Особенности сдачи налоговой декларации по различным каналам связи
При сдаче отчетности в электронном виде из налоговой инспекции может не прийти подтверждение о ее получении. Считается ли в таком случае, что отчетность сдана или ее следует отправить повторно по почте или с курьером?
За несвоевременное представление налоговой декларации предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 119 НК РФ в зависимости от того, насколько налогоплательщик опоздал - если до 180 дней включительно, то это повлечет наложение штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.
Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Кроме того, в ст. 15.5 КоАП РФ указано, что нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.
В связи с этим необходимо точно определить, когда декларация считается сданной вовремя. Соответствующими главами части второй НК РФ определены сроки подачи декларации по соответствующим налогам.
В соответствии с п. 4 ст. 80 НК РФ налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком (или налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС).
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком (или налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (налогового агента) на копии налоговой декларации отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронном виде - при получении налоговой декларации по ТКС.
При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
Однако при каждом из этих способов представления налоговых деклараций существуют свои особенности.
Налоговую декларацию на бумажном носителе теперь имеют право представлять только предприятия, среднесписочная численность которых не превышает 100 человек за предшествующий календарный год. По желанию они также могут перейти на электронный документооборот. Все остальные предприятия и организации сдают отчетность в электронном виде. Что касается почтовых отправлении и представления налоговой декларации лично, Административный регламент ФНС России по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе и в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденный приказом Минфина России от 18.01.08 г. N 9н (далее - Административный регламент), предусматривает возможность представления декларации почтовым отправлением с описью вложения прилагаемых документов, заверенной должностным лицом отделения связи, либо лично или через представителя только на бумажном носителе. Таким образом, налогоплательщики со средней численностью свыше 100 человек, подпадающие под обязанность в соответствии с НК РФ сдавать отчетность в электронном виде, не могут сдавать отчетность по почте либо лично или через представителя непосредственно в органы ИФНС на бумажном носителе.
Из сказанного следует, что отчетность, представленная такими налогоплательщиками в установленный срок на бумажных носителях, будет считаться несданной со всеми вытекающими последствиями. Особенно это актуально для предприятий, среднесписочная численность которых колеблется вблизи установленного предела, которым необходимо заранее позаботиться о возможности сдавать отчетность по ТКС.
При представлении налоговой декларации (расчета) в инспекцию ФНС России налогоплательщиком (его представителем) лично прием налоговой декларации (расчета) осуществляется в момент ее представления (п. 130 Административного регламента). Обращаем внимание на недостатки сдаваемой декларации, которые могут привести к отказу в ее приеме (п. 133 Административного регламента):
отсутствие документов, подтверждающих личность налогоплательщика, или отказ налогоплательщика предъявить должностному лицу, исполняющему государственную функцию, такие документы в случае представления налогоплательщиком налоговой декларации лично;
отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке личность и полномочия уполномоченного представителя налогоплательщика на представление им налоговой декларации или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации, либо отказ уполномоченного представителя налогоплательщика предъявить такие документы;
представление налоговой декларации не по установленной форме (установленному формату) и не в установленном порядке;
отсутствие в налоговой декларации, представленной на бумажном носителе, подписи руководителя организации-налогоплательщика (физического лица - налогоплательщика) или представителя налогоплательщика, уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации, и (или) печати;
отсутствие в налоговой декларации ЭЦП руководителя организации-налогоплательщика (физического лица - налогоплательщика), уполномоченного представителя налогоплательщика или несоответствие ЭЦП подписи руководителя организации-налогоплательщика (физического лица - налогоплательщика), уполномоченного представителя налогоплательщика в случае представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде по ТКС;
представление налогоплательщиком (его представителем) налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).
Отказ в этом случае производится в устной форме, хотя Административный регламент предусматривает возможность направления уведомления налогоплательщику об отказе заказным письмом (однако производится он только в случаях, когда отчетность была сдана по почте).
Здесь следует обратить внимание на то, что если в представляемой декларации нечетко (неправильно) заполнены отдельные реквизиты и показатели, что влечет невозможность их однозначного прочтения, то налоговый инспектор при приеме такой декларации обязан предложить исправить их немедленно, но если их исправление на момент сдачи невозможно либо налогоплательщик (или его представитель) отказывается это делать, то инспектор обязан принять декларацию (при выполнении условий, указанных в ст. 133 Административного регламента), при этом на титульном листе ставится штамп с оттиском "Принята. Требует уточнения". Если никаких ошибок в представленной налоговой декларации не содержится, то на ней ставится штамп "Принята", а также на копии налогоплательщика по его просьбе.
При представлении налоговой декларации по ТКС Административным регламентом определено, что для обеспечения приема налоговых деклараций, направленных налогоплательщиками (их представителями) в электронном виде по ТКС, должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций, с использованием программных средств налогового органа проверяет наличие налоговых деклараций на почтовом сервере не реже трех раз в течение рабочего дня, а за пять рабочих дней до установленного законодательством о налогах и сборах срока представления налоговых деклараций - не реже одного раза в час.
Что касается порядка приема налоговой декларации по ТКС, в настоящее время он регламентируется Методическими рекомендациями по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденными приказом ФНС России от 2.11.09 г. N ММ-7-6/534@, в которых указано, что "подтверждение даты отправки" - формируемый специализированным оператором связи или налоговым органом электронный документ, содержащий данные о дате и времени отправки налогоплательщиком (представителем) налоговой декларации (расчета) и документа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Данный документ имеет специально утвержденную форму. При этом налоговым органом в соответствии с утвержденным электронным документооборотом выдается также "квитанция о приеме" - формируемый налоговым органом электронный документ по установленной форме, подтверждающий факт приема представленной налогоплательщиком (представителем) налоговой декларации (расчета).
Электронный документооборот по представлению налогоплательщиком (представителем) налоговой декларации за налоговый (отчетный) период в налоговый орган завершается в полном объеме при получении налогоплательщиком от налогового органа квитанции о приеме и извещения о вводе.
При получении налогоплательщиком (представителем) от налогового органа уведомления об отказе в приеме налоговая декларация считается непредставленной, налогоплательщик (представитель) устраняет ошибки и повторно представляет налоговую декларацию (расчет) с тем же признаком вида документа (первичная, корректирующая, N корректировки).
В письме Минфина России от 11.01.09 г. N 03-02-08-1 разъяснено, что датой представления декларации в электронном виде является день ее отправки, зафиксированный в подтверждении специализированного оператора связи. Аналогичный вывод содержится в судебных решениях (постановления ФАС Северо-Западного округа от 3.04.06 г. по делу N А42-8980/2005 и ФАС Западно-Сибирского округа от 16.03.05 г. N Ф04-1106/2005(9275-А27-25).
При представлении налоговой декларации в электронном виде по ТКС представителем налогоплательщика доверенность (копия доверенности), подтверждающая право представителя подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации, представляется налоговому органу до представления налоговой декларации. Копия доверенности сохраняется в налоговом органе в течение трех лет после истечения ее срока действия.
В отношении сдачи авансовых расчетов действуют аналогичные правила.
Наглядная блок-схема по порядку приема налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком в инспекцию ФНС России по ТКС, представлена в приложении 11 к Административному регламенту.
В. Гражданкина,
ведущий аудитор ООО "МАЭЛ ФИНАНС"
"Финансовая газета", N 42, октябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.