Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 23 июля 2010 г. N КА-А41/7800-10 по делу N А41-36159/09
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Тетёркиной С.И.,
судей Антоновой М.К., Коротыгиной Н.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) - не явился
от ответчика - Меркулова Ю.В., дов. о 18.12.09 N 04-03/0718,
рассмотрев 22.07.2010 в судебном заседании кассационную жалобу МРИ ФНС России N 11 по Московской области, ответчика, на решение от 29.01.2010 г. Арбитражного суда Московской области, принятое судьей Востоковой Е.А., на постановление от 15.04.2010 г. Десятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями: Чалбышевой И.В., Александровым Д.Д., Мордкиной Л.М., по иску (заявлению) ООО "Эливест" о признании решения недействительным к МРИ ФНС России N 11 по Московской области, установил:
общество с ограниченной ответственностью "Эливест" (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Московской области (впоследствии, в связи с реорганизацией, правопреемник - Межрайонная инспекция ФНС России N 6 по Московской области) (далее - инспекция, налоговый орган) от 31.03.2009 г. N 29 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушении" в части доначисления налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, пени и штрафов по названным налогам, а также пени и штрафа по налогу на доходы физических лиц.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.01.2010 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2010 г., заявленное требование удовлетворено частично.
Суд первой инстанции признал оспариваемое решение налогового органа недействительным в части доначислений, связанных с налогом на прибыль и налогу на добавленную стоимость, включая недоимку, пени и штрафные санкции. В части, касающейся пени по НДФЛ в сумме 2 412 руб. и привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ, в признании незаконным решения отказал.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется в порядке статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой налогового органа, который, не согласившись с вынесенными судебными актами в части доначислений по НДС и налогу на прибыль, просит решение и постановление в данной части отменить, отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы инспекция указывает на то, что судом не в полной мере исследованы её доводы об отсутствии у общества документального подтверждения произведенных затрат и факта оприходования товарно-материальных ценностей.
Отзыв на жалобу не представлен.
Представитель заявителя, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
В соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, совещаясь на месте, суд определил: рассмотреть дело в отсутствие представителя заявителя.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы и требования, изложенные в кассационной жалобе.
Выслушав представителя инспекции, проверив соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления.
Как следует из материалов дела, налоговым органом в период с 13.01.2009 г. по 03.03.2009 г. проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.07.2007 г. по 31.12.2008 г.:
- 01.07.2007 г. по 30.09.2008 г. - налог на добавленную стоимость;
- 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г. - налог на прибыль; налог на имущество; транспортный налог;
- 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г. - ЕСН, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
- 01.01.2007 г. - по 31.12.2007 г. - земельный налог;
- 01.07.2007 г. по 31.12.2008 г. - НДФЛ;
- 01.07.2007 г. по 30.09.2008 г. - единый налог на вмененный доход, водный налог.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 06.03.2009 г. N 23 и вынесено решение от 31.03.2009 г. N 29, в соответствии с которым заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде взыскания штрафов в суммах - 888 413 руб. за неполную уплату НДС, 60 858 руб. и 163 847 руб. за неполную уплату налога на прибыль; ст. 123 НК РФ - в виде штрафа в сумме 11 549 руб. за неправомерное неперечисление сумм, удержанных налоговым агентом. Обществу начислены пени по НДС за декабрь 2005 г., за 3, 4 кварталы 2007 г., за 1-3 кварталы 2008 г. в сумме 518 777 руб.; по налогу на прибыль за 2007 г. в суммах 43 057 руб. и 115 924 руб.; по НДФЛ за период с 01.01.2007 г. по 31.12.2008 г. в сумме 2 412 руб.; также предложено уплатить НДС в общей сумме 4 442 065 руб.; налог на прибыль в суммах 304 288 руб. и 819 237 руб.; НДФЛ в сумме 57 747 руб.
Жалоба общества оставлена без удовлетворения решением УФНС России по Московской области от 14.09.2009 г. N 16-16/04736. Решение инспекции утверждено и признано вступившим в законную силу.
Общество с решением инспекции не согласилось, за исключением эпизода с доначислением НДФЛ в сумме 57 747 руб., в связи с чем обратилось в суд.
В обоснование правомерности доначисления налога на прибыль и НДС, а также соответствующих сумм пени и штрафа инспекция ссылается на то, что затраты на запасные части, ремонт и топливо к транспортным средствам, сдаваемым обществом в аренду, необоснованно отнесены в счет уменьшения налогооблагаемой прибыли в связи с тем, что отдельные первичные документы и документы учета оформлены с недостатками.
Судами установлено, что основным видом деятельности общества является передача в аренду транспортных средств.
Из материалов дела следует, что заявитель в соответствии с договорами от 01.06.2007 г. N 02/06/07 с ООО "Карьер-Мастер" и от 01.09.2007 г. N 01/09/07 с ООО "ТоргМаш" о передаче в аренду автотехники - гусеничный экскаватор и фронтальный погрузчик, ответствен перед арендаторами за ремонт транспортных средств и снабжение их топливом.
До передачи в аренду транспортные средства находились у общества и не эксплуатировались, в связи с чем инспекция посчитала, что необходимости соответствующих расходов по приобретению запасных частей и ремонту в первом полугодии 2007 г. у заявителя не имелось.
Данный довод налогового органа был признан судебными инстанциями незаконным на основании ст.ст. 252, 260, 171 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В силу пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные вычеты.
Пунктом 2 статьи 171 НК РФ предусмотрено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Названные условия обществом выполнены, так как спорные затраты предприняты в целях получения доходов и связаны с осуществлением реальной хозяйственной деятельностью.
Все первичные документы по закупке у контрагентов общества ООО "Цеппелин Русланд", ООО "Фирма Текс" и ООО "Мадет" запасных частей, ГСМ и ремонту техники были приложены заявителем к возражениям на акт проверки и в достаточной мере подтверждают факты приобретения, оплаты и оприходования товарно-материальных ценностей.
Действующее законодательство не содержит запретов на закупку топлива и запасных частей впрок, если это прямо связано с деятельностью налогоплательщика. Налоговый орган не вправе устанавливать, когда именно, до начала эксплуатации техники или после, целесообразно закупать запчасти и топливо.
Довод инспекции о том, что в путевых листах не указан маршрут следования транспортных средств обоснованно признан судом несостоятельным, поскольку фронтальный погрузчик и гусеничный экскаватор предназначены для ведения определенных работ и в соответствии с ПДД не могут самостоятельно следовать по дорогам общего пользования.
Ссылка налогового органа на то, что представленные товарные накладные формы ТОРГ-12, подтверждающие приобретение ГСМ, как и путевые листы, подписаны одной рукой, что, по мнению инспекции, не подтверждает факт оприходования товарно-материальных ценностей, правомерно отклонены судами.
При этом суды исходили из того, что налоговым органом не представлено доказательств, что заявленные документы свидетельствуют об отсутствии товаров, хозяйственных операций, составлены или заполнены с нарушением требований нормативных правовых актов, не позволяют установить суть хозяйственной операции, сторон сделки, наименование и количество товара, его цену, факт его отпуска и получения или свидетельствуют о получении заявителем необоснованной налоговой выгоды.
Реальность осуществленных обществом расходов и выполнение заявителем своих налоговых обязательств инспекцией не только не опровергнута, но и подтверждается встречными проверками поставщиков.
В отношении НДФЛ, а также пени по этому налогу и штрафа, решение налогового органа является законным и обоснованным, так как непоступление соответствующих сумм на надлежащие счета Федерального казначейства было связано с неправильным указанием КБК в платежных документах самим налогоплательщиком.
В данной части судебные акты не обжалованы и оснований для их отмены не имеется.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и выводы судебных инстанций, как и не приведено оснований, которые в соответствии со ст. 288 АПК РФ служат основанием для отмены судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и им дана правильная правовая оценка.
Иная оценка установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование закона не означает судебной ошибки.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 января 2010 года и Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2010 года по делу N А41-36159/09 оставить без изменения, кассационную жалобу МРИ ФНС России N 11 по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.И. Тетеркина |
Судьи |
М.К. Антонова |
|
Н.В. Коротыгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 июля 2010 г. N КА-А41/7800-10 по делу N А41-36159/09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника