Безвизовые и квалифицированные иностранные работники турфирм и гостиниц
Организации гостиничного хозяйства и турфирмы, в которых работают иностранцы, прекрасно знают, что правовой статус и положение таких работников постоянно меняются и уточняются законодателем. Яркий пример - поправки, внесенные Законом N 86-ФЗ*(1). Нормативный акт уже вступил в силу и показал неготовность чиновников на местах к исполнению его требований, которые, кстати, касаются не только прав, но и налогообложения доходов отдельных категорий иностранцев. Попробуем разобраться и дать свою оценку нововведениям.
Кому интересны поправки, внесенные Законом N 86-ФЗ?
Большинство изменений, вносимых в Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ), касается двух категорий мигрантов:
- прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы (к таким гражданам относятся лица из ближнего зарубежья (Таджикистан, Казахстан, Киргизия, Молдова, Республика Беларусь и др.), то есть граждане тех иностранных государств, с которыми заключены межправительственные соглашения о безвизовом режиме). Для этой группы введена дополнительная подкатегория - "безвизовые" мигранты, работающие у физических лиц;
- прибывших в РФ в качестве высококвалифицированных специалистов (в числе таких работников могут быть граждане как ближнего, так и дальнего зарубежья).
Согласитесь, в гостиничном и туристическом бизнесе могут быть задействованы обе категории мигрантов, поэтому новшества, вводимые по ним Законом N 86-ФЗ, рассмотрим отдельно.
Новшества, касающиеся "безвизовых" иностранцев
Начнем с того, что порядок оформления на работу "безвизовых" иностранцев проще, чем правила оформления "визовых" мигрантов. Для первых необязательно получение разрешения на привлечение и использование иностранных работников, однако не обойтись без разрешения на работу. Данный документ нужен как "визовым", так и "безвизовым" иностранцам. Для его оформления "безвизовый" иностранец в числе прочих документов предоставляет трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) (пп. 4 п. 3 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ), что раньше не требовалось. Договор необходим для того, чтобы внести реквизиты работодателя (заказчика работ, услуг) в разрешение на работу, а также продлить срок действия данного документа (п. 7.2 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). Таким образом, указанные новшества Закона N 86-ФЗ позволяют продлять истекший срок разрешения на работу, получать повторное разрешение не нужно.
Уточнен срок выдачи разрешений на работу: либо на срок временного пребывания, либо на срок действия заключенного иностранным гражданином трудового или гражданско-правового договора, но не более чем на один год со дня въезда (п. 1.1 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). Перечень сведений об иностранном гражданине, содержащихся в разрешении на работу, порядок внесения изменений в указанные сведения (в том числе при выдаче разрешения или продлении срока его действия) и форма бланка разрешения на работу (абз. 2 п. 1.3 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ) устанавливаются Миграционной службой.
Уточнены обязанности работодателя, привлекающего и использующего в трудовой деятельности "безвизового" иностранца. Раньше работодателю достаточно было уведомить миграционный орган о найме иностранного работника, прибывшего в порядке, не требующем получения визы. Сейчас нужно уведомлять миграционную службу и службу занятости не только о заключении и расторжении договоров с такими работниками, но и о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). При досрочном расторжении трудового (гражданско-правового) договора "безвизовый" иностранец вправе заключить новый договор (в течение 15 рабочих дней) либо выехать из РФ в случае истечения срока временного пребывания (п. 7.5 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ, абз. "к" п. 5 ст. 1 Закона N 86-ФЗ).
В общем случае срок пребывания "безвизового" гражданина в РФ ограничивается 90 сутками, подписание трудового договора дает право продлить этот срок, но не более чем на год. Если иностранец в течение срока действия разрешения на работу заключает новый трудовой (гражданско-правовой) договор, он обязан в течение семи рабочих дней обратиться в миграционную службу для внесения изменений в разрешение на работу (п. 7.6 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). Если в течение 15 дней после досрочного расторжения договора "безвизовый" гражданин не заключает нового трудового (гражданско-правового) договора, разрешение на работу ему больше не выдается, а ранее выданное - аннулируется.
Обратите внимание! С 1 июля 2010 года ФМС вправе аннулировать разрешение на работу, выданное иностранному гражданину, в случае если работодатель, заключивший с иностранным гражданином трудовой договор, не представляет налоговую отчетность в течение шести месяцев (пп. 14 п. 9 ст. 18 Закона N 115-ФЗ).
В случае аннулирования разрешения на работу или истечения срока его действия (если отсутствуют основания для продления указанного срока) трудовой или гражданско-правовой договор, заключенный с иностранным гражданином, подлежит прекращению (п. 9.3 ст. 18 Закона N 115-ФЗ). Как видим, оба документа (договор и разрешение) тесно связаны, что отчасти защищает интересы иностранного работника в РФ и обязывает работодателя следовать нормам трудового и гражданского законодательства.
Новшеством можно считать то, что "безвизовым" иностранцам с 2013 года при выдаче разрешения на работу предстоит фотографироваться и проходить обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию в порядке, который будет разработан ФМС. Эти сведения будут заноситься в общий банк данных ФМС об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности. Правило не распространяется на высококвалифицированных специалистов, о которых поговорим чуть позже, а пока уделим внимание другой категории "безвизовых" иностранцев.
Патент на иностранцев, работающих у "частников"
До сих пор мигрантам разрешалось работать в РФ исключительно по трудовому или гражданско-правовому договору, который можно заключить только с юридическим лицом (организацией или предприятием). Закон N 86-ФЗ предоставил иностранцам, въезжающим на территорию РФ в безвизовом режиме, право наниматься к частным лицам в качестве обслуживающего персонала (поваров, водителей, уборщиц и т.д.) при условии получения специального патента. Граждане РФ имеют право привлекать мигрантов к трудовой деятельности по найму на основании трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Отрадно, что на таких помощников не распространяется механизм квотирования, ограничивающий количество иностранных работников. Нововведение стоит взять на вооружение владельцам небольших частных гостиниц (отелей), где персонал может быть нанят на работу именно физическими лицами, а не организациями и предпринимателями. В таких гостиницах (отелях) персонал нередко нанимается для личных и домашних нужд, хотя факт работы в целях предпринимательской деятельности здесь трудно отрицать. Если владелец гостиницы все же решит привлечь иностранца по патенту, ему нужно знать следующее.
Список документов, необходимых для получения патента, есть в п. 2 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ. Закон уже вступил в силу, но пока чиновники миграционной службы не торопятся с выдачей патентов; вероятно, она начнется не раньше следующего года. При этом нужно знать, что патент заменяет разрешение на работу только для частных нанимателей, он не дает права на трудоустройство в организации или у предпринимателя.
Если будет обнаружено, что мигрант работает у частника без патента, обоим грозит административный штраф от 2 000 до 5 000 руб., а нелегал может быть выслан из РФ. Согласно ст. 18.10 КоАП РФ штрафовать будут нелегалов, работающих не только в компаниях и у предпринимателей, но и у частных лиц. Также к ответственности можно будет привлечь самих работодателей - физических лиц, нанявших иностранцев для выполнения работ при отсутствии у них разрешения на работу или патента (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ).
Патент - это некая замена разрешения на работу, поэтому он имеет срок действия - от одного до трех месяцев. После этого срока мигрант может неоднократно продлить патент (не более года в общей сложности). Иностранные граждане, получившие такой документ, уплачивают НДФЛ в особом порядке, установленном в новой ст. 227.1 НК РФ, введенной в гл. 23 НК РФ. Согласно данной статье иностранные граждане самостоятельно уплачивают ежемесячные фиксированные авансовые платежи в размере 1 000 руб. При этом ежемесячный платеж может пересматриваться и корректироваться на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги). Непростая норма п. 4 ст. 227.1 НК РФ касается момента, до которого уплачивается фиксированный платеж: это либо день начала срока, на который выдается патент, либо день начала срока, на который продлевается срок действия патента. То есть выходит, что авансы перечисляются до момента получения иностранцем патента (продления срока его действия).
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом уплаченных в течение налогового периода фиксированных авансовых платежей. Налог определяется иностранным работником самостоятельно исходя из полученных доходов и ставки 13% (п. 3 ст. 224 НК РФ). Если налог превысит авансовые платежи, то иностранцу придется доплатить, в обратном случае сумма переплаты не признается излишне уплаченным налогом и не подлежит возврату (п. 5 ст. 227.1 НК РФ).
Здесь уместно привести Письмо Минфина РФ от 26.07.2010 N 03-04-08/8-165, в котором чиновники высказались о порядке представления в налоговые органы декларации по НДФЛ (форма 3-НДФЛ) иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании патента. Такие мигранты отчитываются в налоговой инспекции о полученных облагаемых доходах в следующем случаях (пп. 2 п. 6 ст. 227.1 НК РФ):
- когда выезжают за пределы РФ до окончания налогового периода;
- когда общая сумма налога, исчисленная ими исходя из доходов, фактически полученных от деятельности, превышает сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей.
Поскольку форма 3-НДФЛ не содержит специальной строки для отражения уплаченных сумм фиксированных авансовых платежей, а срок представления деклараций налогоплательщиками, выезжающими за пределы РФ, наступит в следующем году, эту строку следует предусмотреть в новой форме декларации. Таким образом, налогоплательщиков-иностранцев ждет в следующем году обновленная налоговая декларация. Минфин также считает, что к доходам, полученным от трудовой деятельности, после получения мигрантами статуса налогового резидента РФ могут применяться налоговые вычеты.
Все сказанное больше касается самого иностранца, который обязан уплачивать НДФЛ с полученных доходов. Обязано ли частное лицо, нанявшее обслуживающий персонал, уплачивать с выплат и вознаграждений, начисленных этим работникам, страховые взносы во внебюджетные фонды? Обратимся к Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в котором сказано, что плательщиками взносов считаются физические лица, не признаваемые предпринимателями. Для них объектом обложения взносами признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, выплачиваемые в пользу физических лиц. Приведенные нормы закона говорят в пользу того, что частный наниматель, выплачивающий обслуживающему персоналу зарплату и иные вознаграждения, уплачивает страховые взносы так же, как и организации (предприниматели), являющиеся для иностранцев работодателями. Однако согласно в пп. 15 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ с любых сумм, выплачиваемых иностранным гражданам, временно пребывающим на территории РФ, страховые взносы не начисляются. Норма является специальной и имеет приоритет перед общей нормой, обязывающей уплачивать страховые взносы частных нанимателей.
Высококвалифицированные специалисты
По сути, это новая категория мигрантов, прибывших в РФ и сразу получивших преимущества и привилегии. Под высококвалифицированными специалистами понимаются иностранные работники, имеющие опыт работы, навыки и достижения в конкретной области деятельности; условия их привлечения к трудовой деятельности таковы, что заработная плата составляет свыше 2 млн. руб. в год (около 5 600 долларов США в месяц или в переводе на отечественную валюту - около 167 000 руб. ежемесячно). Согласитесь, для многих отечественных работодателей сферы туризма и гостиничного бизнеса это достаточно высокая зарплата для работника, поэтому остается надеяться на то, что Правительство РФ может снизить указанный предел (в зависимости от сложившейся ситуации и приоритетов развития российской экономики). Пока же следует исходить из данного предела. Если же работник будет получать меньше, он не будет считаться высококвалифицированным специалистом (ВКС), даже обладая глубокими знаниями и квалификацией, действительно находящейся на высоком уровне.
Предположим, что сеть гостиниц и отелей имеет в своем штате иностранного работника (например, управляющего), зарплата которого позволяет считать его высококвалифицированным для целей Закона N 115-ФЗ. Перечислим в сравнительной таблице привилегии, которые предоставляются ВКС.
Для обычных иностранных граждан | Для ВКС |
Миграционный режим | |
Механизм квотирования и согласования: - получения квоты на выдачу приглашений на въезд; - получение квоты на выдачу разрешений на работу | Механизм квотирования и согласования не распространяется |
Согласование выдачи разрешения на работу с органами занятости | |
Выдается отдельно на каждый регион с необходимостью его ежегодного продления | Не распространяется |
Рабочая виза | Разрешение на работу |
Срок действия визы составляет один год с необходимостью подтверждения каждые три месяца | Выдается на срок до трех лет с возможностью продления в течение срока действия трудового договора |
Миграционный учет | |
При перемещении внутри РФ иностранцу необходимо сниматься с учета и вставать на учет в каждом регионе | При перемещении из региона в регион отменяется необходимость уведомления миграционных органов о снятии иностранца с учета |
Занесение сведений в банк данных о трудовой деятельности иностранцев | Не распространяется (в том числе фотографирование и дактилоскопия) |
Подтверждение квалификации | |
Подтверждение квалификации, отсутствие единой системы определения эквивалентности образования, полученного за рубежом, уровню образования, полученного в российском вузе | Оценка компетентности сотрудника будет осуществляться непосредственно организацией-работодателем на основе документов, предъявляемых иностранным гражданином |
Вид на жительство
Обычным иностранным гражданам непросто получить вид на жительство из-за сложности и длительности процедур ВКС и члены их семей вместо разрешения на работу будут получать вид на жительство на период работы в РФ Закон не предъявляет особых требований к уровню компетентности и квалификации иностранцев, этот вопрос отдан на откуп работодателю. Именно он дает оценку компетентности и уровню квалификации иностранных граждан, которые будут привлекаться как высококвалифицированные специалисты. В этих целях используются сведения:
- подтверждающие наличие у данного специалиста профессиональных знаний и навыков;
- предоставленные компаниями, занимающимися оценкой и подбором персонала;
- о результатах трудовой деятельности иностранного гражданина, включая отзывы иных работодателей и заказчиков работ (услуг), в том числе иностранных;
- о результатах интеллектуальной деятельности, автором или соавтором которых является иностранный гражданин;
- о профессиональных наградах и других формах признания профессиональных достижений;
- об итогах проведенных работодателем или заказчиком работ (услуг) конкурсов;
- иные объективные, достоверные и проверяемые документы и информация.
Любая коммерческая организация вправе привлекать ВКС. При этом работодатели, пригласившие ВКС на работу, должны будут ежеквартально отчитываться перед миграционной службой о том, что они исполняют свои обязанности по выплате ему заработной платы (вознаграждения). Мало того, нужно будет заявлять о случаях расторжения договора, предоставления ВКС отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. В скором будущем миграционная служба разработает форму такого уведомления. На этом обязанности работодателя не заканчиваются. Он должен позаботиться о добровольном медицинском страховании высоко квалифицированного специалиста и прибывших членов его семьи. Данный вид страхования является одним из существенных условий трудового договора, заключаемого с иностранным специалистом.
Следующий шаг работодателя - получение разрешения на работу и постановка на учет в налоговой инспекции, которая администрирует налог, уплачиваемый с зарплаты иностранного гражданина.
В целях контроля за соблюдением работодателями или заказчиками работ (услуг) условий привлечения и использования ВКС налоговые органы по запросу ФМС предоставляют информацию о начисленных и об уплаченных суммах налогах. Таким образом, миграционная служба имеет возможность отследить зарплату иностранного специалиста, чтобы сделать вывод о том, насколько правомерно он пользуется привилегиями ВКС. Эта информация может использоваться для контроля работодателей, использующих труд ВКС (п. 28 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ).
Особенности налогообложения доходов ВКС, получивших разрешение на работу, устанавливаются налоговым законодательством. Законом N 86-ФЗ уже внесены изменения в п. 3 ст. 224 НК РФ, согласно которым доходы нерезидента от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста с 01.07.2010 будут облагаться по ставке 13% с первых дней его трудовой деятельности. Это подтверждает Минфин в Письме от 12.07.2010 N 03-04-06/0-143, где сказано, что ставка НДФЛ - 13% применяется к доходам иностранных высококвалифицированных специалистов независимо от их налогового статуса с 1 июля 2010 года.
Здесь нельзя не отметить такой момент. Со многими зарубежными странами РФ заключила соглашения об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество. Правила таких двусторонних договоренностей имеют приоритет перед нормами российского налогового законодательства. Именно в соглашениях иногда предусмотрены льготные ставки для нерезидентов (меньше 13%). Однако в этом случае обязательно подтверждение статуса иностранного лица как резидента той страны, с которой заключено соответствующее соглашение о льготном налогообложении доходов.
На заметку
Госдумой подготовлен к рассмотрению Законопроект N 418806-5*(2), направленный на упрощение и либерализацию пребывания на территории РФ иностранных граждан, признаваемых высококвалифицированными специалистами. Сейчас иностранный гражданин может одновременно оформить приглашение на въезд и разрешение на работу, если он первый раз посещает РФ. Возможно, это правило не будет распространяться на иностранных ВКС, уже находящихся в РФ на законных основаниях, но срок нахождения которых на ее территории истекает. Предлагаемый законопроект позволяет одновременно с получением разрешения на работу продлевать срок временного пребывания иностранного гражданина. А учитывая специфику деятельности ВКС, высокие доходы и заинтересованность работодателей в получении максимальной отдачи от их труда, в законопроекте предлагается обеспечить данной категории лиц более благоприятные условия для создания семейной обстановки путем предоставления членам семьи ВКС разрешений на въезд (рабочих виз) без применения соответствующих квот.
* * *
Внесенные изменения в целом упрощают положение иностранных граждан, особенно тех, которые имеют высокую квалификацию и заработную плату. Однако напоминаем, что трудности, связанные с привлечением иностранной рабочей силы, остаются, поэтому работодателю следует уделять внимание в первую очередь отечественным соискателям и кандидатам. И только если среди них не оказалось специалиста требуемой высокой квалификации, имеющего глубокие знания и опыт, можно принимать меры по поиску нужных сотрудников за рубежом, а Закон N 86-ФЗ поможет оформлять востребованных в турбизнесе иностранцев на работу в упрощенном порядке. Будем надеяться, что внесенные поправки будут способствовать цивилизованному регулированию рынка труда и привлечения иностранной рабочей силы.
С.В. Булаев,
редактор журнала
"Туристические и гостиничные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, сентябрь-октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 19.05.2010 N 86-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
*(2) Законопроект N 418806-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"