Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 16 августа 2010 г. N КГ-А40/8567-10 по делу N А40-168888/09-96-732
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Тихоновой В.К.
судей Комаровой О.И., Нечаева С.В.
при участии в судебном заседании:
от истца - не явился, извещен,
от ответчика - Ханларова Н.А., по дов. от 11.01.2010 г. N 11); Мазина Н.Д., по дов. от 11.01.2010 г. N 15),
рассмотрев 11 августа 2010 года в судебном заседании кассационную жалобу Карачаево-Черкесского республиканского территориального фонда обязательного медицинского страхования, на решение от 22 марта 2010 года Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Сторублёвым В.В., по иску Карачаево-Черкесского республиканского территориального фонда обязательного медицинского страхования к Московскому городскому фонду обязательного медицинского страхования о возмещении затрат за оказанные медицинские услуги, установил:
Карачаево-Черкесский республиканский территориальный фонд обязательного медицинского страхования обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Московскому городскому фонду обязательного медицинского страхования о взыскании 55 226 руб. 82 коп. в возмещение затрат за оказанные медицинские услуги.
Исковые требования были предъявлены на основании ст.ст. 15, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что Карачаево-Черкесский республиканский территориальный фонд обязательного медицинского страхования оплатил все расходы, связанные с оказанием медицинской помощи гражданам, застрахованным на территории города Москвы, в том числе, которая оказывалась в Республиканском государственном лечебно-профилактическом учреждении "Карачаево-Черкесский республиканский онкологический диспансер им. С.П. Бутова". На основании п. 4 инструкции "О порядке финансовых расчетов между территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ОМС) за медицинскую помощь в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования гражданам Российской Федерации, оказанную гражданам Российской Федерации за пределами территории страхования", утв. приказом ФФОМС "О порядке финансовых расчетов между территориальными фондами обязательного медицинского страхования за медицинскую помощь в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, оказанную гражданам Российской Федерации за пределами территории страхования" от 23.08.2000 г. N 70, оплата медицинской помощи в пределах базовой программы ОМС граждан в Российской Федерации, оказанной гражданам Российской Федерации за пределами территории страхования, производится по месту оказания медицинской помощи территориальным фондом ОМС по тарифам, действующим на данной территории на момент оказания медицинской помощи.
Как указывает истец, 08.07.2008 г. за исх. N 1170, 11.12.2008 г. за исх. N 2472 и 12.02.2009 г. за исх. N 300 в адрес ответчика истец выставил к оплате счета N 229 от 01.07.2008 г., N 465 от 24.11.2008 г. и N 00049 от 30.01.2009 года, соответственно, за медицинскую помощь, оказанную гражданам РФ за пределами территории страхования, в объеме Базовой программы обязательного медицинского страхования граждан РФ (приказ ФФОМС N 70 от 23.08.2000 г. "О порядке финансовых расчетов между территориальными фондами ОМС").
Однако, Московский городской фонд обязательного медицинского страхования, в свою очередь, не оплатил расходы за оказанную медицинскую помощь гражданам в Республиканском государственном лечебно-профилактическом учреждении "Карачаево-Черкесский республиканский онкологический диспансер им. С.П. Бутова" в размере 55 226 руб. 82 коп.
Так, письмами N 8982 от 01.09.2008 г., N 1888 от 10.02.2009 г. и N 5014 от 07.04.2009 г., соответственно, ответчик отказался оплатить выставленные счета в части, за медицинскую помощь, оказанную гражданам в Республиканском государственном лечебно-профилактическом учреждении "Карачаево-Черкесский республиканский онкологический диспансер им. С.П. Бутова", застрахованным на территории города Москвы, по причине превышения объема медицинской помощи, относительно базовой программы ОМС, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 г. N 286, а также мотивируя это тем, что медицинская помощь, оказанная в онкологических диспансерах субъектов РФ не подлежит межтерриториальным расчетам, а оплачивается из других источников финансирования, ссылаясь на письма Минздравсоцразвития России от 11.09.2008 года N 20350/МЗ-14 и ФФОМС от 18.12.2008 года N 7248/30-1/и.
По мнению истца, возмещение суммы, оплаченной Карачаево-Черкесским республиканским территориальным фондом обязательного медицинского страхования - истцом, осуществляет территориальный фонд ОМС по месту страхования гражданина - Московский городской фонд обязательного медицинского страхования (ответчик).
На момент подачи иска сумма в размере 55 226 руб. 82 коп. Московским городским фондом обязательного медицинского страхования истцу не возмещена.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Карачаево-Черкесского республиканского территориального фонда обязательного медицинского страхования в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим иском.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22 марта 2010 года по делу N А40-168888/09-96-732 в удовлетворении иска было отказано в полном объеме.
Полагая исковые требования Карачаево-Черкесского республиканского территориального фонда обязательного медицинского страхования не подлежащими удовлетворению, арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку финансовое обеспечение медицинской помощи при новообразованиях, включая онкологические болезни, оказанной в онкологических диспансерах и высокотехнологичная медицинская помощь, оказанная в учреждениях здравоохранения субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В этой связи суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у Карачаево-Черкесского республиканского территориального фонда обязательного медицинского страхования отсутствует право на территориальные взаиморасчеты за медицинскую помощь, финансирование которой производится из средств бюджетов субъектов РФ, а не за счет средств фондов обязательного медицинского страхования, только в рамках которых возможны межтерриториальные взаиморасчеты.
При этом суд первой инстанции руководствовался письмом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 11 сентября 2008 года N 20350TV13-14 и Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 N 286.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Законность вынесенного по делу решения арбитражного суда первой инстанции проверяется в порядке гл. 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Карачаево-Черкесского республиканского территориального фонда обязательного медицинского страхования, который полагает, что арбитражным судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения были нарушены нормы материального права ввиду неправильного применения закона, выводы арбитражного суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, просит арбитражный суд кассационной инстанции вынесенный по делу судебный акт отменить, и, не направляя дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении искового требования в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что суд первой инстанции применил закон, не подлежащий применению. При вынесении решения суд первой инстанции руководствовался Письмом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 11 сентября 2008 года N 20350/МЗ-14. Однако, по утверждению заявителя кассационной жалобы суду необходимо было руководствоваться письмами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.06.2007 года N 4888-ВС "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год", Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 24.03.2008 года N 1412/30-4/и "О финансировании онкологических диспансеров" и Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 22.05.2009 исх. N 1948/30-1 "Об оплате онкологической медицинской помощи", в которых установлено, что медицинские услуги, включенные в базовую программу ОМС, оказанные гражданам, застрахованным за пределами данного субъекта Российской Федерации, в том числе онкологических диспансерах оплачиваются из средств ОМС и подлежат межтерриториальным расчетам.
Заявитель кассационной жалобы, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечил, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Представители Московского городского фонда обязательного медицинского страхования в судебное заседание кассационной инстанции явились, возражали против доводов кассационной жалобы, полагают вынесенное по делу решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, вынесенным при правильном применении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просили суд кассационной инстанции в удовлетворении кассационной жалобы отказать. От Московского городского фонда обязательного медицинского страхования в суд кассационной инстанции отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 156, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителей Московского городского фонда обязательного медицинского страхования, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность вынесенного по делу судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие его выводов установленным и исследованным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенного по делу решения арбитражного суда первой инстанции в связи со следующим.
При рассмотрении дела по материалам, имеющимся в нем, арбитражным судом первой инстанции установлено, что 08.07.2008 г. за исх. N 1170, 11.12.2008 г. за исх. N 2472 и 12.02.2009 г. за исх. N 300 в адрес ответчика истец выставил к оплате счета N 229 от 01.07.2008 г., N 465 от 24.11.2008 г. и N 00049 от 30.01.2009 года, соответственно, за медицинскую помощь, оказанную гражданам Российской Федерации за пределами территории страхования, в объеме Базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации (приказ ФФОМС N 70 от 23.08.2000 г. "О порядке финансовых расчетов между территориальными фондами ОМС").
Судом первой инстанции установлено и усматривается из искового заявления, что Карачаево-Черкесский республиканский территориальный фонд обязательного медицинского страхования предъявил к ответчику на оплату счета за оказанные медицинские услуги в лечебно-профилактическом учреждении "Карачаево-Черкесский республиканский онкологический диспансер им. С.П. Бутова" гражданам РФ согласно реестру медицинских услуг в размере 55 226, 82 руб.
Письмами N 8982 от 01.09.2008 г., N 1888 от 10.02.2009 г. и N 5014 от 07.04.2009 г., соответственно, ответчик отказался оплатить выставленные счета в части, за медицинскую помощь, оказанную гражданам в Республиканском государственном лечебно-профилактическом учреждении "Карачаево-Черкесский республиканский онкологический диспансер им. С.П. Бутова", застрахованным на территории города Москвы, по причине превышения объема медицинской помощи, относительно базовой программы ОМС, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 г. N 286, а также мотивируя это тем, что медицинская помощь, оказанная в онкологических диспансерах субъектов РФ не подлежит межтерриториальным расчетам, а оплачивается из других источников финансирования, ссылаясь на письма Минздравсоцразвития России от 11.09.2008 года N 20350/МЗ-14 и ФФОМС от 18.12.2008 года N 7248/30-1/и.
Как верно установил суд первой инстанции и что не оспаривается сторонами, гражданам, застрахованным на территории города Москвы, была оказана медицинская помощь в лечебно-профилактическом учреждении "Карачаево-Черкесский республиканский онкологический диспансер им. С.П. Бутова" в 2008 г. на сумму 55 226 руб. 82 коп.
Выставленные онкологическим диспансером счета были оплачены Карачаево-Черкесским республиканским территориальным фондом обязательного медицинского страхования.
По мнению истца, возмещение суммы, оплаченной Карачаево-Черкесским республиканским территориальным фондом обязательного медицинского страхования - истцом, осуществляет территориальный фонд ОМС по месту страхования гражданина - Московский городской фонд обязательного медицинского страхования (ответчик).
На момент подачи иска сумма в размере 55 226 руб. 82 коп. Московским городским фондом обязательного медицинского страхования истцу не возмещена.
Разрешая спор по существу и принимая решение об оставлении иска Карачаево-Черкесского республиканского территориального фонда обязательного медицинского страхования без удовлетворения, арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку финансовое обеспечение медицинской помощи при новообразованиях, включая онкологические болезни, оказанной в онкологических диспансерах и высокотехнологичная медицинская помощь, оказанная в учреждениях здравоохранения субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у Карачаево-Черкесского республиканского территориального фонда обязательного медицинского страхования отсутствует право на территориальные взаиморасчеты за медицинскую помощь, финансирование которой производится из средств бюджетов субъектов РФ, а не за счет средств фондов обязательного медицинского страхования, только в рамках которых возможны межтерриториальные взаиморасчеты.
Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими положениям действующего законодательства в связи со следующим.
В разделе 1 Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 г., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 г. N 286, закреплено, что оказание медицинской помощи финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Программой.
Разделом, определяющим источники финансирования медицинской помощи указанной Программы определено, что за счет средств обязательного медицинского страхования предоставляется первичная медико-санитарная, неотложная и специализированная медицинская помощь, предусматривающая в том числе обеспечение необходимыми лекарственными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации при инфекционных и паразитарных заболеваниях, при новообразованиях. За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляется специализированная медицинская помощь, оказываемая, в том числе, в онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации при онкологических заболеваниях, а также высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации.
Согласно Письму Минздравсоцразвития Российской Федерации от 11 сентября 2008 г. N 20350/Н3-14 финансовое обеспечение медицинской помощи при новообразованиях, включая онкологические болезни, оказанной в онкологических диспансерах и высокотехнологичная медицинская помощь, оказанная в учреждениях здравоохранения субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
С учетом данных нормативных положений суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска и взыскания с Московского городского фонда обязательного медицинского страхования в пользу Карачаево-Черкесского республиканского территориального фонда обязательного медицинского страхования 55 226 руб. 82 коп. в возмещение затрат за оказанные медицинские услуги ввиду того, что у истца отсутствует право на территориальные взаиморасчеты за медицинскую помощь, финансирование которой производится из средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а не за счет средств фондов обязательного медицинского страхования, только в рамках которых возможны межтерриториальные взаиморасчеты.
Исходя из изложенного обжалуемый судебный акт соответствует правовым нормам, на основании которых последний принят, нарушения процессуального закона при разрешении данного спора не подтверждены.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия считает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены арбитражным судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, вынесенное по делу решение арбитражного суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, изложенные в нем выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 22 марта 2010 года по делу N А40-168888/09-96-732 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.К. Тихонова |
Судьи |
О.И. Комарова |
|
С.В. Нечаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 августа 2010 г. N КГ-А40/8567-10 по делу N А40-168888/09-96-732
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника