Ваша фирма решила... провести ребрендинг
Желая идти в ногу со временем, руководители многих компаний принимают решение о проведении ребрендинга. Ещё бы! Новый современный стиль не остаётся незамеченным и приносит пользу. Однако на деле выясняется, что изменить логотип или название компании не так-то просто. Во всех нюансах разбиралась Наталья Кочеткова, юрист.
Законодательство Российской Федерации не содержит определения терминов "ребрендинг", "рестайлинг", "бренд". Это маркетинговые понятия. Однако перед тем, как изучать юридический аспект, с ними необходимо ознакомиться.
Ребрендинг - изменение названия, логотипа, визуального оформления бренда с изменением позиционирования, а также изменение целостной идеологии бренда. Случай, когда меняется лишь дизайн знака и логотипа, называется рестайлингом.
В настоящее время распространено мнение о том, что синонимом понятия "бренд" является "товарный знак", определение которого содержится в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ). В соответствии со ст. 1477 ГК РФ товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или предпринимателей. Знак обслуживания служит для индивидуализации выполняемых работ или оказываемых услуг. Все правила ГК РФ, касающиеся товарных знаков, применяются и к знакам обслуживания (ст. 1477 ГК РФ).
Товарные знаки могут быть:
- словесные (слова, названия, слоганы);
- изобразительные (фигуры, орнаменты);
- комбинированные (слово и изображение);
- другие специфические обозначения.
В качестве товарных знаков можно зарегистрировать не только графические изображения и слова, но и вкусовые, звуковые, видео, цветовые и другие комбинации. Чаще всего в качестве товарных знаков сегодня используют словесные или графические изображения.
Процесс ребрендинга в основном касается изменения (приобретения) товарного знака.
Существует несколько способов изменения товарного знака юридического лица. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Создание товарного знака
Если созданный организацией самостоятельно или с помощью подрядных фирм товарный знак является абсолютно новым, то должен быть зарегистрирован. Порядок регистрации товарного знака регулируется Гражданским кодексом, а также Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утверждёнными Приказом Роспатента от 05.03.2003 г. N 32 (далее - Правила). Регистрация товарного знака осуществляется в Федеральном институте промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (далее - ФИПС).
Вести дела по регистрации товарного знака фирма может самостоятельно или же через патентного поверенного, выдав ему соответствующую доверенность. Следует знать, что такой специалист должен быть зарегистрирован в Роспатенте.
Как правило, после получения всех данных патентные поверенные анализируют товарный знак, определяют количество классов по международной классификации товаров и услуг (МКТУ) для расчёта государственной пошлины за подачу заявки для регистрации знака. Они также готовят и подают в ФИПС заявление о поиске тождественных и сходных товарных знаков, заявку на регистрацию товарного знака. Если в ходе указанного анализа будет выявлен риск отказа от регистрации знака в исходном виде, то патентный поверенный вместе с заказчиком согласует изменения, которые можно внести в знак для снижения риска.
В ходе экспертизы патентный поверенный курирует всё делопроизводство по заявке и отвечает на все письма из Патентного ведомства (ФИПС).
Подача заявки на регистрацию знака
Заявка на регистрацию товарного знака должна содержать: заявление о регистрации с указанием заявителя, изображение знака и его описание, перечень товаров и услуг, в отношении которых регистрируется знак. Она подписывается заявителем. От юридического лица им может быть руководитель организации или другое уполномоченное лицо. Подпись скрепляется печатью юридического лица.
При подаче заявки через патентного поверенного она подписывается им или непосредственным заявителем. Подпись расшифровывается указанием фамилии и инициалов подписывающего лица. Если дата подписания не указана, то таковой считается дата, на которую заявка получена федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Форма заявки, рекомендации по её заполнению и порядок рассмотрения содержатся в Правилах.
Перед подачей заявки имеет смысл провести поиск тождественных и сходных товарных знаков по автоматизированной системе "Товарные знаки Российской Федерации" (это платная услуга, предоставляемая ФИПС по официальной заявке). Положительные результаты этой проверки сводят к минимуму возможность отказа в регистрации.
После подачи заявки ФИПС проводит экспертизу. Первый этап - формальный (на соответствие документов требованиям). В результате этой проверки заявителю направляется уведомление о принятии заявки к рассмотрению.
Затем проводится экспертиза самого фирменного обозначения и принимается решение о регистрации или об отказе. При выявлении в ходе экспертизы сходных товарных знаков заявителю направляются уточняющие вопросы.
Законодательством установлены абсолютные и относительные основания для отказа в регистрации товарного знака. В соответствии с абсолютными основаниями не могут быть зарегистрированы:
- отдельные буквы;
- цифры или геометрические фигуры;
- государственные гербы, флаги, эмблемы;
- общепринятые символы или термины, обозначения, вводящие в заблуждение, антиморальные;
- производные от фамилий, псевдонимов известных лиц без их согласия и др.
Относительными основаниями следует считать относятся уже зарегистрированные или заявленные на регистрацию обозначения.
Отказ в регистрации знака или названия можно оспорить в Палате по патентным спорам (входит в состав Роспатента). Получив положительные результаты экспертизы, заявитель должен уплатить государственную пошлину, торговый знак регистрируется в Государственном реестре и сведения о нём публикуются в бюллетене Роспатента. Через месяц компания получает свидетельство о регистрации.
Исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет со дня подачи заявки в ФИПС (п. 1 ст. 1491 ГК РФ). По заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия регистрации товарного знака, указанный срок может продлеваться каждый раз ещё на десять лет (п. 2 ст. 1491 ГК РФ).
Изменение товарного знака
На основании ст. 1505 ГК РФ правообладатель обязан уведомлять ФИПС о любых изменениях, относящихся к товарному знаку.
Порядок уведомления регулируется Административным регламентом, утверждённым Приказом Минобрнауки РФ от 12.12.2007 г. N 346 (далее - Регламент).
Сначала необходимо подать в ФИПС заявление об изменениях, относящихся к товарному знаку, образец которого указан в Регламенте. К нему необходимо приложить квитанцию об оплате госпошлины.
Об изменении наименования или места нахождения правообладателя необходимо также уведомить ФИПС, внести изменения в учредительные документы и зарегистрировать их в налоговой инспекции. Подтвердить факт изменения наименования и/или адреса места нахождения правообладателя могут заверенные копии листов учредительных документов, выписка из ЕГРЮЛ, копия официального документа учредителя юрлица, из которого следует факт переименования.
При подаче заявления об изменении отдельных элементов товарного знака в ФИПС представляются два экземпляра изображения изменённого знака. Один экземпляр приводится в уведомлении, другой - в подписанном приложении. В случае недостаточности на заявлении места для размещения изменённого товарного знака он приводится на отдельном листе(-ах) в качестве приложения к заявлению. Если изменяется цвет или цветовое сочетание элементов товарного знака, не меняющие его существа, то представляется описание изменений. При рассмотрении такого заявления проверяют, изменилось ли его восприятие в целом или его основных элементов. К таковым относятся элементы, занимающие доминирующее положение и влияющие на восприятие знака в целом.
Кроме того, к изображению изменённого товарного знака предъявляются те же требования, что и к заявленному обозначению при подаче заявки на государственную регистрацию товарного знака.
Заявление рассматривается в течение двух месяцев с даты его поступления в Институт. Проверяется на соответствие требованиям весь пакет документов. При отсутствии необходимых документов или неправильном их оформлении лицу, подавшему заявление, направляется запрос. В этом случае срок для рассмотрения заявления исчисляется со дня поступления последнего из недостающих или исправленного документа.
В случае соответствия всех документов установленным требованиям и условиям в Государственный реестр вносятся необходимые изменения. При этом в реестре производится соответствующая запись, о чем уведомляется правообладатель, и вносится в свидетельство путём оформления приложения к нему, являющегося его неотъемлемой частью, которое направляется правообладателю.
Этого не происходит, если не соблюдены установленные требования, а также при непредставлении в ФИПС недостающих или исправленных документов в течение трёх месяцев с даты направления запроса.
Для бухгалтера: Первоначальная стоимость нематериальных активов (далее - НМА) определяется как сумма расходов организации на их приобретение (создание) и доведение до пригодного для использования состояния. При этом суммы НДС и акцизов нужно исключить из состава данных расходов, кроме случаев, предусмотренных в ст. 170 НК РФ (абз. 10 п. 3 ст. 257 НК РФ).
Если НМА создаётся самостоятельно, то его первоначальная стоимость будет равна сумме всех фактических расходов на создание и изготовление. К таковым, в частности, относятся: материальные расходы; расходы на оплату труда; расходы на услуги сторонних организаций; патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств. Суммы налогов, которые учитываются в составе расходов по правилам гл. 25 НК РФ, в стоимость НМА не включаются (абз. 11 п. 3 ст. 257 НК РФ).
В целях бухгалтерского учёта организации вправе не чаще одного раза в год проводить переоценку НМА по рыночной стоимости. В этом случае их первоначальная стоимость для целей бухучёта изменяется (п.п. 16, 17 Положения по бухгалтерскому учёту "Учёт нематериальных активов" (ПБУ 14/2007), утверждённого Приказом Минфина России от 27.12.2007 г. N 153н). А вот в налоговом учёте она останется прежней, поскольку Налоговый кодекс РФ не предусматривает возможности переоценки.
В связи с этим в бухгалтерском учёте организация будет начислять амортизацию в ином размере, чем в налоговом, что приведёт к возникновению постоянной разницы, которая признаётся постоянным налоговым обязательством (активом) (п.п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учёту "Учёт расчётов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утверждённого Приказом Минфина России от 19.11.2002 г. N 114н).
Приобретение чужого товарного знака
Договор уступки товарного знака регулируется статьёй 1488 Четвертой части ГК РФ. Правообладатель может передать исключительное право на товарный знак юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю по договору отчуждения исключительного права. В таком случае его первоначальный владелец утрачивает свои права на знак в отношении товаров и услуг, для которых он уступлен. Стоит отметить, товарный знак может быть уступлен как в отношении всех товаров или услуг, для которых он зарегистрирован, так и в отношении лишь некоторых.
Предоставление лицензии на использование товарного знака
Ст. 1489 ГК РФ регламентирует предоставление лицензии на использование товарного знака. Право на использование правообладатель (лицензиар) может предоставить другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (лицензиату) по лицензионному договору в отношении всех или части товаров, для которых зарегистрирован этот знак.
При заключении лицензионного договора товарный знак не уступается (т.е. все права на него остаются у первоначального владельца). Выдаётся лишь разрешение на его использование. Владелец вправе ограничить использование знака. Это может касаться как времени его использования, так и территории, где он будет использоваться, и т.д.
Владелец товарного знака может одновременно выдать несколько лицензий на его использование. От этого он может получать доход, например, в виде роялти.
Примечание. Роялти - периодический платёж за право пользования лицензией на товары, изобретения, патенты, нововведения, выпуск книг, прокат фильмов; обычно исчисляется в процентах от стоимости продаж.
Кроме того, ст. 1027 ГК РФ регулирует договор коммерческой концессии. Условия его таковы: правообладатель обязуется предоставить пользователю за вознаграждение на срок (или без его указания) право использовать в предпринимательской деятельности комплекс принадлежащих ему исключительных прав. К ним относятся: право на товарный знак, знак обслуживания, права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
Договор об уступке товарного знака, лицензионный договор, договор концессии должны быть зарегистрированы в ФИПС. Правила регистрации установлены Регламентом.
Подтверждением регистрации товарного знака, его изменений, а также регистрации договоров на его приобретение (права на товарный знак) будут являться следующие документы:
- для регистрации товарного знака - свидетельство о регистрации товарного знака;
- для внесения изменений - приложение к свидетельству о регистрации товарного знака;
- для регистрации договора уступки товарного знака - свидетельство о регистрации нового товарного знака;
- для регистрации договора концессии, лицензионного договора - подлинный экземпляр договора с отметкой о регистрации с указанием номера и даты регистрации.
Для бухгалтера: В случае приобретения права на использование готового товарного знака он учитывается пользователем на забалансовом счёте в оценке, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре.
Периодические платежи по договору включаются в расходы отчётного периода, а разовые (единовременные) учитываются как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока действия договора. Суммы этих платежей (как разовых, так и периодических) в налоговом учёте организация учитывает в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией и уменьшающих налогооблагаемую прибыль на основании пп. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ. Если в договоре не определён срок действия, то датой признания расхода является дата расчётов согласно условиям заключённого договора или дата предъявления документов, служащих основанием для произведения расчётов, либо последнее число отчётного (налогового) периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Если срок действия договора установлен, расходы в виде разового платежа признаются в налоговом учёте равномерно в течение этого срока на последний день месяца или квартала (п. 1 и пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Примечание. Как в случае самостоятельного изготовления торгового знака, так и при заключении договора коммерческой концессии, лицензионного договора, договора об уступке знака право пользования НМА необходимо зарегистрировать. Только если организация осуществляет контроль за товарным знаком, тем самым ограничивая доступ иных лиц к экономическим выгодам, которые товарный знак способен приносить, он может считаться НМА (пп. "б" п. 3 ПБУ 14/2007).
Что делать со старым товарным знаком?
Может сложиться ситуация, когда предприятием зарегистрирован новый товарный знак, либо приобретено право пользования чужим, а старый ещё не самортизирован, но при этом уже не применяется. Иначе говоря, на балансе имеется объект нематериальных активов, который не используется в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации.
В соответствии с ПБУ "Учёт нематериальных активов" (ПБУ 14/2007) стоимость нематериального актива, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учёта. При этом возникает вопрос: когда именно нужно отражать в учёте выбытие старого товарного знака? В большинстве случаев списывать его можно только после того, как получено либо свидетельство на новый знак, либо приложение к свидетельству, либо договор с отметкой о регистрации и выпущен приказ руководителя организации, где указано, что старый использоваться уже не будет.
Если в соответствии с учётной политикой амортизационные отчисления по товарному знаку-объекту нематериальных активов отражались в бухучёте путём накопления соответствующих сумм (счёт 05 "Амортизация нематериальных активов"), то одновременно со списанием стоимости объекта подлежит списанию сумма накопленных амортизационных отчислений.
Доходы и расходы от списания нематериальных активов отражаются в бухгалтерском учёте в отчётном периоде, к которому они относятся.
Правовая охрана старого знака
В соответствии со ст. 1486 ГК РФ правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех или части товаров вследствие его неиспользования непрерывно в течение любых трёх лет после государственной регистрации. Заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака заинтересованное лицо может подать в палату по патентным спорам по истечении указанных трёх лет при условии, что вплоть до подачи заявления товарный знак не использовался.
Н. Кочеткова,
юрист
"Московский бухгалтер", N 17-18, сентябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007