Финансовое обеспечение расходных обязательств государства в части занятости населения
Одной из мер социальной поддержки населения является создание центров занятости, которые оказывают содействие безработным гражданам по трудоустройству, а работодателям - по подбору персонала. Кроме того, через данные центры осуществляются социальные выплаты гражданам, признанным безработными.
В нашей статье рассмотрен порядок финансирования мероприятий и распределения расходов в соответствии с бюджетной классификацией операций сектора государственного управления по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан.
Общие вопросы занятости и трудоустройства регулируются Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения). В целях реализации права граждан на труд государство прилагает усилия по их трудоустройству, проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Его действия направлены:
- на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального труда;
- на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- на предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы.
Также ст. 12 Закона о занятости населения для граждан РФ предусмотрены следующие гарантии: защита от безработицы, бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости, социальная поддержка безработных, бесплатная профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по направлению органов службы занятости и бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение.
Мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, предусмотренные Законом о занятости населения, являются расходными обязательствами РФ. Дополнительные средства для финансирования мероприятий могут быть также получены из внебюджетных источников (ст. 22 Закона о занятости населения).
Положением 485*(1) и Законом о занятости населения установлены следующие правила.
Главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на финансовое обеспечение обязательств РФ по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, является Роструд.
Распорядителями и получателями средств федерального бюджета, предусмотренных на финансовое обеспечение указанных обязательств РФ, являются территориальные органы по вопросам занятости населения Роструда.
Государственные учреждения службы занятости (центры занятости) являются получателями средств федерального бюджета на финансовое обеспечение указанных обязательств РФ.
Финансовое обеспечение мероприятий
В статье 7.1 Закона о занятости населения поименованы полномочия РФ в области содействия занятости населения, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов РФ. Для реализации субъектами РФ этих полномочий из федерального бюджета выделяются субвенции. Порядок их выделения прописан в Постановлении Правительства РФ N 36*(2).
Финансовое обеспечение (субвенции) предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, предусмотренных в установленном порядке Роструду. Объем средств для реализации мероприятий определяется на основе методики, утвержденной Правительством РФ, исходя из численности населения и поправочных коэффициентов, учитывающих уровень безработицы и размеры выплат пособий по безработице. В случае уменьшения объема средств, направляемых на осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, высвободившиеся средства могут быть направлены органами государственной власти субъектов РФ на финансирование иных мероприятий. Субвенции зачисляются в установленном порядке на счета бюджетов субъектов РФ, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
При наличии в текущем финансовом году неиспользованного остатка субвенций в соответствии с решением Роструда указанный остаток может быть использован субъектом РФ в очередном финансовом году на те же цели в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ для осуществления расходов бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которых являются субвенции.
В случае если неиспользованный остаток субвенций не перечислен в доход федерального бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном Минфином.
При недостаточности субвенций органы исполнительной власти субъектов РФ не позднее 15 июля текущего финансового года обращаются в Роструд с просьбой о выделении средств нераспределенного резерва. Далее в течение месяца с даты поступления обращения органа исполнительной власти субъекта РФ (и предоставления всех необходимых документов) Роструд принимает решение о выделении бюджету субъекта РФ дополнительных средств нераспределенного резерва.
В случае если общий размер запрашиваемых субъектами РФ дополнительных средств превышает размер нераспределенного резерва, выделение дополнительных средств бюджетам субъектов РФ осуществляется с учетом показателя бюджетной обеспеченности регионов на основании методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов на соответствующий финансовый год.
Отнесение расходов на коды КОСГУ
В разделах II и III Положения N 485 приведен перечень видов расходов, по которым осуществляется финансовое обеспечение обязательств РФ по содействию занятости населения. Минфин в Письме от 26.04.2010 N 02-05-11/1490, разработанном с учетом норм приложения 4 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 30.12.2009 N 150н, Закона о занятости населения, Положения N 485, разъяснил порядок отражения данных расходов у центров занятости. Рассмотрим, по каким кодам КОСГУ отражаются те или иные расходы центров занятости, исходя из разъяснений, изложенных в этом письме.
Подстатья 221 "Услуги связи" - расходы на оплату услуг по пересылке средств материальной поддержки несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет и безработным гражданам от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущим работу впервые, в период временного трудоустройства указанных граждан, а также безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, оказываемых организациями федеральной почтовой связи.
Подстатья 222 "Транспортные услуги" - расходы на оплату договоров перевозки:
- несовершеннолетних, безработных граждан к месту проведения работ (месту обучения) и обратно;
- специалистов до места проведения мероприятий и обратно;
- оборудования и информационных материалов, печатной продукции, расходных материалов.
Подстатья 224 "Арендная плата" - расходы на оплату договоров аренды помещений (на время проведения мероприятий, проведения обучения, хранения материалов), оборудования, мебели, информационных стендов (рекламных щитов).
Подстатья 226 "Прочие работы, услуги" - расходы на оплату:
- договоров, предусматривающих предоставление возможности на возмездной основе использовать оборудование, мебель, информационные стенды (рекламные щиты), помещения, необходимые для проведения мероприятий, обучения, хранения материалов, в случае если указанные договоры заключены в соответствии с общими положениями ГК РФ об обязательствах и договорах и не регулируются правилами гл. 34 "Аренда" ГК РФ;
- услуг по проживанию граждан, направленных территориальным органом или центром занятости на профессиональное обучение в другую местность;
- услуг, оказываемых специалистами, привлекаемыми для реализации мероприятий по содействию занятости населения (проведение консультаций для увольняемых работников, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет);
- образовательных услуг (по теоретическому и производственному обучению (производственной практике));
- услуг физических лиц - членов комиссий по аттестации лиц, закончивших обучение;
- квалификационных экзаменов при получении поднадзорных профессий;
- услуг по оформлению помещения;
- услуг по размещению материалов в средствах массовой информации;
- услуг по разработке, экспертизе учебных планов, программ, технологий и средств обучения;
- услуг по проведению профориентационных, психологических, социологических обследований;
- комиссионного вознаграждения Сберегательному банку РФ за осуществление выплаты материальной поддержки несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет и безработным гражданам от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущим работу впервые, в период временного трудоустройства указанных граждан, а также безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в размере, не превышающем 0,5% суммы произведенных выплат;
- медицинского освидетельствования при направлении на профессиональное обучение в соответствии с перечнем профессий, специальностей, требующих медицинского освидетельствования;
- услуг по профессиональной ориентации граждан и психологической поддержке безработных граждан;
- договоров на организацию мероприятий в области содействия занятости населения (например, договора на организацию проведения для безработных граждан организационно-консультационного семинара по вопросам организации их самозанятости, предусматривающего консультирование и содействие в подготовке бизнес-планов, тестирование).
Подстатья 242 "Безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций" - расходы по оказанию финансовой помощи безработным гражданам на организацию самозанятости (в том числе на подготовку документов, предоставляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уплату государственной пошлины, оплату нотариальных действий и услуг правового и технического характера, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов), производимые до истечения 30 дней с даты внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Подстатья 290 "Прочие расходы" - расходы:
- на материальную поддержку в установленных размерах несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, а также безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, на период их временного трудоустройства, безработных граждан, принимающих участие в общественных работах, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- на оплату получения при необходимости лицензии на осуществление деятельности по приобретенной профессии, специальности;
- на выплату гражданам, направленным территориальным органом или центром занятости на профессиональное обучение, денежных средств на приобретение при необходимости спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также спецпитания.
Подстатья 300 "Поступления нефинансовых активов" - расходы на приобретение (изготовление (включая подготовку и издание), тиражирование) информационных, справочных, рекламных, профинформационных и методических (учебно-методических) материалов, специальных периодических изданий (за исключением расходов на подписку), иной специальной литературы, объектов наглядной информации (в том числе рекламных щитов), учебных пособий, оборудования (компьютеров, средств электронно-вычислительной техники, оборудования локальных и информационных сетей, включая сеть "Интернет", оргтехники, аудио- и видеотехники и т.п.), канцелярских товаров, инструментов, приспособлений, сырья, других материальных ресурсов, а также спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, необходимых для учебного процесса (при необходимости соответствующего обеспечения в период профессионального обучения граждан, направляемых территориальным органом или центром занятости).
При заключении договоров с юридическими лицами по мероприятиям, предусмотренным Положением N 485, территориальные органы и центры занятости должны руководствоваться требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Контроль за расходованием бюджетных средств
Контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, выделенных на финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, осуществляется Рострудом, его территориальными органами и Росфиннадзором (п. 12 Положения N 485).
М. Волкова,
эксперт журнала
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Положение о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости и социальной поддержке безработных граждан, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.07.2005 N 485.
*(2) Постановление Правительства РФ от 22.01.2007 N 36 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных полномочий РФ в области содействия занятости населения".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"