Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 30 сентября 2010 г. N КА-А41/11451-10 по делу N А41-367/10
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Черпухиной В.А.,
судей Антоновой М.К., Коротыгиной Н.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) - Родиной Т.И. - дов. N 90 от 30.12.2009 года;
от ответчика - Андрейкина П.А. - дов. N 02-18/00275 от 19.03.2010 года,
рассмотрев 23.09.2010 в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области на решение от 05.04.2010 года Арбитражного суда Московской области, принятое Рымаренко А.Г. на постановление от 17.06.2010 года Десятого арбитражного апелляционного суда, принятое Чалбышевой И.В., Александровым А.А., Гагариной В.Г., по иску (заявлению) Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области о взыскании задолженности к ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева", установил:
решением Арбитражного суда Московской области от 05.04.2010 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 года, отказано в удовлетворении заявленных требований Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о взыскании с ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" (далее - Общество) налога в сумме 226 087 743 руб. 28 коп.
Применив ст.ст. 45, 46, 69, 70, 101 НК РФ, суды указали, что Инспекцией не была соблюдена процедура взыскания налога в указанном размере, в частности, не было выставлено требование о взыскании налога, также впоследствии не была применена процедура принудительного взыскания за счет средств налогоплательщика в банках, что в совокупности исключает возможность взыскания налога в судебном порядке.
В кассационной жалобе Инспекция просит об отмене судебных актов, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Выслушав представителя Инспекции, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Общества, возражавшего против отмены судебных актов по основаниям, указанным в них и в приобщенном к материалам дела отзыве на кассационную жалобу, проверив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещением о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Отказывая в удовлетворении требования о взыскании налога, суды пришли к выводу о том, что решение о взыскании налога, пени, штрафа за счет денежных средств, находящихся на банковских счетах налогоплательщика, может быть принято налоговым органом при наличии следующих условий: налогоплательщику предварительно должно быть направлено требование об уплате налога и пени в соответствии со ст. 69 НК РФ; налогоплательщик не уплатил в установленный в требовании срок сумму налога и пени; налоговым органом вынесено решение о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в течение 60 дней с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога. При отсутствии одного из указанных условий решение о взыскании налога за счет денежных средств на счетах банка налогоплательщика считается принятым без достаточных оснований.
Между тем, требование об уплате НДФЛ в сумме 226 087 734 руб. 28 коп. в адрес ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" не направлялось.
Таким образом, судами сделан обоснованный вывод о нарушении налоговым органом процедуры бесспорного взыскания недоимки по налогу.
Довод налогового органа о наличии у налогоплательщика на лицевом счете непогашенной задолженности, был предметом проверки судебных инстанций, им дана правильная правовая оценка.
Кроме того, НДФЛ в сумме 226 087 734 руб. 28 коп., заявленный в рамках настоящего дела, был признан вступившими в законную силу судебными актами по делу N А40-63147/08-127-267 неправомерно исчисленным ко взысканию (бездоказательным), что само по себе исключает возможность удовлетворения требования инспекции.
Суд кассационной инстанции считает, что судами при рассмотрении спора правильно, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ определен предмет доказывания по делу, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделан правильный вывод по делу.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом проверки судов, им дана правильная правовая оценка.
Нормы материального права при разрешении спора применены правильно, требования процессуального закона соблюдены. Оснований, предусмотренных ст. 288 АПК РФ для отмены решения и постановления судов, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 05.04.2010 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Черпухина |
Судьи |
М.К. Антонова |
|
Н.В. Коротыгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 сентября 2010 г. N КА-А41/11451-10 по делу N А41-367/10
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника