Парадоксы управления прибылью
Начинаем публикацию статей, посвященных проблемам управления прибылью организаций, что является актуальным в период финансовой нестабильности, когда остро стоит вопрос о необходимости активизации менеджмента, мобилизации внутренних резервов для сохранения финансового равновесия и предотвращения ликвидации бизнеса. Цель публикаций состоит в том, чтобы провести параллели между теоретическими положениями финансового менеджмента и практическими проблемами принятия управленческих решений, включая определение сущности прибыли; разделение бухгалтерского и экономического подхода к прибыли; согласование рычагов и механизмов маневрирования прибылью; мониторинг доходности и риска деятельности; использование моделей рентабельности и параметров левериджа.
Концептуальные и законодательные основы управления прибылью
Понятие прибыли
Прибыль - это один из наиболее спорных, противоречивых, многозначных терминов, что подтверждает, например, наличие множества синонимов - барыш, навар, выгода, "подъем", доход. Зачастую под словом "прибыль" понимают разные вещи. Например, сравним "прибыль" в представлении предпринимателя (собственника) и бухгалтера или налогового инспектора, т.е. прибыль "в кармане" и прибыль в отчетности.
Категория "прибыль", источники ее формирования служат объектом исследования начиная со времен Платона и Аристотеля. Прибыль по-разному трактовалась меркантилистами (Т. Манном, Д. Юмом, Ж. Кольбером), физиократами (Ф. Кенэ, Ж. Тюрго, М. Ривьером), маржиналистами (С. Джевонсом, К. Менгером и др.). А. Смит и Д. Рикардо впервые сформулировали факторную модель формирования прибыли как результат использования производственных ресурсов: материальных, труда и капитала. Известно, что К. Маркс и Ф. Энгельс основным источником формирования прибыли считали труд работников производственной сферы (трудовая теория стоимости) и рассматривали прибыль как превращенную форму прибавочной стоимости. Неоклассическая теория предпринимательской прибыли увязывает уровень прибыли с уровнем риска. Кроме того, существуют теория инновационной прибыли и другие.
Заметим, что в настоящее время цель максимизации прибыли в соответствии с классической экономической теорией следует рассматривать с учетом обеспечения финансового равновесия по теории устойчивого экономического роста как тактическую задачу в рамках стратегии повышения рыночной стоимости компании и роста благосостояния собственников. Очевидно, что такая систематизация устраняет кажущееся противоречие и позволяет выстроить иерархию целей управления.
Проблема управления состоит также в разном отношении к прибыли, связанном с правом собственности. Право собственности - это право, которое позволяет контролировать использование ресурсов и распределять последствия этой деятельности.
Конкретные права собственности формируют определенные ожидания. Вкладывая капитал, предприниматель ожидает получить определенный доход. Прибыль как итог предпринимательской деятельности распределяется между собственниками в соответствии с их вкладами в этот бизнес, служит компенсацией за риск этих вложений при благоприятном развитии. Убытки также ложатся на плечи собственников, уменьшая собственный капитал.
Однако парадокс состоит в том, что люди всегда готовы оспорить заслуженность высоких доходов, их нередко называют упавшими с неба, приписывая везению, стечению обстоятельств. Как следствие, нередко возникает требование "делиться". Если ожидания не оправдались и получены убытки, то люди не слишком охотно предъявляют права на них и не противятся такому нарушению права собственности со стороны общества, как компенсация убытков.
Считается, что предпринимательская активность напрямую связана с принятыми в обществе правами собственности и предпринимательскую активность стимулирует защищенное право присваивать полученный доход и нести ответственность за убытки. Если ожидают, что прибыль будет конфискована, а убытки компенсированы, то действия отличаются пассивностью, ограничиваются выполнением обязанностей, плановых заданий. Если прибыль конфискуется, а убытки не компенсируются, то управленческие решения сводятся к среднему уровню - принимаются только краткосрочные проекты, уменьшается объем инвестиций, замедляется экономическое развитие.
Проанализируем представленные в специальной литературе ситуации применительно к реалиям российской экономики:
Ситуация 1. Предприниматель действует на свой страх и риск - присваивает прибыль, несет ответственность за убытки - это, видимо, то, что принято называть рыночной экономикой.
Ситуация 2. Прибыль "конфискуется", убытки "компенсируются" - это хозяйствование в условиях централизованного регулирования экономики, когда действия сводятся к выполнению планов, заданий, должностных инструкций.
К сожалению, объявленный и запущенный переход от плановой к рыночной экономике привел к тому, что предприниматели, рискуя, несут ответственность за убытки, а прибыль "конфискуется" благодаря инфляции и коррупции, дефолту и кризису, спровоцированными финансовыми спекуляциями. Поэтому действия предпринимателей и менеджеров в настоящее время сводятся к оперативным решениям - к "латанию дыр", к выживанию.
Заметим также, что прибыль ни в коем случае нельзя считать главным ориентиром, мерилом ценности бизнеса. Показатель прибыли используют для оценки результативности, эффективности деятельности за определенный период, а возможности и потенциал развития компании связаны с генерируемыми ею денежными потоками. Несмотря на популярность показателей прибыли как критерия оценки успешной работы предприятия, их слабые стороны давно не представляют ни для кого секрета, поскольку распространена практика манипулирования показателями прибыли с целью приукрашивания действительности либо сокрытия налоговой базы. Наоборот, иногда резкое увеличение прибыли может свидетельствовать о приближающемся крахе фирмы - нередко такое "выжимание последних соков" достигается рискованными действиями и чревато срывами ликвидности, потерей финансовой устойчивости.
В контексте стратегического управления стоимостью компании прибыль - это приращение за период капитала и имущества.
Цели и задачи управления
Для определения целей и задач управления прибылью обратимся к постановке целей менеджмента в целом.
Стратегической целью менеджмента являются рост стоимости бизнеса, максимизация благосостояния собственников предприятия.
Финансовым условием достижения этой цели являются сбалансированность денежных потоков, а тактика финансового менеджмента состоит в обеспечении финансового равновесия. Соответственно суть управления прибылью можно сформулировать следующим образом: управление прибылью - это согласование стремлений к росту доходности и допустимого уровня риска в решениях по формированию, распределению и использованию прибыли.
К задачам управления относятся обеспечение "качества" прибыли, дохода на вложенный капитал, капитализация прибыли.
Обеспечение "качества" прибыли предполагает, чтобы в первую очередь были реализованы резервы ее роста за счет операционной деятельности и реального инвестирования, обеспечивающих основу перспективного развития, поскольку именно в реальной сфере создаются материальные блага, а задача финансовой сферы состоит в обеспечении финансовыми средствами процессов реального товарообмена. При этом массовые финансовые спекуляции в отрыве от операционной деятельности являются источником кризисов.
Уровень дохода на инвестированный капитал собственникам должен быть не ниже средней нормы доходности на рынке капитала, возмещать повышенный предпринимательский риск, а также инфляционные потери.
При распределении прибыли необходимо обеспечить достаточный объем финансовых ресурсов на развитие бизнеса, так как капитализация прибыли определяет рост рыночной стоимости компании. Эффективный механизм управления прибылью позволяет в полном объеме реализовать поставленные цели и задачи, способствует результативному осуществлению всех функций управления.
По субъектам управления прибылью, источнику воздействий различают внешнее управление - государственное, и рыночное, а также внутреннее управление - внутрифирменное регулирование. Меры государственного регулирования включают налогообложение прибыли; определение общего порядка амортизации основных фондов и нематериальных активов, создания резервов. К рыночным рычагам относятся регулирование спроса и предложения на товарном и финансовом рынках, колебание цен на продукцию и ресурсы, стоимость кредитов, доходность ценных бумаг. Внутрифирменное регулирование прибыли осуществляется в соответствии с уставом предприятия, при помощи учетной и ценовой, дивидендной политики, через программы участия персонала в прибыли и другие рычаги воздействия.
Виды прибыли
Предметом управления служат разные виды прибыли, которые, например, классифицируют по следующим признакам:
по источникам формирования - прибыль от реализации продукции, прибыль от реализации имущества, прибыль от внереализационных операций;
по составу элементов, формирующих прибыль, - маржинальная, валовая, балансовая и чистая прибыль предприятия;
по характеру налогообложения - налогооблагаемая и не облагаемая налогом часть прибыли;
по характеру инфляционной "очистки" - номинальная и реальная прибыль;
по периоду формирования - прибыль предшествующего, отчетного и планового периода;
по регулярности формирования - чрезвычайная прибыль (убыток);
по характеру использования в составе прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей (чистой прибыли), - капитализируемая и потребляемая ее части (нераспределенная и распределенная прибыль);
по значению итога хозяйствования различают положительную прибыль (или, собственно, прибыль) и отрицательную прибыль (убыток).
Существуют и другие признаки классификации, а также виды прибыли, выделяемые разными авторами.
Для практических целей управления в первую очередь необходимо разграничение бухгалтерской и экономической прибыли. При оценке экономической прибыли в отличие от бухгалтерской, учитывают не только явные затраты (себестоимость, текущие расходы), но и альтернативные - упущенную выгоду, требуемый минимальный доход на капитал, измеряемый процентной ставкой i:
Бухгалтерская прибыль = Выручка -Себестоимость
или
Бухгалтерская прибыль = Доходы - Расходы;
Экономическая прибыль = Выручка - (Себестоимость + i x Капитал).
Именно об экономической прибыли, называя ее настоящей, писал П. Друкер в 1995 г.: "То, что мы обычно называем прибылью - деньги, которые достаются акционерам, на самом деле вовсе не являются прибылью. Если бизнес не приносит доход, превышающий капитальные затраты, он убыточен... даже если выплачиваются налоги... речь идет о "настоящей прибыли". Настоящая прибыль начинается только тогда, когда точно так же, как и все другие затраты, покрыты затраты капитальные".
Экономическая прибыль как мера стоимости, создаваемой компанией за определенный период, - экономическая добавленная стоимость (EVA), определяется по следующим формулам:
EVA = IС х (ROIC-WACC), ЕР = NOPLAT - IС х WACC,
где IС - инвестированный капитал;
ROIC - рентабельность инвестированного капитала (NOPLAT / IС),
где NOPLAT (Net Operating Profit Less Adjusted Tax) - чистая операционная прибыль за вычетом налогов;
WACC - средневзвешенные затраты на капитал.
Проводя разграничение терминов "экономическая" и "бухгалтерская" прибыль, заметим, что мы обсуждаем парадоксы управления именно бухгалтерской прибылью, тогда как понятие "экономическая прибыль" рассматривается макро- и микроэкономикой, служит предметом исследования в управлении стоимостью бизнеса, используется при оценке эффективности инвестиций.
Управление бухгалтерской прибылью - это управление доходами и расходами отчетного периода в отличие от управления денежными потоками - поступлениями и выплатами, притоками и оттоками средств.
Напомним, что только некоторая часть доходов и расходов отчетного периода соответствует поступлениям и выплатам этого отрезка времени, а часть доходов и расходов либо были оприходованы (оплачены) предварительно, либо будут оприходованы (оплачены) позднее. Например, амортизация оборудования - выплаты ранее, расход теперь; потребление сырья, закупленного с отсрочкой платежа, - расход сейчас, выплаты позднее; приобретение ресурсов на условиях предоплаты: выплаты ранее - списание затрат по мере их отпуска в производство; отгрузка товаров с отсрочкой - расход сейчас, поступления в будущем.
Кроме того, в российской практике бухгалтерская прибыль не идентична налогооблагаемой вследствие разных требований в определении доходов и расходов, разделения бухгалтерского и налогового учета. Существуют также различия в трактовке прямых и накладных расходов, операционных, внереализационных и чрезвычайных расходов. Впрочем, здесь мы акцентируем внимание на управлении прибылью как итогом деятельности - отраженном в отчетности и подлежащем обложению налогами.
Показатели прибыли
В соответствии с налоговым законодательством прибыль - это разница между полученными доходами и произведенными расходами. Состав доходов и расходов оговорен в ст. 247-259 НК РФ.
Подчеркнем, что при этом речь идет о доходах и расходах, относящихся к определенному периоду, - о текущих доходах и расходах. Однако перечень доходов и расходов, представленный в главе 25 НК РФ, не отражает экономической сути деятельности организации, это своего рода формула расчета налоговой базы, т.е. суммы, с которой предприятие будет платить налог на прибыль. С одной стороны, ряд доходов, которые признаются таковыми с точки зрения экономической деятельности, при расчете налогооблагаемой прибыли доходами не считаются. С другой стороны, ряд расходов, которые признаются расходами, если рассматривать деятельность экономического субъекта, для НК РФ таковыми не являются. Вместе с тем обоснованность признания и величина оценки тех или иных доходов и расходов при расчете налогооблагаемой прибыли служит объектом пристального внимания в ходе аудиторской проверки.
Рассмотрим показатели прибыли, представляемые в отчетности по форме N 2 "Отчет о прибылях и убытках", - это бухгалтерская прибыль отчетного периода:
валовая (выручка от продаж минус себестоимость проданных товаров);
прибыль от продаж (выручка от продаж минус себестоимость проданных товаров минус коммерческие и управленческие расходы);
(прибыль до выплаты процентов и налогов);
прибыль до налогообложения (сальдо всех доходов и расходов, кроме налогов)
(прибыль налогооблагаемая);
чистая прибыль отчетного периода (сальдо всех доходов и расходов, отложенных активов и обязательств).
Примечание. В приведенном перечне показателей скобками и курсивом выделена прибыль до выплаты процентов и налогов - этой позиции нет в отчетности, но ее легко можно рассчитать по данным формы N 2, и прибыль налогооблагаемая, неидентичная прибыли до налогообложения. Кроме того, существуют чрезвычайные доходы и расходы, которые могут образовать чрезвычайную прибыль, а скорее, убытки.
Заметим, что в настоящее время в этой форме отчетности четко не разделены операционные и внереализационные доходы и расходы, а представлены только прочие, которые объединяют эти оба вида. Однако в налогообложении внереализационные доходы и расходы остались, и это вносит некоторую неопределенность. При этом состав операционных доходов и расходов в бухгалтерском учете и налогообложении не оговорен, что затрудняет проведение анализа эффективности различных видов деятельности.
Если же обратиться к историческим основам управления итогами деятельности, то в книге немецкого профессора доктора Г. Войе мы найдем следующее указание: "Принцип ясности, однозначности толкования требует, чтобы были четко разделены доходы-расходы, которые непосредственно связаны с изготовлением и реализацией продукции (оказанием услуг) предприятия, и доходы-расходы, которые носят характер "нейтральных", чуждых данному бизнесу. Только в этом случае можно установить, какая часть общего итога обусловлена непосредственно операционной (обычной, профильной) деятельностью, а какая получена из других источников".
Итак, для целей анализа и управления прибылью доходы и расходы необходимо разделить на следующие группы.
Операционные (производственные) доходы и расходы:
от продаж (выручка и себестоимость);
управленческие, коммерческие расходы;
прочие операционные доходы (расходы).
Внереализационные доходы и расходы:
от сдачи в аренду активов;
от участия в других организациях;
прочие внереализационные доходы (расходы).
Финансовые доходы и расходы:
от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений;
проценты к получению (к уплате).
Повторим, что доходы и расходы текущего периода по ряду позиций не идентичны притокам (поступлениям) и оттокам (выплатам) средств в этом периоде.
Например, производственный результат - выручка от реализации продукции, не идентична поступлениям вследствие предоставления отсрочки платежей и наличия у предприятия дебиторской задолженности. Амортизационные отчисления в составе текущих затрат не являются выплатой.
В соответствии с МСФО в расчете финансовых коэффициентов используются следующие показатели прибыли:
маржинальная прибыль (gross margin) - выручка за вычетом прямых /переменных затрат);
валовая прибыль (gross profit) - выручка от продаж минус себестоимость проданных товаров);
прибыль от продаж (sales profit) - выручка от продаж за вычетом себестоимости проданных товаров и накладных расходов;
операционная прибыль (operating income) - сальдо доходов и расходов операционной деятельности;
торговая прибыль (Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization, EBITDA) - прибыль до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений;
прибыль до выплаты налогов и процентов (Earnings Before Interest and Taxes, EBIT);прибыль до выплаты налогов (Earnings Before Taxes, EBT);
прибыль налогооблагаемая (taxable income);
чистая прибыль (net income, net profit), прибыль к распределению между собственниками - сальдо всех доходов и расходов, налогов;
нераспределенная (накопленная)
прибыль (retained earnings) - прибыль после выплаты дивидендов, реинвестированная в активы.
Пример. Рассмотрим отчетность российского предприятия, выпускающего химическую продукцию, - этилен, фенол, ацетон и др. (табл. 1).
Таблица 1
Отчет о прибылях и убытках
(млн. руб.)
Наименование показателей | Первый год | Второй год | Третий год |
Выручка от продаж | 7133,6 | 8723,7 | 11 787,8 |
Себестоимость | 5085,7 | 5903,6 | 7337,2 |
Валовая прибыль | 2047,9 | 2820,1 | 4450,6 |
Коммерческие расходы | 387,2 | 369,9 | 438,7 |
Управленческие расходы | 569,5 | 776,6 | 967,9 |
Прибыль (убыток) от продаж | 1091,2 | 1673,6 | 3044,0 |
Проценты к получению | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Проценты к уплате | 1,0 | 360,0 | |
Доходы от участия в других организациях | 4,6 | 14,1 | 10,5 |
Прочие операционные доходы | 1988,9 | 2750,5 | 2665,2 |
Прочие операционные расходы | 1980,5 | 2754,6 | 2624,3 |
Прочие внереализационные доходы | 91,1 | 72,4 | 99,8 |
Прочие внереализационные расходы | 351,7 | 476,1 | 530,9 |
Прибыль до выплаты налогов | 842,6 | 1279,8 | 2664,3 |
Отложенные налоговые активы | 0,6 | 1,7 | 4,5 |
Отложенные налоговые обязательства | 36,4 | 59,1 | 29,0 |
Налог на прибыль | 154,3 | 333,3 | 658,3 |
Чистая прибыль отчетного периода | 652,5 | 889,1 | 1981,5 |
В отчетности (за рассмотренные периоды) были разделены операционные и внереализационные доходы и расходы. Поэтому по данным табл. 2 легко рассчитать операционную прибыль (как сальдо выручки, себестоимости, коммерческих и управленческих доходов и прочих операционных доходов и расходов), а также прибыль до выплаты налогов и процентов.
Таблица 2
(млн. руб.)
Наименование показателей | Первый год | Второй год | Третий год |
Прибыль операционная (прибыль от продаж плюс прочие операционные доходы минус прочие операционные расходы) | 1099,60 | 1669,50 | 3084,90 |
Прибыль до налогов и процентов (прибыль до налогов плюс проценты к уплате) | 843,61 | 1639,80 | 2664,30 |
Кроме того, в российской отчетности в отличие от МСФО не выделены отдельной строкой амортизационные отчисления, поэтому для строгого соответствия аналитических показателей прибыли их можно скорректировать на суммы амортизации, например, рассчитать прибыль до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений (табл. 3).
Таблица 3
(млн. руб.)
Наименование показателей | Первый год | Второй год | Третий год |
Амортизация основных фондов | 243,5 | 272,0 | 308,1 |
Прибыль до процентов, налогов и амортизационных отчислений (операционная прибыль плюс амортизация) | 1343,1 | 1941,5 | 3393,0 |
Е. Станиславчик,
к.э.н, доцент
"Финансовая газета", N 42, 43, октябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.