Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 21 сентября 2010 г. N КА-А40/10710-10 по делу N А40-139344/09-79-908
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей Агаповым М.Р., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от заявителя Открытого акционерного общества "Комета-Энергия", извещен, уведомление N 327946,
от заинтересованного лица Федеральной службы по тарифам Абазалиев Р.К. по доверенности от 28 января 2010 года N 1/13,
от третьего лица Департамента по тарифам Новосибирской области извещен, уведомление N 327939,
рассмотрев 14 сентября 2010 года в судебном заседании кассационную жалобу Открытого акционерного общества "Комета-Энергия" на решение Арбитражного суда города Москвы от 11 февраля 2010 года, принятое судьей Дранко Л.А., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2010 года, принятое судьями Якутовым Э.В., Векличем Б.С., Поташовой Ж.В. по заявлению Открытого акционерного общества "Комета-Энергия" к Федеральной службе по тарифам, третье лицо - Департамент по тарифам Новосибирской области о признании недействительным приказа, установил:
открытое акционерное общество "Комета-Энергия (далее по тексту ОАО "Комета-Энергия") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным приказа Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 21 июля 2009 года N 279-э "О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 февраля 2010 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2010 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Комета-Энергия", не согласившись с выводами судов, настаивает на отмене решения и постановления на основании не соответствия выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, Общество не оказывает возмездных услуг по передаче электроэнергии, а рынок, на котором оно осуществляет свою деятельность, не является естественной монополией. Указал, что нарушен порядок принятия решения о включении в реестр СЕМ, поскольку ни ФСТ России, ни третьим лицом анализ деятельности заявителя, как и соответствующего рынка услуг, не проводился. Полагает, что оспариваемый приказ принят в отсутствие доказательств наличия на балансе Общества основных средств, с использованием которых осуществляется регулируемая деятельность и в отсутствие информации о фактическом осуществлении заявителем возмездного оказания услуг по передаче электроэнергии.
ОАО "Комета-Энергия" (уведомление N 327946), Департамент по тарифам Новосибирской области (уведомление N 327939) извещенные о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, о чем имеются уведомления о получении определения суда, представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия, лиц, не явившихся в судебное заседание, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель ФСТ России в судебном заседании и представленном отзыве, возражая против удовлетворения кассационной жалобы, указал на законность и обоснованность судебного акта и отсутствии оснований к отмене.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, не находит оснований к отмене судебных актов.
Из установленных судом первой инстанции и апелляционным судом фактических обстоятельств по делу усматривается, что приказом ФСТ России от 21 июля 2009 года N 279-э "О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль" ОАО "Комета-Энергия", осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел 1 "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии, под регистрационным номером 54.1.39, и в отношении данного Общества введены государственное регулирование и контроль.
Полагая, что указанный приказ издан с нарушением закона и нарушает права ОАО "Комета-Энергия" обратилось с настоящим требованием в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции, при повторном рассмотрении апелляционный суд, обоснованно исходили из отсутствия совокупности оснований необходимых для признания ненормативного акта недействительным, в силу того, что оспариваемый приказ принят полномочным органом и при наличии предусмотренных законодательством оснований.
Суды на основании всестороннего исследования фактических обстоятельств по делу, оценки доказательств и доводов сторон применительно к статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применив статьи 3, 4, 10 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Положение о Федеральной службе по тарифам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 332, пункт 3 Временного Положения о реестре субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, утвержденного Приказом ФСТ России от 26 августа 2004 года N 59, пункт 20 Административного регламента, утвержденного Приказом ФСТ России от 27 октября 2006 года N 208 пришли к правильному выводу о законности и обоснованности приказа ФСТ России.
Выводы судебных инстанций о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
ФСТ России, являющийся, в силу статей 10, 11 Закона о естественных монополиях, пункта 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 332, уполномоченным органом исполнительной власти, которому предоставлено право, в том числе, отнесения того или иного предприятия к субъектам естественных монополий проведен, как того требует закон, анализ деятельности ОАО "Комета- Энергия", осуществляемой им в условиях естественной монополии.
ОАО "Комета-Энергия" как территориальная сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии в силу положений статей 3 и 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", определяющих, что субъект естественной монополии - это хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии; услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
По определению статьи 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) территориальная сетевая организация - это коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которые включают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
В соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации" тарифы на передачу электрической энергии подлежат государственному регулированию.
Как установлено судами, на балансе Общества находятся кабельные линии общей протяженностью 24,013 км, электросетевое оборудование; Общество имеет границы балансовой принадлежности с ООО "Династия", а также с ЗАО "РЭС"; фактически осуществляет права владения, пользования и распоряжения объектами электросетевого хозяйства; основным видом экономической деятельности Общества является передача электрической энергии, в связи с чем, оно является энергоснабжающей организацией. ОАО "Комета-Энергия" заключены договоры на передачу электрической энергии.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, ФСТ России в соответствии с Законом о естественных монополиях, Положением о Федеральной службе по тарифам, Временным положением о Реестре субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, утвержденным Приказом ФСТ РФ от 26 августа 2004 года N 59 и Административным регламентом исполнения государственной функции Федеральной службы по тарифам по формированию и ведению Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, утвержденным Приказом ФСТ РФ от 27 октября 2006 года N 208 включение ОАО "Комета-Энергия" в Реестр субъектов естественных монополий произведено на основании обращения Департамента по тарифам Новосибирской области и проведенного анализа деятельности общества. Факт осуществления Обществом деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и нахождение на балансе Общества основных средств, предназначенных для осуществления данной регулируемой деятельности, подтверждаются материалами дела.
На основании анализа указанных материалов судами сделан правильный вывод о соответствии Общества критериям, необходимым ФСТ России для включения Общества в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел 1 "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии".
При таких обстоятельствах, оснований к отмене судебных актов, вынесенных с соблюдением норм материального права, нет.
Что же касается доводов заявителя кассационной жалобы, то они фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, и направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанции и выходят за пределы полномочий суда кассационной инстанции. Указанные доводы судом рассмотрены и им дана оценка, что нашло свое отражение в судебных актах.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11 февраля 2010 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2010 года по делу N А40-139344/09-79-908 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Комета-Энергия" без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
М.Р. Агапов |
|
И.В. Туболец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 сентября 2010 г. N КА-А40/10710-10 по делу N А40-139344/09-79-908
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника