Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 30 августа 2010 г. N КГ-А40/8083-10 по делу N А40-24776/09-91-200
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нужнова С.Г.,
судей Петровой В.В., Нечаева С.В.,
при участии в заседании:
от истца Серков Е.В., дов. от 19.07.2010 г. N 128,
от ответчика Синицына Е.С., дов. от 21.12.2009 г. N 4-47-17918/9,
от третьих лиц:
ЗАО "ТУКС N 2" - Кузьмина М.А., дов. от 22.01.2010 г. N 73-А,
Управление Росреестра по Москве, ОАО "Москапстрой", СГУП по продаже имущества г. Москвы, Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Мосгосстройнадзор - неявка, извещены,
рассмотрев 23 августа 2010 г. в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы (ответчик) на решение от 29 декабря 2009 г. Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Шудашовой Я.Е., на постановление от 5 апреля 2010 г. Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Поповым В.В., Солоповой А.А., Расторгуевым Е.Б., по иску Сбербанка России (ОАО) о признании права собственности, о признании объекта объектом незавершенного строительства к Правительству Москвы, третьи лица: Управление Росреестра по Москве, ОАО "Москапстрой", ЗАО "ТУКС N 2", СГУП по продаже имущества г. Москвы, Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Мосгосстройнадзор, установил:
акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество) (далее - Сбербанк России (ОАО) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Правительству Москвы, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Открытое акционерное общество "Москапстрой" (далее - ОАО "Москапстрой"), Специализированное государственное унитарное предприятие по продаже имущества города Москвы (далее - СГУП по продаже имущества г. Москвы), Закрытое акционерное общество "Территориальное управление капитального строительства N 2" (далее - ЗАО "ТУКС N 2") и Управление Федеральной регистрационной службы по Москве (далее - УФРС по Москве), о признании помещений общей площадью 179,6 кв.м. (комнаты с 25 по 38 в помещении N IV на 1-ом этаже) нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Дубравная, д. 39, объектом незавершенного строительства и признании за истцом права собственности на этот объект незавершенного строительства, ссылаясь на исполнение обязательств по финансированию строительства здания по строительному адресу: г. Москва, Митино, микрорайон 7, корпус 35 для размещения филиала Сбербанка Росси, установленных контрактом от 30.03.1994 г. N 163 на совместную деятельность на 1994 год с ОАО "Москапстрой", заключенным на основании постановления Правительства Москвы от 04.01.1994 г. N 10 "О прогнозе социально-экономического развития Москвы в 1994 г. и основных показателях развития городского хозяйства", и приостановку работ по строительству спорных помещений площадью 238,1 кв.м. в Митино, мкр. 7, корп. 35 в осях В-Е, 1-5-6 к моменту принятия 12.11.1999 г. межведомственной комиссией при Правительстве Москвы по реализации объектов незавершенного строительства решения о снятии с торгов и передаче данных помещений Московскому банку Сбербанка России в соответствии с распоряжением Премьера Правительства Москвы от 22.12.1995 г. N 1253-РП, которые до настоящего времени не возобновлены.
Определением от 16 апреля 2009 г. (протокол судебного заседания) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент земельных ресурсов г. Москвы и Комитет государственного и строительного надзора г. Москвы (далее - Мосгосстройнадзор).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29 декабря 2009 г. по делу N А40-24776/09-91-200, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 5 апреля 2010 г. N 09АП-3947/2010-ГК, требования удовлетворены частично: за Сбербанком России (ОАО) признано право собственности на объект незавершенного строительства общей площадью 179,6 кв.м. (комнаты с 25 по 38 в помещении N IV на 1-ом этаже) нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Дубравная, д. 39, а в остальной части требований отказано.
Удовлетворяя требования о признании за Сбербанком России (ОАО) права собственности на незавершенный строительством объект, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что приведенные истцом в обоснование своих требований данные свидетельствуют о финансировании Сбербанком России (ОАО) строительства согласно контракта от 30.03.1994 г. N 163, исполнении заказчиком-инвестором и исполнителем иных условий данной сделки; что признание права собственности на данный объект является способом защиты права истца на завершение строительства, что, в свою очередь, направлено на приобретение Сбербанком России (ОАО) права собственности на вновь созданный объект недвижимости, и что вопрос о возмещении средств городского бюджета разрешен в протоколе заседания Межведомственной комиссии при Правительстве Москвы по реализации объектов незавершенного строительства от 12.11.1999 г. N 1.
В кассационной жалобе на вынесенные по делу судебные акты ответчик - Правительство Москвы ссылается на вложение городом Москвой определенных денежных средств для начала и строительства спорного объекта до определенного этапа и отсутствие доказательств возмещения этих затрат со стороны истца, на выплату Сбербанку России (ОАО) денежных средств, затраченных последним с целью завершения строительства спорного объекта, и предусмотренное распоряжением Премьера Правительства Москвы от 22.12.1995 г. N 1253-РП оформление в собственность Сбербанка России (ОАО) спорного объекта после завершения его строительства и полного возмещения Сбербанком России средств, затраченных на эти цели из городского бюджета, а также на неисследованность вопроса о наличии (оформлении) прав третьих лиц на спорные помещения, в связи с чем просит решение от 29 декабря 2009 г. и постановление от 5 апреля 2010 г. отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Истец - Сбербанк России (ОАО) приведенные в кассационной жалобе доводы считает необоснованными, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Третье лицо - ЗАО "ТУКС N 2" рассмотрение кассационной жалобы оставило на усмотрение суда.
СГУП по продаже имущества г. Москвы подано ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без своего участия, в котором это лицо указывает, что решение по делу не затрагивает его права и законные интересы.
Надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства остальные третьи лица явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, отзывы не представили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие этих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Москвы от 04.01.1994 г. N 10 "О прогнозе социально-экономического развития Москвы в 1994 г. и основных показателях развития городского хозяйства" руководителям служб правительства Москвы поручалось организовать работу по привлечению внебюджетных и дополнительных бюджетных источников для финансирования программ развития городского хозяйства в соответствии с приложением N 4, в том числе на "дострой" (Департамент строительства).
В соответствии с пунктом 2 распоряжения Премьера Правительства Москвы от 17.06.1994 г. N 1073-РП "О финансировании Московским банком Сберегательного банка РФ достроя незавершенных строительством объектов Сбербанка" принято предложение Московского банка Сбербанка РФ о финансировании достроя незавершенных строительством объектов Сбербанка в районах массовой жилой застройки по адресам согласно приложению за счет собственных средств с одновременной передачей 60 процентов объемов инвестиций на развитие инженерной инфраструктуры города, а также принято к сведению согласие АО "Москапстрой" на исполнение функций заказчика по техническому сопровождению завершения строительства объектов согласно приложению по договору с Московским банком Сбербанка РФ, в связи с чем Фонду имущества предписано после завершения строительства объектов оформить передачу указанных объектов в собственность Сбербанка РФ на условиях сохранения их назначения и совместно с Департаментом строительства исключить из перечня продаваемых строек объекты незавершенного строительства, указанные в приложении к настоящему распоряжению, в число которых включен и объект по адресу: Митино, мкр. 7, кор. 35 (задел).
В соответствии с пунктом 5 распоряжения Премьера Правительства Москвы от 22.12.1995 г. N 1253-РП "О финансировании Московским банком Сберегательного банка Российской Федерации достроя незавершенных строительством объектов Сбербанка" Москомимуществу поручено после завершения строительства и полного возмещения Сберегательным банком Российской Федерации (Московским банком) средств, затраченных на эти цели из городского бюджета, по мере сдачи государственной комиссии оформить объекты, указанные в приложении к настоящему распоряжению, в собственность Сберегательному банку Российской Федерации (Московскому банку) на условиях сохранения их назначения, в связи с чем также поручено совместно с Департаментом строительства исключить из перечня продаваемых строек объекты незавершенного строительства, указанные в приложении к настоящему распоряжению, в число которых включен и объект по адресу: Митино, мкр. 7, кор. 35 (ввод).
На заседании межведомственной комиссии при Правительстве Москвы по реализации объектов незавершенного строительства 12 ноября 1999 г. (выписка из протокола N 1) было принято решение о снятии с торгов лота 49-1/99с (378/98) - помещения площадью 238,1 кв.м. в Митино мкр. 7 корп. 35 в осях В-Е, 1-5-6 и передаче его Московскому банку Сбербанка РФ в соответствии с распоряжением Премьера Правительства Москвы от 22.12.1995 г. N 1253-РП "О финансировании Московским банком Сберегательного банка Российской Федерации достроя незавершенных строительством объектов Сбербанка".
В подписанном между Сберегательным банком Российской Федерации и АО "Москапстрой" контракте от 30.03.1994 г. N 163 на совместную деятельность на 1994 год от 30.03.1994 г. N 163 указано, что предметом его является реализация постановления Правительства Москвы от 04.01.1994 г. N 10 "О прогнозе социально-экономического развития Москвы в 1994 г. и основных показателях развития городского хозяйства" в части обеспечения финансирования достроя объектов Сбербанка РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии с пунктом 2 этой же статьи право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено лицом на основании договора купли-продажи, мены дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При разбирательстве дела суды первой и апелляционной инстанций не установили, какие обязательства возникли между Сберегательным банком Российской Федерации и АО "Москапстрой" в результате подписания контракта на совместную деятельность на 1994 год от 30.03.1994 г. N 163, какими нормами права регулируются обязательства, возникшие между этими лицами в результате подписания этого контракта, и порождает ли этот контракт какие-либо обязательства для Правительства Москвы с учетом тех обстоятельств, что к моменту его подписания затраты по созданию спорного объекта были понесены городом Москвой, в силу чего вынесенные по делу судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными.
Принимая во внимание, что допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции, кассационная инстанция, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует уточнить основания, в силу которых истец считает себя собственником спорного объекта, в том числе установить обстоятельства создания спорного объекта и возмещение Сбербанком России (ОАО) понесенных городом Москвой затрат по его созданию, проверить, не входят ли спорные помещения в состав других объектов, строительство которых уже закончено и которые имеют конкретных собственников, и с учетом установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований возникновения права собственности на объекты гражданских прав вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 284-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 декабря 2009 г. по делу N А40-24776/09-91-200 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 5 апреля 2010 г. N 09АП-3947/2010-ГК по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Председательствующий судья |
С.Г. Нужнов |
Судьи |
В.В. Петрова |
|
С.В. Нечаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 августа 2010 г. N КГ-А40/8083-10 по делу N А40-24776/09-91-200
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника