Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 15 июля 2010 г. N КА-А40/7091-10 по делу N А40-161319/09-154-1089
Резолютивная часть постановления объявлена 8 июля 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.
судей Ворониной Е.Ю., Кузнецова А.М.
при участии в заседании:
от заявителя Чиника Е.С., дов. от 05.07.2010 N 23-266/Д-юл, паспорт 28 06 781678
от административного органа Шилиной Е.В., дов. от 15.07.2009,
рассмотрев 8 июля 2010 года в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы - административного органа на решение от 05.02.2010 Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Локайчук Т.М., на постановление от 26.04.2010 N 09АП-6194/2010-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Якутовым Э.В., Векличем Б.С., Поташовой Ж.В., по делу N А40-161319/09-154-1089 по заявлению открытого акционерного общества "Росагроснаб" о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы о привлечении к административной ответственности, установил:
открытое акционерное общество "Росагроснаб" (далее - ОАО "Росагроснаб", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, административный орган) от 02.11.2009 N 1 19.8/334-09 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением названного арбитражного суда от 05.02.2010, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2010, заявленное по делу требование удовлетворено.
Не согласившись с судебными актами двух инстанций, административный орган подал кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные. При этом сослался на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела. В частности, утверждал о неправомерности вывода судов о неправильной квалификации совершенного обществом деяния, указал, что на момент совершения сделки ОАО "Росагроснаб" могло предполагать о необходимости соблюдения либо уведомительного, либо разрешительного порядка и в результате представлением в антимонопольный орган недостоверных сведений нарушило оба этих порядка.
В отзыве на жалобу общество возражало против ее удовлетворения, считая обжалованные акты судов двух инстанций соответствующими законодательству и представленным в дело доказательствам.
В судебном заседании представитель ФАС России поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель ОАО "Росагроснаб" возражал против ее удовлетворения по мотивам, приведенным в представленном отзыве на жалобу.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Как установлено судами, оспариваемым по делу постановлением от 02.11.2009 N 1 19.8/334-09 ОАО "Росагроснаб" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 19.8 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 рублей за представление недостоверных сведений о составе группы лиц при подаче 29.07.2009 уведомления о приобретении обществом 51,23% голосующих акций ОАО "Агропромснаб". В уведомлении указано, что в состав группы лиц ОАО "Росагроснаб" входят ОАО "Хабаровсккрайагропромснаб" и ОАО "Агропромснаб". В последующем по запросу ФАС России о предоставлении информации о составе группы лиц ОАО "Росагроснаб" на дату совершения сделки названное общество письмом от 14.10.2009 сообщило, что в состав группы лиц входят ОАО "Хабаровсккрайагропромснаб", ООО "Росагропромснаб-Владимир", ООО "Росагропромснаб-Алтай", ООО "Росагропромснаб-Кубань", ЗАО "Агроснабсервис", ОАО "Краснодарагропромснаб", ОАО "Агропромснаб", а также ряд физических лиц: Лимарева Ю.В., Немченко С.В., Устюжанина Ю.П., Янина А.А., Савостина А.М., Немашкалову Н.Н., Кравченко В.Г.
Общество оспорило указанное постановление в судебном порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 19.8 КоАП РФ административным правонарушением признается непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган уведомлений, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, а также представление уведомлений, содержащих заведомо недостоверные сведения.
Перечень сделок, о которых антимонопольный орган должен быть уведомлен, содержится в статье 30 Федерального закона от 26.07.2009 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Суды первой и апелляционной инстанций на основе оценки представленных в дело доказательств пришли к выводу о том, что совершенная ОАО "Росагроснаб" сделка по приобретению акций подлежала иной форме контроля со стороны антимонопольного органа, поскольку в силу части 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции для таких сделок предусмотрен разрешительный порядок, - т.е. сделка требует предварительного согласия антимонопольного органа.
При этом, как правомерно указали суды, разрешительный порядок не предусматривает необходимости представления уведомления о сделке в антимонопольный орган, поскольку на лицо, изъявившее намерение совершить сделку, возложена обязанность по обращению в антимонопольный орган с соответствующим ходатайством.
Ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, представление ходатайств, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена частью 3 статьи 19.8 КоАП РФ.
Как установлено судами двух инстанций, в отношении общества по части 3 статьи 19.8 КоАП РФ за ту же сделку ФАС России вынесено постановление о привлечении к административной ответственности.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает правильным вывод судов двух инстанций об отсутствии правовых оснований для привлечения ОАО "Росагроснаб" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 19.8 КоАП РФ.
Довод кассационной жалобы о том, что на момент составления протокола об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления ФАС России не располагала сведениями, позволявшими отнести спорную сделку к требующим предварительного согласия антимонопольного органа, отклоняется судом кассационной инстанции. Данное обстоятельство не свидетельствует о правомерности применения к обществу административного наказания по части 4 статьи 19.8 КоАП РФ.
Также не может свидетельствовать о законности оспариваемого постановления ФАС России отсутствие на момент совершения сделки определенности в избрании формы антимонопольного контроля.
Иные доводы кассационной жалобы также не свидетельствуют о допущенной по делу судебной ошибке.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 5 февраля 2010 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2010 года по делу N А40-161319/09-154-1089 оставить без изменения, кассационную жалобу ФАС России - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
|
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 июля 2010 г. N КА-А40/7091-10 по делу N А40-161319/09-154-1089
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника