Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 21 сентября 2010 г. N КА-А40/10335-10 по делу N А40-160303/09-120-983
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей Агапова М.Р., Борзыкина М.В.
при участии в заседании:
от заявителя Открытого акционерного общества "Нижнетагильский металлургический комбинат"
Станкевич А.В. по доверенности от 24 мая 2010 года N НТМК/v-7, Халилов Р.Р. по доверенности от 24 мая 2010 года N НТМК/v-8
от заинтересованного лица Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,
Шкреда В.П. по доверенности от 27 августа 2010 августа NД-83, Гладилина А.С. по доверенности от 25 декабря 2009 года NД-83,
от третьего лица Федерального казначейства извещен, не явился,
7-14 сентября 2010 года рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2010 года, принятое судьями Поповым В.И., Бекетовой И.В., Цымбаренко И.Б., по заявлению Открытого акционерного общества "Нижнетагильский металлургический комбинат" к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, третье лицо - Федеральное казначейство, о признании незаконным отказа в возврате излишне уплаченной госпошлины, установил:
Открытое акционерное общество "Нижнетагильский металлургический комбинат" (далее по тексту - ОАО "НТМК") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) от 2 сентября 2009 года N ВК-45/935 в возврате излишне уплаченной госпошлины и обязании последнего принять решение о возврате излишне уплаченной государственной пошлины в размере 15 904 370 руб., уплаченной по платежному поручению N 498 от 19 декабря 2007 года.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19 года 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2010 года решение суда отменено. Заявленные требования удовлетворены, признан незаконным оспариваемый отказ. Суд обязал Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору принять решение о возврате излишне уплаченной по платежному поручению N 498 от 19 декабря 2007 года государственной пошлины в размере 15 904 370 руб. 14 коп.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, не согласившись с выводами суда апелляционной инстанции, настаивает на отмене постановления на основании не соответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права, а именно подпункта 59 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, Правила трансграничного перемещения отходов от 17 июля 2003 года N 442. Сумма, уплаченная ОАО "НТМК" добровольно и правильно исчисленная в размере 10% от суммы контр акта,по мнению заявителя кассационной жалобы, не является излишне уплаченной.
В судебном заседании представитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору поддержал доводы и требования кассационной жалобы, одновременно заявил о неправомерном взыскании расходов по госпошлине по настоящему делу.
Представители ОАО "НТМК" в судебном заседании и представленном в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыве, возражая против удовлетворения жалобы, указали на законность и обоснованность постановления апелляционного суда.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, заслушав доводы и возражения сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, не находит оснований к отмене постановления.
Из установленных фактических обстоятельств по делу усматривается, что ОАО "НТМК" для получения разрешения N КП 25/138 от 16.02.2007 на трансграничное перемещение отходов, в рамках заключенного с "Ferrotrade Ltd" 14 августа 2006 года контракта N 125/06-95 на поставку ванадийсодержащего шлака, уплачена государственная пошлина в сумме 16 665 183 руб. 64 коп. При исчислении размера госпошлины взято 10% от суммы сделки на поставку ванадиевого шлака. В то время как затраты истца на перевозку ванадиевого шлака по договору транспортной экспедиции от 1 марта 2007 года N ДГТК7-000003/Д1174/07 составили 2 893 930 руб.
Полагая, что уплаченная в размере 15 904 370 руб. 14 коп. госпошлина является излишне уплаченной, заявитель обратился в Ростехнадзор с заявлением от 13 августа 2009 года N 01/120 о возврате излишне уплаченной госпошлины в размере 15 904 370 руб. 14 коп.
Ростехнадзор письмом от 2 сентября 2009 г. N ВК-45/935отказал заявителю в возврате излишне уплаченной государственной пошлины, указав при этом, госпошлина не подлежит возврату, так как не является излишне уплаченной.
ОАО "НТМК" полагая, что отказ Ростехнадзора незаконен и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что размер государственной пошлины за получение разрешения определен и уплачен обществом верно, в соответствии с требованием закона в размере 10% от суммы договора, соответственно требуемая сумма не является излишне уплаченной.
Вывод суда первой инстанции основан на том, что трансграничное перемещение включает в себя перемещение определенного количества отходов с территории РФ в другую страну за определенную плату, в этой связи госпошлина уплачивается не за перевозку отходов, как таковую, а за сам факт перемещения определенного количества отходов из Российской Федерации в другую страну.
Апелляционный суд при повторном рассмотрении дела пришел к выводу о неверном толковании судом первой инстанции норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, что и послужило основанием к отмене решения суда.
На основании всестороннего исследования фактических обстоятельств по делу, правильного применения пункта 1 статьи 11, подпункта 59 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (действовавшей в спорный период), пунктов 8 и 9 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса РФ, статьи 1, пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Постановления Правительства РФ N 442 от 17 июля 2003 года "О трансграничном перемещении отходов", Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, подписанной и ратифицированной Федеральным законом от 25 ноября 1994 года N 49-ФЗ) в их совокупности, пришел к правильному выводу о незаконности отказа в возврате излишне уплаченной государственной пошлины.
Выводы апелляционного суда о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В соответствии с действовавшим до 1 января 2010 года подпунктом 59 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за выдачу разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов подлежала уплате государственная пошлина в размере 10 процентов суммы договора на трансграничное перемещение опасных отходов, но не менее 100 000 рублей.
Принципиальные разногласия сторон при применении указанной нормы, возникли в определении как самого понятия трансграничного перемещения и соответственно какой договор, в настоящем случае перевозки либо основной кон тракт о купле - продаже отходов, является основанием для исчисления размера госпошлины.
Разрешая спор апелляционный суд, на основании системного толкования статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в силу которого, "трансграничное перемещение отходов - перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств", в совокупности с основными понятиями, данными в подпунктах 8 и 9 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса РФ, сделал правильный вывод о том, фактические действия по физическому перемещению отходов с территории РФ на территорию другого государства, что осуществляется на основе договора перевозки.
Толкование вышеуказанных норм, данных апелляционным судом, согласуется с пунктом 3 статьи 2 Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением.
В этой связи следует признать правильным вывод апелляционного суда о том, что расчет пошлины, подлежащей уплате применительно к настоящему случаю, должен производится исходя из договора перевозки по территории Российской Федерации, которым и опосредуется "трансграничное перемещение" отходов, соответствует условиям заключенного международного контракта, в силу которого трансграничная перевозка является лишь условием поставки, и не составляет предмет указанного договора, и общим положениям, установленным статьей 3, статьей 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанное, свидетельствует о необоснованности отказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в принятии решения о возврате излишне уплаченной государственной пошлины в размере 15 904 370 руб. 14 коп. В связи, с наличием совокупности оснований предусмотренных статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным судом принято правильное решение о несоответствии закону оспариваемого отказа. При этом апелляционный суд правомерно в порядке устранения последствий нарушенного права обязал Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору принять решение о возврате суммы излишне уплаченной государственной пошлины.
С учетом изложенного постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2010 года подлежит оставлению без изменения, однако выводы апелляционного суда о применении статьи 110 Арбитражного апелляционного суда Российской Федерации ошибочны.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2010 года по делу N А40-160303/09-120-983 отменить в части взыскания с Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору госпошлины в сумме 3000 руб. В остальной части Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2010 года оставить без изменения. Возвратить ОАО " Нижнетагильский металлургический комбинат" 3000 руб. из федерального бюджета.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
М.Р. Агапов |
|
М.В. Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 сентября 2010 г. N КА-А40/10335-10 по делу N А40-160303/09-120-983
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника