Почерковедческая экспертиза. Как и когда ее проводит ФНС?
В последнее время перечень обязанностей, возлагаемых на налогоплательщиков, становится все более значительным. В особенности это касается поставщиков, с которыми работает бюджетная организация. Какие требования предъявляют налоговики к подписям на документах, получаемых налогоплательщиками от своих контрагентов? Какое место отводится достоверности подписи? Каковы последствия обнаружения факта подписания счетов-фактур неустановленными лицами?
Когда назначается почерковедческая экспертиза?
По мнению налоговых органов, первичные документы (счета-фактуры, товарные накладные, счета), подписанные неуполномоченными лицами, не отвечают требованиям ст. 169, 171, 172, 252 НК РФ и ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете"*(1), в связи с чем не могут являться основанием для отнесения налога на добавленную стоимость к налоговым вычетам и включения затрат в состав расходов по налогу на прибыль организаций (Постановление ФАС ВСО от 11.03.2010 N А19-22305/09).
В соответствии со ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ. Пунктом 6 ст. 169 НК РФ установлено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В силу п. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти бумаги служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Они принимаются к учету, если составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать установленные законом обязательные реквизиты. При этом требования о соблюдении порядка оформления первичных учетных документов относятся не только к наличию всех установленных реквизитов, но и к достоверности сведений, которые в них содержатся. Из системного толкования приведенных норм следует, что одним из условий применения вычетов по НДС является наличие счета-фактуры, оформленного в соответствии со ст. 169 НК РФ.
Примечание. Первичные документы, подписанные неуполномоченными лицами, не могут являться основанием для отнесения НДС к налоговым вычетам и включения затрат в состав расходов по налогу на прибыль организаций.
Документальное подтверждение приобретает особое значение в свете Постановления N 53*(2). В соответствии с п. 1 Постановления N 53 под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета. Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Каков порядок проведения почерковедческой экспертизы?
Налоговики наделены правом привлекать экспертов при проведении действий по осуществлению налогового контроля. Это предусмотрено пп. 11 п. 1 ст. 31 НК РФ.
Порядок проведения экспертизы содержится в ст. 95 НК РФ:
экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле;
вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта;
экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта;
должностное лицо налогового органа, которое вынесло постановление о назначении экспертизы, обязано ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и разъяснить его права, о чем составляется протокол;
эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении излагаются проведенные им исследования, сделанные выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение;
заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы.
К сведению. Приказом ФНС РФ от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" утверждены формы Постановления о назначении экспертизы (приложение 9) и Протокола об ознакомлении проверяемого лица с Постановлением о назначении экспертизы и о разъяснении его прав (приложение 10).
Также ст. 95 НК РФ предусмотрены следующие права проверяемого лица при назначении и производстве экспертизы:
- заявить отвод эксперту;
- просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;
- представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;
- присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
- знакомиться с заключением эксперта.
Когда экспертиза утрачивает силу?
Судьи - за правильную экспертизу. При вынесении решений судьи обращают внимание на соответствие проведенной экспертизы требованиям ст. 95 НК РФ.
Так, принимая решение по делу, в материалах которого имелось заключение почерковедческой экспертизы, согласно которому при исследовании образцов подписей руководителей контрагентов налогоплательщика установлено, что подписи от имени указанных контрагентов выполнялись не их руководителями, а иными неустановленными лицами, судьи ФАС ВСО оценили относимость и допустимость данного письменного доказательства, установили соблюдение норм процессуального права при назначении, проведении и оформлении результатов почерковедческой экспертизы, в связи с чем довод кассационной жалобы о нарушении интересов истца при назначении и проведении почерковедческой экспертизы не мог быть принят судом кассационной инстанции (Постановление ФАС ВСО от 26.01.2010 N А19-10014/09).
Суды отмечают, что в случае если почерковедческая экспертиза была проведена с соблюдением всех требований, предусмотренных ст. 95 НК РФ, подписание первичных документов от имени поставщика общества неустановленным лицом, не являющимся его руководителем, не могло повлечь правовые последствия в виде возникновения у организации права на вычеты по налогу на добавленную стоимость и включения затрат в состав расходов по налогу на прибыль (см., например, Постановление ФАС ВСО от 11.03.2010 N А19-22305/09).
Что происходит, если в ходе экспертизы налоговый орган допустил какие-либо неточности в процессе проведения данного мероприятия?
Экспертиза экспертизе рознь. Нередко в качестве доказательства того, что подпись на документах сделана неуполномоченным лицом, налоговые органы представляют справку, составленную по результатам почерковедческого исследования, проведенного в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности"*(3). Судьи считают, что в данном случае нарушена процедура проведения экспертизы, установленная ст. 95 НК РФ.
Реквизиты документа | Позиция суда |
Определение ВАС РФ от 05.05.2010 N ВАС-6179/10 | Суды пришли к выводу о том, что справка экспертно-криминалистического центра Главного Управления внутренних дел по Челябинской области не может быть признана допустимым доказательством, поскольку составлена по результатам почерковедческого исследования, проведенного в соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", в связи с чем не соответствует требованиям ст. 95 НК РФ |
Постановление ФАС СЗО от 14.05.2010 N А56-49950/2009 | В обоснование утверждения о подписании остальных счетов-фактур неустановленными лицами инспекция ссылается на справки о результатах оперативно-почерковедческих исследований, которые не могут быть признаны допустимыми доказательствами по делу. Согласно правовой позиции Конституционного суда, сформулированной в Определении от 04.02.1999 N 18-О, результаты оперативно-разыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", могут стать доказательствами после закрепления их надлежащим процессуальным путем |
Постановление ФАС ВВО от 24.03.2009 N А29-4799/2008 | Справка об исследовании подписи, составленная экспертно-криминалистическим центром, не может являться надлежащим доказательством по делу, так как в соответствии со ст. 95 НК РФ, а также ст. 9 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" единственной формой доказательства, разъясняющего вопросы, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, является экспертиза, которая в данном случае не проводилась. Действующее законодательство не предусматривает такой формы налогового контроля |
Постановление ФАС ВСО от 27.01.2010 N А19-13881/09 | Арбитражный суд обоснованно отклонил довод налоговой инспекции о том, что выставленные в адрес предпринимателя счета-фактуры подписаны ненадлежащим лицом. Исследовав справку экспертно-криминалистического центра Главного управления внутренних дел по Иркутской области, в которой сделан вывод о том, что изображение подписей, выполненных в документах N 1-44 (копии счетов-фактур, товарных накладных, квитанциях к приходным кассовым ордерам) от имени представителя контрагента, выполнены не им, а другим лицом, суд правомерно пришел к выводу о том, что данный документ является недопустимым доказательством по делу. Справка, составленная по результатам почерковедческого исследования, не соответствует требованиям ст. 95 НК РФ. Суд также указал, что, поскольку вопросы, описанные в исследовании, являются вопросами, требующими специальных знаний, для их разрешения требуется назначение экспертизы, и, соответственно, надлежащим доказательством будет являться заключение экспертизы, назначенной в порядке ст. 95 НК РФ либо ст. 82 АПК РФ. Арбитражным судом установлено, что в ходе выездной налоговой проверки экспертиза в отношении подписей Спирина П. В. не назначалась и ходатайства о проведении экспертизы при рассмотрении дела в суде первой инстанции налоговая инспекция не заявляла |
Экспертиза проведена вне рамок налоговой проверки. В Постановлении ФАС ВСО от 20.04.2010 N А19-15852/09 была рассмотрена следующая ситуация. Обращаясь в суд апелляционной инстанции с жалобой, инспекция ходатайствовала о приобщении к материалам дела заключения эксперта-почерковеда.
В соответствии с нормами ч. 1 и 2 ст. 268 АПК РФ в порядке апелляционного производства арбитражный суд повторно рассмотрел дело по имеющимся и дополнительно представленным доказательствам. Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными. Согласно ч. 3 ст. 64 АПК РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел заявленное инспекцией ходатайство и установил, что указанная экспертиза была назначена инспекцией вне рамок проведенной проверки, после принятия решения судом первой инстанции и с нарушением ст. 95 НК РФ. С учетом изложенного суд апелляционной инстанции правомерно отказал в приобщении указанного заключения эксперта к материалам дела.
Визуальная оценка подписи - еще не экспертиза. В Письме от 19.11.2003 N 03-06/23808 "О применении счетов-фактур при расчетах по НДС" УФНС по г. Санкт-Петербургу обращало внимание, что вывод о несоответствии подписей на счете-фактуре без проведения почерковедческой экспертизы является нарушением статьи 95 НК РФ. "..." Акт выездной налоговой проверки не должен содержать субъективных предположений проверяющих.
Однако до сих пор встречаются случаи, когда проверяющие оценивают подписи "на глазок". К счастью для налогоплательщиков, судьи с таким подходом не согласны: подлежит отклонению и довод инспекции о том, что подпись Высотина Р.И. в объяснениях и его подпись в договорах и актах визуально отличается, так как инспекция не воспользовалась своим правом, установленным статей 95 Налогового кодекса Российской Федерации, и не провела экспертизу в рамках выездной налоговой проверки. Кроме того, при рассмотрении дела по существу инспекция также не заявляла ходатайство о проведении почерковедческой экспертизы (Постановление ФАС ВСО от 14.04.2010 N А33-13166/2008).
Об ошибках, допускаемых при документальном оформлении проведения экспертизы
Эксперт выдал справку, а не заключение. В Постановлении ФАС ПО от 29.04.2010 N А12-15936/2009 судьи пришли к выводу о противоречивости заключений экспертов о соответствии подписей в документах, полученных от контрагента, и подписей, полученных налоговым органом в ходе проверки; безусловных доказательств того, что документы от имени контрагента подписаны неуполномоченными лицами, суду не представлено. Кроме того, суд указал, что справки экспертов не могут быть приняты в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку не отвечают требованиям, предъявляемым к заключению экспертизы (отсутствует указание на то, что эксперт предупрежден об уголовной ответственности, в тексте справки отсутствуют ссылки на какие-либо нормативные правовые документы, на основании которых сделаны выводы эксперта, и т.д.).
Не может быть принят довод налогового органа о проведении экспертизы в соответствии со ст. 95 НК РФ, поскольку данной статьей предусмотрена выдача экспертом заключения, а не справки.
В постановлении о назначении экспертизы не указана фамилия эксперта. В Постановлении ФАС ПО от 15.03.2010 N А55-11919/2009 судьи столкнулись с ситуацией, когда экспертиза проводилась на основании постановления, в котором, в нарушение п. 3 ст. 95 НК РФ, не была указана фамилия эксперта.
Судами сделан правомерный вывод о том, что наличие в постановлении о назначении экспертизы сведений о фамилии эксперта является гарантией права участвующих в деле лиц на его отвод. Это подтверждается позицией Пленума ВАС, изложенной в Постановлении от 20.12.2006 N 66 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе".
Образцы подписей представлены на исследование в ненадлежащем виде. В Постановлении ФАС ПО N А55-11919/2009 арбитражные суды также учли ссылку общества на то, что, как указано в постановлении о назначении экспертизы, в сопроводительном письме, а также в заключении эксперта образцы подписей представителей контрагентов представлены на опросах без даты.
Между тем имеющиеся в материалах дела копии и представленные на обозрение суда первой инстанции подлинники опросов датированы. Даты на них в части указания дня и месяца предоставлены собственноручно. В экспертном заключении также отражено, что объекты представлены на исследование в неупакованном и неопечатанном виде.
На основании вышеизложенного суд кассационной инстанции счел правомерным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что результаты почерковедческой экспертизы не могут быть признаны достоверными, поскольку она проведена с нарушением порядка проведения экспертизы при осуществлении мероприятий налогового контроля, установленного ст. 95 НК РФ.
Из 48 документов экспертизе подверглись только 3. В Постановлении ФАС СЗО от 14.05.2010 N А56-49950/2009 судьи столкнулись с ситуацией, когда экспертиза подписей была проведена в отношении 3 счетов-фактур из 48, полученных от одного контрагента налогоплательщика, и в отношении 4 из 48, полученных от другого контрагента.
Доказательств проведения в соответствии с нормами ст. 95 НК РФ почерковедческой экспертизы подписей на всех счетах-фактурах, представленных обществом по сделкам с указанными контрагентам и, инспекцией представлено не было. Суды пришли к выводу, что налогоплательщик подтвердил право на применение налоговых вычетов по счетам-фактурам, выставленным спорными контрагентами.
Экспертом не соблюден порядок проведения экспертизы. В Постановлении ФАС СЗО от 13.05.2010 N А56-41647/2009 суды отклонили в качестве надлежащего доказательства справку, составленную 15-м отделом экспертно-криминалистического центра ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, указав, что она составлена по результатам оперативного почерковедческого исследования, проведенного на основании п. 5 ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", и не соответствует требованиям ст. 95 НК РФ.
Кроме того, суды установили, что в справке о результатах оперативного исследования не сказано о соблюдении экспертом порядка отбора образцов почерка и подписей, не описаны методики проведения исследований, отсутствуют сведения о наличии в распоряжении эксперта достаточного количества свободных, условно-свободных и экспериментальных образцов, на исследование не было представлено образцов почерка и подписей, близких по времени к дате составления исследованных документов. Инспекция не представила и доказательств того, что заявитель был ознакомлен с постановлением о назначении экспертизы.
Таким образом, суды обоснованно отклонили справку о результатах оперативного исследования, составленную по результатам оперативного почерковедческого исследования, как ненадлежащее доказательство.
Несколько слов в заключение
Налоговое законодательство, конечно, несовершенно, а учитывая способы трактовки пробелов в законодательстве проверяющими, получается, что налогоплательщику вообще нельзя шагу ступить без "бумажки", подлинность которой еще придется доказать. Но справедливости ради следует отметить, что судьи делают выводы, основываясь не только на результатах почерковедческой экспертизы (даже и проведенной по всем правилам ст. 95 НК РФ). Они учитывают всю совокупность обстоятельств, при которых была совершена та или иная хозяйственная операция. Так, например, в Постановлении ФАС ВВО от 07.04.2009 N А79-9740/2007 судьи, кроме результатов почерковедческой экспертизы, исследовали договоры, акты выполненных работ, справки о стоимости работ, счета-фактуры, акты приема-передачи векселей, ответы банков, объяснения сотрудников общества и др. Если почерковедческой экспертизой установлен факт выполнения подписей на счетах-фактурах не уполномоченным на то лицом организации-контрагента, это не означает, что в вычете НДС непременно будет отказано (см., например, Постановление ФАС СЗО от 14.05.2010 N А56-49950/2009, где судьи указали, что подписание счетов-фактур неуполномоченным лицом само по себе не свидетельствует о том, что заключение и исполнение сделок с контрагентом в действительности не производилось. Невыполнение поставщиками обязанностей по правильному оформлению счетов-фактур не может являться основанием для отказа в предоставлении вычета по НДС добросовестному налогоплательщику).
Таким образом, следует уделять внимание формированию полного комплекта документов по каждой сделке с учетом возможных налоговых рисков, размер которых напрямую зависит от суммы конкретной сделки. Кроме того, если дело дошло до спора с налоговиками, следует уделять пристальное внимание не только соблюдению порядка проведения налоговой проверки, но и дополнительным мероприятием налогового контроля.
Ю. Мельникова,
эксперт журнала "Бюджетные учреждения:
ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности"
"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", N 10, октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ.
*(2) Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды".
*(3) Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"