Письмо УФНС России по г. Москве от 7 июня 2010 г. N 16-15/059819@
Вопрос: Иностранная организация - резидент Германии получила доход от российской организации, выступающей в качестве агента иностранной организации на основании заключенного между сторонами агентского договора. В рамках указанного договора российская организация (агент) на регулярной основе осуществляет действия по продвижению услуг иностранной организации (принципала) на территории РФ и СНГ, заключает договоры с пациентами (клиентами) иностранной организации, выставляет счета на оплату услуг иностранной организации, получает их оплату. Каков порядок налогообложения в Российской Федерации прибыли указанных доходов?
Ответ: В соответствии со статьей 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации признаются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в России.
Если иностранная организация является резидентом государства, с которым у России заключен международный договор, регулирующий вопросы налогообложения, то при налогообложении прибыли (доходов) такой иностранной организации в Российской Федерации учитываются положения такого международного договора (ст. 7 НК РФ).
Между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия действует Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.96 (далее - Соглашение).
На основании статьи 7 Соглашения прибыль предприятия Договаривающегося Государства может облагаться налогом только в этом Государстве, если только предприятие не осуществляет свою деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное в нем постоянное представительство.
Согласно статье 5 Соглашения для целей Соглашения выражение "постоянное представительство" означает постоянное место предпринимательской деятельности, через которое деятельность предприятия осуществляется полностью или частично.
Также лицо, не являющееся "агентом с независимым статусом" в одном Государстве и осуществляющее деятельность для предприятия - резидента другого Государства, имеющее полномочия на заключение контрактов от имени этого предприятия и обычно осуществляющее указанные полномочия в первом Государстве, рассматривается как образующее постоянное представительство для предприятия нерезидента.
В основе Соглашения лежит типовая модель Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
При применении Соглашения компетентные органы Договаривающихся Государств, в частности, руководствуются комментариями ОЭСР к указанной модели. Так, фраза "полномочия заключать контракты от имени предприятия" не ограничивает применение пункта к агенту, непосредственно заключающему контракты от имени предприятия, пункт также применяется к агенту, заключающему контракты, которые накладывают обязательства на это предприятие, даже если контракты не заключены от имени предприятия.
Основным критерием, определяющим, приводит ли осуществление той или иной деятельности к образованию постоянного представительства, является критерий регулярности такой деятельности на территории другого Государства.
Из представленных материалов следует, что российская организация, выступающая в качестве агента на основании заключенного с иностранной организацией (резидентом Германии) агентского договора на регулярной основе осуществляет действия по продвижению услуг принципала (иностранной организации) на территории РФ и СНГ, заключает договоры с пациентами (клиентами) иностранной организации, выставляет счета на оплату услуг иностранной организации, получает их оплату.
Учитывая положения пункта 5 статьи 5 Соглашения, а также характер деятельности российской организации (агента), деятельность российской организации (агента), осуществляемая в пользу иностранной организации (принципала), рассматривается как приводящая к образованию постоянного представительства такой иностранной организации для целей налогообложения в России.
Поэтому иностранная организация признается самостоятельным плательщиком налога на прибыль в Российской Федерации.
Заместитель руководителя |
А.Н. Чугунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо УФНС России по г. Москве от 7 июня 2010 г. N 16-15/059819@
Текст письма официально опубликован не был
На основании данного письма подготовлены материалы, опубликованные в газете "Московский налоговый курьер", N 15-16, август 2010 г.