Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 14 сентября 2010 г. N КА-А40/10396-10 по делу N А40-129566/09-112-964
Резолютивная часть постановления объявлена 8 сентября 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Коротыгиной Н.В.
судей Антоновой М.К. и Тетёркиной С.И.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) - Мамоновой А.А. дов. от 05.02.2010 г., Школьникова Ю.В. дов. от 06.09.2010 г., Мельникова С.В. ген. директор, паспорт,
от ответчика - Шкуренковой О.А. дов. N 105 от 20.07.2010 г.,
рассмотрев 08.09.2010 г. в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России N 6 по г. Москве на решение от 25.02.2010 г. Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Зубаревым В.Г., на постановление от 28.06.2010 г. Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Нагаевым Р.Г., Окуловой Н.О. и Голобородько В.Я., по иску (заявлению) ЗАО "Национальное Агентство Оценки и Консалтинга" о признании исполненной обязанности по уплате налогов, признании недействительными требования, решения и инкассовых поручений к ИФНС России N 6 по г. Москве, установил:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.02.2010 г. с учетом определения от 30.03.2010 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2010 г., признана исполненной обязанность ЗАО "Национальное Агентство Оценки и Консалтинга" об уплате налогов на общую сумму 2.592.942 руб., в том числе налога на прибыль в размере 2.425.600 руб., налога на содержание жилищного фонда в размере 62.753 руб., налога на пользователей автомобильных дорог, подлежащего зачислению в федеральный дорожный и территориальный фонды, в размере 104.589 руб. На ИФНС России N 6 по г. Москве возложена обязанность отразить на лицевых счетах общества и карточках "Расчеты с бюджетом" как уплаченные налоги, сборы на общую сумму 2.425.600 руб. и списать задолженность по пеням, начисленным на указанные налоги. Признано незаконным отражение на лицевых счетах ЗАО "Национальное Агентство Оценки и Консалтинга" и карточках "Расчеты с бюджетом" задолженности в размере 3.218.343 руб. 27 коп., отраженной в акте совместной сверки N 1732 за период с 01.01.2009 г. по 31.10.2009 г. по состоянию расчетов на 01.11.2009 г., в том числе
по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 723.300 руб. 56 коп.,
по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ, в размере 1.382.645 руб. 60 коп.,
по пени по единому социальному налогу в размере 14 коп.,
по налогу на добавленную стоимость в размере 510.299 руб. 49 коп.,
по пени по налогу на имущество предприятий в размере 5.811 руб. 63 коп.,
по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 66.558 руб. 87 коп.,
по пени по налогу с продаж в размере 39.220 руб. 98 коп.,
по прочим местным налогам и сборам в размере 125.506 руб.,
по недоимке, пеням и штрафам по взносам в ПФР в размере 365.000 руб.
Также признаны недействительными ненормативные правовые акты ИФНС России N 6 по г. Москве: требование N 2009 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21 октября 2009 г., решения от 11.11.2009 г. N 18000 "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках" и выставленные инкассовые поручения от 30.11.2009 г. NN 4000, 4001, 4002, 4003, 4004, 4005, 4006, 4007, 4008, 4009, 4010 и 4011. На налоговый орган возложена обязанность возвратить на расчетный счет общества излишне взысканные налоги (сборы) в общем размере 548.867 руб. 83 коп.
Законность судебных актов проверяется в порядке ст.ст. 284 и 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой ставится вопрос об их отмене и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований общества.
В обоснование своей жалобы ИФНС России N 6 по г. Москве ссылается на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, при этом указывает, что действия по отражению денежных средств, списанных с расчетного счета, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджета, в качестве задложенности по налогам и сборам соответствуют Налоговому кодексу Российской Федерации и иным нормативным правовым актам. Налоговый орган не вправе по своему усмотрению списывать соответствующие суммы долгов.
В заседании суда кассационной инстанции представитель общества заявил устное ходатайство о приобщении к материалам дела письменных пояснений по кассационной жалобе.
Совещаясь на месте, руководствуясь ст. 81 АПК РФ, суд с учетом мнения представителя налогового органа, не возражавшего против удовлетворения заявленного ходатайства, определил: приобщить к материалам дела письменные пояснения по кассационной жалобе.
ЗАО "Национальное Агентство Оценки и Консалтинга" в отзыве и письменных пояснениях на кассационную жалобу считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу налогового органа оставить без удовлетворения.
В заседании суда кассационной инстанции представитель налогового органа поддержал доводы кассационной жалобы, представители заявителя возражали против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального права, соблюдение норм процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно них, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Судами при рассмотрении дела установлено, что Требованием N 2009 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21.10.2009 г., выставленным взамен отозванных требований NN 784 - 796 и 10446, ИФНС России N 6 по г. Москве предложила обществу уплатить имеющуюся у него задолженность по налогам и пеням в общем размере 7.358.363 руб. 47 коп.
В связи с неисполнением требования в добровольном порядке ИФНС России N 6 по г. Москве в порядке ст. 46 НК РФ 11.11.2009 г. принято решение N 18000 "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках" и 30.11.2009 г. выставлены инкассовые поручения NN 4000 - 4011.
Удовлетворяя заявленные требования, суды признали исполненной обязанность по уплате налогов на общую сумму 2.592.942 руб. в соответствии со ст. 45 НК РФ и недоказанной наличие у общества задолженности, отраженной в карточке лицевого счета.
Также судами установлено пропуск налоговым органом срока для выставления оспариваемого требования и обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика в банках.
Суд кассационной инстанции считает, что судами на основании исследования представленных в материалы дела документов и в соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ сделан обоснованный вывод об исполнении заявителем обязанности по уплате налогов на общую сумму 2.592.942 руб., в том числе налога на прибыль в размере 2.425.600 руб., налога на содержание жилищного фонда в размере 62.753 руб., налога на пользователей автомобильных дорог, подлежащего зачислению в федеральный дорожный и территориальный фонды, в размере 104.589 руб. в соответствии со ст. 45 НК РФ.
Выводы судов согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 12.10.1998 г. N 24-П, в соответствии с которой обязанность по уплате налоговых платежей считается исполненной с момента их списания с расчетного счета налогоплательщика при условии наличия достаточности денежных средств на этом счете.
При этом, исходя из смысла п. 7 ст. 3 НК РФ в сфере налоговых отношений действует презумпции добросовестности.
Закрепленный в Постановлении подход, допускающий распространение его правовых позиций только на добросовестных налогоплательщиков, предполагает обязанность налоговых органов доказывать обнаружившуюся недобросовестность налогоплательщиков в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 г. N 138-О).
Судами учтено, что налоговым органом в нарушение ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ доказательств недобросовестности действий налогоплательщика при перечислении денежных средств в счет исполнения обязанности по уплате налогов через открытый в АКБ "ДиалогБанк" (ЗАО) расчетный счет не представлено. Осуществляя спорные платежи, налогоплательщик не знал и не предполагал, что в будущем у обслуживающего его банка будет отозвана лицензия. Банк не извещал своих клиентов о своей неплатежеспособности, сведения о состоянии корреспондентских отношений кредитной организации у заявителя отсутствовали.
Также судами указано, что на карточке лицевого счета налогоплательщика числится задолженность по налогу на добавленную стоимость в размере 510.299 руб. 49 коп. и соответствующим пеням,
по пени по единому социальному налогу в размере 14 коп.,
по недоимке, пени и штрафам по взносам в ПФР в размере 365.000 руб. и соответствующим пеням,
по пени по налогу на имущество предприятий в размере 5.811 руб. 63 коп.,
по пени по налогу с продаж в размере 39.220 руб. 98 коп.,
по прочим местным налогам и сборам, мобилизуемым на территории муниципальных образований Москвы и Санкт-Петербурга в размере 125.506 руб. и соответствующим пеням.
Между тем, в соответствии с п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Как установлено судами, первичных документов в подтверждение наличия у заявителя указанной заложенности налоговым органом в нарушение ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ не представлено.
В актах совместной сверки от 31.08.2009 г. N 1314 и от 01.11.2009 г. N 1732 отсутствуют основания и период возникновения указанной задолженности, а также невозможно установить по какому местному налогу (сбору) у заявителя образовалась задолженность в размере 125.506 руб. Обязанность по уплате налога на содержание жилищного фонда в размере 62.753 руб. признана исполненной налогоплательщиком посредством перечисления денежных средств в указанном размере платежным поручением от 23.03.1999 г. N 3.
Кроме того, положения Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливает такие виды налога (сбора), как "недоимка, пени и штрафы по взносам в ПФР" и прочие местные налоги и сборы, мобилизуемые на территории муниципальных образований Москвы и Санкт-Петербурга.
Судами также установлено пропуск налоговым органом установленного ст.ст. 45, 46, 69, 70 и 75 НК РФ срока для взыскания спорной задолженности в принудительном и судебном порядках.
Кассационная жалоба налогового органа не опровергает установленные судами обстоятельства.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает выводы судов обоснованными, соответствующими установленным при рассмотрении дела обстоятельствам и действующему законодательству.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Суд кассационной инстанции полагает, что судами при рассмотрении спора правильно определен предмет доказывания по делу, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства с учетом доводов сторон, и сделан правильный вывод по делу.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судебными инстанциями обстоятельства и выводы судебных инстанций, как и не приведено оснований, которые в соответствии со ст. 288 АПК РФ могли бы явиться основанием для отмены принятых по делу обжалуемых судебных актов.
Иная оценка налоговым органом установленных судом обстоятельств, а также иное толкование законодательства не свидетельствует о судебной ошибке и не может служить основанием для отмены состоявшихся судебных актов.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 25 февраля 2010 г. и Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 июня 2010 г. по делу N А40-129566/09-112-964 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России N 6 по г. Москве - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Коротыгина |
Судьи |
М.К. Антонова |
|
С.И. Тетёркина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 сентября 2010 г. N КА-А40/10396-10 по делу N А40-129566/09-112-964
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника