Продвижение сайта: мифы и реальность
В наше время новые технологии развиваются стремительно, и уже ни для кого не секрет, что благодаря интернет технологиям эффективность бизнеса существенно возрастает. Бумажные справочники и объявления в газетах ушли в прошлое: потенциальные клиенты предпочитают получать информацию о товарах и услугах в сети Интернет. Это дает клиенту массу преимуществ: удобство и быстрота поиска необходимого товара или услуги, возможность сравнить существующие предложения рынка и принять обоснованное решение о покупке и, наконец, составить впечатление о компании по ее визитной карточке - сайту.
Для компании сайт в Интернете является отличной возможностью заявить о себе, развить бизнес, увеличить приток клиентов, продажи и, что самое главное, - получить ощутимые результаты при сравнительно не больших затратах. Сегодня практически все понимают необходимость про движения своих услуг в Интернете: и компании со стажем, и новые фирмы. Многие предприниматели в условиях кризиса предпочли вообще уйти с реального рынка в менее затратную интернет торговлю.
Обеспечить приток посетителей на сайт помогают оптимизаторы (SEO-специалисты) и интернет маркетологи. Сегодня существует много фирм по раскрутке сайтов, которые предлагают услуги, начиная от информационного наполнения сайта и его продвижения и заканчивая набором комплексных мер по развитию интернет проекта. Рынок продвижения интернет ресурсов постоянно расширяется, что свидетельствует о востребованности подобных услуг. В предложениях о раскрутке сайта можно встретить многообещающие формулировки: "В топ за 2 недели!", "Бесплатная раскрутка! Только у нас!", "Топ 10 всего за 10 000 рублей!" и т.д.
Как разобраться, что предлагают оптимизаторы в своих коммерческих предложениях: несбыточные мечты или реальные результаты? Рассмотрим основные мифы о раскрутке сайта.
Как это работает
Поисковая система - это сайт, обратившись к которому пользователь может найти интересующую его информацию по заданному ключевому запросу. Основная задача поисковой системы - предоставить пользователю наиболее полную информацию по поисковому запросу. Для того чтобы решить эту задачу, поисковая система постоянно совершенствуется: ищет новые сайты и включает их в свою базу данных, оценивает сайты с точки зрения содержания, улучшает алгоритмы расчета поисковой выдачи.
Search Engines Optimization (SEO) - комплекс мер по оптимизации внутренних и внешних параметров, направленный на улучшение позиций сайта в выдаче по конкретным поисковым запросам. Поисковый запрос - это фраза, которая вводится пользователем в окно поисковой системы, после чего осуществляется поиск документов, которые содержат указанную пользователем фразу. Задача SEO - обеспечить хорошую видимость сайта в поисковых системах по профильным запросам. Видимость сайта - это отношение доли показов в Топ-10 результатов поиска к сумме всех показов (по статистике поисковых систем) по выбранным для раскрутки запросам.
Задача улучшения видимости решается для каждого сайта по-разному, в соответствии с его спецификой. Обычно в комплекс мероприятий по раскрутке сайта входят: составление семантического ядра, выбор запросов для продвижения, анализ и оптимизация кода сайта, анализ конкурентов, наращивание ссылочной массы, регистрация в каталогах и социальных закладках, раскрутка в блогах и социальных сетях и другие. Стоимость услуг по продвижению варьируется от 5000 рублей в месяц у фрилансеров до 200 000 рублей и выше в крупных фирмах.
Программы для "автоматической раскрутки" помогают автоматизировать некоторые этапы процесса продвижения. Например, регистрацию в каталогах, работу с досками объявлений, обмен ссылками, покупку ссылок.
Миф 1: топ-10 - залог успеха
Считается, что расположение сайта в первой десятке списка поисковой системы при запросе - залог успеха. Действительно, большинство людей посещает только те сайты, которые занимают верхние места в Топ-10 поисковых систем. Как показывает статистика, на вторую страницу поиска зайдут лишь 12-13% посетителей. Поэтому, бесспорно, попадание в Топ-10 - гарантия того, что сайт увидит наибольшее число пользователей.
Не стоит, впрочем, считать попадание в Топ-10 "золотой жилой", благодаря которой заказы потекут рекой. Решение о покупке зависит от многих факторов и попадание посетителя на сайт - лишь первый шаг к этому.
Большое значение для возможного клиента имеет то, как и что написано на сайте; насколько информация соответствует ожиданиям и потребностям пользователя. Удобство сайта, ясность навигации, доступность нужной информации (например, конкретного товара в интернет магазине) будут также влиять на решение.
Важно помнить, что продвижение сайта - это всегда комплекс мероприятий. И попадание сайта в Топ 10 - лишь один из путей раскрутки. Его использование, наряду с поисковыми и баннерными рекламными кампаниями, привлечением пользователей через иные источники, даст предпринимателю эффективный результат.
Миф 2: "взлет ракеты"
Многие компании на рынке продвижения предлагают так называемую "быструю раскрутку". Чаще всего за этим обещанием кроется обман, потому что самые быстрые методы, как правило, "черные". В большинстве случаев сайт действительно взлетит в Топ, но через некоторое время покинет его навсегда: он будет исключен из индекса поисковых систем. Несмотря на свою эффективность, "черные методы" продвижения так или иначе обманывают поисковую систему. Наиболее известны следующие схемы обмана поисковиков:
- клоакинг. Системе роботу предлагается содержание страницы, не соответствующее тому, что видит человек на сайте (робот видит статью об игрушках, а пользователь - adult тематику);
- дорвей. Пользователя перенаправляют на сайт со специального ресурса, представляющего собой страницу с набором ключевых слов;
- скрытые упоминания. Использование однотонных шрифтов и фона для повышения количества ключевых слов в тексте сайта, например, красный текст на красном фоне шапки страницы.
Подобные способы продвижения караются поисковыми системами. При этом заказчик недоброкачественной раскрутки теряет доменное имя сайта, а значит, вновь будет вкладывать деньги в покупку иного домена, перепечатку визиток и рекламных материалов, в которых был указан старый адрес сайта. Не говоря уже об испорченной репутации фирмы.
Быстрых, эффективных и при этом "белых" способов попасть в Топ 10 не существует. Можно быстро получить хорошие результаты, используя контекстную рекламу. Но имейте в виду: если компания по раскрутке сайтов предлагает вывести его в Топ за одну две недели или за один день провести некий комплекс мероприятий, который поможет сайту "взлететь", то речь идет именно о "черных" методах продвижения.
Обычно в случае качественной работы первые результаты продвижения сайта можно увидеть только через 2-3 месяца. За это время специалисты проводят работы по внутренней оптимизации, осуществляют плавное пополнение ссылочной базы сайта. В результате сайт не "влетает", а плавно "вплывает" в Топ 10, где затем прочно встает на якорь.
Миф 3: бесплатная раскрутка
В Интернете существует множество ресурсов, которые предлагают для скачивания различные программы по автоматической раскрутке сайта. Пользоваться ими можно и иногда даже нужно. Но следует понимать, что программы, которая следила бы за всем процессом продвижения, не существует. Универсальное бесплатное программное обеспечение для раскрутки сайта - это миф.
Основной недостаток предлагаемых бесплатных программ в том, что они либо совсем не учитывают особенности сайта, важные при продвижении, либо настройка таких опций в "бесплатной" программе требует установки платных модулей. Например, бесплатно предоставляется программное обеспечение для регистрации интернет-ресурса в каталогах, а базы каталогов для регистрации - платно.
Безусловно, для автоматизации процесса продвижения сайта подобные программы - полезный инструмент. Можно воспользоваться сразу несколькими из них, сочетая их функции и анализируя результаты. Но ожидать, что их использование вознесет сайт к вершинам славы и Топа, не стоит: программа не станет думать за пользователя. Следует помнить, что любой сайт имеет свои индивидуальные особенности, которые не могут быть отрегулированы при помощи программы. Это касается в первую очередь внутренней структуры сайта, текстов, адресов страниц. Тем более программа для раскрутки никак не повлияет на улучшение общей степени удобства пользования сайтом (юзабилити), которое также является важной частью продвижения сайта. Все это непременно следует учитывать для успешного продвижения сайта.
Рекомендации по продвижению сайта
Поняв, где миф, а где правда в предложениях о продвижении, можно, наконец, задать себе главный вопрос: каким же должен быть сайт для того, чтобы он был и приятен пользователю, и угоден поисковой машине? В первую очередь - удобным и полезным, как бы банально это не звучало. Приведем несколько рекомендаций из личного багажа компании:
1. Не зацикливайтесь на поисковых системах. Узнать о сайте пользователи могут не только из "поисковика". Существует множество взаимодополняющих средств продвижения: обмен баннерами, контекстная реклама, социальные сети и другие. Бывают случаи, когда сайт занимает первое место в запросе поисковой системы, но, попадая на него, пользователи закрывают окно интернет-браузера уже в первые 3 секунды из-за отсутствия качественного дизайна. Помните, что поисковая система - это отличное средство, но не гарант увеличения продаж.
2. Старайтесь мыслить как пользователь. Представьте себя обычным, не посвященным в тонкости конкретной сферы бизнеса человеком. Создайте на сайте понятные, доступные для понимания "школьника" тексты. Сделайте удобную навигацию, которая постепенно приведет пользователя к покупке.
3. Прочтите, что сами "поисковики" пишут о сайтах своей мечты. В разделе поисковых систем "Помощь вебмастеру" (Яндекс: www.help.yandex.ru/webmaster/, Google www.google.com/support/webmasters/) можно получить информацию о том, как улучшить сайт, чтобы он стоял выше в результатах поиска.
4. Развитие - залог успеха. Сайт не должен слишком долго оставаться "в первозданном виде", т.е. таким, каким впервые попал в Интернет. Обновления, улучшения и усовершенствования будут оценены и пользователем, который вновь и вновь будет заходить на сайт, и поисковым роботом, который в данном случае будет делать то же самое, что и пользователь, - заходить чаще, чтобы не упустить новую информацию.
5. Обратитесь к профессионалам. Для эффективного продвижения сайта важны: комплексный подход, опыт и качество работы, постоянная поддержка проекта. Развитие сайта - это постоянное движение вперед, а не единоразовая мера. Если вы все-таки решили для продвижения сайта воспользоваться услугами специализированной компании, для получения хорошего результата важно выбрать надежную компанию, которая будет вести проект и заботиться о повышении продаж.
Т. Козлова,
SEO специалист отдела интернет-продвижения
Северо-западного подразделения компании
"1С:Бухучет и Торговля" (БИТ)
"Арсенал предпринимателя", N 8, август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Арсенал предпринимателя"
ООО "Бизнес-Арсенал"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ N ФС77-36567 от 08.06.2009 г.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58, 482-09-47, 507-46-04
E-mail: public@delo-press.ru