Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2010 г. N ВАС-9227/10
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Разумова И.В., судей Иванниковой Н.П. и Подъячева И.В.
рассмотрела в судебном заседании заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области (далее - инспекция) от 09.06.2010 N 03-08/0022896 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Иркутской области от 18.08.2009 по делу N А19-14021/09-57, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.03.2010 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Форсаж" (далее - общество) о признании недействительными решений инспекции от 12.05.2009 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и об отказе во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице.
Суд установил:
решением Арбитражного суда Иркутской области от 18.08.2009 требования общества удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 09.03.2010 названные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций инспекция ссылается на неправильное применение судами норм права.
Изучив доводы заявителя и представленные им документы, содержание принятых по делу судебных актов, суд пришел к выводу о том, что дело не подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ввиду следующего.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о представлении обществом всех документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) и необходимых для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
При этом в соответствии с Законом о государственной регистрации регистрация юридических лиц носит уведомительный характер; Закон о государственной регистрации не содержит положений, закрепляющих права регистрирующих органов по проверке достоверности представленных заявителем сведений либо по проведению правовой экспертизы документов. Достоверность сведений подтверждается заявителями. В силу пункта 1 статьи 25 Закона о государственной регистрации именно заявители несут ответственность за представление недостоверных сведений.
Основания, по которым допускается отказ в государственной регистрации, установлены пунктом 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации; их перечень является исчерпывающим. Сообщение юридическим лицом недостоверных сведений к числу последних не относится.
В связи с этим суды не усмотрели наличия законных оснований для отказа в проведении регистрационных действий.
Регистрирующий орган не лишен возможности обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в порядке пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 25 Закона о государственной регистрации. В этом случае с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18.07.2003 N 14-П, и положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на истце лежит бремя доказывания того, что неоднократные нарушения закона, допущенные ответчиком, в совокупности столь существенны, что исходя из всех обстоятельств и характера этих нарушений, вызванных ими последствий, решение о ликвидации юридического лица будет являться мерой, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации только при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Кодекса.
В данном случае таких оснований коллегией судей не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
в передаче дела N А19-14021/09-57 Арбитражного суда Иркутской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 18.08.2009, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.03.2010 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
И.В. Разумов |
Судья |
Н.П. Иванникова |
Судья |
И.А. Подъячев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2010 г. N ВАС-9227/10
Текст определения официально опубликован не был