Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 12 июля 2010 г. N КА-А40/6903-10 по делу N А40-57197/08-122-20
Резолютивная часть постановления объявлена 6 июля 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.
судей Агапова М.Р., Кузнецова А.М.
при участии в заседании:
от заявителя Дормедонова В.В., дов. от 20.08.2009, паспорт 46 04 045285
от заинтересованного лица Зубрева С.Ю., дов. от 03.12.09 N 4-47-17088/9, уд. N 27629, Кореневой О.А., дов. от 10.11.2009 N 4-47-15870/9, уд. N 20750, Важиной А.Н., дов. от 30.06.10 N 4-47-10703/9, уд. N 367
от третьих лиц от МОсконтроля - Рудой Т.В., дов. от 27.02.2010 N 01-01-12-468/10, от ДЗР г. Москвы - Важиной А.Н., дов. от 25.12.2009 N 33-И-2995/9, уд. N 367
рассмотрев 6 июля 2010 года в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы, Контрольного комитета города Москвы, на решение от 11.01.2010 Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Девицкой Н.Е., на постановление от 29.03.2010 N 09АП-4460/2010-АК, Девятого арбитражного апелляционного суда принятое судьями Якутовым Э.В., Векличем Б.С., Пронниковой Е.В., по делу N А40-57197/08-122-20 по заявлению Закрытого акционерного общества "ИнкорРус" о признании незаконным бездействия Правительства Москвы, обязании совершить действия, третьи лица: Закрытое акционерное общество "Объединение Ингеоком", Департамент земельных ресурсов города Москвы, Контрольный комитет города Москвы, установил:
Закрытое акционерное общество "ИнкорРус" (далее - ЗАО "ИнкорРус", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Москвы, выразившегося в неиздании в установленном порядке решения в виде распоряжения о строительстве обществом гостиницы категории 3 звезды на 420 номеров по адресу пересечение Боровского шоссе и Чоботовской ул., неутверждении акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта для осуществления строительства гостиницы от 27.12.2006 N А3024/19. Также просило обязать Правительство Москвы принять решение о проектировании и строительстве ЗАО "ИнкорРус" гостиницы категории 3 звезды на 420 номеров предельной площадью 25 200 кв. м на земельном участке (кадастровый номер 77:07:15005:435) площадью 0,99 га по адресу пересечение Боровского шоссе и Чоботовской ул.
К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены Департамент земельных ресурсов города Москвы (далее - ДЗР г. Москвы), Контрольный комитет города Москвы (далее - Москонтроль), закрытое акционерное общество "Объединение "Ингеоком" (далее - ЗАО "Объединение "Ингеоком").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.01.2010, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2010, заявленное по делу требование удовлетворено в полном объеме.
Правительство Москвы и Москонтроль не согласились с принятыми по делу судебными актами и подали кассационную жалобу, в которой просят их отменить как незаконные и необоснованные.
В отзыве на жалобу ЗАО "ИнкорРус" возражало против ее удовлетворения, считая обжалованные акты судов двух инстанций соответствующими законодательству и представленным в дело доказательствам.
В судебном заседании представители Правительства Москвы, Москонтроля, ДЗР города Москвы поддержали жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель ЗАО "ИнкорРус" возражал против ее удовлетворения по мотивам, приведенным в представленном отзыве. ЗАО "Объединение "Ингеоком" уведомлено о рассмотрении жалобы, заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя. Ходатайство признано подлежащим удовлетворению.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованных по делу актов судов двух инстанций.
Как установлено судами двух инстанций, Правительство Москвы постановлением от 28.05.1996 N 449 (в редакции постановлений Правительства Москвы от 15.07.1997 N 529, от 28.04.1998 N 329, распоряжений мэра Москвы от 13.07.1998 N 710-РМ, от 17.08.1999 N 872-РМ) утвердило Программу развития гостинично-туристского комплекса Москвы.
В последующем постановлениями от 19.08.2003 N 688-ПП (в редакции постановлений от 09.03.2004 N 136-ПП, от 07.12.2004 N 869-ПП, от 29.03.2005 N 164-ПП) и от 24.08.2004 N 574-ПП Правительство Москвы одобрило Схему размещения гостиниц в городе Москве с адресным перечнем земельных участков для размещения гостиниц на территории административных округов города Москвы и утвердило Генеральную схему размещения гостиниц в городе Москве до 2010 года, Адресный перечень мест размещения гостиниц на период 2006-2010 годы.
В приложении N 3 к постановлению от 24.08.2004 N 574-ПП местом строительства гостиницы емкостью на 420 мест указан адрес - пересечение Боровского шоссе и Чоботовской ул., ЗАО г. Москвы.
23.12.2004 проведен открытый аукцион по реализации инвестиционного проекта на право проведения предпроектной подготовки вышеупомянутого земельного участка для строительства объекта гостиничного хозяйства общей площадью до 25200 кв.м., примерной емкостью 420 мест, разработки акта разрешенного использования с целью получения права на его застройку.
Победителем аукциона признано простое товарищество в составе ЗАО "ИнкорРус" и ЗАО "Объединение "Ингеоком".
Результаты данного аукциона утверждены распоряжением Правительства Москвы от 26.07.2005 N 1367-РП.
06.10.2005 между Правительством Москвы и ЗАО "ИнкорРус" заключен договор на право проведения предпроектной подготовки земельного участка ориентировочной площадью 0,99 га, расположенного по адресу пересечение Боровского шоссе и Чоботовской ул. (ЗАО г. Москвы) для строительства гостиничного комплекса общей площадью до 25200 кв.м., примерной емкостью 420 мест, разряда "3 звезды". Предметом данного договора является осуществление инвестором-победителем аукциона за счет собственных и/или привлеченных средств комплекса работ с целью последующего получения права на застройку вышеназванного земельного участка на условиях внесения платы за право заключения договора долгосрочной аренды земли (п.2.1 договора).
11.09.2007 сторонами договора подписан акт выполненных работ, в котором зафиксирован факт полного и надлежащего выполнения ЗАО "ИнкорРус" обязательств по договору от 06.10.2005. Также в акте отражен факт оформления акта от 27.12.2006 N А-3024/19 разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (земельного участка) для осуществления строительства, реконструкции объекта - гостиница "три звезды" на 420 мест по адресу: пересечение Боровского шоссе и Чоботовской ул.
С учетом изложенного суды двух инстанций пришли к выводу о том, что подписание акта выполненных работ и акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (земельного участка), выполненного в соответствии с требованиями Закона города Москвы от 09.07.2003 N 50 "О порядке подготовки и получения разрешения на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве", зарегистрированного 12.01.2007 за N 77-ГК-3.1.22.003241, свидетельствует о надлежащем исполнении ЗАО "ИнкорРус" условий договора от 06.10.2005 и, соответственно, о завершении обществом предпроектной подготовки земельного участка для строительства гостиничного комплекса.
На основании распоряжения Правительства Москвы от 26.07.2005 N 1367-РП после реализации договора и оформления акта разрешенного использования Комитет по внешнеэкономической деятельности города Москвы совместно с префектурой ЗАО г. Москвы должны подготовить целевой распорядительный документ Правительства Москвы, утверждающий вышеуказанный акт, условия и порядок реализации проекта строительства гостиницы.
Как установлено судами двух инстанций, во исполнение данного распоряжения Комитетом по внешнеэкономической деятельности города Москвы совместно с префектурой ЗАО г. Москвы был разработан проект распоряжения Правительства Москвы "О проектировании и строительстве гостиницы категории "3 звезды" по адресу: пересечение Боровского шоссе и Чоботовской ул. (ЗАО г. Москвы)" и согласован ЗАО "ИнкорРус" письмами от 21.09.2007 N 29 и от 15.04.2008 N 5, направленными соответственно в Комитет по внешнеэкономической деятельности Правительства Москвы и Департамент градостроительной политики г. Москвы.
Согласно письму Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы от 23.06.2008 25-08(5-03)-523/4-0-3, адресованному ЗАО "ИнкорРус", проект распоряжения Правительства Москвы был согласован со всеми необходимыми городскими структурами за исключением Москонтроля и предусматривал утверждение акта разрешенного использования от 27.12.2006 N А-3024/19, порядок оформления земельно-правовых отношений, определение стоимости права на заключение договора аренды земельного участка сроком на 49 лет.
В установленном порядке указанный проект распоряжения Правительством Москвы не подписан.
Оценив в совокупности представленные в дело доказательства, суды двух инстанций пришли к выводу о том, что Правительству Москвы были представлены необходимые сведения, подтверждающие факт завершения предпроектной подготовки земельного участка по указанному адресу для строительства гостиничного комплекса и достаточные для принятия решения об утверждении акта разрешенного использования от 27.12.2006 N А-3024/19, определении порядка оформления земельно-правовых отношений, стоимости права на заключение договора аренды земельного участка.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции считает правильным вывод судов двух инстанций о том, что неиздание Правительством Москвы распорядительного акта свидетельствует о его незаконном бездействии, нарушающем права и законные интересы ЗАО "ИнкорРус" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге выбор земельных участков для строительства осуществляется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами этих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В силу п. 3 ст. 4 Закона города Москвы от 14.05.2003 N 27 "О землепользовании и застройке в городе Москве" (в редакции, действовавшей до 04.01.2007) решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю. Правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с порядком управления и распоряжения землями города Москвы, установленным федеральным законодательством и законами города Москвы.
Пунктами 1 и 2 ст. 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объекта либо с предварительным согласованием мест размещения.
Пунктом 3 указанной статьи 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
С учетом изложенного суды двух инстанций правомерно признали, что Правительством Москвы было предварительно согласовано место размещения объекта строительства и определен застройщик объекта строительства - ЗАО "ИнкорРус".
Довод жалобы о том, что действующим градостроительным законодательством возможность осуществления градостроительной деятельности не связана с наличием правового акта высшего исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации, отклоняется как неосновательный, поскольку выдача разрешения на строительство осуществляется при наличии распорядительного акта Правительства Москвы о строительстве объекта.
Ссылка в жалобе на несформированность земельного участка не принимается во внимание. Конкурсный отбор застройщика при выборе самим Правительством Москвы несформированного земельного участка для строительства конкретного объекта не противоречит положениям ЗК РФ, закрепленным п. 5 ст. 30, подлежащим применению в совокупности с пунктами 3, 4, 10 статьи 31 ЗК РФ.
Другие доводы жалобы свидетельствуют о несогласии с данной судами двух инстанций оценкой представленных в дело доказательств, выходят за пределы предоставленных суду кассационной инстанции полномочий, в связи с чем отклоняются.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов суд кассационной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11 января 2010 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2010 года по делу N А40-57197/08-122-20 оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Москвы, Контрольного комитета города Москвы - без удовлкетворения.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
М.Р. Агапов |
|
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 июля 2010 г. N КА-А40/6903-10 по делу N А40-57197/08-122-20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника