Санкционирование расходов по целевым субсидиям
Приказом Минфина РФ от 16.07.2010 N 72н (далее - Приказ N 72н) утвержден Порядок санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ*(1) (далее - Порядок N 72н). В нем идет речь о санкционировании расходования денежных средств, предоставленных учреждению в виде целевых субсидий. Заметим, что к целевым субсидиям относятся субсидии, получаемые бюджетным учреждением, за исключением тех субсидий, которые выделены ему на возмещение нормативных затрат, связанных с выполнением государственного (муниципального) задания в рамках оказания государственных (муниципальных) услуг. Рассмотрим порядок санкционирования расходования денежных средств, изложенный в вышеназванном нормативном документе.
Приказ N 72н вступает в силу с 01.01.2011 и применяется к федеральным бюджетным учреждениям, в отношении которых их учредителями принято решение о предоставлении им целевых субсидий.
Операции с целевыми субсидиями, поступающими в учреждение, учитываются на отдельном лицевом счете (далее - лицевой счет по иным субсидиям), открываемом учреждению в органе Федерального казначейства. Порядок открытия лицевого счета утвержден Приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 N 7н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами".
Сведения о выделении целевых субсидий бюджетным учреждениям
Для расходования целевых субсидий, выделяемых подведомственным бюджетным учреждениям, федеральный орган исполнительной власти (если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ), осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении учреждения (далее - учредитель), ежегодно представляет в Федеральное казначейство перечень целевых субсидий на соответствующий год в электронном виде с применением электронной цифровой подписи по форме, рекомендуемый образец которой приведен в Приказе N 72н.
Представленный в Федеральное казначейство перечень целевых субсидий проверяется на предмет (п. 4 Порядка N 72н):
- соответствия его установленной форме;
- наличия в сводной бюджетной росписи федерального бюджета бюджетных ассигнований, предусмотренных учредителю, как главному распорядителю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов, указанным им в перечне целевых субсидий;
- соответствия наименования субсидии ее наименованию, указанному в нормативном правовом акте, устанавливающем порядок предоставления целевой субсидии.
Если перечень целевых субсидий не отвечает предъявляемым к нему требованиям, то учредителю направляется протокол в электронном виде, в котором указывается причина его возврата. Протокол представляется не позднее трех рабочих дней, следующих за днем представления перечня целевых субсидий. Если перечень соответствует предъявленным к нему требованиям, он принимается к исполнению.
Главный распорядитель в течение финансового года может изменить размер выделяемых подведомственным распорядителям субсидий. В этом случае в Федеральное казначейство представляется перечень целевых субсидий с учетом внесенных в него изменений (п. 7 Порядка N 72н).
Сведения об операциях с целевыми субсидиями
Для санкционирования оплаты денежных обязательств учреждений, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии (далее - целевые расходы), учреждением в орган Федерального казначейства представляются Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на _____ год (ф. 0501016) (далее - Сведения) (п. 8 Порядка N 72н). При наличии между учреждением и органом Федерального казначейства электронного документооборота Сведения представляются в электронном виде с применением электронной цифровой подписи. При отсутствии электронного документооборота Сведения представляются на бумажном носителе с одновременным представлением на машинном носителе (п. 10 Порядка N 72н).
Если размер субсидий в течение года изменяется, то вносятся соответствующие корректировки и в Сведения. Измененные Сведения представляются бюджетным учреждением в Федеральное казначейство (п. 11 Порядка N 72н).
Обратите внимание! В случае уменьшения учредителем размера планируемых поступлений целевых субсидий сумма поступлений соответствующей целевой субсидии, указанная в Сведениях (после внесения в них изменений), должна быть больше суммы или равна сумме произведенных целевых расходов, источником финансового обеспечения которых является соответствующая целевая субсидия, с учетом разрешенного к использованию остатка целевой субсидии (п. 11 Порядка N 72н).
Не использованные на начало текущего финансового года остатки целевых субсидий прошлых лет. Согласно п. 12 Порядка N 72н по решению главного распорядителя и при подтверждении потребности в целевых субсидиях бюджетные учреждения вправе расходовать их остатки, не использованные на начало года. Для этого Сведения представляются учреждением в Федеральное казначейство. Сумма разрешенного к использованию остатка целевой субсидии прошлых лет указывается:
- в графе 5 - с указанием кода целевой субсидии;
- в графе 2 - при сохранении кода указанной целевой субсидии в новом финансовом году;
- в графе 4 - если код указанной целевой субсидии изменен в новом финансовом году.
Не использованные на начало текущего финансового года остатки целевых субсидий прошлых лет, суммы которых не отражены в Сведениях, учитываются органом Федерального казначейства на лицевом счете по иным субсидиям, открытом учреждению, без права расходования.
Санкционирование расходов
Расходование субсидий осуществляется на основании представленных учреждением (п. 15 Порядка N 72н):
- заявок на кассовый расход (код формы по КФД 0531801) или заявок на кассовый расход (сокращенных) (код формы по КФД 0531851) (далее - Заявка на кассовый расход);
- заявок на получение наличных денег (код формы по КФД 0531802).
В одной Заявке на кассовый расход может содержаться несколько сумм кассовых выплат по целевым расходам по одному денежному обязательству учреждения, источником финансового обеспечения которых является одна целевая субсидия. В одной заявке на получение наличных денег также может содержаться несколько сумм кассовых выплат по целевым расходам, источником финансового обеспечения которых является одна целевая субсидия.
Для подтверждения возникновения денежного обязательства по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, аренде учреждение представляет в орган Федерального казначейства вместе с Заявкой на кассовый расход указанные в ней документы, подтверждающие возникновение денежного обязательства, предусмотренные порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета (документ-основание). Такими документами в зависимости от вида расходного обязательства, как правило, являются договор, счет-фактура, акт выполненных работ (оказанных услуг), Товарная накладная (ф. ТОРГ-12) (п. 19 Порядка N 72н).
Заявки на кассовый расход и получение наличных денег проверяются органом Федерального казначейства по следующим направлениям:
1) наличие и соответствие указанных в заявках кодов КОСГУ кодам субсидий в Сведениях;
2) соответствие указанных в заявках кодов КОСГУ текстовому назначению платежа исходя из содержания текста назначения платежа в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ;
3) соответствие содержания операции по оплате денежных обязательств на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, аренды, исходя из документа-основания, коду КОСГУ и содержанию текста назначения платежа, указанным в Заявке на кассовый расход;
4) непревышение суммы, указанной в заявках, над суммой остатка расходов по соответствующим коду КОСГУ и коду субсидии, учтенным на лицевом счете по иным субсидиям;
5) соответствие информации, указанной в заявках, Сведениям.
Если заявки соответствуют предъявляемым к ним требованиям, то на них проставляется отметка, подтверждающая санкционирование оплаты денежных обязательств учреждения, с указанием даты, подписью, расшифровкой подписи, содержащая фамилию, инициалы указанного работника, и заявки принимаются к исполнению (п. 22 Порядка N 72н).
Исполнение исполнительных документов. В пункте 24 Порядка N 72н сделана оговорка, которую нельзя оставить без внимания. В данном пункте сказано следующее. Положение о том, что если форма или информация, указанная в перечне целевых субсидий, не соответствует требованиям, установленным Порядком N 72н, то уполномоченный руководителем Федерального казначейства работник направляет учредителю протокол в электронном виде, в котором указана причина возврата, не распространяется на санкционирование оплаты денежных обязательств учреждения по исполнению в установленном порядке исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства учреждения.
Учреждение может направить средства, полученные им в установленном порядке от осуществления предусмотренных его уставом видов деятельности, на возмещение расходов, произведенных в связи с исполнением исполнительных документов за счет целевых субсидий, на основании Заявки на кассовый расход.
Т. Обухова,
эксперт журнала
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет
и налогообложение"
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Напомним, что в этом абзаце сказано следующее: порядок определения объема и предоставления субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"