Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 3 августа 2010 г. N КГ-А41/8126-10 по делу N А41-40000/09
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Нужнова С.Г., Петровой В.В.,
при участии в заседании:
от ОАО "Рыбхоз Можайский": Филиппова Ю.Н., доверенность от 30.12.09 г.;
от ТУ Росимущества в Московской области: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 27 июля 2010 года в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Рыбхоз Можайский" на постановление от 23 апреля 2010 года Десятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Диаковской Н.В., Ивановой Л.Н., Черниковой Е.В., по делу N А41-40000/09 по заявлению ОАО "Рыбхоз Можайский" о признании незаконными отказов в предоставлении земельных участков и обязании принять решение о предоставлении земельных участков и направить заявителю проекты договоров к ТУ Росимуществу в Московской области, установил:
Открытое акционерное общество "Рыбхоз Можайский" (далее - ОАО "Рыбхоз Можайский", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - Территориальное управление Росимущества в Московской области), в котором с учетом уточнений заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации просило:
- признать недействительным отказ Территориального управления Росимущества в Московской области в предоставлении ОАО "Рыбхоз Можайский" в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, дер. Большие Парфенки, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения" с разрешенным использованием: "для ведения рыбного хозяйства", с кадастровым номером 50:18:009 02 06:0017, общей площадью 88.100 кв.м.;
- признать недействительным отказ Территориального управления Росимущества в Московской области в предоставлении ОАО "Рыбхоз Можайский" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, дер. Большие Парфенки, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения" с разрешенным использованием: "для ведения рыбного хозяйства", с кадастровым номером 50:18:0090206:0002, общей площадью 1.668.000 кв.м.;
- признать недействительным отказ Территориального управления Росимущества в Московской области в предоставлении ОАО "Рыбхоз Можайский" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, дер. Большие Парфенки, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения" с разрешенным использованием: "для ведения рыбного хозяйства", с кадастровым номером 50:18:0090206:0018, общей площадью 1.950.500 кв.м.;
- обязать Территориальное управление Росимущества в Московской области принять решение о продаже ОАО "Рыбхоз Можайский" земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, дер. Большие Парфенки, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения" с разрешенным использованием: "для ведения рыбного хозяйства", с кадастровым номером 50:18:0090206:0017, общей площадью 88.100 кв.м., с соблюдением требований Закона об обязательной государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок, и направить ОАО "Рыбхоз Можайский" в установленные сроки проект договора купли-продажи земельного участка;
- обязать Территориальное управление Росимущества в Московской области принять решение о предоставлении ОАО "Рыбхоз Можайский" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, дер. Большие Парфенки, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения" с разрешенным использованием: "для ведения рыбного хозяйства", с кадастровым номером 50:18:0090206:0002, общей площадью 1.668.000 кв.м., с соблюдением требований Закона об обязательной государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок, и направить ОАО "Рыбхоз Можайский" в установленные сроки проект договора аренды земельного участка;
- обязать Территориальное управление Росимущества в Московской области принять решение о предоставлении ОАО "Рыбхоз Можайский" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, дер. Большие Парфенки, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения" с разрешенным использованием: "для ведения рыбного хозяйства", с кадастровым номером 50:18:009 02 06:0018, общей площадью 1.950.500 кв.м., с соблюдением требований Закона об обязательной государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок, и направить ОАО "Рыбхоз Можайский" в установленные сроки проект договора аренды земельного участка.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 декабря 2009 года по делу N А41-40000/09 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2010 года решение отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, истец обратился с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционного суда отменить как незаконное и необоснованное, решение первой инстанции оставить в силе.
Ответчик Территориальное управление Росимущества в Московской области, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалованного судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его изменения или отмены в связи со следующим.
Судами установлено, что ОАО "Рыбхоз Можайский" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат три земельных участка, расположенных в Московской области, Можайском районе, дер. Большие Парфенки, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения" с разрешенным использованием "для ведения рыбного хозяйства" (далее - земельные участки), а именно: земельный участок общей площадью 1.668.000 кв.м с кадастровым номером 50:18:0090206:0002; земельный участок общей площадью 1.950.500 кв.м с кадастровым номером 50:18:0090206:0018; земельный участок общей площадью 88.100 кв.м с кадастровым номером 50:18:0090206:0017.
ОАО "Рыбхоз Можайский" является собственником следующих объектов недвижимости: насосной станции, назначение: нежилое, 1-этажной, общей площадью 42,9 кв.м., инв. N 46:233:002:000045750:0004, лит. Г; административного здания, назначение: нежилое, 2-этажное, общей площадью 167,6 кв.м., инв. N:0001, лит. А; склада N 1, назначение: нежилое, 1-этажный, общей площадью 416,3 кв.м., инв. N 0006, лит. Е; склад N 2, назначение: нежилое, 1-этажный, общей площадью 455 кв.м., инв. N 0005, лит. Д; лаборатории, назначение: нежилое, 1-этажный, общей площадью 53,9 кв.м., инв. N 0002, лит. Б; гаража, назначение: объект незавершенного строительства, 1-этажный, площадью застройки 200 кв.м., инв. N 0007, лит. Ж; гостиницы, объект незавершенного строительства, 2-этажное, площадью застройки 76,1 кв.м., инв. N 0009, лит. М.; коптильного цеха, назначение: объект незавершенного строительства, 1-этажный, площадью застройки 289,3 кв.м., инв. N 0008, лит. Л; жилого дома, назначение: объект незавершенного строительства, 2-этажный, площадью застройки 175,5 кв.м., инв. N 0010, лит. К; насосной станции N 2, назначение: нежилое, 1-этажный, общей площадью 71,6 кв.м., инв. N 0003, лит. В, расположенных по адресу: Московская область, Можайскоий район, дер. Большие Парфенки.
Право собственности ОАО "Рыбхоз Можайский" на указанные объекты подтверждены свидетельствами о государственной регистрации права от 16.12.2008 г., от 18.02.2009 г. и от 26.02.2009 г.
В целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования указанными выше земельными участками в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" ОАО "Рыбхоз Можайский" письмом от 16.04.2009 г. обратилось к Территориальному управлению Росимущества в Московской области с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:18:009 02 06:0017, а также с заявлением о предоставлении ему в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 50:18:009 02 06:0002 и 50:18:009 02 06:0018 с учетом того, что указанные земельные участки является федеральной собственностью.
Территориальное управление Росимущества в Московской области письмами от 01.06.2009 г. N АШ/04-6155 и 02.06.2009 г. N АШ/04-6215 отказало ОАО "Рыбхоз Можайский" в предоставлении испрашиваемых земельных участков, мотивировав отказ положениями Федерального Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в силу которых управление осуществляет распоряжение земельными участками, право собственности на которые зарегистрировано за Российской Федерацией.
Указанными письмами Территориальное управление Росимущества в Московской области предложило ОАО "Рыбхоз Можайский" представить документы, необходимые для регистрации права собственности Российской Федерации на испрашиваемые земельные участки, согласно приложенному перечню, а также известило названное общество о том, что вопрос о предоставлении земельных участков будет рассматриваться после осуществления государственной регистрации права федеральной собственности на данные объекты недвижимости.
4 июня 2009 года ОАО "Рыбхоз Можайский" вновь обратилось к Территориальному управлению Росимущества в Московской области с заявлением о переоформлении прав на указанные выше земельные участки, приложив к данному заявлению пакет документов.
Ссылаясь на то обстоятельство, что Территориальное управление Росимущества в Московской области в установленный законом срок не приняло решения о переоформлении прав заявителя на испрашиваемые им земельные участки, ОАО "Рыбхоз Можайский" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Десятый арбитражный апелляционный суд, отменив решение суда первой инстанции, указал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения или действия государственного органа является одновременное несоответствие этого решения или действия закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены названным кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены задания, строения, сооружения, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2007 г. N 370.
В соответствии с данным перечнем к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагается, в том числе, кадастровый паспорт земельного участка.
Согласно ранее действовавшей редакции указанного выше перечня до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" к заявлению могла быть приложена выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка (разделы В.1 и В.2, а также В.3 и В.4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре)).
В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" данный Федеральный закон вступил в силу 1 марта 2008 года.
Таким образом, после 1 марта 2008 года к заявлению о приобретении прав на земельный участок в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации должен быть приложен кадастровый паспорт земельного участка.
Поскольку с заявлениями о приобретении прав на спорные земельные участки ОАО "Рыбхоз Можайский" обратилось 16 апреля 2009 года, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что к данным заявлениям должны быть приложены кадастровые паспорта испрашиваемых земельных участков.
К заявлениям от 16.04.2009 г. ОАО "Рыбхоз Можайский" приложило не кадастровые паспорта испрашиваемых земельных участков, а кадастровые выписки о земельных участках.
Повторно обратившись к Территориальному управлению Росимущества в Московской области с заявлениями от 04.06.2009 г. и от 16.07.2009 г. о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки ОАО "Рыбхоз Можайский" также приложило кадастровые выписки о земельных участках.
Кассационная инстанция соглашается с выводом апелляционного суда о нарушении истцом требования статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в части предоставления документов, необходимых для принятия решения о переоформлении прав на земельные участки.
В материалы дела истцом представлены кадастровые выписки в отношении испрашиваемых земельных участков от 23.10.2008 г. Вместе с тем, данные кадастровые выписки не содержат разделов В.3 и В.4, в которых должны содержаться сведения о расположенных на земельном участке объектах недвижимости.
ОАО "Рыбхоз Можайский" не представило в материалы дела доказательств того, что на испрашиваемых земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности иным лицам, которые также имеют право на приобретение земельных участков под своими объектами на праве собственности или аренды.
В своем заявлении ОАО "Рыбхоз Можайский" просит признать незаконным отказ Территориального управления Росимущества в Московской области в предоставлении земельных участков.
В материалы дела представлены письма Территориального управления Росимущества в Московской области от 01.06.2009 г. N АШ/04-6155 и от 02.06.2009 г. N АШ/04-6215. Указанные письма не содержат отказов в переоформлении прав на испрашиваемые земельные участки, а лишь указывают на необходимость предоставления документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на испрашиваемые земельные участки.
Иных документов, содержащих отказ Территориального управления Росимущества в Московской области в предоставлении испрашиваемых земельных участков в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное.
ОАО "Рыбхоз Можайский" ссылается на то обстоятельство, что право собственности Российской Федерации на испрашиваемые земельные участки возникло в силу закона, поскольку ранее указанные земельные участки принадлежали ФГУП "Рыбхоз Можайский".
Суд апелляционной инстанции правомерно указал, что указанное обстоятельство в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ не освобождает от обязанности зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок перед предоставлением его в частную собственность.
Доказательств государственной регистрации права собственности Российской Федерации на испрашиваемые земельные участки в материалы дела не представлено.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" только государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении земельных участков принимается уполномоченными органами исполнительной власти, обладающими правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, государственная регистрация права собственности Российской Федерации на испрашиваемые земельные участки является необходимым условием, выполнение которого должно предшествовать принятию решения по вопросу о переоформлении прав на эти земельные участки.
Кассационная инстанция соглашается с вышеизложенными выводам апелляционного суда; нарушений применения норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не усматривается.
Доводы кассационной жалобы были внимательно изучены судом, однако они подлежат отклонению, поскольку по существу сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств, что в силу ст. 286 АПК РФ не входит в компетенцию кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого акта по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2010 года по делу N А41-40000/09 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Рыбхоз Можайский" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
С.Г. Нужнов |
|
В.В. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 3 августа 2010 г. N КГ-А41/8126-10 по делу N А41-40000/09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника