Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 28 октября 2010 г. N КА-А40/13329-10 по делу N А40-45080/10-118-278
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего Коротыгиной Н.В.
судей Тетёркиной С.И. и Черпухиной В.А.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) - Коршунова А.С. дов. от 10.08.2010 г., Базаевой К.А. протокол N 3 от 20.06.2008 г.
от ответчика - Шириновой Ю.Р. дов. N 8 от 14.01.2010 г.,
рассмотрев 27.10.2010 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "КАРА +" на решение от 08.06.2010 г. Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Кондрашовой Е.В., на постановление от 23.08.2010 г. Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Нагаевым Р.Г., Крекотневым С.Н. и Окуловой Н.О., по иску (заявлению) ООО "КАРА +" о признании недействительным решения к МИ ФНС России N 49 по г. Москве, установил:
ООО "КАРА +" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным Решения Межрайонной ИФНС России N 49 по г. Москве от 18.02.2010 г. N 11-08/167 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.06.2010 г., оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2010 г., в удовлетворении требований общества отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке ст.ст. 284 и 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой заявителя, в которой ставится вопрос об их отмене и вынесении нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы общество ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, а также на неправильное применение норм процессуального и материального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель налоговой инспекции заявил ходатайство о приобщении к материалам дела письменных пояснений на кассационную жалобу.
Представитель заявителя не возражал против удовлетворения данного ходатайства.
Совещаясь на месте, руководствуясь ст. 279 АПК РФ, суд определил: приобщить к материалам дела письменные пояснения на кассационную жалобу.
В заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы, представитель налоговой инспекции возражал против ее удовлетворения, ссылаясь на то, что вынесенные судебные акты соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно них, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции полагает, что судебные акты подлежат отмене по основаниям, предусмотренным ч.ч. 1 и 2 ст. 288 АПК РФ в связи с неправильным применением судами норм материального права.
Как установлено судами, по результатам выездной налоговой проверки заявителя за период 2006-2008 г.г. Межрайонной ИФНС России N 49 по г. Москве составлен акт от 31.12.2009 г. N 11-08/159 и вынесено Решение от 18.02.2010 г. N 11-08/167 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым отказано в привлечении общества к налоговой ответственности; заявителю начислены пени по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость в общем размере 209.879 руб. 51 коп.; налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость в общем размере 1.334.869 руб., уплатить пени, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Основанием для доначисления указанных налогов послужили выводы инспекции о занижении обществом рыночных цен при сдаче в аренду в 2006 г. ООО "Атлантик" торговых мест на малом рынке ООО "КАРА+", расположенном по адресу: г. Москва, ул. Пришвина, владение 3Г.
Установив при проведении проверки, что фактически торговые места сдавались обществом в аренду предпринимателям - субарендаторам ООО "Атлантик" напрямую, а также, что имело место значительное увеличение доходов общества от сдачи в аренду торговых мест в 2007 г., когда договоры были заключены без участия ООО "Атлантик", налоговый орган посчитал, что имеются основания для проверки соответствия арендной платы ООО "КАРА +" рыночным ценам.
На основании анализа цен одного квадратного метра сдаваемых в аренду торговых мест по договору от 26.12.2005 г. N 12/26, заключенному с ООО "Атлантик", и цен, установленных в договорах аренды от 01.02.2007 г., заключенных с индивидуальными предпринимателями, инспекция сделала вывод о наличии отклонения по указанному договору более чем на 20 процентов в сторону понижения от уровня цен, применяемых по идентичным (однородным) услугам.
С учетом применения положений ст. 40 НК РФ налоговым органом было произведено доначисление налога на прибыль и НДС, исходя из рыночных цен на аренду нежилых помещений.
При этом рыночная цена определена Межрайонной ИФНС России N 49 по г. Москве с учетом п. 7 ч. 1 ст. 31 НК РФ, как стоимость арендной платы 1 кв.м. ООО "ГРАНД ПЛЮС", осуществляющего аналогичный вид деятельности и расположенного в том же округе.
При рассмотрении дела судами установлено, что заявителем был заключен Договор аренды торговых мест от 26.12.2005 г. N 12/26 с ООО "Атлантик", в соответствии с условиями которого обществом были переданы в аренду арендатору все торговые места на малом рынке, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Пришвина, владение 3Г.
Размер арендной платы согласован сторонами и составлял 200.600 руб. в месяц (в т.ч. НДС - 7.690 руб. 67 коп.), а с 01.08.2006 г. - 531.000 руб. (с учетом НДС).
Указанный договор действовал до 31.01.2007 г.
Отказывая обществу в удовлетворении требований, суды исходили из того, что, поскольку фактически торговые помещения сдавались обществом в аренду напрямую, инспекцией правомерно в соответствии со ст. 40 НК РФ проверена правильность применения заявителем цен по договору с ООО "Атлантик" и произведен расчет сумм недополученной выручки от предоставления в аренду помещений указанному обществу с последующей сдачей их в субаренду.
Также судами признано обоснованным применение налоговым органом в связи с вышеуказанными обстоятельствами положений п. 3 ст. 40 НК РФ и п. 7 ст. 31 НК РФ и доначисление налогов, исходя из расчета стоимости арендной платы организации, осуществляющей аналогичный вид деятельности и расположенной в одном районе.
Однако, судами при рассмотрении дела не учтено следующее:
В соответствии с ч. 2 ст. 40 НК РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:
1) между взаимозависимыми лицами;
2) по товарообменным (бартерным) операциям;
3) при совершении внешнеторговых сделок;
4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услуга) в пределах непродолжительного периода времени.
В оспариваемом решении налоговый орган ссылался на обстоятельства, указанные в подп. 4 указанной нормы.
При этом, как усматривается из оспариваемого решения, для анализа применявшихся заявителем цен по договорам аренды, инспекция проводила сравнение между стоимостью одного квадратного метра сдаваемых в аренду торговых мест по договору от 26.12.2005 г. N 12/26, заключенному с ООО "Атлантик" и действовавшему в 2006 г., и ценами, установленными в договорах аренды от 01.02.2007 г., заключенными с индивидуальными предпринимателями и действовавшими в 2007 г.
Т.е. налоговым органом для целей налогового контроля сравнивались цены сделок, исполнявшихся в разные годы, и без анализа идентичности (однородности) сдаваемых в аренду помещений и условий заключенных сделок.
Из материалов дела усматривается и установлено судами, что в 2006 г. обществом был заключен только один договор аренды торговых мест, что исключает в силу подп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ возможность налогового органа проверять правильность цен по указанной сделке.
Выводы суда об обоснованном применении инспекцией при расчете суммы недополученной выручки данных о стоимости арендной платы аналогичного налогоплательщика не соответствует положениям п.п. 2-11 ст. 40 и подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ.
В случаях, предусмотренных п. 2 ст. 40 НК РФ, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги (п. 3 ст. 40 НК РФ).
Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 4-11 настоящей статьи, и представляет собой цену, сложившуюся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии однородных) товаров, работ, услуг в сопоставимых экономических (коммерческих условиях).
Указанными подпунктами установлен порядок определения рыночных цен на идентичные (однородные) товары, услуги в сопоставимых условиях, в соответствии с которым при определении рыночных цен используется официальная информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях.
При отсутствии на соответствующем рынке сделок с идентичными товарами, работами или услугами или информации о таких сделках используется метод цены последующей реализации, а при невозможности использования указанного метода - затратный метод.
Однако, данные положения не применялись налоговым органом при проведении проверки и не отражены в оспариваемом решении.
Возможность использования цен, применяемых организациями, осуществляющими аналогичный вид деятельности, для расчета налогов статьей 40 НК РФ не предусмотрена.
Подпунктом 7 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрено право налоговых органов определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках.
Данное право реализуется инспекцией в случаях, установленных указанной нормой, при отказе налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставлении в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствии учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
На наличие указанных обстоятельств налоговый орган в оспариваемом решении не ссылается и основания для применения инспекцией положений подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ судами при рассмотрении дела не установлены.
При изложенных обстоятельствах решение налогового органа о доначислении налогов вынесено с нарушением требований ст. 40 и подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, в связи с чем подлежит признанию недействительным.
Доводы налогового органа, поддержанные судами обеих инстанций, о том, что фактически обществом торговые места сдавались напрямую субарендаторам ООО "Атлантик", не являются основанием для проверки в соответствии с положениями ст. 40 НК РФ правильности применения цен по сделке.
С учетом разъяснений Высшего Арбитражного Суда РФ, данных в п. 7 Постановления Пленума от 12.10.2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", если налогоплательщик для целей налогообложения учел операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, объем прав и обязанностей налогоплательщика должен определяться, исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции.
Однако, при проведении проверки налоговая инспекция размер налоговых обязанностей общества, исходя из фактического предоставления торговых помещений в аренду субарендаторам, не устанавливала, анализ цен по указанным договорам, заключенным и действовавшим в 2006 г., не проводила.
Ссылка представителя инспекции в судебном заседании суда кассационной инстанции на отсутствие у общества учета доходов, полученных от субарендаторов, как на основание для применения положений подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, не принимается судом кассационной инстанции, поскольку в оспариваемом решении указанные обстоятельства не отражены, доначисление налогов произведено инспекцией в соответствии с п. 2 ст. 40 НК РФ в связи с выводами о занижении рыночных цен на сдаваемые в аренду помещения, а не в связи с отсутствием учета соответствующих доходов.
Суд кассационной инстанции в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ в связи с тем, что установления фактических обстоятельств по делу не требуется, полагает возможным вынести новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы заявителя в виде уплаченной государственной пошлины подлежат взысканию с налогового органа.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 8 июня 2010 г. и Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2010 г. по делу N А40-45080/10-118-278 отменить.
Требования ООО "КАРА +" удовлетворить.
Признать недействительным Решение МИ ФНС России N 49 по г. Москве от 18.02.2010 г. N 11-08/167.
Взыскать с МИ ФНС России N 49 по г. Москве в пользу ООО "КАРА +" судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 4.000 руб.
Председательствующий судья |
Н.В. Коротыгина |
Судьи |
С.И. Тетёркина |
|
В.А. Черпухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 октября 2010 г. N КА-А40/13329-10 по делу N А40-45080/10-118-278
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника