Работника Общества с ограниченной ответственностью с 01.04.2010 г. Приказом от 23.03.2010 N 31-1к повышают в должности - с экономиста 2-ой категории на 1-ую. В приказе указывается должностной оклад работнику - в должности экономиста 1-ой категории с 01.04.2010 года - в сумме 13 800 руб.
С 01.04.2010 года в Обществе действует новое штатное расписание, утв. Советом директоров 18.03.2010 г. Одновременно по Обществу издается Приказ на повышение окладов всем работникам от 24.03.2010 N 66, где, среди прочих поименован и этот работник уже в новой должности - экономиста 1-ой категории - в сумме 13 800 руб.
Следует ли в данном случае при определении среднего заработка учитывать повышающий коэффициент в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922?
Просим дать комментарии по порядку оформления повышения работников в должности с одновременным повышением окладов по всему Обществу.
Как следует из запроса и устных комментариев его составителя, в организации одновременно произошло:
- изменение организационно-штатной структуры, в результате которого изменены наименования ряда должностей (из штатного расписания выведена прежняя и введена новая должность);
- повышение должностных окладов.
То есть, можно сказать, что состоялось повышение окладов в отношении все имеющихся в организации должностей, и в новое штатное расписание введены дополнительно новые должности.
Для того чтобы понять, может ли применяться в рассматриваемой ситуации повышающий коэффициент, установленный Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (далее - Положение N 922)*(1), сначала определим общие условия применения данного Положения в отношении "индексации" среднего заработка.
Согласно ст. 139 ТК РФ средний заработок исчисляется одинаково для всех случаев и правила его расчета установлены Положением N 922.
В соответствии с п. 16 Положения N 922 при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов, денежного вознаграждения в случаях, предусмотренных в данном пункте, производится корректировка (индексация) среднего заработка работников.
Таким образом, пунктом 16 установлено, что средний заработок корректируется, если повышение произошло всем работникам организации, филиала или структурного подразделения*(2).
Официальное мнение по этому поводу изложено в Письме Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) от 31.10.2008 N 5920-ТЗ. В нем указано, что "в случае повышения заработной платы конкретному работнику (а не всем работникам) размер сохраняемого среднего заработка не корректируется". Таким образом, по мнению Роструда, повышение должностных окладов отдельным сотрудникам при расчете среднего заработка не учитывается. Повышение заработной платы должно касаться всех работников организации, филиала или структурного подразделения.
По неофициальному мнению специалистов ФНС России и Минздравсоцразвития РФ (например, Н.З. Ковязиной*(3)), неоднократно высказываемому в различных публикациях, корректировка также производится только в случае, когда повышение окладов производится во всей организации, филиале, ином структурном подразделении в целом по всем работникам.
Вывод:
Согласно Положению N 922 средний заработок корректируется, если повышение окладов произошло всем работникам организации, филиала или структурного подразделения.
Как мы уже отметили выше, средний заработок подлежит индексации, если заработная плата повышена всем работникам организации. Считаем, что в ситуации, когда в организации, помимо повышения окладов всем работникам, состоялось и переименование должностей, индексация среднего заработка производится.
Вместе с тем, как следует из пояснений составителя запроса и представленных дополнительно документов, в Обществе в отношении части сотрудников произошло переименование должностей, а некоторые сотрудники были повышены в должности.
При этом из представленных документов видно, что переименование должностей работников и перевод на новые должности в отношении каждого работника оформлены Приказом (распоряжением) о переводе работников на другую работу (Форма Т-5 *(4)).
В связи с этим отмечаем, что в соответствии со ст. 72.1 ТК РФ перевод на другую работу это постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник при продолжении работы у того же работодателя.
В данном случае следует обратить внимание, что исходя из определения трудовых отношений, содержащегося в ст. 15 ТК РФ*(5), трудовая функция это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы.
При этом можно отметить, что под должностью в практике трудовых отношений понимается служебное положение работника как структурной единицы, предусмотренной штатным расписанием, которое характеризуется своим кругом служебных полномочий, прав и обязанностей, необходимых для выполнения работы, входящей в содержание должности.
Учитывая указанные определения должности и трудовой функции, в случае если происходит изменение в наименовании должности без изменения служебных обязанностей, то, по нашему мнению, такая ситуация не подпадает под понятие перевода на другую работу.
Таким образом, при квалификации с точки зрения трудового законодательства вариантов "перевода" работников, в первую очередь следует определиться, произошло ли при этом изменение возложенных на работника обязанностей.
Как следует из текста запроса, об изменении служебных обязанностей однозначно можно говорить в ситуации, когда работник с должности экономиста 2-ой категории был переведен на должность экономиста 1-ой категории. То есть, указанный перевод работника на другую должность действительно следует квалифицировать как перевод на другую работу.
В отношении случаев, когда изменяется наименование должности, не всегда можно говорить об изменении должностных обязанностей*(6).
В таких случаях, в первую очередь необходимо проанализировать вносимые изменения, а именно, что стало результатом указанных изменений - расширился круг обязанностей (т.е. на работника возложены новые обязанности, полномочия) или же произошло уточнение ранее возложенных на работника обязанностей (т.е. имеется в виду большая степень детализации ранее выполняемых функций).
Если в связи с изменением служебных обязанностей произошло их расширение (например, в случае повышения в должности), то в таком случае перевод работников на новые должности следует рассматривать как перевод на другую работу.
Если изменения привели только к уточнению ранее возложенных на работника обязанностей, то в такой "перевод" на новую должность не является в смысле ст. 72.1 ТК РФ переводом на другую работу. В таком случае, по нашему мнению, речь идет о переименовании должности.
Следует также отметить, что в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты также не содержится форм позволяющих оформить процедуру переименования должности. По нашему мнению, в таком случае следует оформлять приказ о переименовании должности или же использовать Форму Т-5, но с пометкой "о переименовании должности".
Далее отметим, что работникам, которым, помимо повышения оклада, была переименована их должность, средний заработок также должен индексироваться. По нашему мнению, когда во всей организации происходит повышение окладов с одновременным переименованием отдельных должностей, то такое переименование никакого влияния на порядок применения п. 16 Положения N 922 не оказывает, так как определяющим фактором в такой ситуации является все же повышение окладов во всей организации, а также можно говорить о том, что формально и работникам с переименованной должностью оклад также повышен.
Другими словами, например, если работник ранее занимал должность инженер по метрологии с окладом 10 000 руб., и его должность была переименована на "инженер-метролог" (без изменения круга прав и обязанностей) и повышен оклад до 12 000 руб., то в данном случае, по нашему мнению, следует руководствоваться п. 16 Положения N 922.
При этом считаем, что для работников, должность которых была переименована, коэффициент повышения должен быть определен путем деления оклада, установленного для переименованной должности, на оклад, который был установлен для данной должности до ее переименования.
Однако в силу того, что Постановлением N 922 данный вопрос прямо не урегулирован, не исключено возникновение споров с контролирующими органами при наличии у них противоположной точки зрения.
Вывод:
Считаем, что в ситуации, когда при повышении окладов в целом по организации, производится также переименование должностей, Общество имеет право применить "индексацию" среднего заработка в отношении всех работников, в том числе тех, должности которых были переименованы.
В отношении работников, которые были переведены на другую работу (в отличие от тех, которым были переименованы должности), отмечаем следующее.
Как отмечено выше, в рассматриваемой ситуации повышение должностных окладов в Обществе произошло в отношении всех должностей, указанных в штатном расписании. При этом, исходя из формального прочтения п. 16 Положения N 922, можно говорить о том, что поскольку имел место факт повышения должностных окладов во всей организации, то Общество должно "индексировать" средний заработок в отношении всех работников, в т.ч. и переведенных на другую работу.
В обоснование данной позиции следует отметить, что если бы работников не переводили на другую работу, то их оклад, был бы повышен (учитывая общее повышение окладов по организации) и соответственно средний заработок подлежал бы "индексации". Если же предположить, что Общество не будет "индексировать" средний заработок в отношении переведенных на другую работу работников, то это фактически приведет к неравенству в исчислении среднего заработка между указанными работниками и работниками, которые остались на прежних должностях. В связи с чем, не исключено, что такие работники могут заявить о том, что их права в отношении расчета среднего заработка нарушены.
Однако, поскольку указанный вывод четко не следует из п. 16 Положения N 922, также нельзя исключать, что у контролирующих органов по данному вопросу будет совершенно иная позиция, что соответственно приведет к возникновению у Общества налоговых рисков, связанных с занижением налоговой базы по налогу на прибыль (поскольку в расходах будут признаны суммы сохраненного среднего заработка с учетом повышающих коэффициентов).
При этом повышающий коэффициент для выплат, произведенных в рамках "старой" должности, следует рассчитывать путем деления нового повышенного оклада, установленного для "старой" должности, с которой работник был переведен, на старый оклад (оклад до повышения), который был установлен для этой должности*(7).
Пример из текста запроса:
С 01 апреля 2010 г. всем сотрудникам организации повышены оклады. Работнику в июне предоставляется отпуск. С 01 апреля 2010 г. работника с одной должности переводят на другую - с экономиста 2-ой категории на экономиста 1-ой категории.
Если отпуск предоставлен в июне 2010 г., то расчетным периодом признаются 12 месяцев: с мая 2009 г. по апрель 2010 г. Оклады повышены в расчетный период с 01 апреля 2010 года, поэтому на коэффициент повышения корректируются выплаты, начисленные с мая 2009 г. по март 2010 г.
Допустим, с 1 апреля установлены оклады:
- экономисту 2-ой категории 12 000 руб., коэффициент повышения 1,2 (т.е. оклад до повышения 10 000 руб.);
- экономисту 1-й категории 13 800 руб., коэффициент повышения 1,15 (т.е. оклад до повышения 12 000 руб.).
Подлежащие корректировке выплаты пересчитываются в следующем порядке:
- начисленные с мая 2009 г. по март 2010 г. - увеличиваются на коэффициент 1,2 (как если бы работник не был переведен другую должность; так как сотрудник в указанный период работал по "старой" должности).
Таким образом, в рассматриваемом случае, для определения коэффициента повышения выплат, произведенных по "старой" должности, берется отношение нового оклада экономиста 2-ой категории к старому окладу, установленному для этой должности.
Вывод:
Учитывая формальное прочтение п. 16 Положения N 922, по нашему мнению, в отношении работников, переведенных на другую работу, Обществу также следует производить "индексацию" среднего заработка.
При этом, обращаем Ваше внимание, что указанная позиция не исключает возникновения налоговых рисков.
2. Относительно порядка оформления повышения оплаты труда в рассматриваемой ситуации отмечаем следующее.
1) Представленный к рассмотрению приказ N 66 от 24.03.2010 г. не позволяет сделать однозначный вывод о том, что произошло повышение оплаты труда всех категорий работников, т.е. все сотрудникам организации.
В целях исключения споров с контролирующими органами по вопросу о том, осуществлялось ли повышение оплаты труда для всех работников Общества, целесообразно в соответствующем приказе отразить информацию о том, что повышение окладов осуществлено для всех должностей работников, т.е. в целом по всей организации.
2) В случае перевода сотрудника на другую работу следует оформлять приказ по Форме Т-5, а при переименовании должности сотрудника без изменения круга его должностных обязанностей, следует оформлять приказ о переименовании должности или же использовать Форму Т-5, но с пометкой "о переименовании должности".
15 июля 2010 г.
ООО "Аудит-новые технологии", июль 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утв. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 N 922.
*(2) Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", структурным подразделением могут быть признаны отделы, цеха, участки и т.д.
*(3) Заместитель директора департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития РФ.
*(4) Утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1.
*(5) В соответствии со ст. 15 ТК РФ: трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
*(6) Обществу следует самостоятельно определить случаи перевода, в результате которых произошло изменение должностных обязанностей работника (как, в ситуации с Н-новой Е.В.) и случаи, когда произошло переименование должности.
*(7) Стоит отметить, что данной позиции придерживается Е.В. Воробьева - автор ежегодных изданий "Заработная плата", Член Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ООО "Аудит-новые технологии"
Ответы на вопросы консультационного характера, созданные авторами, с которыми ООО "Аудит - новые технологии" состоит в трудовых отношениях.