Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 11 августа 2010 г. N КА-А40/8425-10 по делу N А40-153141/09-111-1188
Резолютивная часть постановления объявлена 4 августа 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Черпухиной В.А.
судей: Коротыгиной Н.В., Шишовой О.А.
при участии в заседании:
от ответчика - Званкова В.В. по дов. N 05/29 от 11.11.09, Сокоровой Е.В. по дов. N 05/23 от 11.11.09
рассмотрев 04.08.10 в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 47 по г. Москве на решение от 02.02.10 Арбитражного суда г. Москвы принятое судьей Огородниковой М.С. на постановление от 22.04.10 Девятого арбитражного апелляционного суда принятое судьями: Крекотневым С.Н., Голобородько В.Я., Нагаевым Р.Г. по иску (заявлению) Компании "Роснефть Интернэшнл Лимитед" о признании недействительными решений, требований к Межрайонной ИФНС России N 47 по г. Москве, установил:
Иностранная организация "Роснефть Интернэшнл Лимитед" (далее - Заявитель, Иностранная организация, налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной ИФНС России N 47 по г. Москве (далее - ответчик, Инспекция, Налоговый орган) от 06.10.09 N 958, N 959, N 960, N 968, N 969, N 970, N 971, N 1001, N 1002, N 1003, требований от 26.10.09 N 464, N 465, N 466, N 467, N 468, N 469, N 483, N 484, N 485, N 486.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.02.10 по делу N А40-153141/09-111-1188 требования заявителя удовлетворены в полном объёме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем налогоплательщика было заявлено ходатайство в порядке ч. 2 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об отказе от требований в части признания недействительными решений от 06.10.09 N 1001 в части штрафа в размере 5.044 руб., N 1002 в части штрафа в размере 6.223 руб., N 1003 в части штрафа в размере 25.934 руб., N 971 в части штрафа в размере 4.268 руб., и требований от 26.10.09 об уплате налога, пени, штрафа N 483, N 484, N 485, N 469 в соответствующих частях в связи с выявленной разницей между суммами налога на добавленную стоимость (далее - НДС), указанными в налоговых декларациях за октябрь 2006 года, январь 2007 года, апрель 2007 года, июль 2007 года, ноябрь 2007 года, 2 квартал 2008 года - 2 квартал 2009 года и суммами НДС, удержанными и уплаченными налоговым агентом.
Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 22.04.10 изменил решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.02.10, приняв отказ от требований в указанных частях.
В кассационной жалобе Инспекция просит об отмене судебных актов в части удовлетворения требований, ссылаясь на то, что они вынесены с нарушением норм материального права.
Выслушав представителей Инспекции, поддержавших доводы кассационной жалобы, рассмотрев дело в отсутствие представителя Компании, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, проверив материалы дела, кассационная инстанция приходит к следующему.
Судом установлено, что Иностранная организация состоит на учёте в налоговом органе, в связи с осуществлением деятельности в Российской Федерации, с 10.12.04, что подтверждается свидетельством о постановке на учёт (т. 1 л.д. 105).
Согласно указанному свидетельству заявителю присвоен идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) - 9909148385 и код причины постановки на учет (КПП) - 773851001, из анализа которых следует, что компания поставлена на учет как иностранная организация в связи с осуществлением деятельности на территории РФ через свое отделение.
07.08.09 заявителем в налоговый орган были представлены:
- налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2006 года сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, составила 314.339 руб.;
- налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за январь 2007 года сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, составила 316.018 руб.;
- налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за апрель 2007 года сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, составила 799.300 руб.;
- налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за июль 2007 года сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, составила 304.539 руб.;
- налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2007 года сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, составила 337.513 руб.;
- налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2008 года сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, составила 1.221.903 руб.;
- налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2008 года сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, составила 382.655 руб.;
- налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, составила 439.865 руб.;
- налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2009 года сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, составила 1.296.263 руб.;
- налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2009 года сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, составила 0 руб.
В связи с нарушением срока представления деклараций, Инспекцией с учетом возражений налогоплательщика были составлены соответствующие акты и вынесены решения от 06.10.09 N 958 (акт N 649) (т. 1 л.д.22-25), N 971 (акт N 648) (т. 1 л.д.46-49), N 970 (акт N 647) (т. 1 л.д.42-45), N 969 (акт N 646) (т. 1 л.д.38-41), N 968 (акт N 645) (т. 1 л.д.34-37), N 960 (акт N 644) (т. 1 л.д.30-33), N 959 (акт N 643) (т. 1 л.д.26-29), N 1003 (акт N 642) (т. 1 л.д.57-61), N 1002 (акт N 641) (т. 1 л.д.54-56), N 1001 (акт N 640) (т. 1 л.д.50-53) "О привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение".
На основании вынесенных решений заявителю налоговым органом были выставлены следующие требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа:
- требование N 464 об уплате налога сбора, пени, штрафа по состоянию на 26.10.09, со сроком исполнения до 11.11.09 (решение от 06.10.09 N 958, штраф 100 руб.) (т.2 л.д.6);
- требование N 465 об уплате налога сбора, пени, штрафа по состоянию на 26.10.09, со сроком исполнения до 11.11.09 (решение от 06.10.09 N 959, штраф 548.170 руб.) (т. 1 л.д.13);
- требование N 466 об уплате налога сбора, пени, штрафа по состоянию на 26.10.09, со сроком исполнения до 11.11.09 (решение от 06.10.09 N 960, штраф 472.518,20 руб.) (т. 1 л.д.14);
- требование N 467 об уплате налога сбора, пени, штрафа по состоянию на 26.10.09, со сроком исполнения до 11.11.09 (решение от 06.10.09 N 969, штраф 153.062 руб. (т. 1 л.д. 15);
- требование N 468 об уплате налога сбора, пени, штрафа по состоянию на 26.10.09, со сроком исполнения до 11.11.09 (решение от 06.10.09 N 970, штраф 131.960 руб.) (т. 1 л.д.16);
- требование N 469 об уплате налога сбора, пени, штрафа по состоянию на 26.10.09, со сроком исполнения до 11.11.09 (решение от 06.10.09 N 971, штраф 259.253 руб.);
- требование N 483 об уплате налога сбора, пени, штрафа по состоянию на 26.10.09, со сроком исполнения до 11.11.09 (решение от 06.10.09 N 1001, штраф 880.149 руб.) (т. 1 л.д.17);
- требование N 484 об уплате налога сбора, пени, штрафа по состоянию на 26.10.09, со сроком исполнения до 11.11.09 (решение от 06.10.09 N 1002, штраф 758.443 руб.) (т. 1 л.д.19);
- требование N 485 об уплате налога сбора, пени, штрафа по состоянию на 26.10.09, со сроком исполнения до 11.11.09 (решение от 06.10.09 N 1003, штраф 1.678.530 руб.) (т. 1 л.д.20);
- требование N 486 об уплате налога сбора, пени, штрафа по состоянию на 26.10.09, со сроком исполнения до 11.11.09 (решение от 06.10.09 N 968, штраф 855.332 руб.) (т. 1 л.д.21).
Удовлетворяя требования заявителя, суды исходили из следующего:
- поскольку НДС был фактически удержан, уплачен в бюджет и задекларирован налоговым агентом заявителя, что подтверждается представленными в материалы дела налоговыми декларациями и платёжными поручениями ЗАО "КТК-Р", то в силу нормы подп. 5 п. 3 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность налогоплательщика по уплате НДС в бюджет считается исполненной в момент удержания у него суммы НДС налоговым агентом, в связи с чем НДС повторной уплате в бюджет не подлежит;
- отраженные в налоговых декларациях заявителя суммы налога являются своевременно уплаченными суммами налога, в отношении которых налоговый контроль уже осуществлен. При таких обстоятельствах несвоевременная подача заявителем налоговых деклараций по НДС за указанные периоды не образует состава налогового правонарушения, предусмотренного ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации;
- суммы НДС, отраженные в декларациях заявителя за спорные периоды, не подлежат уплате в бюджет, в связи с чем с данных сумм штраф начислению и взысканию не подлежит.
Кассационная инстанция считает, что при разрешении спора суды неправильно применили нормы материального права, в связи с чем судебные акты в части удовлетворения требований подлежат изменению.
В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
В случаях, предусмотренных ст.ст. 83, 84 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с нормативными документами, принятыми во исполнение вышеуказанных статей, в частности, Положением об особенностях учёта в налоговых органах иностранных организаций (утвержденное Приказом МНС РФ от 07.04.2000 N АП-3-06/124) иностранные организации должны быть зарегистрированы в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщиков.
Согласно ст. 143 и п. 2 ст. 144 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками НДС признаются, в том числе иностранные организации, осуществляющие операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.
Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает два способа исчисления и уплаты в бюджет НДС по операциям, реализуемым иностранной организацией и признаваемым объектом обложения НДС: уплата налога самим налогоплательщиком или его налоговым агентом. При этом применение того или иного способа ставится в прямую зависимость от факта постановки иностранной организации на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика.
Согласно пункту 1 статьи 2 Соглашения от 29.04.94 между Правительством Российской Федерации и Правительством Ирландии "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы" (далее - Соглашение) настоящее Соглашение применяется к налогам на доходы, взимаемым в соответствии с законодательством каждого из Договаривающихся Государств, независимо от способа их взимания.
Пунктом 3 статьи 2 Соглашения установлено, что существующими налогами, на которые распространяется Соглашение, являются:
1) в Российской Федерации - налоги на прибыль и доходы, взимаемые в соответствии с законами Российской Федерации на:
а) прибыль предприятий и организаций и
б) доходы физических лиц
2) в Ирландии -
а) подоходный налог;
б) налог на доходы корпораций;
в) налог с доходов от прироста стоимости имущества.
Следовательно, поскольку Соглашение не распространяется на налог на добавленную стоимость, взимаемый на территории Российской Федерации, то иностранной организации, при исчислении налога на добавленную стоимость, а также при уплате данного налога и при представлении налоговых деклараций, необходимо руководствоваться законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 143 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Следовательно, обязанность представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога.
Учитывая, что заявитель состоит на налоговом учете с 2004 года в качестве налогоплательщика, он обязан представлять налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость.
В силу ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным судом в Определении от 16.12.08 N 1069-О-О, статья 119 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за непредставление или несвоевременное представление налоговой декларации. Как следует из указанной статьи, рассматриваемой во взаимосвязи с иными положениями раздела VI "Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение" данного Кодекса, предусмотренное в ней налоговое правонарушение посягает на самостоятельный объект охраняемых государством общественных отношений в сфере налогообложения, связанных с осуществлением налогового контроля. Именно поэтому налогоплательщик привлекается к ответственности за совершение данного налогового правонарушения независимо от факта уплаты им налога.
При таких данных налоговый орган имел основания для привлечения заявителя к налоговой ответственности по п. 2 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с чем оснований для признания недействительными его решений и вынесенных на их основании требований у судов не имелось.
В то же время кассационная инстанция полагает, что размер штрафа в данных решениях, за исключением решения N 958 от 06.10.09, в котором штраф определен в 100 руб., не соответствует требованиям справедливости и соразмерности, значительно превышает суммы налога, подлежащие уплате по декларациям. Кроме того, учитывая, что налог был уплачен в бюджет налоговым агентом, кассационная инстанция считает необходимым снизить штраф по каждому оспариваемому решению и соответственно, указанному в требовании до 10.000 руб.
Собирания каких-либо доказательств по делу не требуется, поэтому кассационная инстанция считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об удовлетворении требований о признании недействительными оспариваемых ненормативных актов в части сумм штрафа, превышающих 10.000 рублей по каждому акту, за исключением решения N 958 от 06.10.09 и требования N 464 об уплате штрафа в размере 100 рублей.
В остальной части требования заявителя подлежат отклонению.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.04.10 в части принятия отказа от требований, прекращения производства по делу и отмены решения Арбитражного суда г. Москвы от 02.02.10 оставить без изменения.
В остальной части решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.02.10 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.04.10 изменить.
Признать недействительными решения Межрайонной ИФНС России N 47 по г. Москве, вынесенные в отношении иностранной организации "Роснефть Интернэшнл Лимитед" N 959, 960, 968, 969, 970, 971, 1001, 1002, 1003 от 06.10.09 и требования N 465, 466, 467, 468, 469, 483, 484, 485, 486 от 26.10.09 в части сумм штрафа, превышающих 10.000 руб. по каждому оспариваемому ненормативному акту соответственно.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Председательствующий судья |
В.А. Черпухина |
Судьи |
Н.В. Коротыгина |
|
О.А. Шишова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 августа 2010 г. N КА-А40/8425-10 по делу N А40-153141/09-111-1188
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника