственного или муниципального контракта. При этом данным нормативным актом не предусмотрена разработка нормативного правового акта, утверждающего методику или порядок определения начальной цены государственных или муниципальных контрактов, так как процесс формирования начальной цены контрактов не является предметом регулирования Закона о государственных закупках, положения которого регламентируют порядок и процедуру размещения заказов. Фактически формирование объема и предельной стоимости закупаемых товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд происходит при составлении государственными или муниципальными заказчиками бюджетных заявок на соответствующий год (плановый период) в процессе бюджетного планирования.
В частности, п. 1 ст. 174.2 БК РФ предусматривает, что планирование бюджетных ассигнований осуществляется в соответствии с порядком и методикой, разрабатываемыми соответствующим финансовым органом. Таким образом, методология расчета бюджетной потребности в той или иной сфере является предметом отраслевого и бюджетного законодательства. Из приведенных в письмах Минздравсоцразвития РФ от 15.12.2009 N Д22-1558, от 29.04.2009 N Д05-2145, от 13.04.2009 N Д05-1836 разъяснений следует, что начальную (максимальную) цену контракта определят главный распорядитель бюджетного учреждения на этапе планирования бюджетных ассигнований.
В пункте 4.1 ст. 9 Закона о государственных закупках сказано, что цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании п. 2.1 ч. 2 ст. 55 Закона о государственных закупках (при заключении договора энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии) или иных случаев, установленных ч. 4.2, 6, 6.2-6.4 этой статьи.
В соответствии со ст. 15 Закона о государственных закупках начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд у субъектов малого предпринимательства не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), установленную Правительством РФ. В 2010 году этот размер составляет 15 млн. руб. (Постановление Правительства РФ от 17.03.2009 N 237).
Расчет размера заказа, размещаемого у субъекта малого предпринимательства
Как нами было отмечено ранее, размер заказа, размещаемого у субъекта малого предпринимательства, должен составлять не менее чем 10% и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Как следует из разъяснений писем Минэкономразвития РФ от 12.08.2009 N Д05-4029, Роспотребнадзора от 27.11.2009 N 01/17973-9-32 "О применении частей 11, 12 статьи 7.30 КоАП РФ", этот размер определяется исходя из общей суммы средств для размещения заказов у субъектов малого предпринимательства по Перечню N 642, а не по каждому виду продукции, указанному в Перечне N 642.
То есть для определения объема средств, подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства, заказчик:
1) определяет общую сумму средств, выделенных на закупку товаров, работ, услуг, упомянутых в Перечне N 642.
Предположим, что по бюджетной смете и смете по приносящей доход деятельности на 2010 год учреждению по товарам, работам, услугам, указанным в Перечне N 642, выделено 80 млн. руб.;
2) исходя из суммы в 80 млн. руб., определяет объем средств (минимальный - 10%, максимальный - 20%), подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства. Таким образом, минимальный объем средств, подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства, - 8 млн. руб. (80 млн. руб. х 10%),максимальный объем средств, размещаемый у субъектов малого предпринимательства, - 16 млн. руб. (80 млн. руб. х 20%);
3) определяет одну или несколько позиций по перечню, по которым будет размещен заказ путем проведения торгов, запроса котировок у субъектов малого предпринимательства в размере от 8 млн. до 15 млн. руб.
Участники размещения заказа должны соответствовать требованиям, установленным п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ):
а) для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%;
б) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельного значения средней численности работников для субъектов малого предпринимательства - 100 человек включительно;
в) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные для субъектов малого предпринимательства, - 400 млн. руб. (Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 556).
Порядок размещения заказа
Способ размещения заказа заказчик выбирает самостоятельно, при этом устанавливает начальную (максимальную) цену контрактов (цены лотов), которая не должны превышать значений, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 237 (15 млн. руб.). Размещение заказов, участниками которых являются субъекты малого предпринимательства, осуществляется в порядке, предусмотренном гл. 2-4 Закона о государственных закупках. Вместе с тем имеются и особенности, на которые заказчикам следует обратить внимание (письмо ФАС РФ от 17.08.2009 N АЦ/27510 и Минэкономразвития РФ от 18.08.2009 N 13497-АП/Д05).
В конкурсной (аукционной) документации следует:
а) указать, что участниками торгов могут являться только субъекты малого предпринимательства, которые должны соответствовать требованиям Федерального закона N 209-ФЗ. Такая информация должна содержаться и в извещении о проведении аукциона, конкурса. Заявки, поданные участниками, не являющимися субъектами малого предпринимательства, отклоняются (Решение Арбитражного суда Московской обл. от 20.10.2009 N А41-22285/09);
б) прописать требование о представлении участником размещения заказа в составе заявки на участие в конкурсе или аукционе копий учредительных документов (устав, учредительный договор).Эти документы нужны для проверки сведений о размере уставного (складочного) капитала (паевого фонда) субъекта малого предпринимательства - участника конкурса, аукциона;
в) указать, что средняя численность работников участников торгов за предшествующий календарный год не должна превышать100 человек включительно. Причем, как следует из арбитражной практики, участнику торгов достаточно указать в заявке, что численность его работников не превышает 100 человек. Устанавливать в документации требование о представлении им информации о средней численности работников за соответствующий год, подписанной его уполномоченным лицом, заказчик не вправе (Определение ВАС РФ от 10.09.2009 N ВАС-10949/09). Такое требование в документации на проведение торгов встречается довольно часто (Постановление ФАС ВВО от 09.07.2009 N А29-7441/2008);
г) указать, что выручка участника размещения заказа от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовой стоимости активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Постановлением Правительства РФ N 556, - 400 млн. руб.
Для подтверждения соответствия требованиям, установленным ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ, участник размещения заказа должен представить учредительные документы и продекларировать в заявке на участие в конкурсе, аукционе соответствие данным требованиям. Дополнительная проверка участника размещения заказа на соответствие установленным заказчиком требованиям не нужна.
При проведении запроса котировок заказчик должен указать в извещении о запросе котировок на необходимость соответствия участника размещения заказа требованиям п. 1 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ. Участник размещения заказа декларирует в котировочной заявке соответствие требованиям, установленным данной статьей Федерального закона N 209-ФЗ (о размере уставного (складочного) капитала (паевого фонда) субъектов малого предпринимательства, численности работников за предшествующий календарный год, выручке от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год). Требовать от участника размещения заказа при проведении запроса котировок копии учредительных документов не допускается.
Обратите внимание! Из разъяснений писем ФАС РФ N АЦ/27510 и Минэкономразвития РФ N 13497-АП/Д05 следует: если в конкурсной документации (документации об аукционе), извещении о запросе котировок в форме заявки не содержится требование о соответствии п. 1 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ, заказчик не вправе отклонять заявку, в которой не продекларировано соответствие указанным требованиям. Суды в этом случае встают на сторону субъекта малого предпринимательства. Например, в Постановлении от 15.07.2010 N А57-356/2010 ФАС ПО посчитал неправомерными действия заказчика, который отклонил заявку юридического лица на участие в аукционе в связи с отсутствием в ней решения об одобрении крупной сделки. Суд решил, что данное обстоятельство не является основанием для недопуска юридического лица к участию в аукционе, поскольку в документации о нем не содержалось требования о представлении такого решения. Суд также посчитал мелкой погрешностью, не влияющей существенным образом на ход и результат рассмотрения заявок на участие в аукционе, отсутствие прошивки и нумерации заявки (Постановление ФАС ВСО от 02.12.2009 N А74-1868/2009).
Признание торгов несостоявшимися
Согласно п. 5-7 ст. 15 Закона о государственных закупках если по истечении срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе субъектами малого предпринимательства подано менее двух заявок, торги признаются несостоявшимися. Если торги признаны несостоявшимися или не подано ни одной заявки (или заявка, поданная единственным участником размещения заказа, являющимся субъектом малого предпринимательства, не соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией, документацией об аукционе), повторные торги, участниками которых являются субъекты малого предпринимательства, не проводятся и объем товаров, работ, услуг, за поставку, выполнение, оказание которых проводились такие торги, учитывается в общем годовом объеме. Это положение действует, если по истечении срока подачи котировочных заявок субъектами малого предпринимательства не подано ни одной заявки, соответствующей требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок.
От редакции. На момент подготовки журнала к выпуску принят во втором чтении Проект Федерального закона N 394581-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в части уточнения положений об участии субъектов малого предпринимательства в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд). В нем говорится о том, что размер обеспечения заявки на участие в конкурсе, аукционе, открытом аукционе в электронной форме при размещении государственного (муниципального) заказа не может превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Т. Сильвестрова,
главный редактор журнала
"Бюджетные организации:бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"