Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 14 сентября 2010 г. N КА-А40/9942-10 по делу N А40-3047/10-148-23
Резолютивная часть постановления объявлена 7 сентября 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Борзыкина М.В. и Долгашевой В.А.
при участии в заседании:
от заявителя ООО "Галерея-АЛЕКС" Брагиной Е.Д. по доверенности N 7 от 26 августа 2010 г.
от ответчика Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области Пак Н.С. по доверенности от 23 ноября 2009 г., Князяна А.А. по доверенности от 30 августа 2010 г.,
рассмотрев 7 сентября 2010 г. в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области на решение от 3 марта 2010 г. Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Нариманидзе Н.А., на постановление от 26 мая 2010 г. Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Москвиной Л.А., Свиридовым В.А., Гончаровым В.Я., по делу N А40-3047/10-148-23 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Галерея-АЛЕКС" об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области о привлечении к административной ответственности, установил:
ООО "Галерея-АЛЕКС" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 26 августа 2009 года о привлечении заявителя к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 3 марта 2010 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2010 года, заявление удовлетворено. Оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
При этом антимонопольный орган считает, что в действиях заявителя имеется состав вмененного административного правонарушения, а именно непредставление в установленный ответчиком срок документов и сведений.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Галерея-АЛЕКС" возражало против ее удовлетворения и просило оставить законно принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области поддержали доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ООО "Галерея-АЛЕКС" возражал против ее удовлетворения.
Рассмотрев дело с объявлением перерыва с 31 августа 2010 года до 7 сентября 2010 года, проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые решение и постановление подлежат отмене, в связи с неправильным применением судами норм материального права.
Арбитражные суды установили, что в ходе рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства N 04-19/03-09 и N 04-19/04-09 в адрес ООО "Галерея-АЛЕКС" Управлением Федеральной антимонопольной службы по Московской области направлен запрос о предоставлении до 19 июня 2009 года документов и сведений, необходимых для рассмотрения указанных дел, который получен заявителем 11 июня 2009 года.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Московской области, в связи с непредставлением сведений (информации) по требованию федерального антимонопольного органа в установленный срок, определением от 14 июля 2009 года возбудило дело об административном правонарушении N 04-21/23-09 в отношении ООО "Галерея-АЛЕКС" по признакам нарушения части 5 статьи 19.8 КоАП РФ и проведении административного расследования по делу. Этим же определением законный представитель общества был извещен о явке 12 августа 2009 года для подписания протокола об административном правонарушении.
12 августа 2009 года ООО "Галерея-АЛЕКС" были представлены антимонопольному органу запрашиваемые до 19 июня 2009 года документы.
В этот же день - 12 августа 2009 года в отношении заявителя был составлен протокол об административном правонарушении N 21 по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ за непредставление в установленный ответчиком срок документов и сведений.
Оспариваемым постановлением от 26 августа 2009 года ООО "Галерея-АЛЕКС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300000 рублей.
Удовлетворяя заявление, суды пришли к выводу, что в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
При этом суды исходили из того, что запрошенные документы и сведения были представлены заявителем в антимонопольный орган 12 августа 2009 года, о чем имеется соответствующая запись в самом протоколе об административном правонарушении N 21 составленном 12 августа 2009 года. Следовательно, по мнению судов первой и апелляционной инстанций, на момент составления протокола об административном правонарушении зафиксировавшего факт непредставления документов (информации) до установленного срока- 19 июня 2009 года, отсутствовало событие вмененного административного правонарушения - непредставление документов и сведений по требованию федерального антимонопольного органа, что исключает привлечение заявителя к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ. Недостоверность представленной ООО "Галерея-АЛЕКС" информации антимонопольным органом не установлена.
Нарушение же срока представления запрашиваемых документов и сведений, указанного в запросе антимонопольного органа, в данном случае не образует состава административного правонарушения, вмененного ООО "Галерея-АЛЕКС", исходя из диспозиции части 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Между тем при рассмотрении настоящего дела, судами не учтено, что в соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона "О защите конкуренции" коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде. При этом сделать это они должны в установленный этим органом срок.
Частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ установлена ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации).
Ненадлежащем выполнении предусмотренных законом, в данном случае частью 1 статьи 25 Федерального закона "О защите конкуренции", как в старой, так и новой редакции, обязанностей образует состав данного административного правонарушения. При этом такие обязанности как конкретный срок представления сведений (информации) могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, в том числе предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся и срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.
Судами установлено, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по Московской области в адрес ООО "Галерея-АЛЕКС" был направлен запрос информации о предоставлении в срок до 19 июня 2009 года документов и сведений, необходимых для рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, который получен заявителем 11 июня 2009 года.
12 августа 2009 года ООО "Галерея-АЛЕКС" в ответ на данный запрос были представлены антимонопольному органу документы и сведения.
Таким образом, вопреки неправомерным выводам судов первой и апелляционной инстанций, представление заявителем антимонопольному органу запрошенной сведений и документов за пределами установленного срока свидетельствует о нарушении им предусмотренной частью 1 статьи 25 Федерального закона "О защите конкуренции" обязанности и, следовательно, о совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что при разрешении настоящего дела, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, отсутствием доказательств существенных процессуальных нарушений не позволившим административному органу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, арбитражный суд кассационной инстанции считает возможным, отменяя обжалуемые судебные акты, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления ООО "Галерея-АЛЕКС" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 26 августа 2009 года о привлечении заявителя к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 3 марта 2010 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2010 года по делу N А40-3047/10-148-23 отменить.
В удовлетворении требований ООО "Галерея-АЛЕКС" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 26 августа 2009 года о привлечении ООО "Галерея-АЛЕКС" к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ отказать.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
М.В. Борзыкин |
|
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 сентября 2010 г. N КА-А40/9942-10 по делу N А40-3047/10-148-23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника