Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 22 сентября 2010 г. N КГ-А40/10638-10 по делу N А40-65354/09-24-415
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Федосеевой Т.В.,
судей Новоселова А.Л., Комоловой М.В.,
при участии в заседании:
от истца - Родина Е.В. по доверенности б/н от 11.01.10, Кемишев А.Н. по доверенности б/н от 11.01.10
от ответчика - Королева Е.С. по доверенности N 01-06-08/183 от 31.12.09,
рассмотрев 15 сентября 2010 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на решение от 15 марта 2010 года Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Мироненко Э.В., на постановление от 16 июня 2010 года Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Седовым С.П., Семикиной О.Н., Баниным И.Н., по иску МП г.Омска "Пассажирское предприятие N 4" о возмещении убытков в размере 58 707 595, 01 руб., к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, третье лицо: Омская область в лице Минфина Омской области, установил:
Муниципальное предприятие города Омска "Пассажирское предприятие N 4" (далее - истец или МП г.Омска "Пассажирское предприятие N 4") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - ответчик или Минфин России) о взыскании убытков в размере 58.707.595,01 руб., возникших в связи с предоставлением в 2008 году льгот по перевозке отдельных категорий граждан общественным транспортом (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Исковые требования заявлены на основании статей 8, 12, 15, 16, 1064, 1069, 1071, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что в 2008 году предприятие оказало услуги по льготному проезду гражданам, включенным в федеральный регистр льготников, однако расходы по перевозке были компенсированы истцу не в полном объеме.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Омская область в лице Министерства финансов Омской области.
Решением от 15.03.2010 Арбитражного суда города Москвы иск удовлетворен в полном объеме.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал доказанным факт наличия у истца убытков и их размера.
Постановлением от 16.06.2010 Девятого арбитражного апелляционного суда принят отказ МП г.Омска "Пассажирское предприятие N 4" от иска в части взыскания 14 865 915 руб. 74 коп. Решение суда первой инстанции в этой части отменено, производство по делу в указанной части прекращено. Апелляционный суд взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца 43.841.679 руб. 27 коп. убытков..
На принятые судебные акты Министерством финансов Российской Федерацией подана кассационная жалоба, в которой заявитель просит отменить решение и постановление как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права. Ответчик ссылается на неприменение судом Постановления Правительства Омской области N 33-п от 06.04.2005, которым утвержден порядок возмещения убытков, возникающих в результате перевозки льготников в Омской области, и, в этой связи, необоснованное признание судом правильным расчета, примененного истцом при определении размера понесенных расходов от предоставления льгот. Заявитель указывает также на неправильное толкование судами закона, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, недоказанность размера убытков.
Заявитель указывает также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам; недоказанность истцом убытков, заявленных ко взысканию.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель истца возражала против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на кассационную жалобу.
Третье лицо, извещенное о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, представителя в суд не направило, отзыв на кассационную жалобу не представило.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что решение и постановление подлежат отмене в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, исковые требования МП г.Омска "Пассажирское предприятие N 4" заявлены о взыскании с Российской Федерации убытков, возникших, как утверждает истец, в связи с оказанием в 2008 году транспортных услуг льготным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы и преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" льготы по бесплатному проезду для граждан, включенных в федеральный регистр, отменены и субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям предписано при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В целях реализации мер по обеспечению равной доступности транспортных услуг для граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, финансируемой за счет средств федерального бюджета, Правительство Омской области 14.12.2004 приняло постановление N 89-П "О порядке предоставления мер социальной поддержки в Омской области отдельным категориям граждан" и 06.04.2005 постановление N 33-П "О порядке возмещения транспортным предприятиям затрат, связанных с предоставлением бесплатного (льготного) проезда отдельным категориям граждан", предоставив гражданам федерального регистра бесплатный проезд всеми видами пассажирского транспорта городского сообщения в пределах территории Омской области.
В соответствии с постановлением от 06.04.2005 N 33-П возмещение расходов транспортным предприятиям производится на основании заключенного договора. В материалы дела представлен договор от 29.01.2008 N 13 о финансировании расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по бесплатному (льготному) проезду отдельных категорий граждан, заключенный между Министерством труда и социального развития Омской области и департаментом транспорта города Омска и МП г.Омска "Пассажирское предприятие N 4".
Удовлетворяя требования предприятия и признавая правильным определение истцом размера убытков, суд необоснованно не принял во внимание доводы Минфина России о неправильном расчете истцом убытков, не применил нормативные правовые акты Омской области и не исследовал данные, необходимые для определения размера подлежащих возмещению расходов истца в соответствии с порядком, установленным субъектом Российской Федерации.
При изложенном, принятые по делу судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными, а поэтому подлежат отмене на основании статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, проверить обоснованность размера заявленных к взысканию убытков в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими в 2008 году на территории Омской области, а также проверить доводы ответчика о включении в общее количество федеральных льготников лиц, социальная поддержка которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, и с учетом установленного принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 15 марта 2010 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 16 июня 2010 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-65354/09-24-415 - отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Федосеева |
Судьи |
М.В. Комолова |
|
А.Л. Новоселов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 сентября 2010 г. N КГ-А40/10638-10 по делу N А40-65354/09-24-415
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника