Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 5 октября 2010 г. N КА-А40/11297-10 по делу N А40-57198/08-130-469
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Букиной И.А., Кузнецова А.М.,
при участии в заседании:
от заявителя Дормедонова В.В., дов. от 22.09.2010 года, паспорт 46 04 045285;
от заинтересованного лица Зубрева С.Ю., дов. от 03.12.09 N 4-47-17088/9, уд. N 27629, Горчаковой Е.А., дов. от 24.12.2009 года N 4-47-18149/9, уд. N 352, Кореневой О.А., дов. от 10.11.2009 года N 4-47-15870/9, уд. N 46309;
от третьих лиц: от ДЗР г. Москвы - Горчаковой Е.А., дов. от 25.12.2009 года N 33-И-2997/9, уд. N 352, Нагорной М.Ю,, дов. от 25.12.2009 года N 33-И-3037/9, уд. N 651; от Москонтроля - Кореневой О.А., дов. от 12.07.2010 года N 01-01-12-2642/09, уд. N 46309,
рассмотрев 28 сентября 2010 года в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы, Контрольного комитета города Москвы на решение от 22 марта 2010 года Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Кононовой И.А., на постановление от 18 июня 2010 года Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Якутовым Э.В., Поташовой Ж.В., Пронниковой Е.В. по заявлению закрытого акционерного общества "ИнкорРус" о признании незаконным бездействия Правительства Москвы, обязании совершить действия, третьи лица: закрытое акционерное общество "Объединение Ингеоком", Департамент земельных ресурсов города Москвы, Контрольный комитет города Москвы, установил:
закрытое акционерное общество "ИнкорРус" (далее - ЗАО "ИнкорРус", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Москвы, выразившегося в неиздании в установленном порядке решения в виде распоряжения о строительстве обществом гостиницы категории 3 звезды на 200 номеров по адресу Сколковское шоссе, напротив владения 32, неутверждении акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта для осуществления строительства гостиницы от 27.12.2006 года N А-3023/19. Также просило обязать Правительство Москвы в течении одного месяца со дня принятия решения издать распоряжение (принять решение) о проектировании и строительстве ЗАО "ИнкорРус" гостиницы категории "3 звезды" на 200 номеров общей площадью 5 400 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0008005:151 площадью 0,48 га по адресу Сколковское шоссе, напротив владения 32; об утверждении акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта для осуществления строительства гостиницы от 27.12.2006 года N А-3023/19; о предоставлении ЗАО "ИнкорРус" указанного земельного участка для строительства гостиницы с указанием условий и срока предоставления земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены закрытое акционерное общество "Объединение "Ингеоком" (далее - ЗАО "Объединение "Ингеоком"), Департамент земельных ресурсов города Москвы (далее - ДЗР г. Москвы), Контрольный комитет города Москвы (далее - Москонтроль).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.03.2010 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2010 года, признано незаконным оспариваемое по делу бездействие Правительства Москвы, выразившееся в неиздании в установленном порядке решения в виде распоряжения о строительстве ЗАО "ИнкорРус" гостиницы категории 3 звезды на 200 номеров по адресу Сколковское шоссе, напротив владения 32, и неутверждении акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта для осуществления строительства гостиницы от 27.12.2006 года N А-3023/19. Суд также обязал Правительство Москвы в течении месяца со дня вступления решения в законную силу принять распорядительный акт, утверждающий условия и порядок реализации ЗАО "ИнкорРус" проекта строительства гостиницы категории "3 звезды" на 200 номеров общей площадью 5 400 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0008005:151 площадью 0,48 га по адресу Сколковское шоссе, напротив владения 32, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Правительство Москвы и Москонтроль не согласились с принятыми по делу судебными актами и подали кассационную жалобу, в которой просят их отменить как незаконные и необоснованные.
В отзыве на жалобу ЗАО "ИнкорРус" возражало против ее удовлетворения, считая обжалованные акты судов двух инстанций соответствующими законодательству и представленным в дело доказательствам.
В судебном заседании представители Правительства Москвы, Москонтроля, ДЗР города Москвы поддержали жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель ЗАО "ИнкорРус" возражал против ее удовлетворения по мотивам, приведенным в представленном отзыве. ЗАО "Объединение "Ингеоком" уведомлено о судебном разбирательстве по делу, заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя. Ходатайство обсуждено и признано подлежащим удовлетворению.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованных по делу актов судов двух инстанций.
Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций сослались на то, что судебными актами Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-2568/09-92-20 установлено, что строительство гостиницы на 200 мест по адресу Сколковское шоссе, напротив вл. 32 было предусмотрено постановлениями Правительства Москвы от 19.08.2003 года N 688-ПП "О схеме размещения гостиниц в городе Москве до 2005 года" и от 24.08.2004 N 574-ПП "О генеральной схеме размещения гостиниц в городе Москве до 2010 года".
Простое товарищество в составе ЗАО "Объединение "Ингеоком" и ЗАО "ИнкорРус" было признано победителем проведенного 23.12.2004 открытого аукциона по реализации инвестиционного проекта на право осуществления предпроектной подготовки вышеупомянутого земельного участка для строительства объекта гостиничного хозяйства общей площадью до 8 355 кв.м., примерной емкостью 200 мест, разработки акта разрешенного использования с целью получения права на его застройку. Результаты аукциона утверждены распоряжением Правительства Москвы от 26.07.2005 года N 1369-РП.
06.10.2005 между Правительством Москвы и ЗАО "ИнкорРус", на которого возложено управление общими делами по совместной деятельности простого товарищества, был заключен договор на право проведения предпроектной подготовки земельного участка ориентировочной площадью 0,48 га, расположенного по адресу Сколковское шоссе, напротив вл. 32, для строительства вышеупомянутого гостиничного комплекса.
11.09.2007 сторонами договора подписан акт выполненных работ, в котором зафиксирован факт полного и надлежащего выполнения ЗАО "ИнкорРус" обязательств по договору от 06.10.2005 года. Также в акте отражен факт оформления акта от 27.12.2006 гда N А-3023/19 разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (земельного участка) для осуществления строительства, реконструкции объекта - гостиницы "3 звезды" на 200 номеров по адресу Сколковское шоссе, напротив владения 32.
С учетом изложенных обстоятельств суды двух инстанций пришли к правильному выводу о том, что подписание акта выполненных работ и акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (земельного участка), выполненного в соответствии с требованиями Закона города Москвы от 09.07.2003 года N 50 "О порядке подготовки и получения разрешения на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве", свидетельствует о надлежащем исполнении ЗАО "ИнкорРус" условий договора от 06.10.2005 года и, соответственно, о завершении обществом предпроектной подготовки земельного участка для строительства гостиничного комплекса.
На основании распоряжения Правительства Москвы от 26.07.2005 года N 1369-РП после реализации договора и оформления акта разрешенного использования Комитет по внешнеэкономической деятельности города Москвы совместно с префектурой ЮЗАО г. Москвы разработали проект распоряжения Правительства Москвы "О проектировании и строительстве гостиницы категории "3 звезды" по адресу: Сколковское шоссе, напротив владения 32. Согласно письму Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы от 23.06.2008 N 25-08(5-03)-523/4-0-8 этот проект распоряжения Правительства Москвы согласован со всеми необходимыми городскими структурами, за исключением Москонтроля, и предусматривал утверждение акта разрешенного использования от 27.12.2006 N А-3023/19, порядок оформления земельно-правовых отношений, определение стоимости права на заключение договора аренды земельного участка сроком на 49 лет.
В установленном порядке указанный проект распоряжения Правительством Москвы не подписан.
Оценив в совокупности представленные в дело доказательства, суды двух инстанций пришли к правильному выводу о том, что Правительству Москвы были представлены необходимые сведения, подтверждающие факт завершения предпроектной подготовки земельного участка по указанному адресу для строительства гостиничного комплекса и достаточные для принятия решения об утверждении акта разрешенного использования от 27.12.2006 года N А-3023/19, определении порядка оформления земельно-правовых отношений, стоимости права на заключение договора аренды земельного участка.
Также суды правомерно признали, что неиздание Правительством Москвы распорядительного акта свидетельствует о его незаконном бездействии, нарушающем права и законные интересы ЗАО "ИнкорРус" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге выбор земельных участков для строительства осуществляется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами этих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В силу п. 3 ст. 4 Закона города Москвы от 14.05.2003 года N 27 "О землепользовании и застройке в городе Москве" (в редакции, действовавшей до 04.01.2007 года) решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю. Правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с порядком управления и распоряжения землями города Москвы, установленным федеральным законодательством и законами города Москвы.
Пунктами 1 и 2 ст. 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объекта либо с предварительным согласованием мест размещения.
Пунктом 3 указанной статьи 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
С учетом изложенного суды двух инстанций правомерно признали, что Правительством Москвы было предварительно согласовано место размещения объекта строительства и определен застройщик объекта строительства - ЗАО "ИнкорРус".
Ссылка в жалобе на несформированность земельного участка не принимается во внимание. Конкурсный отбор застройщика при выборе самим Правительством Москвы несформированного земельного участка для строительства конкретного объекта не противоречит положениям п. 5 ст. 30 ЗК РФ, подлежащим применению в совокупности с пунктами 3, 4, 10 статьи 31 ЗК РФ.
Другие доводы жалобы свидетельствуют о несогласии с данной судами двух инстанций оценкой представленных в дело доказательств, выходят за пределы предоставленных суду кассационной инстанции полномочий, в связи с чем отклоняются.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов суд кассационной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22 марта 2010 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 июня 2010 года по делу N А40-57198/08-130-469 оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Москвы, Контрольного комитета города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
И.А. Букина |
|
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 5 октября 2010 г. N КА-А40/11297-10 по делу N А40-57198/08-130-469
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника